Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса



2016-09-16 1199 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные пред­приятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощно­стей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, ди­намичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом сек­торе создается и находится в обороте основная масса национальных ресур­сов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с раз­витой рыночной экономикой малое и среднее предпринимательство оказы­вает серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социаль­ных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднего предпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблема государственной под­держки малых и средних предприятий в этих странах в настоящее время яв­ляется наиболее актуальной.

Вхождение России в мировую экономику также приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приоб­ретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономиче­ских), активизация производственной и инновационной деятельности.

Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь – ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. По­этому определенный интерес, на наш взгляд, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке малого бизнеса.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная под­держка предпринимательства опирается на соответствующее законодатель­ную базу. Во всех странах созданы специальные государственные организа­ции, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следя­щие за выполнением намеченных правительственных программ.

В целом, государственное содействие развитию малого предпринима­тельства в развитых странах осуществляется по следующим основным на­правлениям:

1) создание стабильных государственных и негосударственных источ­ников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

2) использование рациональных механизмов контроля за расходова­нием выделенных средств;

3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по за­щите интересов малых предприятий;

4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринима­тельству, включающей: государственные органы власти, неправительствен­ные объединения и организации, специализированные организации инфра­структуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, техно­логические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

5) осуществление прямого финансирования деятельности малых пред­приятий на основе специальных законов путем предоставления субси­дий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных зака­зов:

6) разработка целевых программ государственной поддержки ма­лого бизнеса на долгосрочную перспективу;

7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организа­ция системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных усло­виях помещений, оборудования, земельных участков;

9) содействие внешнеэкономической деятельности малых предпри­ятий.

Рассмотрим опыт государственной поддержки малого предпринима­тельства некоторых стран более подробно.

Малые и средние предприятия в ЕС занимают подавляющую долю в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышлен­ность, строительство (от девяти десятых до четырех пятых от общего числа предприятий в этих отраслях), обеспечивая две трети общего количества за­нятых и внося свыше половины вклада в общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящее время ЕС является примером новой модели регионального объединения стран, где регулирование экономической и политической жизни осуществляется на национальной основе и одновременно на более высоком надгосударственном уровне.

Основные институциональные надгосударственные органы в ЕС (Ев­ропейский парламент, Европейский Совет, Комиссия ЕС, Европейский Суд) определяют единую стратегию развития стран-участниц ЕС. Ряд институтов выполняют специальные функции, например: Аудиторский комитет (кон­троль за состоянием финансов ЕС), Европейский инвестиционный банк (фи­нансирование проектов Союза). В области регулирования предприниматель­ской деятельности важная роль принадлежит Комиссии ЕС (КЕС).

В целом политика ЕС в отношении малого бизнеса основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению про­блем их создания и функционирования.

Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприя­тиях, ориентированных исключительно на малые и средние предприятия. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директора­том XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предприниматель­ства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в со­трудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых и средних предприятий в органах ЕС, и другими службами Комиссии ЕС.

Горизонтальный подход базируется на защите интересов малых форм бизнеса в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области ис­следований и технических разработок, региональная политика, международ­ные отношения и т.д.) и укреплении позиций малых предприятий в соответ­ствующем виде деятельности.

Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа "социального и экономического слияния", направленного на установление равенства возможностей для регионов с раз­личным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Учитывая важность малого и среднего бизнеса для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от их развития. Поэтому кроме важности "макроэкономических" позиций, следует помнить о роли малого предприни­мательства на региональном уровне - для успешного его развития должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей по­литики) и микроэкономическая (предпринимательская).

Главными целями надгосударственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в ЕС являются: укрепление единого внутреннего рынка, интернационализация предпринимательской деятельно­сти на уровне предприятий, устранение административных барьеров и созда­ние единого экономического пространства в ЕС путем унификации законода­тельной базы по малому бизнесу, усиление взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЭС.

Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью пре­доставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конку­рентоспособности и роста. При этом заметен уход от "тяжелой" поддержки в форме займов и дотаций и переход к "мягкой" поддержке в форме консуль­тационных услуг.

Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предприниматель­ства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или уч­реждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются ча­стными.

Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС от­ветственность распределена между несколькими министерствами или между специальными отделами по малому и среднему бизнесу внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства ведется Министерством экономических дел и/или Министерством промыш­ленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по его под­держке (например, Министерство занятости, Министерство экономики, Центр общественной технологии, специальные общественные банки и др.), чья деятельность связана с оказанием помощи в вопросах занятости, обуче­ния, международной торговли, развития и т.д. Такое распределение ответст­венности между несколькими министерствами требует большой координа­ции деятельности всех стран в рамках ЕС.

Совместная деятельность национальных и надгосударственных орга­нов по содействию развитию малого предпринимательства в ЕС заключается в улучшении соответствующей среды и в определение и распространение "лучшего" опыта по их поддержке, преодоление недостатков в коммуника­ции между предпринимателями и организациями, предоставляющими ус­луги, с одновременным повышением уровня этих услуг.

В Японии регулирующая роль государства от­ражена в законах об ос­новах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содейст­вии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Централь­ном кооперативном банке для торговли и промышленно­сти и ряде других.

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наем­ных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринима­тельства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий при этом ликвидируется порядка 500 тыс., однако данная тенденция не вос­принимается негативно, поскольку связана с высокой мобильностью малого бизнеса в данном регионе. Американцы-владельцы малых предприятий очень чутко и гибко реагируют на динамику спроса, очень адаптивны и умеют бы­стро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают мно­жество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сфе­рах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на по­лучение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн. человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста таких предприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала бо­лее 90 центров женщин-предпринимателей.

Одно из важнейших направлений деятельности SBA – правовая за­щита интересов малого и среднего бизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президен­том США, утверждается Конгрессом и подотчетен только им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малого бизнеса в зако­нодательных и процедурных инициативах Федерального правительства. Сле­дует отметить, что отдел адвокатуры постоянно исследует деятельность ма­лого бизнеса США и среду его обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которого определены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднего бизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные на повышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом и выступает в качестве свя­зующего звена между малым бизнесом и федеральными структурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете. Начинаю­щие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело, могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информацион­ными ресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли от­крыто 19 центров содействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов на получение капитала для реализации экспортно-ориенти­рованных проектов. Кроме того, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBA еженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещены статистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результаты многочисленных исследований отдела адво­катуры, учебные разработки и многое другое.

В современных условиях механизм обеспечения эффективного функ­ционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

- разработка государственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса в экономике;

- совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование законодательства в сфере инвестиций и форми­рование благоприятного инвестиционного климата в стране;

- совершенствование налогообложения малых и средних предпри­ятий;

- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых фи­нансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего пред­принимательства;

- активизация прямого и косвенного участия государства в финанси­ровании развития малого и среднего бизнеса.

Подводя итог, можно сделать вывод: в большинстве развитых стран проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учиты­вающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование их опыта при регулировании малого предпринимательства РФ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с уче­том реального состояния экономики России. Если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплексную поддержку малого и среднего биз­неса на общегосударственном и региональном уровнях, и возможности для извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самым не только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основе эффективности российской экономики в целом.



2016-09-16 1199 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарубежный опыт государственной поддержки малого бизнеса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)