Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ



2016-09-16 1422 Обсуждений (0)
Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опыт государственного регулирования малого бизнеса в экономиче­ски развитых странах позволяет выделить два основных направления его осуществления: государственную поддержку малого предпринимательства и государственный контроль над деятельностью малых предприятий.

Го­сударственное регулирование и поддержка малого предпринима­тельства осуществляются во всех странах с развитой рыночной экономикой. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполне­нием намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную пра­вовую и фи­нансовую базу, а также на организационно-методическую сис­тему и систему различных исследований.

Действующая система органов поддержки и развития малого пред­принимательства складывалась поэтапно и в настоящее время представляет собой совокупность органов власти и общественных организаций, дейст­вующих на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне функции по стимулированию развития ма­лого предпринимательства осуществляют Министерство по антимонополь­ной политике и поддержке предпринимательства в координации с другими органами исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Торгово - промышленная палата Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.

К ведению Федерации законодательст­вом отнесено определение об­щих принципов, приоритетных направлений и методов госу­дарственной под­держки этого сектора:

1) формирование и осуществление государственной политики в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства;

2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) разработка и реализация федеральных программ развития субъек­тов малого и среднего предпринимательства;

4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и ин­фраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетен­ции;

6) формирование единой информационной системы в целях реализа­ции государственной политики в области развития малого и среднего пред­принимательства;

7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;

8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих органи­заций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринима­тельства;

9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;

10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

11) представительство в международных организациях, сотрудниче­ство с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и сред­него предпринимательства;

12) организация официального статистического учета субъектов ма­лого и среднего предпринимательства;

13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его раз­витию, включающего в себя отчет об использовании средств федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего пред­принимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эф­фективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;

14) методическое обеспечение органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содейст­вие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего пред­принимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях му­ниципальных образований.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом на региональном и местном уровнях, неодина­кова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными во­просами занима­ется множество органов с различными функциями и полномо­чиями (управле­ния, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнооб­разные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на под­держке малого предпринимательства на федеральном и региональном уров­нях, еще далека от совершенства.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенно­стей и условий, в том числе принимать допол­ни­тельные меры за счет собственных средств и ресурсов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации по вопросам развития малого и среднего предприниматель­ства относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства;

2) разработка и реализация региональных программ развития субъек­тов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и ре­гиональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражаю­щих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и струк­турных подразделений указанных организаций;

4) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) сотрудничество с международными организациями и администра­тивно-территориальными образованиями иностранных государств по вопро­сам развития малого и среднего предпринимательства;

9) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показате­лей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности при­менения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпри­нимательства в субъектах Российской Федерации;

10) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспе­чение ее деятельности;

11) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

12) образование координационных или совещательных органов в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам ме­стного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам раз­вития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

1) формирование и осуществление муниципальных программ разви­тия субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом националь­ных и местных социально-экономических, экологических, культурных и дру­гих особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показате­лей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности при­менения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпри­нимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражаю­щих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и струк­турных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации в области развития малого и среднего предпри­нимательства координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации ими мероприятий феде­ральных программ развития субъектов малого и среднего предприниматель­ства.

В случае обращения некоммерческих организаций, выражающих ин­тересы субъектов малого и среднего предпринимательства, к руководителям федеральных органов исполнительной власти, наделенных отдельными пол­номочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, с предложением создать при данных органах ко­ординационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства руководители данных федеральных органов государственной власти обязаны рассмотреть вопрос о создании таких коор­динационных или совещательных органов. О принятом решении по указан­ному вопросу руководители федеральных органов исполнительной власти в течение месяца в письменной форме уведомляют такие некоммерческие ор­ганизации.

В случае принятия решения о создании координационных или сове­щательных органов в области развития малого и среднего предприниматель­ства при федеральных органах исполнительной власти руководители указан­ных органов обязаны обеспечить участие представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпри­нимательства, в работе координационных или совещательных органов в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства в количестве не ме­нее двух третей от общего числа членов указанных координационных или совещательных органов.

Координационные или совещательные органы в области развития ма­лого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития ма­лого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в об­ласти развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных пра­вовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и сред­него предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Россий­ской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представите­лей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реа­лизации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного са­моуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов мест­ного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.93 N 446 “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", разработка основ го­сударственной политики в области развития и поддержки малого предпри­нимательства, координация деятельности федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации в этой сфере были возложены на Министерство экономики РФ. В 1995 году для решения этих задач был образован специальный орган испол­нительной власти - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В 1998 году, в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.09.98 N1142 “О структуре федеральных органов исполнительной власти", комитет был уп­разднен, а его задачи и функции переложены на образованное Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпри­нимательства, осуществляющее регулирование сферы малого бизнеса по сей день.

Для финансового обеспечения федеральной политики в области госу­дарственной поддержки малого предпринимательства в России был создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который, со­гласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.95 N1184 “О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства", является правопреемником Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Госу­дарственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Основанием для создания Фонда послужило принятие Федерального Закона “О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Основная цель деятельности Фонда - “финансовое обеспечение Феде­ральной программы государственной поддержки малого предприниматель­ства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) про­грамм, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и раз­витие малого предпринимательства". Для достижения свое основной цели Фонд наделялся необходимыми полномочиями: от права выполнять функции залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства, международных обязательств России и принимать до­левое участие в создании и деятельности коммерчески и некоммерческих ор­ганизаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, до ведения предпринимательской деятельности и выпуска ценных бумаг.

Координацию деятельности Фонда до момента своего упразднения осуществлял Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство Российской Федерации по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-тех­нической сфере был создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.94 № 65 “О фонде содействия развитию малых форм предпри­ятий в научно-технической сфере", в которое впоследствии неоднократно вносились коррективы.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-тех­нической сфере образован для “развития малого предпринимательства в на­учно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощре­ния конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями”.

Фонд - государственная некоммерческая организация, в связи с чем не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли. Источниками же формирования средств Фонда являются бюджетные ассигнования в размере 1% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на фи­нансирование науки (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 № - 1213, до его принятия - в размере 0,5%), добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц и иные поступления от деятельности Фонда.

Несмотря на столь широкий круг организаций, преследующих, каза­лось бы, одни цели - решение проблем малого предпринимательства, адми­нистративная структура далека от оптимальной, а действия государственных органов и общественных объединений, как показывает официальная стати­стика субъектов малого предпринимательства, не приводят к желаемым ре­зультатам.

 



2016-09-16 1422 Обсуждений (0)
Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система органов поддержки и развития малого бизнеса в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)