Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации по выполнению



2016-09-16 433 Обсуждений (0)
Рекомендации по выполнению 0.00 из 5.00 0 оценок




Творческих заданий по философии

Как написать эссе

Эссе является одной из наиболее распространенных форм домашнего задания творческого характера, письменного зачета по разделу или частью контрольной работы. Существует два наиболее распространенных заблуждения относительно того, как писать эссе. Довольно часто студенты считают эссе исключительно способом выразить собственное мнение, впечатление по поводу предложенной темы, причем полагая главной или даже единственной характеристикой эссе искренность и непосредственность. Другой распространенной ошибкой является понимание эссе как краткого реферирования материалов по теме, либо даже простого переписывания «подходящего» фрагмента текста. Для того, чтобы написать эссе, прежде всего необходимо понимать специфику этого жанра.

Эссе (с французского essai – попытка, проба, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

На первом плане эссе – размышления, чувства автора по поводу прочитанного или услышанного, ярко выраженная авторская позиция. Свободная композиция, индивидуальный стиль и язык, образность, парадоксальность, афористичность, нестандартный взгляд на какую-либо проблему – отличительные признаки эссе. Для эссе характерно использование различных средств художественной выразительности – метафоры, аллегории, символов, сравнения. Для передачи собственного оригинального видения проблемы автор подбирает аналогии, проводит параллели, использует различные, порой неожиданные, ассоциации.

Однако не следует считать, что эссе пишется в режиме неконтролируемого «потока сознания». Свободная композиция эссе должна быть подчинена своей внутренней логике, а основная мысль – явственно звучать в «плетении словес».

Кроме того, работа над эссе по учебной дисциплине предполагает, прежде всего, знание содержания дисциплины в целом и предмета размышлений в частности. Как бы оригинально ни мыслил студент, каким бы ярким литературным дарованием он не обладал, он не сможет написать содержательное и убедительное эссе по поводу знаменитого афоризма Н. Бора «Противоположность правильного высказывания – ложное высказывание. Но противоположностью глубокой истины может быть другая глубокая истина», если не имеет представления о закономерностях развития науки и основных концепциях ее динамики.

Однако только личностного отношения к предложенной теме и знания материала недостаточно, необходимо также умение анализировать определенный феномен в широком культурно-историческом контексте. Высказывание Августина Аврелия, средневекового христианского философа о сущности человека «Сам человек представляет собой большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком» созвучно мысли античного драматурга (язычника, с точки зрения средневекового богослова!) «Много чудес есть на свете, но человек всех чудесней», а потому особенно важно увидеть нюансы в понимания человека мыслителями столь разных эпох.

Часто темой эссе становятся вопросы из разряда «вечных», «проклятых» вопросов, на которые не только не существует готового ответа, но, более того, исчерпывающий ответ «на все времена» невозможен. Поскольку любая попытка ответа на подобный вопрос – лишь очередной вариант обозначить его значимость, предложить собственное видение возможности его решения, будет нелишним указать на Ваше знакомство с существующими мнениями по этому поводу.

При этом важно, чтобы эссе было выдержано в присущем жанру стиле. Несмотря на то, что каждое эссе очень индивидуально, и задать жесткий алгоритм его написания, скорее всего, невозможно, все же можно дать несколько общих рекомендаций по организации работы над ним.

Примерная последовательность работы над эссе:

1. Внимательно прочтите тему эссе, убедитесь в том, что правильно ее поняли. Кратко сформулированная тема, во-первых, может быть по-разному интерпретирована, а, во-вторых, в ней можно выделить различные проблемы, а, значит, различные подходы к ее рассмотрению. Выберите свой вариант интерпретации или подхода и будьте готовы его обосновать.

При этом Вы можете а) быть совершенно не согласны с высказанной идеей и привести аргументы и примеры, опровергающие ее; б) предложить более широкую трактовку проблемы, захватывающую обширный социально-культурный контекст; в) сузить проблему, осветив один из возможных аспектов, подходов, ракурсов; г) предложить неожиданное, парадоксальное решение.

2. Сформулируйте в общем виде основную идею эссе, т.е. ваше видение проблемы и подход к ее освещению.

3. Соберите воедино весь необходимый для работы материал: конспекты прочитанной литературы, лекций, записи по поводу дискуссионных вопросов, собственные соображения, подберите необходимую литературу по теме. Если возможно, постарайтесь включить в список для чтения исследования проблемы, имеющие противоположные точки зрения. Подберите примеры, афоризмы, которые Вы сможете использовать для изложения своей позиции.

4. Записывайте на черновике все, что будет приходить в голову в произвольном порядке.

5. Структурируйте необходимый материал согласно общей идее.

6. Изложите свою точку зрения по теме, сопровождая изложение последовательной и убедительной аргументацией. Композиция изложения может быть выстроена различным образом. В зависимости от собственных мыслительных привычек и сформировавшегося стиля мышления Вы можете избрать либо «математический», либо «гуманитарный» вариант. Композиция первого напоминает доказательство теоремы (проблема – тезис – обоснование, доказательство, аргументы – вывод). Второй вариант напоминает детективную историю, поскольку интрига сохраняется до самого конца (проблема – рассуждение, включающее риторические вопросы, тезисы и их опровержения и сопоставления – собственный тезис, он же вывод).

7. Сделайте вывод. Завершить эссе можно ярким афоризмом, риторическим вопросом, стихотворной строчкой.

Качество эссе по философским проблемам зависит от следующих важных составляющих:

- понимания и четкой формулировки проблемы эссе;

- владения знаниями в данной проблемной области, от общей культурной эрудиции;

- качества обработки и организации используемого материала, композиции и логики построения текста эссе;

- наличия авторской позиции, трактовки;

- уровня аргументации, ее убедительности и соответствия поднятой проблеме и авторской позиции по ее поводу;

- стиля и языка изложения.

Примерные темы эссе

  1. Сам человек представляет собой больше чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком. Аврелий Августин.
  2. Истинно велик тот человек, который овладел своим временем. Гесиод.
  3. Все свое ношу с собой. Бриант из Приены (один из «семи мудрецов»).
  4. Дурному человеку не стать хорошим, а хороший легко становится дурным. Эзоп.
  5. Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. Конфуций.
  6. Благородный муж думает о Пути, а не о еде. Конфуций.
  7. Вазы делают из глины, но пользуются пустотой в вазе. Строят дома, но пользуются пустотой в доме. Вот это польза бытия и небытия. Лао Цзы.
  8. Голос истины противен слуху. Лао Цзы.
  9. Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости. Пифагор.
  10. Гражданин без собственности не имеет отечества. Пифагор.
  11. Философия дает способность говорить с кем угодно. И в этом ее польза. Аристипп.
  12. Не исправляй беду бедою. Геродот.
  13. Богат тот, кто беден желаниями. Демокрит.
  14. У Диогена спросили: «Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь?» «Меня это не тревожит, - ответил философ, - ведь место, которое я занимаю, не может сломаться».
  15. Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы придать камню подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быт подобием камня. Сократ.
  16. Не знаю, что лучше: зло ли приносящее пользу, или добро, приносящее вред. Микеланджело.
  17. Мысль должна быть направлена на необъятное. Марсилио Фичино.
  18. Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя. Рене Декарт.
  19. Прекрасное, когда оно не к месту, перестает быть прекрасным. Мишель Монтень.
  20. Нет такого зла, которое не порождало бы добро. Вольтер.
  21. Величайшая победа – победа над самим собой. Кальдерон.
  22. Слава великих людей должна измеряться способами, которыми она была достигнута. Франсуа де Ларошфуко.
  23. Тонет больше мух в меду, чем в уксусе. Жан де Лафонтен.
  24. Кто не составляет с собою единства, тот не свободен. Готфрид Вильгельм Лейбниц.
  25. Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды. Блез Паскаль.
  26. Вверх лезут в той же позе, что и ползают. Джонатан Свифт.
  27. Партия – это безумие многих ради выгоды единиц. Джонатан Свифт.
  28. В желании выражается сущность человека. Барух Спиноза.
  29. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
  30. Время – честный человек. Пьер Огюстен Бомарше.
  31. Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под всякой могильной плитой лежит всемирная история. Генрих Гейне.
  32. Два величайших тирана на земле – случай и время. Иоганн Готфрид Гердер.
  33. Если мы сами холопы, для нас не может быть героев. Томас Карлейль.
  34. Метафизика – это попытка ума подняться над умом. Томас Карлейль.
  35. Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут…

Михаил Ломоносов.

  1. Мы все умираем неизвестными. Оноре де Бальзак.
  2. По мнению Платона, человек создан для философии, по мнению Бэкона – философия для человека. Маколей Томас Бабингтон.
  3. Нет ничего бесполезнее универсальных правил. То, что интересует всех, не интересует никого. Маколей Томас Бабингтон.
  4. Философия – это когда берешь нечто, настолько простое. Что об этом не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это невозможно поверить. Бертран Рассел.
  5. То, что дает смысл жизни, создает смысл и смерти. Антуан де Сент-Экзюпери.
  6. У каждого человека свои звезды. Антуан де Сент-Экзюпери.
  7. Нет в мире виноватых. Лев Толстой.
  8. Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров. Генри Дэвид Торо.
  9. Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай так, чтобы дважды два не было четыре». Иван Тургенев.
  10. Культура – это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столько же на пользу добра, как и зла. Павел Флоренский.
  11. Человек есть бесконечность. Павел Флоренский.
  12. Никто не может спасти своего ближнего, сделав за него выбор. Эрих Фромм.
  13. Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бросаться камнями в других. Роберт Льюис Стивенсон.
  14. Самая темная эпоха – сегодняшняя. Роберт Льюис Стивенсон.
  15. Нас так много, но каждый из нас умирает от одиночества. Альберт Швейцер.

Рекомендации



2016-09-16 433 Обсуждений (0)
Рекомендации по выполнению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации по выполнению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)