Практическая работа № 2
Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа ____________________ ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кафедра философии
Т.Ю. Денисова
Практикум по Философии Часть II Онтология Гносеология Философская антропология Учебно-методическое пособие
Сургут Издательство СурГУ УДК 1 (076.6) ББК 87 я 73 Д 332
Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ
Рецензент доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии СурГУ В.В. Мархинин
Денисова Т.Ю. Практикум по философии. Ч. 2. Онтология. Гносеология. Философская антропология: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Денисова; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2012. –
Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических заданий по курсу «Философия», включающих сопоставление позиций разных мыслителей по важнейшим философским вопросам, обсуждение философско-мировоззренческих ситуаций, написание эссе по предлагаемым темам. Выполнение практических заданий на семинарских занятиях, в рамках домашних и контрольных работ активизирует самостоятельную работу в процессе изучения дисциплины и тем самым обеспечит более продуктивное освоение курса философии. Пособие предназначено для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей дневного и заочного отделений.
ÓДенисова Т.Ю., 2012 Ó Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, 2012 Содержание Предисловие
Раздел 1.Онтология. Практическая работа № 1. Диалектика как метод познания. Практическая работа № 2.Системность и структурность как атрибуты материи. Практическая работа №3.Проблема времени и вечности. Темы для эссе
Раздел 2. Гносеология Практическая работа № 4. Модели познания. Практическая работа № 5. Язык и картина мира. Практическая работа по философии №6. Техника и цивилизация. Практическая работа по философии №7.Социальное познание. Темы для эссе
Раздел 3. Философская антропология Практическая работа по философии № 8. О сущности человека. Практическая работа по философии № 9. Феномены человеческого бытия. Темы для эссе
Библиография. Предисловие История мировой философской мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Однако и задолго до этого людей волновали вечные вопросы, которые мы называем философскими. Поиском ответов на них, конечно, в первую очередь занимаются те, кто посвятил себя философии, сделал ее своей профессиональной деятельностью. Однако они важны и для тех, кто посвятил себя иному делу. Высшая цель философских исканий, как считал выдающийся мыслитель И. Кант, – помочь человеку занять подобающее ему место в мире, «научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Курс философии в рамках университетского образования является базовым в решении задач общегуманитарной, общекультурной подготовки специалиста. Цель университетского курса философии и состоит в том, чтобы в процессе его изучения Вы могли познакомиться с культурно-философской традицией понимания оснований бесконечного многообразия окружающего человека мира, как природного, так и социального, с философскими взглядами на сущность самого человека. Философию, как и искусство, невозможно освоить только по учебникам. Философское знание должно быть не заучено, а осмыслено, даже выстрадано. Без знакомства с оригинальными текстами это невозможно. Настоящее пособие представляет комплекс практических заданий по философии, состоящий из фрагментов текстов философов и вопросов к ним. Задания предполагают Ваше знакомство с предлагаемыми текстами, сопоставление различных позиций и изложение результатов Ваших собственных размышлений по обозначенным проблемам. Во предлагаемой, второй части пособия, представлены задания по систематическому курсу философии, посвященные общефилософским вопросам, которые связаны с представлениями о бытии и сущем, материи и ее формах существования, сознании и мышлении, знании и истине, а также с разнообразными методами получения знания. Кроме того, этот раздел освещает вопросы оснований общественной жизни, знакомит с важнейшими моделями социальной динамики, вводит в сложнейшую проблематику природы и назначения человека. Задача этого раздела – не загрузить в Вашу память определенную совокупность фактов и мнений, а помочь формированию собственной целостной и логической системы философских взглядов. Для этого от Вас требуется не столько запоминание, кто из философов что сказал, сколько понимание сущности философских проблем и идей. Выдающийся отечественный философ М.К. Мамардашвили говорил, что текст может читаться только текстом. Идеи великих философов станут по-настоящему понятны и близки, когда Вы в самих себе обнаружите собственные глубины мысли. Раздел 1. Онтология Практическая работа № 1. Диалектика как метод познания. Задание 1. Прокомментируйте фрагменты труда «О природе» древнегреческого философа Гераклита, которого считают «отцом диалектики». 1. Что означает понятие «диалектическое противоречие»? 2. Какое значение Гераклит придавал противоположностям и противоречиям? Бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают. Прекраснейшая гармония противоположного друг другу. Тайная гармония лучше явной. Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение [гармония], как лук и лира. Имя луку – жизнь, дело его – смерть. Война – отец всех, царь всех. На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды («все течет», «нельзя дважды войти в одну реку»). Совместны у круга начало и конец. Путь вверх-вниз один и тот же. Этот мир тот же самый для всех, будь то человек или бог. Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь[1].
Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом текста средневекового философа Плотина. 1. Дайте определение понятию «диалектика» с точки зрения, выделите ее наиболее существенные характеристики. 2. Что значит смотреть на вещи диалектически? 3. Является ли диалектический метод универсальным? Плотин. О диалектике. Диалектика есть способность давать в логосе [мысленное и словесное] определение каждой вещи, что она есть, чем отличается от других вещей и что у нее общее с ними, и кроме того, где место каждой из них, и есть ли она сущность, и сколько имеется сущих. И, с другой стороны, не-сущих, отличных от сущих. Она говорит и о благе, и о не-благе, и о том, что относится к благу, и о противоположном ему, и о том, что вечно, и о том, что не таково; [говорит] обо всем она на основании знания, а не мнения. Отказавшись от блуждания в области чувственного. Она утверждается в области умопостигаемого и там занимается тем. Что отвергает ложь и питает душу в так называемой обители истины[2]. Задание 3. Как Вы думаете, имеет ли остроумный аргумент В. Маяковского отношение к диалектике? Лиля Брик была для В. Маяковского абсолютным авторитетом. – Не спорьте с Лилей. Лиля всегда права. –Даже если она скажет, что шкаф стоит на потолке? – спросил Н.Асеев. – Конечно! –Но ведь он стоит на полу! –Это с вашей точки зрения. А что сказал бы ваш сосед снизу? Практическая работа № 2.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |