Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности эмоционального потенциала трудового коллектива



2016-09-16 838 Обсуждений (0)
Особенности эмоционального потенциала трудового коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмоциональный потенциал коллектива — понятие широкое, охватывающее различные переменные. Одни­ми из основных составляющих этого понятия являются коллективные эмоциональные состояния (настроение), со­циально-психологический климат и эмоциональные со­стояния отдельных субъектов — членов коллектива.

5.1.1. Коллективные эмоциональные состояния и их функции1

К коллективным эмоциональным состояниям относят, прежде всего, настроение коллектива (эмоциональный настрой), коллективные переживания. Соответственно, одной из важнейших характеристик коллективного эмо­ционального состояния является динамичность. Вопрос о динамике коллективных настроений и переживаний ши­роко обсуждается в различных психологических иссле­дованиях. В частности подчеркивается, что колебания на­строения связаны с социальными детерминантами (Л.Н. Войтоловский): чем больше люди чувствовали себя «господами» обстоятельств, тем больший прилив энер­гии ощущали в себе; при неудаче, в горе человеческое существо опускается, теряет силы. Отсюда деление на­строений на два разряда: когда энергия нарастает и ког­да происходит постепенное или внезапное падение энер­гии. Этому соответствуют две тональности настроений: жизнерадостная, бодрая, активная и унылая, слабая, пас­сивная. Смена этих тональностей подчиняется определен­ной периодичности2.

1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с.

2 Там же.

 

В. М. Бехтерев вывел закон периодичности или рит­ма. Так, прежде всего, необходимо установить, что на­строение коллектива подвергается периодическим сменам в ту или иную сторону, что обусловливается не одними внешними условиями, которые могут в одно время быть благополучными для коллектива, а в другое — неблагоп­риятными для него, но и неустойчивостью самого настро­ения, которое не может оставаться бессменно одним и тем же в течение долгих периодов времени.

Обсуждая вопросы динамики общественных настрое­ний и их значения в жизни общества, Б.Д. Парыгин об­ращает внимание на закономерность приливов и отливов социальных настроений, на соотношение стихийного и сознательного моментов в этой цикличности.

А.Н. Лутошкин выдвигает и подтверждает следующие гипотезы, касающиеся динамики эмоциональных состо­яний в коллективе1:

1. По мере становления и развития коллектива в нем вырабатывается определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности. Он будет тем четче и определеннее, чем выше уровень развития коллектива. У групп низкого уровня развития эмоциональный пульс может не об­наруживаться.

2. Природа эмоциональной ритмики коллектива свя­зана с разнообразием явлений социальной жизни и вы­ражается в адекватности ее отражения членами кол­лектива. Вместе с тем периодичность смены настрое­ний связывается с биологическими детерминантами,
обеспечивающими нормальные условия жизнедеятель­ности человека.

3. В различные периоды циклов эмоционального рит­ма могут создаваться оптимальные или, наоборот, менее подходящие условия для организации коллективной де­ятельности, для восприятия членами коллектива значи­мых явлений окружающей жизни.

1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.— 128 с.

 

Таким образом, важно подчеркнуть, что эмоциональ­ная пульсация индивидуальна для разных коллективов, и прежде всего, для коллективов, находящихся на раз­ных уровнях своего развития. В сплоченных коллекти­вах наблюдается обычно ровный, четкий ритм с разма­шистой амплитудой колебания от радости к неприятно­стям и обратно. В этом проявляется эмоциональное един­ство коллектива. Коллективы высокого уровня разви­тия дружно откликаются на успехи и неудачи своих членов, переживают все события, происходящие в них. Если же «пульс» едва пробивается или же лихорадочно скачет, то можно смело утверждать: в этом коллективе не всё в порядке, здесь нередко царит равнодушие или постоянно конфликтуют группировки, люди не могут найти общий язык.

Обращает внимание на себя и такая особенность: в спло­ченных коллективах отрицательные эмоции чаще пере­живаются, чем в малосплоченных. Действующий коллек­тив, встречая на своем пути препятствия, живо реагиру­ет на неудачи, непримирим к ним. Отсюда и душевная отзывчивость, насыщенность эмоциональной жизни.

В развитом коллективе его члены тоньше чувствуют эмоциональный тон коллектива, динамику его эмоцио­нальной жизни. В коллективах низкого уровня разви­тия в большинстве своем люди затрудняются точно оп­ределить общий тон своего коллектива в данный момент. Такое положение дед характерно для коллективов, где редко проявляются взаимопомощь и взаимодействие, не­достаточно знание людьми друг друга, где существует своеобразная «слепота» к эмоциональным состояниям своих коллег.

Важно отметить, что психолог, работающий в орга­низации, должен всегда учитывать динамические осо­бенности эмоциональных состояний. Эмоциональная пульсация отражается и на состоянии потенциалов ак­тивности коллектива: в разные периоды происходит уве­личение или снижение возможностей коллектива в вы­работке ресурсов «жизненной энергии». Соответственно, это необходимо принимать во внимание, организуя кор-рекционно-развивающую работу с эмоциональными по­тенциалами коллектива.



2016-09-16 838 Обсуждений (0)
Особенности эмоционального потенциала трудового коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности эмоционального потенциала трудового коллектива

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)