Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность мотивации как функции управления в организации



2016-09-16 491 Обсуждений (0)
Сущность мотивации как функции управления в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланирова­но и организовано, поскольку успех организации в опреде­ленной мере зависит от того, насколько эффективно дей­ствуют участники производственного процесса. Таким об­разом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом мо­тивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой — это самопобуж­дение1. Мотивированный персонал — это залог успешной работы и поступательного движения компании для реали­зации ее стратегии и упрочения положения на рынке.

Мотивация в организации может рассматриваться в двух аспектах:

■ как функция управления, когда мотивация представ­ляет собой процесс побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «стимулирование»;

■ как сила, побуждающая к действию, когда понятие «мо­тивация» сходна с значительно более широким поня­тием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы.

1 Фролов С.С. Социология организаций. — М.: Гардарики, 2001.— 384 с.

 

Основные функции мотивов поведения человека мож­но определить следующим образом:

ориентирующая — мотив направлен на выбор членом коллектива организации поведения, наиболее прием­лемого для него в данной ситуации;

смыслообразующая — мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для члена орга­низации;

опосредующая — мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение;

мобилизующая — мотив мобилизует внутренние резер­вы члена организации, если это необходимо для реа­лизации значимых для него видов деятельности;

оправдательная — в мотиве заложено отношение чле­на организации к должному, нормативному, привне­сенному извне образцу, эталону поведения, социаль­ной норме.

Таким образом, построение системы мотивации в орга­низации представляет собой как экономическую пробле­му, потому что эффективная система мотивации позво­ляет повысить экономические показатели деятельности организации, удовлетворять экономические потребности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стрем­ления, потребности в достижении и самовыражении ее участников1.

С точки зрения деятельности психолога в организа­ции одним из важнейших аспектов коррекционно-развивающей работы является психологическая составляющая мотивации. При этом необходимо учитывать, что стиму­лирование работников в организации может быть связа­но со многими трудностями:

■ неспособность руководителей эффективно и последо­вательно применять методы мотивации;

■ изменение потребностей работников со временем, что обусловливает необходимость изменения мотивации ра­ботников;

■ ограничения в отношении и возможностей стимули­рования работников;

■ теоретическая неразработанность основных стратеги­ческих направлений мотивации работников в организации1.

1 Фролов С.С. Социология организаций. — М- Гардарики, 2001.— 384 с.

Метолы мотивации персонала2

1.Проблема мотивации в организациях не может быть решена без учета действия механизма непосредственного изменения поведения членов организации. Основной це­лью метода регулирования поведения членов организа­ции является формирование желательного для руково­дителей поведения членов организации. Достижение этой цели осуществляется в несколько этапов.

· Определение желательного поведения членов органи­зации.

· Разработка критериев организационного поведения.

· Выявление нужных подкреплений для формирования желательных видов поведения у членов организации.

· Определение степени воздействия подкрепителя на по­ведение членов организации.

2. Материальная заинтересованность — один из основ­ных общечеловеческих стимулов трудовой активности. Причем, удовлетворенность работников заработной пла­той зависит не столько от размера, сколько от социаль­ной справедливости оплаты труда. При всей увлеченнос­ти своим делом, добросовестном отношении к работе, сознание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает деморализующее влияние на работника.

3.Средством мотивации могут служить не только ме­тод регулирования членов организации, материальное вознаграждение, но, и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения.

1 Фролов С.С. Социология организаций.— М.: Гардарики, 2001. — 384 с.

2 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. —М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.

 

Определенные результаты может дать использование такой стратегии, когда общность судьбы предприятия и работников закладывается в общую философию фирмы и воплощается во всех аспектах деятельности предпри­ятия и работы с персоналом, В частности, это может быть выпуск высококачественной продукции с акцен­тированием фирменной марки, регулярное привлечение работников к реализации своей продукции, эффектив­ная поддержка предложений и различных видов актив­ности персонала.

4.Системный подход к мотивации персонала1 осно­ван на всестороннем учете психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Систем­ный подход включает управление мотивацией работни­ков на всех уровнях с использованием всех видов моти­вации: в зависимости от временных рамок — долгосроч­ной, среднесрочной, краткосрочной и сиюминутной; в за­висимости от стимулов — материальной и нематериаль­ной, денежной и неденежной. Системный подход предпо­лагает сочетание действия организационных стимулов и последовательных усилий менеджеров всех звеньев уп­равления по мотивации персонала в четком соответствии
с организационной стратегией.

Для проведения коррекционно-развивающей работы психолог должен иметь информацию о том, какие моти­вы могут побуждать работника к добросовестному труду.

1 Организационная психология: мотивация деятельности, мо­тивация персонала, http://azps.ru/articles/personal.html

 

В отечественной психологии выделяют следующие основ­ные мотивы1.

■ увлеченность профессией, своими делом;

■ ориентация на получение максимального материаль­ного вознаграждения;

■ осознание важности и нежности работы, даже не слиш­ком материально привлекающей работника.

В западной психологии предлагают иную систему фак­торов, определяющих чувство удовлетворенности работой2:

■ вознаграждение;

■ безопасность;

■ рабочая среда;

■ личное развитие и профессиональный рост;

■ чувство причастности;

■ интерес и вызов.



2016-09-16 491 Обсуждений (0)
Сущность мотивации как функции управления в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность мотивации как функции управления в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)