Тема: Сущность процесса воспитания, его принципы и методы
Основные вопросы: 1. Сущность процесса воспитания. Цели воспитания. Научные подходы к воспитанию в педагогике. 2. Виды воспитания. Медицинское воспитание и его компоненты. 3. Принципы воспитания и их применение в деятельности врача. 4. Методы и средства воспитания. Самовоспитание и самообразование - ключевая основа компетентности врача. Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского на воспитание. 2. Актуальные проблемы экологического воспитания. 3. В.А. Сухомлинский: "Сердце отдаю детям" (из педагогического наследия). 4. Место и роль врача в медицинском воспитании. 5. Современные зарубежные концепции воспитания. Целевые задачи Знать: · Сущность воспитания как многофакторного целенаправленного процесса формирования личности и его цели. · Структуру, функции и логику развития воспитательного процесса. · Виды воспитания. Роль воспитания в развитии и формировании личности современного человека. · Значение медицинского воспитания и его структурные компоненты (антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, физическое, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание) и их роль в укреплении здоровья общества. · Знать принципы воспитания и основные требования к их применению на практике. · Методы и средства воспитания и основные требования к их применению на практике. · Методы и средства воспитания, самовоспитания и самообразования. · Иметь представления о современных концепциях воспитания. Уметь: · Использовать понятия и категории процесса воспитания на практике. · Обеспечивать реализацию функций и принципов воспитания в профессиональной деятельности. · Организовывать и осуществлять на практике медицинское воспитание во всем многообразии его компонентов и общественной значимости. · Объяснять актуальность использования научных идей Я.А. Коменского, К. Ушинского, Н. Пирогова, В. Сухомлинского о нравственном, гражданском, патриотическом воспитании в условиях реформирования современного образования. · Применять методы воспитания и самовоспитания в работе над собой. Объекты изучения Основные понятия: Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на создание благоприятных условий для развития его личности. Цель воспитания - те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формирования которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Функции воспитания: · Аналитическая - изучение личности и социально-педагогической ситуации её развития. · Диагностическая - выявление реального уровня развития человека; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности. · Прогностическая - целеполагание - формирование ожидаемого результата и условий его достижения. · Проектировочная - разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленный на достижение цели. · Организаторская - формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения (по В.И. Смирнову). Содержание воспитания - система знаний, убеждений; навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленными целями и задачами. Медицинское воспитание - вид воспитания, специфику которого выражает система его структурных компонентов, которыми являются антинаркоманное, антиалкогольное, антиникотиновое, антитоксикоманное, антиспидовое, половое, сексуальное, гигиеническое, валеологическое, деонтологическое воспитание. Принципы воспитания - это общие сходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, которыми руководствуются при решении воспитательных задач. К ним относятся: · Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам. · Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. · Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. · Принцип гуманистической направленности воспитания: гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод; предъявление разумных и посильных требований. · Принцип опоры на положительное в человеке. · Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной и субъективно-значимой деятельности. · Принцип связи воспитания с жизнью, трудом и др (по И.П. Подласому). Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования. Средства воспитания - те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также предметы, которые используют в процессе реализации того или иного метода. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями и убеждениями. Приемы самовоспитания - это самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества). Самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный в определенное время путь. Самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий. Методы самовоспитания: 1. Самопознание (включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение). 2. Самообладание (опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самопринуждение). 3. Самостимулирование (оно предполагает: самоутверждение, самоободрение, самонаказание, самоограничение). Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленного на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеческого опыта поколений благодаря собственным устремлениям и выбранным средствам. Эмпатия - умение сопереживать, сочувствовать, ставить себя в положение другого человека. Основные парадигмы современной зарубежной педагогики: · Традиционалистская или парадигма "знании": главная цель обучения и воспитания - дать человеку глубокие, прочные, разносторонние академические знания; "плохой" ученик - это незнающий ученик. · Технократическая: дать человеку те знания и навыки, которые практически будут полезны и необходимы в жизни и профессиональной деятельности человека, помогут правильно взаимодействовать с современной техникой. · Бихевиоральная поведенческая парадигма: главная цель сформировать правильные формы социального поведения людей, адекватного выполнения социальных ролей, соблюдения норм морали и норм поведения в обществе. · Гуманистическая: содействовать, помогать развитию способностей человека, развитию его личности, духовному росту, нравственности и самосовершенствованию, самореализации. · Теологическая парадигма: развитие религиозных чувств и нравственных основ человека. Оригинальные тексты: · Бондаревская Е.В. Ценностные смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С.17. · Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С. 29 · Ковалевский В.А. Направления наркопрофилактической работы в медицинском вузе // Ярославский психологический вестник. Вып.11. М.-Я. 2004. С.81. 3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме: · В чем заключается сущность и особенности процесса воспитания ? · Каковы цели современного воспитания? · В чем отличие понятий "воспитание", "социализация", "самовоспитание"? · Что является основными ценностями гуманистического личностно-ориентированного воспитания? · Перечислите принципы воспитания. · Какие воспитательные функции реализует врач в своей деятельности? · Почему нравственное воспитание невозможно осуществить в отрыве от других видов воспитания: трудового, правового, гражданского, патриотического, экономического, медицинского? · Попытайтесь разработать свод правил по осуществлению следующих принципов: 1. Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. 2. Опоры на положительное в человеке; 3. Принцип гуманистической направленности воспитания; 4. Принцип стимулирования активности личности; 5. Принцип сотрудничества в воспитании · Что нового вносит в трудовое воспитание рыночная экономика? · В чем состоит цель медицинского воспитания? Чем объясняется востребованность формирования медицинского воспитания в современной России? · Проанализируйте структуру компонентов медицинского воспитания. Какова роль врача в формировании здорового образа жизни и привычек здорового поведения? · Проанализируйте отношение студентов группы к своему здоровью и здоровью окружающих их людей. Какова их медицинская активность? · Какие методы самовоспитания из педагогического наследия В.А. Сухомлинского Вы знаете? Проблемная ситуация: 1. "Профессия врача - это подвиг, и не каждый готов к нему" (Чехов А.П.). Охарактеризуйте качества личности того врача, который совершает этот подвиг и того, кто остается формально в прцессе, не совершая никакого подвига. 2. Представьте себе, что Вас отправили в молодежный лагерь в составе медицинской бригады. Вам необходимо провести семинар по патриотическому воспитанию для ребят в возрасте 14-16 лет. Составьте свой план патриотического воспитания. 4. Литература: Обязательная: · Педагогика: Учебное пособие / Под ред. проф. П. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996. · Подласый И.П. Педагогика. Учебник. В 2-х кн. М., 1999. Кн. 2. · Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика М.: Издательский центр «Академия». 2001. Гл. 18-21.
Дополнительная: · Белых М.И., Егорева Е.Н. Личностно-ориентированное воспитание: от теории к практике / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. сб.науч. тр. Издательство СГМУ. 2004. · Коновалов О.Е. О половом воспитании подростков // Здравоохранение РФ. 1997. №4. С. 47. · Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения М.: 1983. · Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 тт. М., 1984. Т.3.С. 512. · Носкова С.В. Воспитание толерантного мышления как одно из условий профессионализации студентов-медиков / Высшая медицинская школа: практика, воспитание, творчество. Межвуз. Сб. науч. Трудов. Изд-во СГМУ. 2004\ · Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования //Педагогика. 2001 №2. · Сухомлинский В.А Сердце отдаю детям М.: 1981.
И.И. МЕЧНИКОВ*
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |