ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ (НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ») Кафедра фармации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ специальность 33.05.01 «ФАРМАЦИЯ» Общая трудоемкость:
252 часа (7 недель - 6 дней в неделю по 6 часов в день) Итоговая форма контроля – зачет
Самара - 2012 Рецензенты: Доцент кафедры фармации НОУ ВПО «Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ», кандидат фармацевтических наук З.Е. Мащенко.
Доцент кафедры управления и экономики фармации ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», кандидат фармацевтических наук Е.П. Гладунова
Бельчикова Г.В.,Методические указания к производственной практике по управлению и экономике фармации для студентов 5 курса фармацевтического факультета. – Самара: НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ», 2012 г.
Методические указания необходимо использовать при прохождении производственной практики по управлению и экономике фармации. В них дан план прохождения практики; определены обязанности руководителя практики и студента; требования по оформлению отчетной документации и сдаче зачета; определены: программа прохождения практики; перечень знаний и умений студента по окончании прохождения практики; образец дневника и графика; краткий информационный блок; список рекомендуемой литературы. Методические указания предназначены для студентов учебных заведений фармацевтического профиля. Утверждено Учебно-методическим советом института. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Производственная практика студентов по управлению и экономике фармации является важнейшей частью подготовки квалифицированных провизоров. В соответствии с учебным планом производственная практика по управлению и экономике фармации проводится в X семестре. Продолжительность производственной практики составляет 252 часа.
Организационно-методическое руководство практикой в аптечном учреждении осуществляется преподавателями кафедры организации и экономики фармации. Общее руководство практикой осуществляется директором аптеки или его заместителем. Обязанности по руководству производственной практикой непосредственно на рабочих местах возлагаются приказом по аптеке на наиболее квалифицированных работников аптек.
1. Цель производственной практики по управлению и экономике фармации - закрепление, расширение и совершенствование теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, а так же приобретение практических навыков и умений по организации оказания фармацевтической помощи населению и обеспечению выполнения основных функций аптеки: сбытовой, маркетинговой, торговой, производственной, информационной, воспитании трудовой дисциплины, профессиональной этики и деонтологии, развитие навыков организаторской работы. При прохождении производственной практики студенты овладевают профессиональными умениями и приобретают практические навыки. В результате освоения практики Студент должен знать: ü основные положения законодательных актов, постановлений правительства, указов президента, приказов в области охраны здоровья населения и деятельности в сфере обращения ЛС; ü основные концепции фармацевтической помощи; ü принципы правового и государственного регулирования отношений в сфере обращения ЛС; ü структуру и порядок функционирования государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛС; ü виды контроля за деятельностью фармацевтических организаций; ü правила и порядок лицензирования фармацевтической деятельности; ü порядок формирования товаропроводящей сети (розничного и оптового звена) на фармацевтическом рынке; ü принципы хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения; ü основные формы лекарственного обеспечения стационарных больных; ü особенности госпитальной фармации; ü направления реализации товарной политики фармацевтических организаций; ü концепцию ценообразования на ЛС; ü основы экономики и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптеки; ü основы фармацевтического менеджмента; ü основы концепции фармацевтического маркетинга; ü особенности поведения потребителей ЛП и ИМН на фармацевтическом рынке; ü основы фармацевтической информации и рекламы ЛП; ü основы предпринимательской деятельности в фармацевтическом секторе экономики. Студент должен уметь: ü использовать нормативную, справочную и научную литературу для решения профессиональных задач; ü разрабатывать правила внутреннего трудового распорядка, проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности; ü составлять функционально-должностные инструкции; ü изучать спрос, формировать ассортимент и прогнозировать потребность в ЛС и других товарах аптечного ассортимента; ü оформлять заказ на поставку товаров; ü оформлять документы о переводе, зачислении, увольнении, отпуске работников, документы по учету рабочего времени; ü рационально организовать рабочее место; ü проводить фармацевтическую экспертизу рецепта; ü таксировать и регистрировать в соответствующей документации поступившие рецепты, включая льготный и бесплатный отпуск; ü регистрировать отказы и неправильно выписанные рецепты; ü проводить контроль при отпуске лекарственных форм, изготовленных в аптечной организации; ü применять принципы фармацевтической этики и деонтологии при отпуске лекарственных средств; ü давать консультации посетителям по правилам применения и хранении в домашних условиях лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечной организации; ü проводить информационную работу среди населения и медицинских работников; ü организовать хранение изготовленных в аптечной организации лекарственных препаратов в соответствии с их физико-химическими свойствами и сроками хранения; ü осуществлять документальный учет внутриаптечного контроля лекарственных средств; ü соблюдать правила обращения с ядовитыми, наркотическими, психотропными веществами, этиловым спиртом и правильно оформлять документацию по их количественному учету; ü осуществлять мероприятия по соблюдению санитарного режима и фармацевтического порядка в аптечной организации; ü организовать изготовление концентратов, полуфабрикатов и внутриаптечной заготовки, вести учет лабораторных, фасовочных работ и внутриаптечной заготовки; ü осуществлять выкладку товаров на витринах аптечной организации; ü формировать цены на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента; ü проводить документальное оформление хозяйственных операций; ü осуществлять учет товарно-материальных ценностей и основных средств; ü документально оформлять поступление и движение товаров, основных средств, товарно-материальных запасов за наличный и по безналичному расчету; ü отражать в учетной документации расходные операции по всем видам ценностей; ü отражать в учетной документации движение товаров и других товарно-материальных ценностей; ü на основании первичной документации составлять отчет о движении товарно- материальных ценностей; ü проводить аналитический (по статьям) и синтетический (по сумме) учет издержек обращения; ü рассчитывать реализованные торговые наложения; ü определять результаты работы аптечной организации (прибыль и рентабельность); ü оформлять приходные и расходные кассовые операции в аптечной организации; ü составлять отчет о движении денежных средств и инкассации выручки; ü производить начисление, взимание удержаний и документально оформлять выплату заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, премий, отпускных и других выплат сотрудникам аптечной организации; ü проводить инвентаризацию денежных средств, товаров и других товарно-материальных ценностей, основных средств; ü документально оформлять итоги инвентаризации; ü анализировать и рассчитывать основные финансово-хозяйственные показатели работы аптечной организации; ü разрабатывать показатели бизнес-плана; ü проводить расчет показателей безубыточной деятельности аптечной организации; ü проводить анализ состояния имущества и обязательств аптечной организации.
Студент должен владеть: ü технологией проведения инструктажа по технике безопасности, охране труда, составлением правил внутреннего трудового распорядка; ü методами планирования и анализа ассортимента; ü критериями выбора каналов сбыта товаров и организации товародвижения; ü определением оптимальных условий реализации препаратов (стимулирование сбыта, проведение рекламных мероприятий и др.); ü решением задач кадрового менеджмента и ведения делопроизводства в аптечной организации; ü организацией работы аптечной организации по лекарственному обеспечению населения и других организаций; ü определением организационной структуры аптечной организации, ü оформлением материальной ответственности; ü рациональной организацией труда аптечных работников, оценки эффективности их труда; ü рациональной организацией рабочих мест аптечных работников, включая оборудование и оснащение; ü проведением фармацевтической экспертизы рецептов; ü организацией проведения внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, ü организацией предупредительных мероприятий по предотвращению ошибок медицинских и фармацевтических работников; ü организацией предметно-количественного учета в аптечной организации; ü оформлением лекарственных средств к отпуску, в том числе и изготовленных экстем- порально; ü организацией изготовления концентратов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки; ü организацией хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента; ü соблюдением фармацевтического порядка и санитарного режима в аптечной организации; ü организацией производственных процессов по изготовлению лекарственных форм; ü основами формирования ценовой и учетной политики аптечной организации; ü организацией и проведением учета различных видов товарно-материальных ценностей: товара, товарно-материальных запасов и основных средств; ü организацией и проведением учета различных операций в аптечной организации: учет труда и заработной платы, оплата пособий по социальному страхованию, условия и размер премирования аптечных работников, ведение кассовых операций, порядок безналичных расчетов с организациями, расчеты с покупателями и подотчетными лицами, учет издержек обращения; ü порядком проведения и документальным оформлением инвентаризации; ü порядком составления отчета аптечной организации о финансово-хозяйственной деятельности; ü современными методами анализа торгово-финансовой и хозяйственной деятельности аптечной организации; ü определением путей минимизации расходов и максимизации прибыли аптечной организации;
2. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ. СТУДЕНТ ОБЯЗАН: 2.1. Получить путевку на практику у преподавателя кафедры фармации. 2.2. Явиться в аптеку в день начала практики, имея при себе: путевку, программу практики, медицинскую книжку, сан-спецодежду, сменную обувь, тетрадь для ведения дневника. 2.3. Сдать путевку директору аптеки, которая назначит непосредственного руководителя и определит рабочее место. 2.4. Ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка аптеки и строго выполнять их. В первый день практики пройти инструктаж по охране труда (вводный и на рабочем месте), о чем предоставить подтверждение в течение 3-х дней на кафедру фармации. 2.5. Составить, в соответствии с программой практики, совместно с руководителем аптеки индивидуальный график прохождения практики на основании распределения времени по отдельным участкам работы и выполнять его. 2.6. Под руководством сотрудника аптеки проводить предусмотренную по Программе работу (Раздел 3) и нести ответственность за ее результаты; 2.7. Завершить выполнение курсовой работы, выполнив экспериментальную часть, доложить основные результаты ее в аптеке. Представить курсовую работу на кафедру за 10 дней до окончания практики; 2.8. Ежедневно оформлять дневник производственной практики, для ведения которого из общего рабочего времени студента выделяется один час, и подписывать в конце рабочего дня у непосредственных руководителей на рабочих местах. Дневник должен по дням отражать всю работу практиканта, выполненную лично, при непосредственном его участии, а также содержать обсуждение студентом конкретных производственных ситуаций. 2.9. В приложении к дневнику в отдельной папке-скоросшивателе следует собрать образцы аптечной документации: 1 экземпляр незаполненный, 2-ой – оформленный с примерами записей. По итогам практики студент оформляет и предъявляет на кафедру для сдачи зачета: § отчет о производственной практике; § дневник, подписанный директором аптеки (предприятия), заверенный печатью (в конце дневника); § папку-скоросшиватель с образцами аптечной документации; § отзыв (корешок путевки) руководителя практики от аптеки с краткой характеристикой студента с оценкой. Подпись руководителя заверяется печатью; § курсовую работу. Невыполнение студентом положенного объема практики, а также получение неудовлетворительной опенки влечет за собой повторное прохождение практики или отчисление. 3. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ. - ОТ КАФЕДРЫ: Общее руководство практикой осуществляется преподавателем кафедры фармации, ответственным за курс «Управление и экономика фармации».
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОБЯЗАН: • Выдать студентам перед началом практики путевки, программу практики, методические рекомендации для студентов по практике, документы для подтверждения инструктажа по технике безопасности на бумажном или электронном носителе, проверить наличие медицинской книжки; • В начале практики (в течение первых трех дней) проверить явку студентов в аптеки, наличие в дневнике студента индивидуального графика прохождения практики на основании распределения времени по отдельным участкам работы, принять документы, подтверждающие прохождение инструктажа по технике безопасности. • Еженедельно контролировать этапы прохождения производственной практики студентами группы путем бесед, опроса, разбора конкретных производственных ситуаций, проверки записей в дневнике, правильности оформления образцов аптечной документации и др. • Контролировать выполнение экспериментальной части курсовой работы и представление на кафедру выполненной работы за 10 дней до окончания практики. • По итогам практики принять у студента зачет, к которому студент оформляет и предъявляет необходимые документы. Невыполнение студентом положенного объема практики, а также получение неудовлетворительной опенки влечет за собой повторное прохождение практики или отчисление. - ОТ АПТЕКИ: Общее руководство практикой осуществляется директором аптеки или его заместителем. Обязанности по руководству производственной практикой непосредственно на рабочих местах возлагаются приказом по аптеке на наиболее квалифицированных работников аптек. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОБЯЗАН: • Принять у студента путевку и медицинскую книжку. • Ознакомиться с настоящей Программой учебно-производственной практики. • Ознакомить студента с правилами внутреннего трудового распорядка, санитарным режимом аптеки, провести вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по технике безопасности, оформить документы по технике безопасности. • Определить студента на рабочее место и составить вместе со студентом индивидуальный график его работы, следить за его выполнением. • Создать необходимые условия для получения студентами в период прохождения практики практических навыков и выполнения курсовых работ. • Контролировать соблюдение студентами установленных календарных графиков прохождения практики, утвержденных им в первый день практики. • Обеспечить и контролировать соблюдение студентами практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в аптечной организации. • Обеспечить студентов на время прохождения практики индивидуальными средствами защиты по нормам, установленным для соответствующих работников данного учреждения. • Предоставить студентам рабочее место, обеспечивающее наибольшую эффективность прохождения практики. • Нести полную ответственность за произошедший несчастный случай со студентом, проходящим производственную практику в аптечной организации. • Организовать для студентов совместно с руководителем практики от кафедры чтение докладов, проведение семинаров и консультаций с ведущими работниками организации по актуальным темам науки и практики. • Оказать содействие в подборе и оформлении необходимых документов по всем разделам производственной практики; • Ежедневно проверять и подписывать дневник студента. • Предоставить студенту все необходимые документы: нормативно-техническую документацию, Приказы МЗ РФ и по аптеке, документы по охране труда, основные экономические показатели аптеки, документы по ассортиментной, кадровой, учетной политике (товарооборот, рецептура, товарные запасы, штатное расписание, план аптеки, баланс и др.) • Привлекать студентов к участию в техучебе, работе фармкружка, производственных совещаний, оформлении стендов и санитарных бюллетеней, проведении опросов и анкетировании. • В конце практики оформить отзыв (корешок путевки), дать характеристику студента с оценкой его деятельности, подписать дневник, заверив печатью.
N.B. Не разрешается использовать студентов за счет времени, отведенного на производственную практику по управлению и экономике фармации на работах, не связанных с разделами производственной практики. Не разрешается сокращать время, отведенное на практику.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (по 6-ти дневной рабочей неделе)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ НА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. 4.1. Общее знакомство с аптекой. Перечень приобретаемых практических навыков и умений. Студент должен уметь и владеть: • выделять типы аптек по видам деятельности и обслуживаемому контингенту; • определять базовую форму собственности, организационно-правовой статус аптеки; • формировать комплект учредительных документов и документов на аккредитацию и лицензирование на право заниматься фармацевтической деятельностью; • различать организационную структуру аптеки, структуру помещений аптеки, их взаимосвязь; • анализировать штатное расписание аптеки, количественные показатели каждой группы персонала и распределение по должностям на соответствие рекомендуемыми типовыми штатами и штатными нормативами; • определять соответствует ли аптека требованиям для открытия и функционирования аптеки и требованиям к составу помещений и оснащению аптеки (ОСТ); • организовывать и оформлять материальную ответственность в аптеке; • характеризовать внешнюю среду аптеки (взаимосвязь с другими аптечными и медицинскими учреждениями, налоговой инспекцией и др.). В ДНЕВНИКЕ: 4.1.1. Укажите вид аптечного предприятия, базовую форму собственности, организационно- правовой статус аптеки, наличие лицензий на право заниматься фармацевтической деятельностью. 4.1.2. Опишите внешнюю среду аптечного предприятия (взаимосвязь с другими аптечными и медицинскими учреждениями, налоговой инспекцией и др.) 4.1.3. Познакомьтесь с Уставом предприятия, учредительными документами и документами для аккредитации и получения лицензий. 4.1.4. Опишите организационную структуру аптеки, штат аптеки. Сравните количественные показатели каждой группы персонала и распределение по должностям с рекомендуемыми типовыми штатами и штатными нормативами. 4.1.5. Определите, соответствует ли Ваша аптека требованиям для открытия и функционирования аптеки и требованиям к составу помещений и оснащению аптеки (ОСТ). 4.1.6. Изучите организацию материальной ответственности в аптеке (какая форма материальной ответственности используется, сколько и кто по должности являются материальными лицами в отделах, приведите пример Договора о материальной ответственности). По данному разделу необходимо приложить следующие документы: ü Устав аптечной организации или учредительный договор; ü правила внутреннего трудового распорядка; ü инструкции по охране труда и технике безопасности; ü журнал регистрации проведения вводного, первичного и повторного инструктажей; ü план аптеки в масштабе, на котором должно быть отражено движение товаров по аптеке; ü план эвакуации на случай пожара.
4.2. Работа на рабочем месте провизора. 4.2.1. По приему рецептов (накладных-требований) и отпуску лекарств индивидуального изготовления. Перечень приобретаемых практических навыков и умений. Студент должен уметь и владеть: • организовывать рабочие места по приему рецептов и отпуску экстемпоральных лекарственных средств; • проводить фармацевтическую экспертизу рецепта как юридического, финансового, технологического и медицинского документа (проверка соответствия порядка прописывания и оформления рецептов требованиям действующих регламентов); • таксировать рецепты, оформлять заказы на лекарства индивидуального изготовления; • оформлять журналы, которые ведет провизор на этом рабочем месте; • осуществлять учет рецептуры (в том числе по льготному и бесплатному отпуску); • проводить контроль при отпуске лекарств.
В ДНЕВНИКЕ: 4.2.1.1. Проведите аттестацию рабочего места: опишите оборудование и оснащение рабочего места, сравните с нормативами; отметьте наличие автоматизированного рабочего места, опишите его. 4.2.1.2. Приведите функционально-должностную инструкцию провизора на этом рабочем месте. 4.2.1.3. Перечислите основные документы, регламентирующие деятельность на этом участке. 4.2.1.4. Приведите примеры рецептов (всего 10 рецептов); должны быть представлены рецепты на лекарственные препараты, имеющие особенности в прописывании и оформлении, отпускаемые за полную стоимость, бесплатно и льготно. В каждом конкретном случае должны быть обоснованы формы рецептурного бланка, особенности оформления (в т.ч. дополнительные реквизиты), срок действия рецепта, срок его хранения в аптеке; должна быть проверена дозировка ядовитых и сильнодействующих веществ, а так же нормы единовременного отпуска препаратов на один рецепт. Укажите виды внутриап- течного контроля обязательные и целесообразные. 4.2.1.5. Все описанные рецепты должны быть протаксированы, указан порядок оформления и отпуска лекарства; указан срок хранения индивидуально изготовленного лекарства в аптеке. Сроки хранения в аптеке рецептов, лекарства по которым отпущены из аптеки. 4.2.1.6. Опишите автоматизированный учет льготных и бесплатных рецептов, порядок оформления их оплаты через ФОМС. 4.2.1.7. Все неправильно выписанные рецепты, выявленные Вами, заносите в "Журнал регистрации неправильно выписанных рецептов". Посмотрите предыдущие записи в журнале и укажите, какие меры принимает администрация аптеки в таких случаях. 4.2.1.8. Приложите образцы журналов, обязательно с примерами записи в них ("Журнал учета лекарств, доставленных на дом", "Журнал регистрации отпуска лекарств без квитанции", "Журнал учета лекарств, изъятых по истечению срока хранения" и т.д.) 4.2.1.9. Определите за один день количество и стоимость индивидуальных рецептов, отразите это в "Журнале учета рецептуры". 4.2.2.0. Сделайте выводы, содержащие оценку организации работы по приему рецептов и отпуску лекарств в аптеке. По данному разделу необходимо приложить следующие документы: - заполненную форму рецептурного журнала (форма АП-65) или квитанционной книжки, квитанцию на заказанное лекарство (форма АП-59) или другой документ существующей формы регистрации рецептов; - журнал учета рецептуры (форма АП-71); - журнал регистрации неправильно выписанных рецептов (накладных-требований); - сводный реестр рецептов на льготный отпуск медикаментов (форма АП-9); - другие формы журналов (таблиц), используемых в аптечной организации.
4.2.2. По контролю за работой фармацевтов и организации процесса изготовления лекарств по экстемпоральной рецептуре и провизора по внутриаптечному приготовлению лекарств. Перечень приобретаемых навыков и умений. Студент должен уметь и владеть: • организовывать рабочие места по изготовлению лекарственных средств в зависимости от объема работы; распределять работу между фармацевтами; • осуществлять проведение мероприятий, направленных на предупреждение ошибок при изготовлении лекарств; • осуществлять выдачу провизором фармацевтам ядовитых и наркотических лекарственных средств, соблюдать порядок их хранения в ассистентской комнате; • осуществлять организацию хранения лекарственных препаратов в аптечном учреждении в соответствии с основными требованиями и принципами их хранения; организовывать заполнение дублированных штанглассов в ассистентской комнате и оформление необходимых реквизитов на них; • соблюдать особые условия хранения ядовитых, особо ядовитых, наркотических, сильнодействующих лекарственных средств, огнеопасных веществ, этилового спирта. • осуществлять контроль за своевременной реализацией препаратов с ограниченным сроком годности; • документально оформлять отпуск товаров в прикрепленную мелкорозничную сеть, в ЛПУ и др. учреждения; • оформлять приготовление концентратов, полуфабрикатов и внутриаптечной заготовки и фасовки, учитывать лабораторные и фасовочные работы, определять дооценку и уценку; • соблюдать инструкции по санитарному режиму.
В ДНЕВНИКЕ: 4.2.2.1. Проведите аттестацию рабочего места: опишите оборудование и оснащение рабочего места, сравните с нормативами и рассчитайте коэффициенты организации рабочего места и оснащенности рабочего места. 4.2.2.2. Приведите ФДИ провизора на этих рабочих местах. 4.2.2.3. Перечислите основные документы, регламентирующие деятельность на этих участках. 4.2.2.4. Перечислите рабочие места, организованные для изготовления лекарств в аптеке. Укажите порядок распределения работы между фармацевтами. 4.2.2.5. Опишите порядок хранения ядовитых и наркотических лекарственных средств в ассистентской комнате, укажите нормативы и установите, соответствует ли запас этих лекарств в ассистентской комнате действующим регламентам. Изучите порядок выдачи ядовитых и наркотических лекарственных средств ассистенту для изготовления индивидуальных лекарственных средств. 4.2.2.6. Выпишите из приказа в дневник виды внутриаптечного контроля. Более подробно охарактеризуйте в дневнике виды внутриаптечного контроля, которые чаще всего используются провизором при контроле качества лекарств, обратив особое внимание на предупреждение ошибок при изготовлении лекарств. Отразите результаты, выполненных Вами самостоятельных анализов в соответствующих журналах, предварительно перечертив их формы в дневник, обратите внимание на оценку качества изготовленных лекарств 4.2.2.7. Опишите принципы и оцените условия хранения лекарственных препаратов в аптеке. Укажите порядок контроля за ЛП с ограниченным сроком годности и оформите в дневнике "Журнал учета медикаментов с ограниченным сроком годности" на примере 1-2 препаратов. Опишите порядок хранения (укажите ответственных, наличие звуковой и световой сигнализации, учет отпуска, порядок инвентаризации и т.д.) ядовитых, сильнодействующих и наркотических лекарственных средств в ассистентской и материальной комнатах, сравните их запас с нормативами. 4.2.2.8. Опишите порядок приема требований (накладных) на лекарственные препараты из медицинских организаций. Определите формы расчетов с медицинскими организациями за отпускаемые им товары, перечертите в дневник учетные документы, отражающие расчеты с медицинскими организациями. Документально оформите отпуск товаров медицинским организаций и другим учреждениям. 4.2.2.9. Оформите в дневнике "Журнал учета лабораторных и фасовочных работ". Отразите приготовление концентратов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки (ВАЗ). Определите дооценку и уценку по лабораторно-фасовочным работам. По результатам любого месяца оформите "Справку о дооценке и уценке". 4.2.2.10. Опишите мероприятия по соблюдению санитарного режима в аптеке, обработке и хранению посуды, получения дистиллированной и очищенной воды. 4.2.2.11. Сделайте выводы, содержащие оценку по организации данной работы в аптеке. По данному разделу необходимо приложить следующие документы: - дневной выборочный лист; - паспорт письменного контроля; - журнал регистрации результатов контроля лекарственных форм, изготовляемых по индивидуальным рецептам (требованиям ЛПУ), внутриаптечной заготовки, концентратов, полуфабрикатов, фасовки, этилового спирта; - журнал регистрации результатов контроля очищенной воды; - журнал регистрации результатов ежедневного контроля на подлинность растворов в бюреточной установке и пипетках; - журнал регистрации контроля лекарственных средств на подлинность; - журнал регистрации неудовлетворительно изготовленных лекарственных форм; - журнал регистрации отдельных стадий изготовления инъекционных растворов; - журнал регистрации стерилизации лекарственных средств, вспомогательных материалов, посуды и прочее; - акт изъятия лекарственных форм в ЦСККЛС; - акт изъятия лекарственных форм для контроля непосредственно в аптечной организации; - протокол анализа или заключение ЦСККЛС; - отчет о работе контрольно-аналитического кабинета (стола); - другие виды документации, которые оформляются на данном рабочем месте.
4.2.3. По приему рецептов и отпуску готовых лекарственных препаратов. Перечень приобретаемых практических навыков и умений. Студент должен уметь и владеть: • организовывать рабочие места по приему рецептов и отпуску ЛП; • проводить фармацевтическую экспертизу рецептов на готовые ЛП; • таксировать рецепты на ЛП.
В ДНЕВНИКЕ: 4.2.3.1. Проведите аттестацию рабочего места: опишите оборудование и оснащение рабочего места, сравните с нормативами; отметьте наличие автоматизированного рабочего места, опишите его. 4.2.3.2. Приведите функционально-должностную инструкцию провизора на этом рабочем месте. 4.2.3.3. Перечислите основные документы, регламентирующие деятельность на этом участке. 4.2.3.4.Начертите схему прохождения рецепта (в том числе на бесплатный и льготный отпуск лекарств) их учета. 4.2.3.5. Приведите примеры расчета количества ГЛП и документы по учету ГЛП. 4.2.3.6.Ознакомьтесь с ассортиментом лекарственных препаратов и порядком пополнения товаров в отделе. 4.2.3.7. Оцените условия хранения лекарств, используя различные классификационные признаки, обращая особое внимание на хранение ядовитых, сильнодействующих и термолабильных веществ; 4.2.3.8. Ознакомьтесь с учетом отказов лекарств в отделе, оцените их обоснованность и меры по снижению отказов. По данному разделу необходимо представить следующие документы: - журнал учета ядовитых, наркотических, психотропных веществ и этилового спирта; - товарный отчет отдела (форма АП-25) и документы о движении товаров (товарно-тран-спортная накладная, счета, отчеты о выручке за день); - другие виды документации, которые оформляются на данном рабочем месте.
4.3. Организация работы по безрецептурному отпуску лекарственных средств. Перечень приобретаемых практических навыков и умений. Студент должен уметь и владеть: • проводить аттестацию рабочего места, оценивать материальную, методическую и нор- мативно-техническую оснащенность рабочего места; • определять ассортиментные группы, разрешенные к отпуску без рецепта; • владеть основными принципами размещения ЛП в отделе: на стеллажах, в витринах и др.; • оценивать рациональность выкладки товара, качество оформления витрин в отделе и доступность информации посетителям; • проводить обучение потребителей лекарств по правилам хранения, приема, использования и пр. В ДНЕВНИКЕ: 4.3.1. Проведите аттестацию рабочего места: опишите оборудование и оснащение рабочего места; укажите основные ассортиментные группы, имеющиеся в отделе. 4.3.2. Опишите основные принципы размещения ЛП в отделе: на стеллажах, в витринах. 4.3.3. Перечислите основные документы, регламентирующие деятельность на этом участке. 4.3.4. Оцените с точки зрения принципов мерчандайзинга раскладку товара, качество оформления витрин в отделе и доступность информации посетителям. 4.3.5. Перечислите основные направления работы фармацевтического персонала по обучению потребителей лекарств (правила хранения, приема, использования и пр.). 4.3.6. Сделайте выводы по организации данной работы в аптеке. Дайте Ваши замечания и предложения. По данном
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (932)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |