Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №2



2016-09-16 476 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Следующим этапом развития средневековой философии является период схоластики («средневековой учености»). Укажите хронологические рамки данного периода в целом. Назовите главную цель и задачи схоластики. Что лежало в основе «исследовательской программы» схоластики? Обратите внимание на то, что в это время «учение церкви определяет, во что следует верить,… почему предмет веры истинен» (К. Фишер), а сама схоластика была тесно связана с системой образования средневековой Европы (университетами). Как вы можете пояснить движущий принцип схоластики: «Верую, чтобы познать»?

Укажите хронологические рамки этапов развития схоластики, имена наиболее ярких представителей и круг проблем, характерный для каждого из них. Обратите внимание на то, что различные этапы развития схоластики представляют собой разрешение разными способами проблемы согласования веры (признание авторитета Священного Писания и святых Отцов церкви) и разума/свободного мышления.

Одной из центральных проблем схоластики стала проблема универсалий. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сущность этой проблемы; охарактеризуйте позиции номинализма, реализма и концептуализма (Пьер Абеляр) в разрешении спора об универсалиях. Обратите внимание на значение античного наследия (идеи Платона, Аристотеля).

2. Поясните, почему можно говорить о том, что XIII век – это «великое время» схоластики? Почему схоласты в это время начинают размышлять о «царстве природы», каково их отношение к нему? Как относится церковь к наследию Аристотеля в это время; чем объяснить популярность работ античного философа?

Назовите задачи, стоявшие перед Фомой Аквинским как христианским мыслителем данного периода схоластики, разрешение которых позволили ему создать завершенную систему христианского аристотелизма. Как относится Фома к идеям Аристотеля? Рассматривая систему Аквината, обратите внимание на то, что он говорит о соотношении веры и разума; какую позицию занимает Фома в споре об универсалиях. Поясните утверждение о божественной природе таких способностей человека как чувственное восприятие и мышление. Чем выступает мышление по отношению к разумной душе человека. Каково значение мышления в процессе познания?

Что говорит Аквинат о познании божественного через изучение сотворенного Богом мира? Каким предстает мир у Фомы? Связывает ли Аквинат путь истинного познания с познанием форм (отдельных вещей), созданных Богом? Если связывает, то как?

3. Реакцией на учение Аквината (томизм) становится его критика и постепенное утверждение номинализма в XIV – XV вв. Наиболее ярким критиком томизма был Ионанн Дунс Скотт. Он утверждает «двойственность истины», непреодолимую разницу философии и теологии и в предмете, и в методе. Какие аргументы использует Скотта, доказывая правоту своей позиции?

Усиление позиций номинализма во многом было связано с зарождением «экспериментального естествознания», главным образом, в Оксфордском университете, из стен которого выходит и Уильям Оккам. Что он говорит о возможностях рационального познании? Как он определяет предмет истинного знания? Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите позицию именуемую «бритвой Оккама». Поясните, как данный принцип связан с эмпирическим естественнонаучным познанием.

 

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как можно прокомментировать утверждение о том, что философия в эпоху средневековья была «спасена религией»?

2. В чем состоит философский смысл спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

3. Какие догматы христианской веры лежат в основе христианской антропологии?

4. Как бы Вы смогли прокомментировать следующее суждение Августина: «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя), следовательно, существую».

5. «Люби и тогда делай что хочешь!» - каков смысл этого утверждения Августина?

6. В чем состоит сущность метода экзегетики?

7. Как Вы считаете, удалось ли Аквинату гармонизировать веру и разум?

8. Каково значение схоластики, особенно поздней схоластики, для последующего формирования и развития научного мировоззрения?

9. Можно ли согласиться с мыслью Климента Александрийского о том, что «эллинская философия» вела человечество к христианству, хотя и окольным путем?

10.Чем понимание человека в средневековье отличается от понимания человека в античности?

11. Как вы считаете, почему путь познания Бога может быть отрицательным, апофатическим?

12. Можно ли согласиться с Р. Транасом в его оценке Августина как самого «современного из всех древних» и одновременно «самого средневекового из всех древних»? Ответ обоснуйте.

13. Почему «Исповедь» Аврелия Августина можно принять как обоснование «метафизики «душевных глубин»»?

14. По каким ступеням на пути к схоластической учености должен был «подняться» ученик?

15. Почему философская позиция В. Оккама может рассматриваться как «эпилог» средневековой схоластической учености?

16.Каково новое «измерение» человека, открытое христианством («Сердце человека глубже глубин античной мудрости» Р. Гроссе)? Как это повлияло на средневековую философию?

17. Как вы считаете, выступала ли философия в эпоху средневековья «интегралом» веры?

 

Тест для самопроверки

1.Одна иззадач философии, с точки зрения схоластов, состояла

  1. в исследовании природы и законов существования социальной действительности
  2. в защите христианского вероучения от нападок язычников
  3. в разработке методов секуляризированной эпистемологической деятельности
  4. в исследовании человеческих познавательных способностей
  5. в рациональном (логическом) анализе христианских догматов

 

2. Помимо души и тела христианские мыслители выделяют в человеке сферу ____________.

 

3. Причина существования зла в мире, по мысли Августина Аврелия

  1. несовершенные законы
  2. свободная воля человека
  3. Бог
  4. государство
  5. человеческое невежество

 

4. «Отцом схоластики» принято считать

1. Фому Аквинского

2. Иоанна Скота Эриугену

3. Северина Боэция

4. Оригена Александрийского

5. Климент а Александрийского

 

5. Нравственное зло, по мысли Августина, имеет форму

  1. болезней
  2. смерти
  3. социальных беспорядков
  4. нарушения божественных заповедей
  5. душевные муки

 

6. Ансельм Кентерберийский в споре об универсалиях занимал позицию

  1. номинализма
  2. реализма
  3. концептуализма
  4. томизма

 

7. «Не следует умножать сущности без необходимости» - этот принцип получил название _________________.

 

8. Благодаря переводам арабских мыслителей Авиценны и Аверроэса европейцы в XII веке познакомились с наследием

  1. Платона
  2. греко-язычных апологетов
  3. Плотина
  4. Аристотеля
  5. стоиков

9. Период развития схоластики завершается в XIV веке победой

  1. реализма
  2. томизма
  3. номинализма
  4. волюнтаризма
  5. концептуализма

 

10.Автор «Суммы против язычников»

  1. Фома Аквинский
  2. Филон Александрийский
  3. Максим Исповедник
  4. Аврелий Августин
  5. Дионисий Ареопагит

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 177-204, С. 209-239.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 128-174.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 152-226.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 357-472, С. 481-502, С. 534-593, С. 630-648.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 427-443; 542-556.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 130-161.

 

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западного мышления/пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 86-91; С. 123-128; С. 152-161; С. 168-175.

Сенкевич Г. Камо грядеши: Роман/ Г. Сенкевич. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. – 976 с.

Августин Аврелий. Исповедь/ Аврелий Августин. – М.: «Издательство АСТ», 2003. – 286 с.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 161-162.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 447-448, С. 451-453.

 

Ко 2 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье/ в переводе С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 617-620; 645-6484 652-656.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН – ПРЕСС, 1995. С. 163-168.

 

К 3 реферату

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина, 1990. С.58-64.

Ибн-Сина. Избранные философские произведения

 



2016-09-16 476 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (476)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)