Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. 1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля



2016-09-16 674 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля, необходимо помнить, что она была связана со многими философскими проблемами, которые были поставлены такими немецкими философами, как - И. Кант, И. - Г. Фихте, Ф. Шеллинг. В центре внимания мыслителей – познающее мышление, которое фактически является «демиургом бытия и занимает место Бога». Гегелю удалось с максимальной полнотой показать самопознающий разум, рефлексивно осваивающий свои глубины и выводящий относительно себя существование всего (природы, человека, общества, истории).

Впервые такое отношение к человеческому разуму заявляет Р. Декарт: мыслящий субъект – вот основа познания и критерий истинности существования мира. Как позже скажет сам Г. Гегель: «у Картезия видим самостоятельное философское учение, знающее, что оно имеет свой источник в разуме и что самосознание есть существенный момент истины. Философия, вступившая на свою собственную, своеобразную почву, всецело покидает в своем принципе философствующую теологию, отводит ей место по ту сторону себя». Поясните, как данное изменение повлияло на то, что философия начала претендовать на статус строгой наукой (т.е. философское знание должно быть подчинено строгой системе, иметь свой предмет, свой метод, благодаря чему ее знание может быть достоверным). Что в этом случае становиться собственным предметом философского знания? Именно философия как строгая наука будет интересовать немецких мыслителей, в том числе и Гегеля.

Среди задач, стоящих перед философским знанием после И. Канта - преодоление «вещи в себе». Подумайте, чем объяснить актуальность и значимость этого «преодоления»?

Разрешение поставленной задачи такими мыслителями, как Фихте и Шеллинг было связано с обоснованием существующей реальности в качестве субъекта, но субъекта, понятого не как конкретный единичный человек, а как некое активное всеобщее начало. Иными словами, перед нами обоснование тождества бытия и мышления. Однако метод и принципы (Я самополагающее себя через не-Я у Фихте; тождество субъекта и объекта у Шеллинга), лежащие в основе обоснования данной идеи, не позволяли прийти к завершенности. Поэтому задача, перед которой стоит Гегель – осуществить «возвышение единичного до всеобщего», осуществить переход от единичного, конкретного субъекта познания (от частного) ко всеобщему, к субъекту познания как активному всеобщему началу. Но осуществить этот переход не через их гомогенное единство, а через «снятии этих двух противоположенностей». Объясните, в чем состоит сущность понятия «снятие» в гегелевском понимании как «устранения-и-сохранения».

2. Прежде всего, необходимо раскрыть сущность и гносеологическую роль главного принципа гегелевской философии. Речь идет о том, что основой построения гегелевской системы становится принцип тождества мышления и бытия. В чем состоит особенность данного тождества, абсолютно ли оно? Благодаря чему из этого тождества Гегель выводит реальность процесса развития, понятого как процесс саморазвития? Подумайте, что может объяснить нам подобный взгляд на сущность процесса развития? Обратите внимание на то, что Субъект (активное всеобщее начало) обозначен Гегелем как Дух/Абсолют.

В «Науке логике» представлена суть спекулятивного метода, позволяющего познать и выразить процесс саморазвития – метод восхождения от абстрактного к конкретному посредством определенного развертывания категорий/понятий (диалектическая логика). Категории являются орудием разумного познания. Объясните, в чем проявилась «новизна» гегелевской диалектики? Что отражает собой созданная система категорий, как она соотносится с существующей реальностью? Поясните, что такое панлогизм; характерен ли он для диалектической логики Гегеля?

Обращаясь к рекомендованной учебной литературе, рассмотрите систему категорий, обратите внимание на исходную категорию – «чистое бытие» и на значение категории «противоречие» в логике Гегеля. Объясните, почему диалектика становится тем методом, благодаря которому философия оказывается «абсолютным знанием».

Утверждая, что реальность есть Субъект, это «есть» раскрывается как процесс саморазвития, Гегель впервые обращается к историчности процесса развития. Что является целью саморазвития Духа? Как связаны друг с другом процесс саморазвития Духа и самоотчуждения Духа? Обратите внимание на то, что отчуждение происходит сначала в природе, затем в истории. В этой связи, поясните, что есть природа по отношению к Духу? Данная последовательность определяет структуру гегелевской системы, отображенной в работах: «Философия духа», «Философия природы» и «Философия истории». Исходя из этого, общая схема развития Духа может быть представлена так: Дух – природа – субъективный дух – объективный дух – Абсолютный Дух.

Рассмотрите содержание понятий Субъективный дух, Объективный дух, Абсолютный дух. Важно, что каждое понятие отражает ступень саморазвития Духа. Каждая ступень включает в себя последовательно сменяющие другу друга формы. Поясните, как в процессе саморазвития Духа происходит переход от одной ступени к последующей. Какое место в этом процессе Гегель отводит человеку? Обратите внимание, как Гегель обосновывает

Историю как процесс саморазвития духа Гегель рассматривает в «Философии истории». Рассмотрите три этапа в мировой истории, выделенных Г. Гегелем. Поясните, почему Гегель утверждает, что история - это «прогресс в осознании свободы». В чем состоит «хитрость Мирового Разума», проявляющаяся в истории?

Проблемные задания и вопросы для самопроверки

1. Поясните гегелевское определение души как того, что есть «нечто всепроникающее, а не что-то, существующее только в отдельном индивидууме. Ибо… она должна быть понимаема, как истина, как идеальность всего материального».

2 Что позволило Гегелю утверждать, что история начинается лишь с появлением государства и «завершается» установлением «истинного государства»?

3. Сравните между собой понимание феномена нравственности И. Кантом и Г. Гегелем. В чем причина различия позиций этих двух мыслителей? Какая позиция ближе Вам, почему?

4. Как бы Вы прокомментировали слова Гегеля: «То, что в моих книгах принадлежит лично мне, ошибочно».

5. Вставьте пропущенные элементы гегелевских триад:

· ….. - ….. – синтез

· ….. - ничто - …..

· мораль - ….. – нравственность

· ……. – религия - …….

6. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Я убежден, что высший акт разума, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Сравните это со словами Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».

7. Почему философскую систему Г. Гегеля называют вершиной развития немецкой философии? В чем вы видите величие и грандиозность мысли немецкого философа?

8. Каково, с вашей точки зрения, отличие между философскими идеями И. Канта и Г. Гегеля?

9. Гегель говорил о связи отдельного – всеобщего – особенного: отдельное – единство всеобщего и особенного, всеобщее – единство отдельного и особенного, особенное – единство всеобщего и отдельного. Приведите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.

10. В чем состоит отличие гегелевской диалектики от диалектики Гераклита?

11. Как вы считает, удалось ли Гегелю обосновать философское знание как высшую форму знания?

Тест для самопроверки

1.В качестве главной формы познания Гегель выделил

  1. созерцание
  2. интуицию
  3. эксперимент
  4. понятие
  5. ощущения

2.Орудием самопознания Абсолютного Духа, по Гегелю, является __________________.

 

3. Применительно к философской системе Гегеля используется термин

  1. панлогизм
  2. панпсихизм
  3. панвитализм
  4. панэнтеизм
  5. волюнтаризм

 

4.Отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства или сам процесс разрыва этого единства называется

  1. развитие
  2. отчуждение
  3. становление
  4. секуляризация
  5. самоорганизация

 

5.Результатом самоотчуждения Абсолютного духа является_________________ и ______________.

6.Необходимой формой движения разума к истине, по Гегелю, является

  1. противоречие
  2. практика
  3. рефлексия
  4. интуиция

 

7.Гегель выделяет следующие ступени развития духа

  1. Субъективный дух
  2. Бог
  3. Индивидуальный дух
  4. Объективный дух
  5. Абсолютный дух

 

8. Вершиной эволюции духа, то, в чем разум получает наибольшее свое развитие, по Гегелю, является

  1. наука
  2. религия
  3. искусство
  4. философия

 

9.Осуществленным «Царством свободы», Гегель называет в своей историософской концепции

  1. Древний Восток
  2. Греческий мир
  3. Россию
  4. Америку
  5. Пруссию

 

10. Необходимым условием создания человеческого общества из частных интересов отдельных индивидов и носителем идеи «всеобщего блага», по Гегелю, является

1. гражданское общество

2. политическое государство

3. общественный договор

4. развитая система права

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 494-523.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 228-257.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003.С. 280-292; 465-491.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 59-111.

История философии/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 192-205.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008.С.290-297.

Хрусталев Ю.М. Философия./ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 143-146.

 

Дополнительная литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 233-301.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 262-276; 284-310.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов – М.: Высшая школа, 1989. С. 186-393.

Ойзерман Т.И. Канти иГегель как исторические личности// Вопросы философии. – 2006. - №11.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 321-325.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 854-871.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. C. 246-251.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 508-514

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 103-105.

Ко 2 реферату

Корольков А.А. Диалектика и теория медицины/ А.А. Корольков – Л.: Наука,1979. С.20-30.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 106-109.



2016-09-16 674 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. 1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)