Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №1



2016-09-16 354 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №1 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Греческая философия, ее возникновение не может быть понята вне представлений о географических, культурных (речь идет о религии греков, об особенности греческого восприятия мира) и социально-политических особенностях Греции. Прежде всего, необходимо прояснить, каким образом социально-политическое (полисное) устройство сказалось на формировании греческой философской мысли, поскольку полисное устройство, полисные ценности и само понимание полиса во многом определено географической и культурной спецификой. Для этого обратимся к общей характеристике полиса. (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности./В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-59; Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-12).

Полис территориально и по числу населения представляет тесно связанное внутри себя сообщество, немногочисленную гражданскую общину. Поясните, какими географическими особенностями Греции это обусловлено. Полисная организация немыслима без своего гражданина. Назовите условия, при которыхЧеловек мог являться гражданином. Перечислите его права и обязанности в качестве гражданина полиса. Обратите внимание на то, что участие в жизни полиса проявлялось и в обсуждении законов, насущных проблем совместной полисной жизни. Сам полис символизировал общество, управляемое законами, которые признает и которым подчиняется каждый гражданин. В таком свободном сообществе норма - открытое для всех граждан и разумное (рациональное) обсуждение, аргументированное высказывание. Подумайте, можно ли говорить о влиянии подобного характера участия граждан в жизни полиса, отношения к полисным законам, на формирование определенной «культуры мышления», имеющей значения для становления философского мышления?

Отношение к человеку как микрокосму, связанного с макрокосмом поясняет, почему ценность Отечества, общего для всех, не отрицала ценности и значения для судьбы полиса отдельно взятого гражданина. Поясните особенность взаимосвязи «микрокосм» - «макрокосм». Обратите внимание на то, что для эллина - быть гражданином значило быть человеком. Это предполагало следовать определенной роли, исполнять свой долг в данном сообществе. Значимость и ценность общего закона, его регулирующая и управляющая функции в полисной жизни, а также идея «включенности» человека в этот общий гармоничный строй (полис) найдут свое отражение в философских поисках первоосновы мира (субстанциального начала бытия). Как вы думаете, как могло повлиять на «стиль» мышления, обусловило ли стремление поиска единого верховного Принципа, признание греками (в социально-политической и духовной жизни) управляющего первоначала, которому причастен и человек (причастен его дух, его разум)?

Важно отметить, что в этих поисках первые философы обращают свой взор на мир природы не случайно. Дело в том, что последний символизировал неистребимость жизни, скрыто присутствующий залог вечного существования для всего, в том числе и для человека.

2. Каковы первые философские представления греческих философов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть идеи трех поколений философов-досократиков (VI – V вв. до н.э). Хотя этих философов и называют «натуралистами», главный их способ постижения природы – путь рационального логического мышления, которое непосредственно не было привязано к чувственным впечатлениям. Само понятие природы включало в себя понимание мира как «самодвижущегося» гармонично устроенного Целого. Подумайте, дает ли это нам право называть их философами? Почему?

Так называемое «первое поколение» представлено Милетской школой (ионийцами) -Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Центральной проблемой стал поиск первоначала всего сущего, источника единства в разнообразии, который остается постоянным/вечным и неизменным элементом во всех изменениях. Первоначало, которое бы объясняло становление вещей в мире и закон их существования. Поясните, почему можно согласиться с тем, что и вода, и воздух (эфир), и апейрон могут выступать в качестве первоначала Чем вызвано такое различное понимание первоначала? Почему можно говорить о том, что апейрон – это первое философское понятие?

Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парменид Элейский (основатель школы элеатов). Если в основе мира лежит неизменная первооснова (архэ), то как можно понять изменения, существующие в мире; обладают ли эти изменения подлинностью или нет? Иначе говоря, если первое поколение признает движение как существенную черту всего существующего, то второе поколение критически осмысливает изменение/всеобщий динамизм, присущий природе и ставит проблему истинного познания изменяющегося, находящегося в постоянном движении мира (каков путь к познанию Итины). Так впервые предметом размышления стала сама мысль, процесс мышления как путь к Истине.

Парменид разводит реально существующее, данное в потоке чувственных ощущений, и мысль о существовании как таковом, о бытии. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите такие характеристики бытия как неподвижность и совершенность, поясните их. Понятие истинного бытия для него связано с истинным и доказательным мышлением, которое не зависит и не связано с субъективностью, изменчивостью и временностью. Путь к истине – созерцание собственным разумом единства в многообразии. Так раскрывается сверхчувственная метафизическая природа мысли, которая осуществляются лишь в единстве с Истиной. Об этом говорил Гераклит: «Выслушав не мою, но эту - вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно»; об этом говорил Парменид: «Одно и то же – мышление и то, о чем мысль». Обратите внимание на то, что утверждая данное тождество, Парменид подводит нас к тому, что небытия не существует; мысль о существовании небытия – неистинна для философа. Поясните данную идею.

Рассматривая позицию Гераклита, обратите внимание на ее диалектичность. Что утверждает Гераклит о мире? Каково подлинное состояние мира (вечно живой огонь – образ, с помощью которого философ описывает это сотояние)? Что такое Логос и как он связан с существующим миром, его состоянием?

Сравните позицию Гераклита и Парменида на порядок вещей в мире: насколько они противоречат друг другу, в чем состоит отличие? Обратите внимание на то, что Парменид доказывает логическую невозможность движения, впервые утверждает законы мышления (один из них – запрещение противоречий. На законах мышления основаны и известные апории Зенона, опровергающие возможность мыслить движение, а значит, ставить под вопрос истинность последнего).

К третьему поколению относят Эмпедокла, Анаксагора, Левкипа, Демокрита. Представители этого поколения разработали модель, которая включала в себя как истинность изменений, так и реальность неизменного, всеобщего; разрешили проблему соотношения бытия и небытия (существование последнего логически отрицалось элиатами), своеобразно «примирив» логическое и конкретно-чувственное, Демокрит с очевидностью показал, что явление есть видение невидимого. Категории бытия и небытия здесь не умозрительные антиподы друг друга: атомы – бытие, а пустота (небытие) - условие всех процессов в мире. Согласно учению Демокрита из Абдер, атомы (а не некое единственное первоначало), движущиеся в пустоте – вот, что подлинно существует и определяет существование всего многообразия и становления. «Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся во вселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные тела». Хотя модель Демокрита выглядит достаточно материалистической, отметим, что, принимая тезис Парменида о недостоверности чувственного знания, Демокрит признавал лишь умозрительный путь познания. Определите, в чем состоит суть атомизма и объясните, почему учение Демокрита, являясь «авангардом греческой мысли», завершает собой поиски первых греческих философов?

Таким образом, первый период развития греческой мысли – натурфилософский, был связан с космологической проблематикой: проблема первоосновы всех вещей, проблема миропорядка/первопринципа и проблема мирового процесса (генезиса вещей).

3. Софисты («учителя мудрости») впервые обращают свое внимание на человека как члена сообщества. Перечислите основные философские проблемы, которые получают в связи с этим свою актуальность. Поясните, в чем состоит принципиальное отличие позиции софистов от позиции натурфилософов?

Обратите внимание на то, что причины данного изменения, с одной стороны, связаны с изменениями в политической и духовной жизни Афин; с другой - вытекают из ситуации многообразия философских позиций первых греческих философов. Необходимо подробно рассмотреть эти причины и объяснить, почему софисты и их учение становится популярным в данный период (IV в. до н.э.)? Почему софистов, по праву, именуют греческими «просветителями» и интеллектуалами?

Учитывая интерес софистов к человеку, укажите, как софисты, в частности – Протагор, понимает разум, его значение в жизни человека. Как при этом понимается взаимосвязь между миром, всем существующим в нем и разумом человека? Меняется ли в этом случае понимание знания, чем оно оказалось обусловлено? В связи с этим, поясните известное высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют». Как это изречение объясняет скептицизм софистов и их утверждение об относительности и морали, и права?

Как и софисты, Сократ полагал, что философы не должны заниматься исследованием природы. Однако, позиция Сократа антисофистична.

Необходимо помнить, что Сократ, рассматривая основания поступков людей, выделяет в качестве определяющих не внешние причины, не объективные обстоятельства, а знание должного. Человек, обладающий этим знанием, обладает добродетелью (арете). Последнее носит не только этический, но и гносеологический характер: выступает эквивалентом «знания» как знания общего, которое Сократ отличает от мнения как частного и субъективного рассмотрения. Кроме того, Сократ переводит всю моральную проблематику, которую относили до него к проблемам внутренним и психологическим в сферу онтологии.

Таким образом, сократовская проблема есть проблема генезиса познания: сократовская мысль направлена не на что иное как на происхождение познания, переход из состояния незнания к состоянию знания. Чем эта позиция отличается от позиции софистов?

Проблема достижения человеком знания «всеобщего блага» связана с представлениями Сократа о душе. Рассмотрите, как Сократ понимает, что такое душа, как соотносится душа и тело, какова роль души в процессе познания. Поясните, почему познание общего (Истинное знание, Благо) связано с «познанием самого себя» (самопознание). Рассмотрите выделенные Сократом добродетели (самообладание, храбрость (мужество) и справедливость) и охарактеризуйте каждую из них.

4. Методом, ведущим к познания Блага для Сократа является диалог. Если у софистов постоянное противоречие человеческих мнений имеет значение критерия невозможности знания, то у Сократа – созданное из противоречий мнение единого согласованного воззрения есть критерий его возможности. Потому обрести истину можно только в общении с людьми, в живом разговоре, в совместном диалогическом мышлении. Диалог (вопросно - ответный метод) включает в себя определенные приемы общения, имеет своеобразную структуру: ирония и майэвтика. Рассмотрите и поясните значение каждого из них. Одним из «элементов» сократовского метода так же является тезис: «Я знаю, что ничего не знаю» или осознание собственного «знания о незнании». Проясните особенность диалога как метода философского познания и его отличие от методов познания/убеждения, которые использовали софисты. Каково значение «знания о незнании» в процессе познания.

 



2016-09-16 354 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)