Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №2. 1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу



2016-09-16 527 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2. 1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу. Для того, чтобы понять это отношение, необходимо обратиться к идее христианского универсализма, впервые заявленной П.Я.Чаадаевым. Вспомните, в чем состоит ее суть? Для славянофилов, как и для Чаадаева, христианство в форме православия становится фактором своеобразного «приобщения» России к «цивилизации христианского типа», культура которой определяется принципом универсализма. Исходя из этого, поясните, принятие славянофилами достижений западной культуры и братское отношение к Западу.

Как и Чаадаев А.С. Хомяков ставит вопрос о законах, движущих силах и цели исторического процесса. Однако он выделяет, в качестве движущих сил - свободу и необходимость. Объясните, почему А.С. Хомяков, говоря о «религиозно-нравственных предпосылках», не ограничивается разговором о христианстве в его католическом и православном варианте, но вводит представление об иранстве и кушитстве? Что стоит за этими понятиями и чем друг от друга отличаются иранство и кушитство? Как соотносятся между собой иранство, кушитство и православие?

Судьба России для А.С. Хомякова неразрывно связана с судьбой православия и идеалами православной культуры. Основу последней составляют идеи христианского гуманизма. В чем состоит суть христианского гуманизма? Как в духе идей христианского гуманизма Хомяков раскрывает сущность природы человека? Обратите внимание на идею «соборности», которая лежит в основе понимания Хомяковым Церкви. Каково значение Церкви в жизни человека (как в его индивидуальной, так и в его социальной жизни)?

2. Русское «западничество», изначально представленное московским кружком Н.В.Станкевича связано, как впрочем, и славянофильство (вышедшее из кружка «любомудров») с немецкой философской мыслью. Но если на славянофилов большее влияние оказало творчество Шеллинга, то западники были пленены Фихте и Гегелем. Принято различать либеральное (Н.В. Станкевич, Б.Н Чичерин, Т.Н. Грановский, ранний В.Г. Белинский) и революционное направление западничества. Последнее оказалось более популярным, среди его представителей – А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин. Чем отличаются эти два направления друг от друга? Обращаясь к рекомендованной литературе, рассмотрите оценки, которые дают «западники» западноевропейской истории и ценностям, лежащим в основе социального и политического устройства Запада. Поясните, чем обусловлена их критика прошлого и настоящего России? С чем они связывают ее будущее? Назовите причины революционного настроя западников в отношении исторических реалий России XIX века.

Западничество прошло путь эволюции от принятия западного гуманизма до появления в конце XIX века русского марксизма. Но и среди западников существовало критическое отношение к существующему порядку на Западе – речь идет об А.И. Герцене. Обратите внимание на то, что понимает Герцен под мещанством в жизни европейской цивилизации; почему он не принимает его?

Герцен замечает: «…пожертвовать всем для воплощения идеи справедливости – что это за вздор!»; «быть может, настанет день, когда социализм окажется худшей формой тирании – тирании без тирана, тогда в душах неведомого нам нового поколения проснется новая жажда свободы и оно подымет бунт против социализма во имя свободы». Исходя из этого, поясните, почему Герцен подобным образом относится к идеям западного социализма? В чем он видит суть и цель социализма как такового? Что такое «персоналистический социализм» и возможно ли его реализация, по мысли Герцена?

3. В.С. Соловьев (1853 – 1900) стал первым русским философом, которой поставил перед собой задачу разработки самостоятельной (по отношению к западной философской традиции) философской системы, охватывающей все сферы философского знания. Это нашло свое отражение в его учении о всеединстве.

Прежде всего, поясните смысл идеи всеединства (как «положительного всеединства»); ее значение для понимания цели существования мира и человека. Обратите внимание на то, что основой всеединства, по мысли Соловьева оказывается Любовь. Именно она и составляет истинный смысл христианства и наделяет его реальной преобразующей человека и мир силой, действующей в истории. Таким образом, Соловьев различает историческое христианство (т.е. форму его проявления во всемирной истории) и христианство по сути: «Дело в том, что христианство, хотя безусловно истинное само по себе, имело до сих пор вследствие исторических условий лишь весьма одностороннее и недостаточное выражение… для большинства христианство было лишь делом простой полусознательной веры и неопределенного чувства, но ничего не говорило разуму, не входило в разум…».

Однако, проблема заключается в том, что историческая сила христианства оказывается невидима в реальности тварного мира, где налицо, прежде всего, «хаос разрозненных элементов». Кроме того, сама истина христианства (как реальной исторической силы) все еще остается непонятна и нераскрыта для людей. Назовите причины, обозначенные Соловьевым, которые привели к утрате понимания сущности христианского учения.

Так христианство для Соловьева - это идея, которая обязательно требует приведения себя в соответствие с формой своего выражения и осуществления в жизни. Возможность этого Соловьев связывает с человеком. Объясните, какое место и почему отводит философ человеку в мироздании (виновен ли он в отпадении мира от «первоначального всеединства»); какова та роль, которую человек должен занять в процессе становящегося актуального всеединства и преодоления «стихийно-неорганизованных начал» мира.

Именно благодаря раскрытию сути христианства история человечества предстает в системе Соловьева как «богочеловеческий процесс», а сама христианская религия оказывается религия богочеловечества. При этом Соловьев говорит не столько об отдельном человеке, сколько о человечестве в целом как «действительном, хотя и собирательном организме», как «всечеловеческом целом». Поясните, чего требует от человечества христианское учение? Почему путь к Всеединству мира, как всемирно-исторический процесс, обозначается Богочеловеческим процессом? В чем состоит особенность исторического процесса как «богочеловеческого процесса»? (См.: Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 794-799.; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 354-364).

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте следующее высказывание В. Зеньковского: «Католицизм наполняет Чаадаева воодушевлением, энтузиазмом, - но вовсе не в своей мистической и догматической стороне, а в его действии на исторический процесс на Западе». Сравните это с размышлениями П.Я.Чаадаева: «На Западе все создано христианством… . Несмотря на всю неполноту, несовершенство и порочность, присущие европейскому миру… нельзя отрицать, что Царство Божие до известной степени осуществлено в нем». Можно ли говорить о том, что П.Я.Чаадаев был западником? Если «да», то в чем особенность его «западничества»?

2. Прокомментируйте следующие высказывания: «Не закопал Запад в землю талантов, данных ему от Бога! Россия признает это, как всегда признавала. И сохрани нас Бог от умаления заслуг другого. Это худое чувство… Россия чужда этому чувству и свободно отдает справедливость Западу» (К.С. Аксаков); «Все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых споров» (И.В. Киреевский). Как отразилось в них славянофильское понимание отношения между Западом и Россией?

3. Прокомментируйте следующие высказывания В.Соловьева: «постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует, собственно, исторический процесс человечества»; «космический процесс оканчивается рождением натурального человека, а за ним следует исторический процесс, подготавливающий рождение человека духовного». Раскрывают ли они сущность идеи Богочеловечества?

4. Как Вы считаете, можно ли говорить о различии в понимании идеи гуманизма русской и западной философскими традициями?

5. Перечислите и охарактеризуйте ценности, ставшие базовыми для славянофильства и западничества.

6. Как связаны между собой идея христианского гуманизма и антроподицея?

7. Сопоставьте понятия «индивидуализм» и «персонализм», опираясь на представления Вл. Соловьева и Н.А. Бердяева. В чем состоит принципиальная разница между персонализмом и индивидуализмом, почему они не могут быть синонимами друг друга?

8. Каково значение категории «всеединство» для русской философской традиции?

9. Объясните, почему русские дворяне, изучающие философию стали именовать себя не философами, а «любомудрами» (речь идет о кружке «московских любомудров», возглавляемого кн. В.Ф. Одоевским и Д.В. Веневитиновым)?

10. Объясните, почему Герцен хотел избежать капиталистического развития для России?

11. Кого и почему А.И. Герцен называл вооружено спящим «средневековым рыцарем, караулившим Богородицу»?

12. Поясните, почему, по мысли славянофилов, на Западе «душа убывает»?

13. В чем состоит, по мысли Соловьева, историческая миссия России?

Тест для самопроверки

1. К представителям славянофильства не относятся

  1. Н.Г. Чернышевский
  2. И.В. Киреевский
  3. А.И. Герцен
  4. В.Г. Белинский
  5. Н. Я. Данилевский

 

2. Основополагающим для религиозно-философского учения А.С. Хомякова является понятие _____________________.

 

3. В.С. Соловьев является автором

1. «Чтений о Богочеловечестве»

2. «Апологии сумасшедшего»

3. «России и Европы»

4. «Самопознания»

5. «Смысла любви»

 

4. Одним из самых ярких критиков Прудона и идей, которые он пропагандировал был

  1. А.И. Герцен
  2. Вл. Соловьев
  3. А.С. Хомяков
  4. В.Г. Белинский
  5. Т.Н. Грановский

 

5. Первое философическое письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано в журнале

  1. «Европеец»
  2. «Отечественные записки»
  3. «Современник»
  4. «Московский наблюдатель»
  5. «Телескоп»


2016-09-16 527 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №2. 1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №2. 1. Философские идеи славянофилов во многом определены их отношением к Западу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)