Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Классическая западная социология



2016-09-15 790 Обсуждений (0)
Тема 2. Классическая западная социология 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Расширить и углубить представление о социологии как науке поможет изучение истории ее становления и развития. Этому посвящена тема 2-я. На вопрос когда и при каких условиях возникла социология, что послужило толчком к формированию новой науки об обществе ответить не просто, так как представления определенные об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим у античных философов в работах Платона «Законы», «О государстве» (идеальное государство, совершенствование социальной структуры общества), в «Политика» Аристотеля (политическая стабильность) и др. Более активно эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Н. Макиавелли. В труде «Государь» он делает акцент на проблеме социального государства, политика рассматривается впервые в качестве особой сферы деятельности. Т. Гоббс – английский философ разработал теорию общественного договора, ставшей основой учения о гражданском обществе: граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту. Ж.Ж. Руссо – выявил значение экономических отношений собственности, вплотную подошел к решению проблемы социального неравенства в развитии общества.

Это было время осмысления проблем общества связанные с философскими традициями. В XIX в. настает время выхода социологии из рамок философии. Произошло это в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Это, во-первых. Во-вторых, причиной становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми произошла Великая французская революция, становились политическими и нравственными реалиями в развитых странах Западной Европы и Америки.

В социальной сфере это было время крайней нестабильности: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. И во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной дать ответы на вопрос – куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться и найти свое место в этом процессе. Дать ответ на возникающие вопросы призвана была наука социология.

Возникновение социологии непосредственно связано с именем Огюста Конта. Ученик и последователь Сен-Симона О. Конт (1798-1857) развил идею своего учителя и разработал концепцию позитивной науки об обществе. В своем главном шеститомном труде «Курс позитивной философии» О. Конт создает стройную теорию зарождения науки об обществе, доказывает необходимость ее построения на позитивных (научных) принципах, определяет ее место в иерархии наук и дает ей название «социология». И конечно мы вправе назвать О. Конта «отцом» этой молодой науки.

Социологияпонимается О. Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. Как истинная наука она должна отказываться от неразрешимых вопросов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты.

Значительное внимание О. Конт уделяет разработке научных методов исследования и выделяет четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом считает наблюдение главным методом, позволяющим использовать математические процессы и замеры измерения состояния социальных объектов.

Не менее важно обратить внимание на структуру социологии, предложенную О. Контом. По аналогии с физикой он разделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с порядком, который понимается как гармония элементов общества, основанная на солидарной связи. Социальная статистика изучает структуру, строение общества, исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам и соответствующие условия гармонии. Эти условия касаются основных общественных институтов таких, как семья, государство, религия. Эти части своим существование способствуют «всеобщему согласию», объединению общества. Они помогают преодолеть эгоизм людей, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, передают опыт, традиции, моральные нормы старших поколений. Общественный консенсус в теории Конта – основная идея социальной статики.

Социальная динамика развивает теорию общественного прогресса, по Конту, основным фактором которого выступает духовное, умственное развитие человечества. Закон прогресса в том, что каждый подъем духа вызывает соответствующий отклик во всех общественных областях – политике, промышленности, искусстве. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции. Конт считает, что развитие и состояние общества определяют не материальные изменения, а духовно-моральные условия и отношения между людьми.

Отсюда, как считал О. Конт, логика развития науки состоит в переходе к наукам более высокого порядка и включают предыдущую как необходимую предшественницу. Иерархия наук, т.е. открытый Контом Закон классификации наук выглядит так:

 

 
 

 

Социология на вершине этой иерархии, ибо она изучает самые сложные явления взаимодействия индивидов.

Поскольку по своему мировоззрению О. Конт был идеалистом, то мир для него сначала мыслится, а потом существует. Отсюда и развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Он отождествляет прогресс с развитием человеческого знания, которое проходит три стадии развития, каждой из которых соответствует определенное состояние общества. В Законе трех стадий интеллектуального развития человека он выделяет теологическую, метафизическую, позитивную стадии. На первой стадии в обществе господствуют религиозные представления, на метафизической – ведущая роль философии в духовной жизни, на позитивной главенствующую роль в жизни общества играют научные знания, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики. Закон трех стадий и Закон классификации наук сочетаются в том смысле, что положительное мышление, сформировавшееся в математике, астрономии, физике, химии и биологии, должно охватить и социальную сферу и привести к созданию положительной науки об обществе – социологии.

Другой вывод, приведший Конта к необходимости формирования науки об обществе связан с открытием им Закона разделения и кооперации труда. Благодаря разделению и кооперации труда появляются социальные профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию, на однобокую профессионализацию и уродующую личность. Возникают враждебные отношения, корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые могут привести к разрушению общества, солидарности и согласия. Способствовать установлению солидарности и согласия призвана, считал О. Конт, социология. Подводя итог, можно подчеркнуть, исходя из позитивизма О. Конта, из открытых им Законов вытекают такие идеи:

а) теория общественного прогресса,

б) роль науки в этом процессе,

в) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Одним из ярких представителей натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820 - 1903). Он утверждал в своей работе «Социология как предмет изучения» (1996 г. перевод и публикация), что «невозможно рациональное понимание истории социологии без рационального понимания истин и биологии». И исходя из этой идеи Г. Спенсер развивает два принципа своей социологической теории: организм эволюционизм.

Принцип органицизма – это подход к анализу общества, базирующийся на аналогии общества с биологическим организмом. В своей работе «Основания социологии» Спенсер обстоятельно рассматривает ряд сходств между биологическим и социальным организмами:

1) общество и биологический организм в процессе роста увеличиваются в массе (объеме) (превращение маленьких государств в империи);

2) по мере роста усложняется их структура;

3) структура сопровождается дифференциацией функций;

4) в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур;

5) в случае расстройства жизнедеятельности отдельные части общества и организма могут определенное время продолжать существовать.

Но Спенсер указывает и на различия между обществом и организмом. Главный смысл этих различий:

- в живом организме элементы существуют ради целого;

- в обществе – наоборот – оно существует для блага своих членов.

Аналогия общества и организма позволила Спенсеру выделить в обществе как целостной системе три подсистемы:

1) поддерживающая (экономика- производство);

2) распределительная (обеспечивает взаимосвязь между отдельными частями общества: пути сообщения, транспорт);

3) регулирующая (обеспечивает подчинение отдельных частей целому – государственная власть).

Каждая часть несет пользу и выполняет важную функцию. Изменения в обществе не могут происходить без изменения его частей и выполняемых функций.

Исходя из органической теории Спенсер определяет общество как сверхорганический, специфический организм.

Спенсер дает типы обществ, называет «военный» и «промышленный» тип обществ и подчеркивает, что переход от первого типа ко второму – это и есть социальный прогресс.

С органической теорией тесно связана теория эволюционного развития общества. Эволюция – это универсальный процесс, одинаково объединяющий все изменения как в природе, так и в обществе.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества на пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов.

Спенсер выделил:

- неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной);

- органическую (биологическую, психологическую);

- надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера выделяются три фактора:

1) дифференциация ролей, функций, власти, престижа, собственности;

2) усиление неравенства, углубление специализации ролей, рост неравенства власти и достатка – дифференциация расширяется;

3) деление общества на фракции, классы, группы по классовым, национальным, или профессиональным различиям.

Объективным критерием процесса эволюции Спенсер считал степень дифференциации и интеграции любого явления.

Основной закон социального развития, отмечал Спенсер, это Закон естественного отбора. Роль естественного отбора играет, по Спенсеру, конкуренция. Это один из типов борьбы за существование. Вознаграждая умелых, усердных работников, конкуренция способствует:

а) повышению интеллектуального и морального уровня общества;

б) увеличению объема общественного богатства.

Отказ от конкуренции ведет к процветанию слабых, т.е. людей с низкими интеллектуальными качествами, к деградации общества. Поэтому нужно избавляться от неприспособленных членов общества и государство в этот процесс не вмешивается. Но благотворительность как частное дело может помочь обездоленным.

Непростой покажется Вам проблема равновесия, распада, гармонии и стабильности.

Социальное равновесие есть результат приспособительных действий, гармонии интересов, компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Только при невмешательстве в социальную жизнь и на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие.

Альтернативой равновесия, гармонии и стабильности Спенсер рассматривает проблему распада, который совершается под воздействием как внешних, так и внутренних причин, раскрывает признаки такого состояния. Проблемы высказанные Спенсером дают немало для понимания современных процессов происходящих в обществах и позволяют глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Интерес к его теории вновь проявился, поскольку Спенсер оказался предшественником структурного функционализма и системного анализа в современной социологии.

Социология вычленилась в качестве самостоятельной науки вследствие своей претензии на научное исследование общества. Наряду с о. Контом, Г. Спенсером представителем классической социологии является французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Социология Дюркгейма основывается на теории социального факта.

Социология, считал Дюркгейм, должна изучать социальную реальность, имеющую особые только ей присущие качества. Элементами социальной реальности и являются социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

Э. Дюркгейм в работе «Правила социологического метода» излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать как науке.

Первое правило рассматривать социальные факты как вещи.

Второе правило систематически отмежевываться от всех «врожденных идей», т.е. социология должна порвать связи со всякими идеологическими пристрастиями и быть свободной от всяких предрассудков.

Третье правило признание приоритета целого над составляющими его частями.

Т.о., социология, по мнению Дюркгейма основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов и является продуктом коллективного сознания. К социальным фактам он относил законы, обычаи, правила поведения, идеи, религиозные верования, язык, денежную систему и др. образы.

Социальные факты обладают двумя характеристиками: высшим существованием по отношению к индивиду и принудительной силой по отношению к ним. Задержите внимание на этих особенностях, и Вы сможете почувствовать специфику подхода Дюркгейма к проблеме «общество», который наделил общество чертами физического и морального превосходства над индивидом.

Непростым вопросом Вам покажется вопрос о методологии Э. Дюркгейма. Здесь следует уяснить, что философской основой его методологии является социологизм (разновидность социального реализма).

В конкретной исследовательской практике социологизм означал:

а) необходимость изучения «социального через социальное, объяснение всех социальных явлений социальной средой их существования».

б) изучая общество, нужно пользоваться только социологическим способом.

Ибо социология как наука самостоятельная и самодостаточная «у нее свой понятийный аппарат и своя методология»

Центральной темой Э. Дюркгейма является теория «социальной солидарности», ей посвящен главный труд «О разделении общественного труда». Главной задачей социологии Дюркгейм считал определение природы социальных связей и механизмов, обслуживающих социальную интеграцию. Он выделяет два основных типа социальных связей которым соответствует общество с «механической солидарностью» и общество с «органической солидарностью», раскрывает содержание каждого типа и подчеркивает, что переход от механической к органической солидарности рассматривается как общественный прогресс, важным фактором которого выступает разделение труда.

Дюркгейм отмечает также, что в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются в обществе социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления (конфликты, социальное неравенство, эксплуатация и др.) он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе Дюркгейма «Самоубийство».

Свою точку зрения на социологию сформулировал немецкий мыслитель правовед по образованию, создатель «понимающей социологии» М. Вебер (1864-1920). Социология, по его мнению, это пограничная наука и поэтому она должна заимствовать у естественных и гуманитарных наук все лучшее. Эта трактовка вытекает из понимания предмета социологии. Вебер считал, что предметом исследования социологии может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением.

Социолог должен понять субъективный смысл, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. Социолог должен наблюдать эти действия, сконструировать их объяснение, на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Отсюда вытекает – люди в сходных ситуациях, руководствуясь аналогичными мотивами, совершают одинаковые поступки.

М. Вебер уделяет внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий и его социологию называют «понимающей».

Вебер разработал теорию социального действия, определил черты характеризующие «социальное действие», предложил типологию социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффектное. И на основе анализа проявления этих типов действий выявил, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, наука, политика, искусство. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой его работы «Протестантская этика и дух капитализма». В этой работе Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, но и духовные истоки, и важная роль принадлежит протестантской религиозной этике, ее ценностям (бережливость, рачительность труда, дисциплинированность, трудолюбие и др.).

М. Вебер создал конструкцию «идеальный тип», которая создается путем идеализации и мыслительного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемых явлений. Это утопическая конструкция, но она позволяет:

а) сконструировать явление или социальное действие, как если бы оно имело место в идеальных условиях;

б) вносит целесообразность в поведение людей и их мышление;

в) вносит организованность в общественную жизнь.

Значителен вклад Вебера на основе идеи рациональности в разработку проблем политической социологии:

- типизация политического господства;

- проблема легитимности власти;

- идея плебисцитарной демократии.

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, предложил в качестве критериев: обладание собственностью, власть, статус (престиж) и его социальная стратификация становится многомерной. Это была его попытка преодолеть ограниченность стратификационной концепции К. Маркса.

 


Тема 3. Социологическая теория марксизма

 

В теме 3-й рассматриваются основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. Выделим наиболее важные:

1) признание закономерности общественного развития;

2) признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства;

3) поступательный прогрессивный процесс развития общества;

4) естественно-исторический процесс столь закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы;



2016-09-15 790 Обсуждений (0)
Тема 2. Классическая западная социология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Классическая западная социология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)