Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) конфликтологический анализ



2016-09-15 594 Обсуждений (0)
Б) конфликтологический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




При рассмотрении этих направлений следует выделить общее и специфическое, в их характеристике. На что здесь следует обратить внимание:

1) Понятие структурно – функциональный анализ употребляется в двух значениях:

а) объединяющее название социологической школы (основатель Г. Парсонс);

б) метод исследования, позволяющий изменение элемента системы рассматривать в связи с изменениями всей системы.

2) Парсонс рассматривает общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимосвязанных элементов (индивиды, группы, коллективы, внутри них функциональные отношения). Характер связей и отношений позволял создавать более или менее полную картину общества.

Отсюда предмет социологии сводится к выяснению социальных связей и взаимосвязей

Парсонс поставил цель – создать концептуальную структуру, которая давала бы возможность описать человеческое общество во всем его многообразии. Общество – это система (по Парсонсу), которая всегда стремится к равновесию, которое способствует самосохранению его. Нарушение равновесия приводит к дестабилизации системы и даже ее гибели. Поэтому любая система (общество, предприятие, партия, семья и др.) в целях выживания осуществляет функции такие, как: адаптация (приспособление к окружающей среде); целеполагание (формирование целей и лобилизация ресурсов для их достижений); интеграция (поддержание единства и упорядоченности действий); латентность (воспроизводство и распространение образцов, норм и стандартов поведения).

Обратите внимание – понятие функция является главной в теории Парсонса. С помощью этого понятия он пытается объяснить как множеству людей и других социальных явлений удается образовать целостную и самовоспроизводящую систему. На уровне общества вышеназванные функции осуществляет: политика (целеполагание); право и культура (интеграция); семья, школа, церковь (латентность).

Одна из важных категорий учения Парсонса – социальное действие, которое рассматривается им как самоорганизующаяся система, специфика которой состоит в:

1) символичности (регулирование поступков речью);

2) нормативности (зависимость действия от общепринятых правил и ценностей);

3) валюнтаристичности (произвольность поведения в зависимости от субъективного восприятия ситуации).

Парсонс построил формализованную модель системы социального действия, состоящую из подсистем: социальной, культурной, личностной, органической. Эти подсистемы находятся в состоянии взаимообмена.

Он также называет основные элементы этой модели: деятель (индивид или группа людей); ситуация (природная или социальная); ориентация деятеля на ситуацию (способность к анализу среды и определению целей и средств достижения цели)

Парсонс рассматривает развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения общественных потребностей.

Альтернативной структурно-функциональному подходу (акцент его на стабильность социальных систем и эволюционных форм их развития) в современной социологии сложилась теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.). Они видят в конфликте не дисфункцию социальной системе, а естественную и прогнозируемую составляющую социального организма. Так, Льюс Козер (1913-2003 гг.) считал, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные столкновения. По Козеру, социальный конфликт выступает как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняет такие позитивные функции как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе.

Социальные конфликты играют важную роль в обновлении общества. Они не только порождают новые социальные институты, нормы, но и стимулирующей экономический и технологический прогресс.

Другим представителем конфликтологического направления является Ральф Дарендорф (рожд. 1929). Концепция социального конфликта его в следующем:

- основу взаимодействия в системе «индивид-общество» составляют нормы, которые задают ролевое поведение;

- роль – это воплощение властных отношений на поведенческом уровне;

- отдельному индивиду роль задается, т.е. носит нормативно-принудительный характер;

- иерархия ролей существует и на уровне индивида и на уровне общества;

- неравенство ролей – социальное неравенство – ведет к конфликту.

Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение; одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, другие лишены власти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием, Р. Дарендорф считает, что они должны быть легализованы, институциализированы и разрешаться на основе существующих в обществе норм правил.

Конфликт может регулироваться при помощи переговоров, посредничества, арбитража и др.

Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени его открытости. Например, в демократическом обществе, для контроля характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

В современной социологии сформировались и такие направления как: символический интеракционизм, теория обмена, феноменологическое направление.

Основатель символического интеракционизма американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (1831-1931). Он создал теорию человеческой эволюции. По Миду человек отличается от животных отсутствием системы инстинктов как регуляторов поведения.

Главная характеристика людей – использование символов. Символы выполняют координирующую функцию, если являются достоянием группы. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.

Социальное взаимодействие (интеракция) считает Мид, опосредовано различными символами, среди которых важными являются жесты и речь.

Символически опосредованное общение характеризуется тем, что оно:

а) порождает одинаковые реакция при общении с любым индивидом;

б) позволяет поставить себя на место другого индивида;

в) позволяет видеть себя глазами другого человека.

Индивиды взаимодействуя, создают ситуации. От того как они интерпретируют эти ситуации зависят их индивидуальные и коллективные действия. Изучение непосредственных взаимодействий людей позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой является американский социолог Джорж Хоманс (1910-1989).

Обратите внимание на своеобразие предложенного им подхода к объяснению социальных явлений и процессов. Он применяет принцип бихевиоризма, т.е. изучение через поведение индивидов.

В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты.

Обмен определяется четырьмя основными принципами: принципы успеха, принципы стимула, принципы ценности, принципы насыщения.

С помощью этих принципов Хоманс пытался объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и т.д. Но при объяснении явлений макроуровня этот принцип недостаточен.

Непростым покажется Вам вопрос, раскрывающий феноменологическое направление, одним из ярких представителей которого является Альфред Щюц. Его идеи получили распространение в 60-70-е годы ХХ в. и дали толчок развитию таких концепций как «структурная социология», «социология знания», «социология повседневности».

А. Щюц считал, что познать социальную реальность можно через изучение повседневной жизни людей, через анализ обыденного сознания. Индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных представлений, приобретенных в процессе социализации. Каждый индивид обладает опытом, запасом знаний, свойственным только ему. Каждый интерпретирует и действует исходя из здравого смысла.

Обыденное знание –это здравый смысл.

В повседневной жизни люди действуют именно на основе обыденного знания, которое формируется в процессе накопления жизненного опыта.

Поэтому, по мнению Щюца, социология должна изучать не скрытые от нашего сознания процессы, а те представления, которые возникают в сознании при непосредственном восприятии мира.

Задача социологии, в представлении Щюца, - изучать обыденное знание людей, накопленное в течение жизни и открывать общие, типичные формы организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир – «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

 

 


Тема 6. Теория социальной структуры общества

 

Одной из центральных проблем в социологии является проблема социальной структуры общества и социальной стратификации. Она рассматривается в теме 6. Понятие «структура» в переводе с латинского означает «строить» или «соединять». Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Это относится и к социальной структуре. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов.

Дадим определение понятия социальная структура – это внутреннее устройство общества, совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей, по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий деятельности.

По мере развития общества социальная структура становится все более многообразной и сложной.

В основе развития социальной структуры общества лежат: общественное разделение труда (обуславливает разделение на социальные группы) и отношение собственности на средства производства (в широком смысле они понимаются как социальные, присущие обществу, а в узком, как специфические отношения между субъектами, между социальными группами по поводу удовлетворения их потребностей в условиях труда, материальных благах, улучшении быта, досуга, получении образования, доступа к духовной культуре, социальном обеспечении, медицинском обслуживании, т.е. в области социальной сферы жизнедеятельности людей).

В структуре общества выделяют основные элементы: классы, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, сословия, социально-демографические группы (молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение), национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Эти группы неоднородны по составу, делятся на отдельные слои, группы и имеют собственные интересы.

В зависимости от уровня развития (разделения труда и общественных отношений) складываются типы социальных структур:

- структура рабовладельческого общества;

- структура феодального общества;

- структура капиталистического общества;

- структура социалистического общества.

В каждом типе социальной структуры социальный состав элементов разный. С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально все равны. Но в реальном взаимодействии они занимают неравное положение. Слои, классы, группы располагаются выше или ниже других, т.е. структура общества иерархизма.

Непростым вопросом в этой теме является вопрос о научных подходах к рассмотрению природы неравенства. Выделяют два подхода: марксистский (К. Маркс, Ф. Энгельс) и теория социальной стратификации (М. Вебер, П. Сорокин, Р. Дарендорф, К. Дэвис, У. Уорнер, А. Турэн и др.)

Согласно первому подходу классовая принадлежность определяется по отношению к собственности на средства производства. Выделяются основные классы в структурах обществ. Согласно второму подходу понятие «класс» не годится для анализа структур современных постиндустриальных обществ, в которых отношения собственные оказались размыты. В этом случае употребимо более конкретное и гибкое понятие «страта» (слой).

Термин «социальная стратификация» употребляется тогда, когда надо подчеркнуть социальное неравенство.

Стратификация(от лат. stratus – слой) – это распределение слоев (групп) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Количество слоев, рассматриваемые разными концепциями стратификации различно, отличаются и критерии их выделения. Можно сказать, общество рассматривается как своеобразный слоеный пирог, где есть высший, средний и низкий слои, в каждом могут выделяться еще и свои прослойки (например: высший – высший, низший – высший классы и т.д.)

Так Западногерманский социолог Р. Дарендорф в основу стратификации взял понятие «авторитет» (оно наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между группами за власть) и в структуре общества выделил:

1) управляющих, которых делит на:

а) управляющих собственников и

б) управляющих несобственников или бюрократов-менеджеров;

2) управляемых, которых подразделяет на

а) высшую или рабочую аристократию,

б) низшую – низкоквалифицированных рабочих.

Между этими основными группами он помещает «новый средний класс».

Французский социолог А. Турэн считает, что критерии (престиж, власть, образование, этническая принадлежность), предложенные ранее устарели и сегодня определяющим критерием является доступ к информации. Именно этот критерий позволит людям занимать господствующее положение.

Задержите внимание на этом вопросе - разные концепции социальной стратификации (М. Вебер, У. Уорнери и др.) и из этого можно определить те ценности, которые стремятся получить люди, а именно их три – власти, собственность, престиж. Социальная стратификация отождествляется с процессом их распределения в обществе, с доступом к этим ценностям.

Обратите внимание на важность изучения социальной стратификации, и Вы почувствуете специфику и неповторимость социологии.

В тесной связи с теорией социальной стратификации находится концепция социальной мобильности. Ввел в научный оборот и дал определение этого понятия П. Сорокин. Мобильность (от лат. mobilis ) – это перемещение людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы. Сорокин выделил два основные вида социальной мобильности, вертикальную и горизонтальную. Вертикальная имеет два вектора: восходящая и нисходящая ветви.

Различают групповую, индивидуальную, межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Понятие социальной мобильности оказывается важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

 

 


Тема 7. Этническая социология

 

Тема 7изучает сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются всех сторон жизни этнических общностей.

Этническая общность – это группа людей, связанных общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе длительной совместной жизнедеятельности вырабатывались общие признаки: язык, бытовая культура, обычаи, традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании людей, в котором они осознают свое единство, общность происхождения и этническое родство.

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности является племя, народность, нация. Укажите характерные особенности этих общностей. Термины «этнос», «народ», «нация» в социологии употребляются как синонимы. Различие между терминами «народность», «нация» - чисто условное.

Не менее важной задачей изучения этой темы является уяснение содержания национально-этнических отношений. Эти отношения касаются условий выживания и развития этносов таких как: проблема, территории, языка, духовной культуры, традиций и др.

Нужно отметить, что социальная и этническая стороны жизни и национальных отношений органически взаимосвязаны.

Проблема социальной справедливости возникает в отношениях между: а) большими и малыми этносами; б) более или менее развитыми этносами; в) коренными и некоренными группами.

Следует также обратить внимание на межнациональные отношения, которые проявляются в виде: а) экономических отношений (направлены на удовлетворение экономических потребностей наций); б) политических отношений (участие всех народов в осуществлении независимости и суверенитета); в) межнациональные отношения в сфере духовной жизни; г) экологические отношения и др.

Межнациональные отношения проявляются как национальные интересы.

В рамках современных межнациональных интересов можно выделить характерные процессы: а) этническую консолидацию народов; б) межэтническую интеграцию; в) ассимиляцию.

В настоящее время повсеместно наблюдается этническое возрождение народов и повышение их активности. Причинами этого является:

- стремление народов устранить социальную несправедливость;

- реакция этносов на урбанизацию, технологическую цивилизацию, массовую культуру, ведущие к утрате самобытности.

Межнациональные конфликты – крайнее обострение противоречиймежду народами в ходе решения политических, экономических, религиозных и др. проблем. Разрешение возможно демократическими и цивилизованными способами. Способность разрешать такие конфликты – показатель гражданского общества и демократизма.

 

 


Тема 8. Социология культуры

 

Социология культурырассматривается в теме 8. Понятие «культура – это совокупность ценностей духовных и материальных, а также творческая деятельность по их созданию, распространению и хранению».

Культура служит объектом исследования разных дисциплин – философии, культурологии, истории, социальной антропологии и др.

Социологию интересует прежде всего природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура», оно утвердилось в научной и учебной литературе.

Социальная культура – это система социально-значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Назначение социальной культуры проявляется в ее функциях: гуманистической, социально-информационной, коммуникативной, образовательно-воспитательной, регулирующей, интегрирующей.

В культуре как сложной системе выделяются базисные единицы, называемые культурными элементами. Они бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру – это то, в чем материализуются знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предмет культа и т.д.) Вторые – духовную культуру – это то, что возникает в сознании людей и определяет их стиль жизни (язык, символы, знания, идеалы, ценности, нормы, правила и образы поведения, обычаи, традиции, обряды и др.).

Значимые элементы культуры, передаются последующим поколениям, принятые и усвоенные ими образуют культурное наследие.

Социологии выделяют две тенденции в восприятии и оценивании других культур: этноцентризм и культурный релятивизм.

Этноцентризм – этотенденция оценивать другие культуры по критериям своей культуры, с позиций ее превосходства.

Культурный релятивизм– любая культура рассматривается как единое целое. Ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры, не могут быть понятны, если их анализировать в отрыве от целого (амер. исследователь Р. Бенедикт). Эта тенденция способствует поиску путей сотрудничества и взаимному обогащению разных культур.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выступают язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды. Каждый из этих элементов выполняет определенную функцию.

Существенным представляется классификация культуры по происхождению, характеру и уровню развития. Выделяют три ее формы: элитарную, народную, массовую. Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей: «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура».

В заключении можно констатировать, что культура как сложная система взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Современные социологии отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базовыми элементами регулирования общественной жизни являются социальные институты и организации – они рассматриваются в теме 9.

 

 


Тема 9. Социальные институты и организации

 

Базовыми элементами регулирования общественной жизни являются социальные институты и организации– они рассматриваются в теме 9.

Социальные институты(от лат. institutum – установление, учреждение) – это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально-значимые функции и обеспечивающие совместную деятельность людей.

Есть и другие определения понятия «социальный институт». Так, известный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Из всего разнообразия определений вытекает понимание социального института как специфического социального образования, признанного обеспечить устойчивость социальных связей и отношений, надежность и регулярность основных потребностей общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграцией института в структуру общества, что узаконивает его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Выделяют основные социальные институты: институт семьи и брака; экономические институты, политические институты, социокультурные и воспитательные. Многие социологии выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. В качестве важнейшего социального института рассматриваются СМИ, формирующие общественное мнение людей. Классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Институализация– это процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений. На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему способную удовлетворить значимые потребности. Так, институализация какой-либо науки, например социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий, учебников и т.д.

Функции социальных институтов:

- удовлетворение социальных потребностей;

- осуществление социального контроля за поведением людей в обществе, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов через систему поощрений и санкций;

- обеспечение относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе;

- социализация, т.е. усвоение принятых в данном обществе образцов поведения и способов деятельности.

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности, когда же институт не выполняет основных функций, то его деятельность рассматривается как дисфункциональная. Примером дисфункции может быть падение общественного престижа. Дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными (всеми осознаются) и латентными (если носят скрытый характер).

Социальные организации – элемент социальной структуры, системы отношений, объединяющая индивидов для достижения определенных целей.

Основные черты социальной организации:

а) целевая природа организации (она средство и инструмент достижения целей);

б) иерархия (соответственно ролям и статуса членов);

в) специализация по функциональному признаку.

Организации различаются в соответствии со сферами жизни общества (промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские и др.)

Типы организаций:

- формальная социальная организация – возникает в результате административного, политического решения. В основе – разделение труда, глубокая специализация, юридические нормы;

- неформальная социальная организация – спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий, в ней действуют нормы межличностного и межгруппового общения, отсутствуют жесткий регламент и дисциплина;

Большинство организаций включает в себя подсистемы. Например, производственная организация включает такие подсистемы: техническую, экономическую, управленческую, социальную.

 

 


Тема 10. Социология семьи

 

Социология семьирассматривается в теме 10. Семья является предметом изучения многих общественных наук. Социология семьи – это специальная отрасль социологического знания. По мнению социологов возникает из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма половых отношений.

В социологии семья рассматривается одновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально-значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется семейно-брачным законодательством, а также морально-нравственными нормами, обычаями, традициями.

По характеру распределения семейных обязанностей и лидерства семьи делятся на три основные типа:

1) традиционная (патриархальная):

2) нетрадиционная (эксплуататорская – равное участие мужчины и женщины в общественном труде, домашние обязанности возложены на женщину);

3) эгалитарная (семья равных).

В зависимости от структуры родственных связей выделяют два типа семьи: нуклеарные (только родители и дети) и расширенные (родители, дети и другие родственники).

Семья выполняет ряд функций. Важнейшими из них являются: репродуктивная (главная функция); воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная.

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института. Изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важных функций. Традиционные ролевые семейные отношения, когда женщина вела хозяйство, рожала, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям. Многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности. Экономически обеспечивать семью и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствует росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – порождает конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей, к кризису. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить: а) как супруги воспринимают новую ситуацию; б) готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей; в) от чего зависит лидерство в семье.

В целом можно отметить, что основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация – это предполагает равенство мужчин и женщин, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания.

 

 


Тема 11. Социология личности

 

Рассмотрению Социологии личности посвящена тема 11. Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. Проводится разграничение таких понятий как «человек», «индивид», «личность».

Понятие личности в социологии используется в двух, по крайне мере, значениях: 1) под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его целостно-нормативным стандартом; 2) личность как член социальной группы общества, коллектива организации, т.е. посредством своей деятельности включенный в различные виды социальных систем.

Социологический подходвыделяет в личности социально-типичное: формирование личности и ее потребностей, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности.

Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга методологическими установками:

- теория личности как субъект и объект деятельности и общения в марксистской социологии;

- ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Мертона;

- поведенческая концепция Дж. Хоманса и др.

Значительным влиянием в социологии личности пользуется Ролевая теория личности. Она описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус– это определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или группе. Статус отражается как во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения, жаргоне и др.). Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов.

Р. Мертон ввел понятие «статусный набор» для обозначения всей совокупности статусов данного человека. Но есть главный статус, по которому индивида выделяют окружающие. Например, с основным местом работы (директор, юрист, рабочий), с расовой принадлежностью (негр) и социальным происхождением (дворянин).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемые, в котором человек рожден (член королевской семьи) и достигаемые в результате свободного выбора, личных усилий (президент, профессор).

Социологическая роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений.

Составляющие социальной роли:

- ролевое ожидание (то, чего ждут от роли);

- ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли).

Социальная роль является важным средством реализации творческого потенциала личности.

Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, принадлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Например: статус профессора университета включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант фирмы и правительства, администратор, автор научных статей и др.

Заметим, каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

Диспозиционная теория, признаваемая сегодня, позволяет установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Эта концепция была сформулирована известным социологом В.А. Ядовым. Ключевым понятием является «диспозиция» или установка. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения.

Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях.

Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.

Можно назвать еще такие как психоаналитический подход в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского – понимание человека как деятельного существа.

Важным вопросом в теме социология является «социализация личности».



2016-09-15 594 Обсуждений (0)
Б) конфликтологический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б) конфликтологический анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (594)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)