Отлично К.К.Курочкин (подпись)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени академика С.П.КОРОЛЕВА
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ
Методические указания к курсовому проектированию
С А М А Р А 2 0 0 3 Составители: Е.А.Панин, Д.С. Лежин УДК 621.452
Основы проектирования и конструирования:Метод. указания к курсовому проектированию/ Самар. гос. аэрокосм. ун-т. Сост. Е.А. Панин, Д.С. Лежин. Самара, 2003. 32 с.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы регионального (вузовского) компонента подготовки экономиста-менеджера Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. Предметом курсового проектирования по дисциплине «Основы проектирования и конструирования» является сложный технический объект – газотурбинный двигатель (ГТД). Изложены цели и задачи курсового проектирования согласно требованиям утвержденных рабочих программ дисциплин. Подчеркнута ответственность сторон – студента и руководителя. Подробно рассмотрены содержание, объем, структурный состав и последовательность выполнения этапов проекта. Приведены примеры оформления некоторых разделов, в которых наиболее часто встречаются ошибки. Даны рекомендации по оформлению пояснительной записки. Методические указания предназначены для студентов факультета 2 специальности 060 800 – Экономика и управление на предприятии (по отраслям), изучающих дисциплины: «Рабочие процессы ВРД», «Основы проектирования и конструирования», «Авиационный двигатель как объект производства».
Печатаются по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королева.
Рецензент: С. М. Л е ж и н
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4 СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 6 Титульный лист 6 Задание 7 Реферат 8 Содержание 9 Введение 10 Заключение 11 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 12 Летательный аппарат 12 Двигатель 13 Расчет рабочих лопаток компрессора и турбины На растяжение от действия центробежными силами 19 Расчет рабочих лопаток компрессора и турбины На колебания 25 ТРУДОЕМКОСТЬ И ОБЪЕМ ПРОЕКТА 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРЕДИСЛОВИЕ Цель проектирования
Овладение навыками самостоятельного анализа процессов проектирования и конструирования сложных технических объектов, расширение кругозора, систематизация и закрепление знаний.
Роль руководителя
Выдача задания, уточнение объема и содержания составных частей, контроль и направление работы.
Студент
Несет ответственность за принятые технические решения и расчеты, качество и выполнение в заданные сроки. Пояснительная записка Оформляется согласно правилам стандарта предприятия СТП СГАУ 6.1.4. – 97на листах формата А4 рукописным способом или на ПК с операционной системой Windows в редакторе Microsoft Word. Размеры полей должны быть не менее: левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего 15 мм, нижнего 20 мм. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу. Иллюстрации и таблицы должны иметь сквозную нумерацию, однако, допускается нумеровать и в пределах раздела. Пояснительные данные обозначается словами «Рисунок» или «Таблица» без сокращения и пишутся слева под рисунком и над таблицей. Например: Рисунок 7 – Резонансная диаграмма первой ступени КВД Таблица 2 – Зависимость динамической собственной частоты рабочей лопатки турбины от частоты вращения. Допускается помещать в приложениях расчеты, диаграммы, таблицы, схемы и другие материалы, не вошедшие в основную часть пояснительной записки. Каждое приложение должно иметь заголовок и буквенное обозначение. Например: Приложение Б Баланс осевых газодинамических сил
СТРУКТУРНЫЙ СОСТАВ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ (Содержание и оформление)
Структурными элементами пояснительной записки являются: 1 – титульный лист; 2 – задание; 3 – реферат; 4 – содержание; 5 – введение; 6 – основная часть; 7 – заключение; 8 – список использованных источников; 9 – приложения (при наличии).
Титульный лист Титульный лист выдается библиотекой кафедры КИПДЛА (корп. 14, ауд. 210), служит обложкой пояснительной записки. Допускается его рукописное оформление.
Пример оформления титульного листа:
Задание
Задание может быть размещено на обратной стороне выдаваемого кафедрой бланка титульного листа – тогда оно только заполняется. Допускается его оформление на отдельной странице. В задании должны указываться марка, вид и разработчик двигателя, который рассматривается в качестве сложного технического объекта в процессе работы над проектом. Пример оформления задания:
Кафедра конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов
Задание на курсовой проект студенту И.И.Иванову гр. 2310 Основы проектирования и конструирования ТРДД Запорожского МКБ «Прогресс» Д-36. Исходные данные на взлетном режиме: Н=0, V = 0,тяга Р = =70 кН; расход воздуха через внутренний контур G = 45,18 кг/с; удельный расход топлива С = 0,360 кг/Нч; степень двухконтурности m = 6; температура газов перед турбиной Т = =1600 К; степень повышения давления вентилятора = 1,6; степень повышения давления компрессора = 26 (исходные данные берутся из курсовой работы по кафедре ТДЛА или из справочных данных соответствующих источников, например, [3]). Дата выдачи задания: 3 сентября 2003 г. Срок защиты: 17 декабря 2003 г. Руководитель проекта: С.С.Сидоров (подпись). Краткий отзыв руководителя проекта о ходе работы над проектом и оценка выполненного проекта: Проект выполнен качественно в полном объеме. Студент И.И.Иванов работал регулярно, самостоятельно, правильно решая все поставленные задачи. Проект заслуживает отличной оценки. Руководитель проекта: С.С.Сидоров (подпись). Замечания комиссии: И.И.Ивановым освоены и правильно оформлены все разделы проекта. Иллюстрации выполнены с помощью программных средств компьютерных технологий. Оценка проекта комиссией: Отлично К.К.Курочкин (подпись) П.П.Петров (подпись)
Реферат
Реферат содержит сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников и перечень ключевых слов (5…15). В тексте реферата кратко отражается цель, сущность и результаты работы над темой проекта. Пример оформления реферата:
РЕФЕРАТ Курсовой проект. Пояснительная записка: 13 с., 5 рис., 3 табл., 5 источников. Графическая документация: 3 л. А1. ДВИГАТЕЛЬ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ, КОНСТРУКТИВНО-СИЛОВАЯ СХЕМА, ЛОПАТКА РАБОЧАЯ, ПРОЧНОСТЬ СТАТИЧЕСКАЯ, КОЛЕБАНИЯ. Определены тип, функциональное назначение и основные данные самолета и двигателя. Составлена конструктивно-силовая схема трехвального ТРДД без смешения потоков с двухопорными роторами низкого, среднего и высокого давлений. Проведены расчеты на статическую и динамическую прочность двух рабочих лопаток: первой ступени компрессора высокого давления и третьей ступени турбины низкого давления.
Содержание Содержание представляет собой систему заголовков с указанием страниц и включает: введение, разделы (подразделы, пункты), заключение, список использованных источников, приложения. Нумеруются только заголовки разделов, подразделов и пунктов.
Пример оформления содержания:
Содержание стр. Введение 1. Летательный аппарат 4 2. Двигатель 6 3. Конструктивно-силовая схема двигателя 8 4. Расчет рабочих лопаток компрессора и турбины на растяжение центробежными силами 11 5. Расчет рабочих лопаток компрессора и турбины на колебания 14 Заключение 16 Список использованных источников 17 Приложения 18 Введение Введение должно содержать: - краткую общую историческую оценку конструктивного совершенства предлагаемого в задании двигателя и летательного аппарата; - обоснованные цели и задачи.
Пример оформления введения:
Введение В настоящее время двигатель Д-36 устанавливается на пассажирском самолете Як-42 (1975 г.) ближнемагистральных воздушных линий, транспортном самолете Ан-72 (1977 г.) и специальном самолете Ан-74 (1983 г.) для применения в условиях Арктики и Антарктиды. Двигатель Д-36 является двухконтурным турбореактивным (ТРДД) четвертого поколения (условного деления ГТД на этапы совершенствования). Этот вид двигателей обеспечивает комплексу самолет–двигатель наивыгоднейшие технические и эксплуатационные показатели в различных условиях применения. Такой вывод делается на основании анализа основных критериев оптимальности (себестоимости перевозок, высокой надежности и др.) и их зависимости от основных параметров термогазодинамического цикла двигателя (степени повышения давления компрессора и температуры газа перед турбиной), степени его двухконтурности и совершенства конструкции. Изучение источников позволило сформулировать основные задачи курсового проекта: 1. рассмотреть особенности конструкции самолета. 2. провести критический анализ и дать оценку конструктивного совершенства двигателя Д-36. Для этого самостоятельно составить и описать его конструктивно-силовую схему. 3. обосновать систему крепления двигателя к самолету. 4. подтвердить прочностную надежность двигателя, расчетами на статическую и динамическую прочность важнейших силовых деталей – рабочих лопаток компрессора и турбины.
Заключение Заключение должно содержать краткие выводы и оценку полученных результатов. Пример оформления заключения: Заключение Выполнен комплекс работ по основам проектирования и конструирования трехвального ТРДД с тягой 70 кН и удельным расходом топлива 0,360 кг/Нч трехдвигательного пассажирского самолета ближнемагистральных воздушных линий. Составлена конструктивно-силовая схема двигателя с двухопорными роторами и упругодемпферными гидродинамическими опорами. Расчеты на статическую прочность рабочих лопаток первой ступени КВД и третьей ступени ТНД произведены на ПК. Расчеты показали, что обе лопатки работоспособны на опасных взлетных режимах эксплуатации, а их коэффициенты запаса удовлетворяют нормам конструкционной прочности. Коэффициент запаса в опасных сечениях рабочих лопаток КВД равен 2,4, а ТНД - 3,8. Построены резонансные диаграммы ступеней этих рабочих лопаток при колебаниях по первой изгибной форме. В рабочем диапазоне частот вращения ротора резонансные колебания возникают для КВД - от действия гармоник 2, 3, 4, а ТНД – от гармоник 12, …,17.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Летательный аппарат
В этом разделе, используя основные классификационные признаки, приводятся общие справочные данные о летательном аппарате (ЛА) [4]. Следует помнить, что в курсовом проекте рассматриваются только газотурбинные двигатели (ГТД) для аэродинамических ЛА – аппаратов, использующих для полета аэродинамическую подъемную силу. Это могут быть: самолеты, экранопланы, крылатые ракеты (подъемная сила образуется при обтекании воздушным потоком крыла); вертолеты, летающие платформы (подъемная сила образуется при обтекании воздушным потоком несущего винта). Изложение этого раздела можно строить по следующему плану: тип ЛА, организация – разработчик, назначение, вид, модификации, количество и расположение двигателей, основные данные (взлетная масса, дальность полета, скорость полета, потолок и др.). Систематизируя и обрабатывая источники, следует избегать неоправданной избыточности информации. Важное значение имеет также история создания ЛА. Желательно, при анализе данного ЛА, сравнить его с современными аналогами, выделить их общие и отличительные признаки. Это позволит обосновать актуальность ЛА на период его создания и перспективу развития. Для наглядного пояснения и дополнения к тексту этого раздела необходимо самостоятельно разработать технический рисунок ЛА. На нем изобразить взаимное пространственное расположение основных частей (фюзеляж, крыло, оперение, двигатели, шасси и др.) - компоновку ЛА. Рисунок может выполняться в изометрии и диметрии и должен иметь выносные линии с последовательным расположением номеров позиций основных частей ЛА, начиная с 1-й по часовой стрелке по горизонтальной или вертикальной линиям. Пример оформления рисунка приведен на рисунке.1. 1 2 3 4 5 6 Рисунок 1 - Истребитель: 1 – фюзеляж; 2 – кабина летчика; 3 – крыло; 4 –киль; 5 – двигатель; 6 – стабилизатор
Двигатель Этот раздел относится к основной части курсового проекта. В нем освещается первая важнейшая стадия современной методологии создания сложных технических устройств - проектирование и конструирование ГТД. Решается сложная и важная задача, связанная с анализом готовых конструкторских решений. Изучив источники, следует излагать в письменном виде материал, придерживаясь предлагаемого плана. 1. Общие сведения о двигателе. Вид ГТД (ТРД, ТРДФ, ТРДД, ТРДДФ, ТВаД, ТВД, ТВВД).Число валов – одновальный, двухвальный, трехвальный. Организация-разработчик. Исторические сведения. Основные параметры (тяга, кН или мощность, кВт; удельный расход топлива, кг/Н·с) и их сравнительный анализ с аналогичными видами ГТД. 2. Конструктивно-силовая схема двигателя. Конструктивно-силовая схема составляется самостоятельно в виде условного упрощенного графического изображения двигателя с сохранением его геометрического облика и формы проточной части, содержащего ротор (или роторы) и статор со связывающими их опорами. В конструктивно-силовой схеме должны быть определены и отображены тип, количество, взаимное расположение и виды связей (соединений) структурных элементов двигателя (компрессора, турбины, камеры сгорания, входного и выходного устройств), а также силовые детали и элементы статора и ротора (или роторов), которые обеспечивают необходимые жесткостные характеристики, воспринимают и частично замыкают потоки действующих на них главных нагрузок, возникающих при работе двигателя, и передают равнодействующие этих нагрузок на систему крепления двигателя к летательному аппарату. Конструктивно-силовая схема должна содержать выносные линии с последовательным расположением номеров позиций, начиная с 1-й по часовой стрелке по горизонтальной или вертикальной линиям. Номерами позиций указывают: 1) структурные элементы двигателя; 2) опоры роторов; 3) соединения роторов турбин с роторами компрессоров и редукторами с указанием силовых деталей и элементов, обеспечивающих передачу крутящего момента и осевой силы (шлицевых соединений, стяжных болтов и гаек); 4) схему центрального привода агрегатов; 5) основные и вспомогательные узлы системы крепления двигателя к летательному аппарату. Для упрощенного графического изображения используются условные обозначения как общего применения (стандарт ЕСКД), так и специального – в виде символов, отражающих специфику конструктивных особенностей авиационных двигателей [3, с. 11]. Системы уплотнений не относятся к силовым элементам и деталям, поэтому изображать их на конструктивно-силовой схеме не рекомендуется, чтобы ее не усложнять.
Примеры оформления конструктивно-силовых схем приведены: ТРДФ Р11Ф-300 - в методическом указании [2]; ТРДДФ НК-144 – на рисунке 2. Пояснения номеров позиций конструктивно-силовой схемы могут быть расшифрованы как в тексте, так и в подписи к рисунку, например: Рисунок 2 – Конструктивно-силовая схема ТРДДФ НК-144: П, С, З – передняя, средняя, задняя плоскости системы крепления двигателя к самолету; 1 - входное устройство; 2 – компрессор низкого давления; 3 – компрессор высокого давления; 4 – камера сгорания основная; 5 – турбина высокого давления; 6 – турбина низкого давления; 7 – соединение корпусов подвижное; 8 – камера сгорания форсажная; 9 – реактивное сопло; 10 – задняя статорная опора ротора низкого давления; 11 – задняя межвальная опора ротора высокого давления. 12 – передняя статорная фиксирующая опора ротора высокого давления; 13 – центральный привод; 14 – шлицевое подвижное соединение валов ротора низкого давления; 15 – средняя статорная фиксирующая опора ротора низкого давления; 16 – стяжной болт; 17 – передняя статорная опора ротора низкого давления; 18 - узлы системы крепления двигателя к самолету основные; 19, 20 – узлы системы крепления двигателя к самолету вспомогательные.
3. Взаимное расположение и виды силовых связей ротора и статора (по осевому, радиальному и окружному направлениям); 4. Опоры роторов: количество (2, 3, 4, 5), тип (плавающие, фиксирующие, статорные, межвальные) и расположение. Особенности осевой фиксации роторов; 5. Соединения валов роторов турбин и компрессоров, обеспечение статической определимости роторов; 6. Тип силовой связи корпусов (одноконтурная внутренняя или внешняя, двухконтурная незамкнутая или замкнутая); 7. Входное устройство: назначение и тип (дозвуковое, сверхзвуковое). 8. Компрессор(ы): назначение и тип (осевой, центробежный, комбинированный); количество каскадов и ступеней в них; степень повышения давления; механизация компрессора (перепуск воздуха в атмосферу, регулируемые направляющие аппараты, многокаскадность). 9. Камера(ы) сгорания. Основная: назначение и тип (трубчатая, кольцевая, трубчато-кольцевая, прямоточная, противоточная, с вращающейся форсункой, многофорсуночная). Форсажная: назначение. 10. Турбина(ы): назначение и тип (осевая, центростремительная); количество каскадов и ступеней в них. Охлаждение рабочих лопаток и дисков. 11. Выходные устройства. Реактивное сопло: назначение и тип (дозвуковое, сверхзвуковое; нерегулируемое, регулируемое); Реверсивное устройство: назначение, тип (ковшовое, решетчатое) и расположение (во внутреннем или наружном контуре ТРДД). 12. Система крепления двигателя к летательному аппарату (плоскости и узлы крепления основные и вспомогательные). Назначение. 13. Системы двигателя: топливная, масляная, пусковая, управления, противообледенительная, пожаротушения. Назначение, основные устройства и агрегаты. 14. Вредные и опасные воздействия двигателя на ЛА и окружающую среду. Основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек – среда обитания – двигатель – чрезвычайные ситуации». 15. Баланс газовых осевых сил. Показать стрелками на конструктивно-силовой схеме направления газовых осевых сил, действующих на структурные элементы двигателя, например, как показано на рисунке 3. Рисунок 3 – Баланс газовых осевых сил: Р – тяга двигателя; Рву – входное устройство; Рскн – статор компрессора низкого давления; Рркн – ротор компрессора низкого давления; Рскв – статор компрессора высокого давления; Рркв – ротор компрессора высокого давления; Рстн – статор турбины низкого давления; Рртн – ротор турбины низкого давления; Рств – статор турбины высокого давления; Рртв – ротор турбины высокого давления; Ркс – камера сгорания основная; Рфкс – камера сгорания форсажная; Ррс – реактивное сопло; Рфон – опора фиксирующая ротора низкого давления; Рфов – опора фиксирующая ротора высокого давления; Р1, Р2, Р3, Р4 – разгрузочные усилия, действующие на передние и задние торцы роторов компрессоров низкого и высокого давлений. Составить диаграмму баланса осевых сил и объяснить работу разгрузочных устройств, снижающих осевые нагрузки на радиально-упорные подшипники фиксирующих опор. Пример оформления диаграммы баланса осевых сил ТРДДФ НК-144 приведен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Диаграмма баланса осевых газовых сил ТРДДФ НК – 144
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |