Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений студентов (БаРС) - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы.
Баллы, характеризующие индивидуальные образовательные достижения (рейтинг) студента, складываются из баллов, отражающих образовательные достижения студента в каждом семестре. Семестровый рейтинг студента определяется по сумме баллов, набранных в ходе освоения всех учебных дисциплин (включая написание курсовой работы) и всех видов практик, предусмотренных учебным планом на протяжении семестра и рассчитанных с учетом трудоемкости дисциплин в учебном плане (в академических часах и/или зачетных единицах).
Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) являются:
текущая аттестация;
рубежный контроль по дисциплинарному модулю;
промежуточная аттестация по дисциплине (экзаменационный зачет/экзамен).
Аттестационная оценка за освоение дисциплины, выставляемая в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, формируется на основе накопленных баллов по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации
Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине в семестре, равна 100. Указанная сумма включает три составляющие. Первая составляющая - оценка регулярности, своевременности и качества выполнения студентом учебной работы по изучению дисциплины в течение семестра (сумма - не более 60 баллов). Вторая составляющая — оценка знаний студента на промежуточной аттестации (не более 40-баллов).
Минимальная (пороговая) сумма баллов, набранная студентом в процессе текущей аттестации, которая позволяет ему быть допущенным к промежуточной аттестации составляет 40 баллов. Она включает сумму баллов, набранных студентом в результате систематического участия в учебных занятиях во всех модулях, выделенных кафедрой по данной дисциплине (без учета личностных качеств, проявленных в учебной деятельности, которые определяются по итогам семестра на промежуточной аттестации).
При формировании аттестационной оценки по дисциплине в семестре на промежуточной аттестации к сумме баллов, полученных по дисциплине в ходе текущей аттестации (Ат - не более 60 баллов)), прибавляются баллы, набранные в ходе промежуточной аттестации (Ап - не более 40 баллов).
В экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляются показатель (в баллах) и оценка по дисциплине за семестр по традиционной шкале:
• экзамены:
от 86 до 100 баллов — «отлично»
от 70 до 85 баллов - «хорошо»
от 60 до 69 баллов – «удовлетворительно»
меньше 60 баллов - «неудовлетворительно»
• зачеты:
от 60 до 100 баллов — «зачтено»
меньше 60 баллов — «не зачтено»
Критерии оценки работы студентов очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно –рейтинговой системе в 1 семестре
Номер модуля
Наименование изучаемых тем
Кол-во семин. / практ. занятий
Кол-во баллов по рез-там текущ. и рубеж. контр.
1 / …
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
2/2
Тема 2. Происхождение государства и права
2/2
Тема 3. Понятие государства. Функции государства
2/2
Тема 4. Форма государства
2/2
Тема 5. Механизм государства
2/2
Тема 6. Государство в политической системе общества
Рубежный контроль
Итого по модулю № 1
2 / …
Тема 7. Понятие права. Принципы и функции права
Тема 8. Право в системе социально-нормативного
регулирования
Тема 9. Государство и право. Право и другие социальные институты
Тема 10. Источники права. Понятие и классификация
2/2
Тема 11. Нормы права. Понятие и классификация
2/2
Тема 12. Правотворчество. Систематизация права
2/2
Рубежный контроль
Итого по модулю № 2
Всего по дисциплине в 1 семестре по результатам текущего и рубежного контроля в семестре
Критерии оценки работы студентов очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно–рейтинговой системе во 2 семестре
Номер модуля
Наименование изучаемых тем
Кол-во семин. / практ. занятий
Кол-во баллов по рез-там текущ. и рубеж. контр.
Тема 13. Юридическая техника
Тема 14. Система права и система законодательства
Тема 15. Правовые отношения
1 / …
Тема 16. Реализация права. Пробелы и коллизии в праве
Тема 17. Толкование права
Тема 18. Механизм правового регулирования
Тема 19. Правовое сознание и правовая культура
Рубежный контроль
Итого по модулю № 1
2 / …
Тема 20. Правомерное поведение, правонарушения
Тема 21 Юридическая ответственность
-
-
Тема 22. Законность и правопорядок
Тема 23. Права человека
Тема 24. Правовые системы современности
Тема 25. Правовое государство. Социальное
государство
Рубежный контроль
Итого по модулю № 2
Всего по дисциплине во 2 семестре по результатам текущего и рубежного контроля в семестре
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№
п/п
Наименование
раздела (темы)
учебной дисциплины
Коды
формируемых компетенций
Планируемый результат обучения
1.
Предмет и методология теории государства и права
ОК-1, ОК-2,
ОК-3, ОК-7,
ОК-8, ОК-9,
ПК-2, ПК-9
Знать:общеобразовательное и профессиональное значение общей теории государства и права; историю и современное состояние научной и учебной дисциплины.
Объект и предмет теории государства и права, их соотношение; место теории государства и права в системе социальных и юридических дисциплин.
Методологию теории государства и права.
Теорию государства и права и правопонимание; концепции правопонимания.
Теоретические (предметные и методологические) перспективы развития юридической науки.
Теоретико-методологический статус теории государства и права; уровни исследования государственно-правовых явлений.
Структуру теории государства и права как учебной дисциплины.
Уметь:определить место теории государства и права в системе социальных и юридических наук. Описать предмет исследования теории государства и права и показать его отличительные особенности.
Определить влияние разнообразных подходов к изучению государственно-правовых явлений на результаты исследований. Продемонстрировать использование тех или иных методов теории государства и права для изучения государственно-правовых явлений.
Различать эмпирическую юриспруденцию, теоретическую юриспруденцию, правовую эпистемологию, правовую аксиологию, доктринальную юриспруденцию. Различать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину.
Владеть:соответствующей научной терминологией, навыками работы с научной литературой, навыками анализа различных подходов к изучению государственно-правовых явлений, а также изучаемых процессов, различными методами научного анализа
2.
Происхождение государства и права
ОК-1, ОК-2,
ОК-3, ОК-7,
ПК-2, ПК-9
Знать:теоретические подходы в исследовании возникновения права и государства; периодизацию истории первобытного общества.
Институты власти и нормативные регуляторы ранних обществ, а также переходных обществ.
Исторические формы возникновения и существования права: обычное право (протоправо), санкционированное обычное право
(правовой обычай), религиозное право, судебное право, законодательное право.
Концепцию мононорм и ее значение в развитии теории происхождения права.
Исторические формы возникновения государства: племенное государство, теократическая государственность, деспотия, патримониальное государство. Традиционное и современное государство.
Западную (европейскую) и восточную (азиатскую) модели государственности.
Закономерности возникновения государства и права. Историю и современность теорий происхождения государства, а также их основные положения.
Уметь:дать теоретико-правовую оценку организациям власти и нормативным регуляторам первобытного общества.
Определить причины возникновения государства и права с учетом современных подходов.
Определить соотношение форм социальной организации первобытных обществ и форм организации публичной власти и социально-нормативного регулирования.
Показать отличительные особенности западной и восточной моделей политогенеза и государствогенеза первобытных обществ.
Дать оценку различным теориям происхождения права государства.
Владеть:научной и юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа источников и изучаемых правовых явлений и процессов, различными методами научного анализа
3.
Понятие государства;
функции государства
ОК-1, ОК-2,
ОК-3, ОК-7,
ОК-8, ПК-2,
ПК-9
Знать:понятие и основные признаки государства, современные теории государства, исторические типы государства, формационный и цивилизационный подходы к типологии государства; сущность и социальное назначение государства; функции государства, формы и методы их осуществления, тенденции развития функций государства.
Уметь:сопоставить государство с иными институтами власти в обществе, выявить их отличительные и общие характеристики, охарактеризовать каждый признак государства и показать их взаимосвязь, определить специфику разных подходов к пониманию сущности государства, охарактеризовать разные типы государства, показать преимущества различных подходов к типологии государства. Определить связь функций государства с его сущностью и социальным назначением, выявить факторы, определяющие содержание функций государства, в т.ч. на примере Российской Федерации. Раскрыть содержание разных форм и методов осуществления функций государства.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
4.
Форма государства
ОК-1, ОК-2,
ОК-3, ОК-7,
ОК-8, ПК-2,
ПК-9
Знать:понятие и элементы государства как института, теорию трех элементов государства; понятие и элементы формы государства: форму правления, форму устройства и форму режима, их виды.
Уметь:провести классификацию различных видов формы правления, формы устройства и формы режима, охарактеризовать каждый
из видов; обозначить типичные и нетипичные формы государства, охарактеризовать межгосударственные объединения и отличительные особенности их отдельных видов. Дать теоретико-правовой анализ формы российского государства и показать ее специфику.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и
процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие механизма государства, теорию разделения государственной власти и ее влияние на механизм государства, понятие и систему законодательной, исполнительной и судебной властей; понятие и признаки государственного органа, принципы организации и деятельности органов государства, государственную службу и ее роль в механизме государства.
Уметь:определить значение отдельных элементов механизма государства, показать их взаимосвязь и взаимодействие; дать теоретико-правовую оценку органам государственной власти Российской Федерации, показать специфику их формирования и деятельности.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и
процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, методом сравнительного и системного анализа
6.
Государство в
политической
системе общества
ОК-1, ОК-2,
ОК-3, ОК-7,
ОК-8, ПК-2,
ПК-9
Знать:понятие и структуру общества и политической системы общества; понятие и виды политических партий, средств массовой информации, общественных объединений, церкви и иных институтов политической системы общества, роль и место государства в политической системе общества, модели распределения власти в политической системе.
Уметь:показать взаимодействие государства и политических партий, государства и средств массовой информации, государства и общественных объединений, государства и церкви, государства и гражданского общества. Дать теоретико-правовую оценку взаимодействия российского государства с указанными институтами, определить роль и место Российской Федерации в политической системе общества.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и
процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие и основные признаки права, связь теории права и правопонимания; традиционное и современное понимание права; реалистическое и идеалистическое понимание права, позитивистские и непозитивистские версии и школы понимания права. Понятие права в различных версиях правопонимания.
Социальные, политические и социокультурные основания права. Формальное и содержательное определение понятия права. Право как социальное, политическое и идеологическое явление, категория и институт. Сущность и социальное назначение права; объективное и субъективное в праве; сущее и должное в праве; монистическая и плюралистическая концепции права. Объективное и субъективное право; антиномические конструкции в праве. Исторические типы права; принципы права; функции права.
Уметь:показать влияние разных подходов в исследовании права на правопонимание, а также определение его сущности и социального назначения. Определить связь политической теории, социологической теории и юридической теории с понятием права. Охарактеризовать составные элементы права: правовые идеи, правовые нормы, правовые ценности, нормативные факты. Определить соотношение в праве коллективного и индивидуального, реального и трансцендентального, материального и идеального, общесоциального и классового. Охарактеризовать обычное право, судебное право, законодательное право, социальное и
позитивное право. Раскрыть принципы и функции права с учетом различных подходов к изучению права.
Владеть:юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых явлений и процессов
8.
Право в системе социально-
нормативного
регулирования
Знать:понятие социально-нормативного регулирования, виды социальных регуляторов; соотношение социальных, правовых и
технических норм. Формальные и неформальные правила. Соотношение права и социальных норм, права и обычаев, права и морали, права и религии, права и корпоративных норм, права и технических норм, технико-юридических норм.
Уметь:определить общие и отличительные особенности права и других социальных регуляторов, их взаимодействие и противоречие. Показать взаимосвязь и взаимное влияние различных видов социальных регуляторов, а также место права и системе социального регулирования.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного анализа
9.
Государство и
право. Право
и другие социальные институты
Знать:разнообразие подходов к соотношению права и социальных институтов, права и государства, права и экономики, права и политики, права и культуры. Официальное и теневое право; ценность права и правовые ценности. Роль государства и права в общественной жизни; особенности государственного и правового развития России.
Уметь:показать отличительные особенности этатистской, формально-догматической, естественно-правовой, либерально-демократической и собственно-юридической версий процесса воздействия государства на право и права на государство. Охарактеризовать разнообразие подходов в понимании соотношения права и политики, права и экономики, права и культуры с точки зрения различных версий процесса. Дать характеристику социальной ценности права через определение и квалификацию права как системы правовых ценностей, включающих в себя классическую триаду — справедливость, свободу и формальное равенство.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и
процессов, правовых документов, методом сравнительного анализа
Знать:понятие источника права, соотношение источника и формы права; классификацию источников права и характеристику их видов.
Нормативный правовой акт как источник права, соотношение права и закона: дуалистическая и монистическая концепции.
Уметь:определить соотношение понятий «форма права» и «источник права». Показать отличительные особенности основных форм права — правовых обычаев, правовых прецедентов, правовых доктрин, нормативных правовых актов, договоров нормативного содержания, религиозных текстов. Охарактеризовать отдельные виды нормативных правовых актов. Определить источники права, используемые в Российской Федерации, дать классификацию нормативных правовых актов Российской Федерации.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие и признаки нормы права; функции права и функции правовых норм; элементы нормы права, их характеристику; виды норм права (основания классификации и система). Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов; нормы права и индивидуальные предписания, их соотношение.
Уметь:охарактеризовать норму права как первичный элемент системы права, ее основные и факультативные признаки, элементы состава. Показать специфику отдельных видов норм права с точки зрения выполняемых ими функций в механизме правового регулирования, а также иных оснований. Определить структуру различных видов норм права действующего российского законодательств.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие правотворчества, его соотношение с правообразованием. Соотношение понятий нормотворчество, правотворчество и законотворчество. Виды правотворчества, законотворчество и подзаконное правотворчество. Правотворческий процесс: понятие, стадии. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов. Действие нормативного правового акта во времени, пространстве и по кугу лиц. Систематизацию нормативных правовых актов: понятие и виды.
Уметь:охарактеризовать различные подходы к пониманию правотворчества, а также специфику правотворчества применительно к различным типам правовых систем. Показать отличительные особенности отдельных видов правотворчества, а также
специфику правотворческого процесса применительно к разным видам правотворчества. Определить субъектов правотворчества в Российской Федерации, а также порядок
опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов на территории Российской Федерации, пределы действия нормативных правовых актов на территории Российской Федерации. Охарактеризовать специфику инкорпорации, консолидации и кодификации как видов систематизации нормативных правовых актов.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыком разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие юридической техники и ее инструменты (элементы); соотношение юридической техники и юридической деятельности; виды юридической техники. Язык права и основные юридические конструкции, технико-юридические категории; юридические документы: понятие, реквизиты, классификация.
Уметь:определить значение юридической техники в механизме правового регулирования. Показать специфику отдельных видов юридической техники, охарактеризовать основные средства, приемы, правила и способы юридической техники. Определить значение правовых аксиом, правовых фикций, правовых презумпций и правовых преюдиций как технико-юридических категорий. Привести примеры из действующего российского законодательства. Дать классификацию юридических документов на примере правовой системы Российской Федерации.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых явлений и процессов, правоприменительной и правоохранительной практики, правовых документов, навыком разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного анализа
Знать:понятие системы права и структурные элементы системы права, правовые общности; основания построения системы права, предмет и метод правового регулирования; классификацию отраслей права. Публичное и частное право, материальное и процессуальное право, национальное и международное право.
Понятие системы законодательства, соотношение системы права и системы законодательства; правовая система и система права.
Уметь:охарактеризовать отдельные элементы системы права, в т.ч. правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли права. Показать взаимосвязь элементов системы права на примере российского права, определить материальные и формальные критерии деления права на отрасли. Провести классификацию отраслей права. Дать предметную, институциональную и функциональную характеристику отраслей права в правовой системе Российской Федерации. Определить элементы системы законодательства Российской Федерации, на примере правовой системы Российской Федерации показать соотношение системы права и системы законодательства.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного анализа
Знать:понятие и классификацию правоотношений, структуру правоотношений; связь правоотношения и юридической нормы, правоотношения и юридического факта; место правоотношения в механизме правового регулирования. Субъекты правоотношения, понятие, виды, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность, правовой статус и правовое положение. Содержание правоотношения, субъективные права и субъективные (юридические) обязанности. Объекты правоотношений, монистическая и плюралистическая теории. Понятие и классификация юридических фактов, установление и доказывание юридических фактов, фиксация и удостоверение юридических фактов. Уметь:определить соотношение нормы права и правоотношения, правоотношения и общественного отношения. На основе законодательства Российской Федерации изучить вопросы правосубъектности, правоспособности, дееспособности
иделиктоспособности субъектов правоотношения. Определить взаимосвязь субъективного права и юридической обязанности. Рассмотреть объект правоотношения с точки зрения современного российского права. Дать теоретико-правовую оценку правоотношению. Определить юридический факт или фактический состав, необходимый для возникновения какого-либо правоотношения, а также способ его фиксации и удостоверения.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыком разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного анализа
Знать:понятие и формы реализации права; принципы реализации права, злоупотребление правом. Применение права: понятие, субъекты, стадии, виды. Принципы применения права. Правоприменительные акты: понятие и классификация, структура. Понятие пробела в праве, виды пробелов в праве, способы восполнения и преодоления пробелов в праве; институт аналогии. Понятие юридических коллизий, виды коллизий и способы их разрешения.
Уметь:определить формы реализации права, используемые в той или иной конкретной ситуации. Показать специфику субъектного состава, юридических действий и процедур, применяемых в рамках той или иной формы реализации права. Определить структурные элементы какого-
либо правоприменительного акта. Выявить пробел в правовом регулировании и определить возможные действия по его устранению или преодолению. Выявить и разрешить коллизии, существующие в российском праве.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, навыками разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного анализа
Знать:понятие толкования права, виды и способы толкования. Акты толкования права, их понятие, виды,
юридическая сила. Специфику толкования положений Конституции, норм международного права. Интерпретационную технику, принципы толкования права.
Уметь:определить соотношение уяснения и разъяснения в интерпретационной деятельности, а также цели толкования. Определить способы толкования, необходимые для уяснения той или иной нормы права. Дать теоретико-правовую оценку толкованию, осуществленному тем или иным органом Российской Федерации. Охарактеризовать отличительные особенности акта толкования. Показать специфику толкования, осуществляемого Конституционным Судом РФ.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, навыком разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного анализа
Знать:понятие правового регулирования и его стадии, типы и средства, методы и способы правового регулирования; понятие механизма правового регулирования, элементы механизма правового регулирования и его структуру; пределы правового регулирования и эффективность правового регулирования.
Уметь:определить соотношение правового регулирования и правового воздействия; охарактеризовать понятие механизма правового регулирования с точки зрения узкого и широкого подходов. Показать специфику отдельных типов правового регулирования, определить взаимосвязь типа правового регулирования с характером регулируемых общественных отношений. Определить типы правового регулирования, используемые в Российской Федерации. Выявить пределы правового регулирования, а также определить меры, обеспечивающие эффективность правового регулирования.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, навыками разрешения правовых проблем и коллизий, методом сравнительного анализа
Знать:понятие правового сознания и правовой культуры; функции и структуру правосознания, историческую типологию правосознания; функции и структуру правовой культуры, историческую типологию
правовой культуры. Соотношение правовой идеологии и права как идеологического явления. Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой реализм.
Уметь:определить влияние правовой культуры и правового сознания на правовое регулирование, его границы и эффективность. Выявить общее и особенное в правовом сознании и правовой культуре. Охарактеризовать состояние правосознания и правовой культуры в современной России.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие и виды правомерного поведения, объективную и субъективную стороны правомерного поведения; понятие правонарушения, его состав и характеристику отдельных элементов состава, виды правонарушений, причины и условия совершения правонарушений.
Уметь:определить соотношение правового поведения, поведения правомерного и поведения противоправного. Отличать правонарушение от объективно противоправного деяния. Показать взаимосвязь признаков правонарушения, а также значение состава правонарушения. На примере российского законодательства дать характеристику состава какого-либо правонарушения.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие и виды юридической ответственности, основания юридической ответственности, ее меры и принципы осуществления; обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, и основания
освобождения от нее.
Уметь:показать отличия юридической ответственности от иных мер государственного принуждения, охарактеризовать ее цели и функции. Рассмотреть вопрос о наличии или отсутствии оснований для привлечения лица к юридической ответственности на конкретном примере.
Определить, кто может быть субъектом того или иного вида юридической ответственности на примере российского законодательства, а также принципиальное отличие обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, от оснований освобождения от нее.
Владеть:юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, навыками реализации норм материального и процессуального права, навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, методом сравнительного и системного анализа
Знать:понятие законности, принципы и гарантии законности, способы обеспечения законности; понятие правопорядка, его признаки, содержание, форма и структура; соотношение понятий законность и правопорядок; виды правопорядков.
Уметь:проанализировать разные аспекты понимания законности, в т.ч. узкого и широкого понимания законности. Раскрыть принципы и гарантии обеспечения законности, проанализировать их действие в Российской Федерации; показать взаимосвязь законности и пр<