Работа с текстом параграфа 25
– Прочитайте текст параграфа, в котором дается информация о том, что такое интерьер. – Опишите интерьер нашего кабинета. – Как вы думаете, почему в школьном кабинете нет кухонной плиты, дивана? (Учащиеся приходят к выводу: интерьер помещения должен отвечать его функциям.) – Художники слова часто используют интерьер для того, чтобы охарактеризовать героя своего произведения. Упражнение 120. – Прочитайте описание комнаты Герасима. На какой признак И. С. Тургенев обращает внимание читателя при описании помещения? – Перечислите языковые средства, которыми автор описывает масштабность каждого элемента интерьера (богатырская кровать, сто пудов, дюжий сундук и т. д.) – Какую характеристику можно дать хозяину этой комнаты? – Спишите текст (комментированное письмо). Упражнение 121. – Прочитайте текст. – Как вы думаете, на каком этаже живет автор? Обоснуйте. (На первом, так как виден свет листьев.) – Автор живет в доме или квартире? Обоснуйте. (В доме, так как потолок бревенчатый.) – Как изменилась комната от света осенних листьев? – Озаглавьте текст. – Выпишите слова с пропущенными буквами и скобками, подчеркните орфограммы. Самостоятельная работа. – Опишите интерьер своей комнаты. Итог урока. – Что такое интерьер? – Перечислите элементы интерьера. – Как интерьер может характеризовать хозяина помещения? Домашнее задание:выписать из любого стихотворения строки с описанием помещения. Урок 27. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ). К а р т о ч к а 1. – Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами: Перчатка, рукавица. Вторник, четверг. Услуга, одолжение. К а р т о ч к а 2. – Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь: Наизусть, уста. Племянник, иноплеменник. Сплетни, переплетчик. К а р т о ч к а 3. – Докажите, что данные слова не однокоренные: Улика, улица. Чиркать, циркуль. Запотелый, телодвижение. Лаборатория словообразования. Инсценировка Слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Словообразователь. Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик-». Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.) Слово «дом» (размышяя). ... или больше? Суффикс «-ище-». Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части. (Становится на место -ик-.) Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь. Словообразователь. Это не меня благодарить надо, а ваших помощников. (Все уходят.) Исследовательская работа. – Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками? – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов. (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.) – Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа. – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.) – Как называется этот способ? Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый. – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.) – Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название. – Почему в слове бессуффиксный две С? – Как вы понимаете значение этого слова? (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.) – Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом. – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов. Упражнения 128, 129. Лингвистическая разминка. – Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»? – Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить. – Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения. Итог урока. Работа с сигнальными карточками. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручнойобразовано суффиксальным способом. 3. Слово бегобразовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом. 5. Слово леснойобразовано от слова лес. Домашнее задание:подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами. Урок 28.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |