Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Государство и право Украины в XVII – XVIII веках



2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Тема 7. Государство и право Украины в XVII – XVIII веках 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Правовое положение населения Украины накануне войны 1648–1654 годов.

2. Становление украинской государственности в ходе войны 1648–1654 годов.

3. Вхождение Украины в состав российского государства.

4. Статус Украины в составе Российского государства во второй половине ХVII – ХVIII веков.

5. Источники права Украины ХVII – ХVIII веков.

6. Развитие гражданского и уголовного права Украины в ХVII – ХVIII веках.

 

1. Правовое положение населения Украины
накануне войны 1648–1654 годов

К концу XIV в. большинство украинских земель (Волынская, Киевская, Черниговская и др.) было включено в состав Великого княжества Литовского. Одним из условий Люблинской унии 1569 г.между княжеством и Польским государством было присоединение украинских территорий непосредственно к Польше, вследствие чего начался рост феодальных земельных владений польской шляхты на этих землях. Одновременно с магнатско-шляхетским росло и монастырское землевладение. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьян, увеличивались их повинности. Помимо барщины (3–4 дня в неделю) крестьяне уплачивали денежный чинш, вносили натуральный оброк. Тяжелым было и правовое положение горожан. Наряду с корлевскими городами, которые в основном получали возможность самоуправления на основе магдебургского права, были города, которые принадлежали магнатам. Развитие городов осложнялось наличием «юридик» – земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов, жители которых не подчинялись городским судам и администрации.

Социальные противоречия дополнялись и религиозными противоречиями, возникавшими по причине разной конфессиональной принадлежности большинства феодалов (католики, униаты) и значительной части крестьян и горожан (православные). В результате создавались «братства» – объединения православного населения, которые первоначально действовали в целях просвещения и поддержки православной культуры, а затем стали важными центрами борьбы против польских можновладцев. Росло недовольство среди православной шляхты, которая не имела равных прав с католиками на замещение урядов (государственных должностей), подвергалась гонениям за православие.

Таким образом, оппозиционные настроения охватывали многие слои населения Украины. Но особо опасным для правящей элиты Речи Посполитой было наличие силы, способной возглавить движение в военном отношении – казачества. За днепровскими порогами казаки создали своеобразную казацкую республику – Запорожскую Сечь, население которой постоянно пополнялось за счет беглых крестьян и выходцев из других угнетенных слоев населения. Главным органом власти здесь был казачий круг – рада, избиравшая старшину (правительство) и кошевого атамана. Правители Речи Посполитой не без оснований рассматривали существование Сечи как реальную угрозу для своей власти, но нуждались в казаках, защищавших границы от крымских татар. Часть казаков польское правительство взяло на службу, включило в так называемый реестр (список) и выплачивало им жалованье, в то время как нереестровые казаки по своему правовому положению фактически приравнивались к крепостным крестьянам. Власти также систематически урезали права и привилегии рядовых реестровых казаков, и, напротив, создавали определенные преимущества для казачей старшины.

В конце XVI – первой половине XVII вв. на фоне постоянного ухудшения положения казачества происходили многочисленные казацкие восстания (например, восстания под руководством Криштофа Косинского и Северина Наливайко). Восставшие требовали увеличения жалованья, включения в реестр большего количества казаков и т.д. В ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством России, рассчитывавшем при помощи казаков реализовать свои политические цели и интересы. Связи с русским правительством со временем стали устанавливать и «братства», которые фактически взяли на себя своего рода идеологическую подготовку освободительной войны. В многочисленных полемических произведениях, издававшихся «братствами», обосновывались идеи общности судеб восточнославянских народов, необходимости совместной борьбы с завоевателями.

2. Становление украинской государственности
в ходе войны 1648–1649 годов

В 1638 г. польское правительство подавило очередное восстание, после чего наступило так называемое «золотое десятилетие» – время относительного спокойствия, когда не было вооруженных выступлений против властей, но продолжали нарастать социальные противоречия. В результате в 1648 – 1654 гг. развернулась освободительная война, направленная против польско-шляхетского политического, социально-экономического, национального и религиозного гнета. Ее главной движущей силой было казачество в союзе с крестьянством и городскими низами. На стороне восставших выступили и представители привилегированных слоев населения – средней и мелкой украинской шляхты, православного духовенства, зажиточных мещан. Восставших возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий.

В ходе освободительной войны возросло этническое самосознание украинского народа, начался процесс формирования украинской государственности. На освобожденной территории Украины был ликвидирован государственный аппарат Речи Посполитой. Образцом для нового государственного аппарата Украины стали войсковые и административные органы Запорожской Сечи. При этом необходимо отметить классовый характер новой власти – органы власти, создаваемые в ходе освободительной войны, выражали интересы украинских феодалов (в первую очередь – казацкой старшины).

Высшим органом власти на освобожденной территории Украины являлась Войсковая (генеральная) рада. В ее деятельности могли участвовать все казаки, но фактически руководящее положение в Войсковой раде занимали привилегированные слои казачества (старшина), и часто созывались старшинские войсковые рады, в которых не были представлены рядовые казаки.

Все ветви власти постепенно сосредоточились в руках гетмана. Гетман избирался и мог быть смещен Войсковой радой. Он возглавлял администрацию, командовал войском, утверждал решения генерального суда, подписывал законы (универсалы, приказы и др. акты). При гетмане в качестве совещательного органа действовала постоянная рада, в состав которой входили члены правительства и полковники.

Функции правительства осуществлял подчиненный гетману генеральный уряд (генеральная старшина), избиравшийся на Войсковой раде. В его состав входили:

– генеральный писарь (возглавлял гетманскую канцелярию, готовил проекты универсалов);

– генеральный казначей (возглавлял скарбовую канцелярию – финансовое ведомство);

– хорунжий (хранитель знамени);

– бунчужный (хранитель бунчука – символа гетманской власти); г

– енеральный обозный (ведал реестром войска, организацией военного лагеря в походе);

– генеральные есаулы (руководили войсками, могли замещать гетмана во время военных действий, следили за порядком во время заседаний Войсковой рады);

– генеральные судьи.

Территория Украины делилась на военно-административные единицы – полки и сотни, во главе которых стояли полковники и сотники, обладавшие одновременно военной и гражданской властью. Назначаемые из центра полковники управляли с помощью полковых старшин, которые первоначально избиралась казаками, а в последующем стали назначаться полковниками. Сотники и сотенная старшина избирались казаками. В городах на основании магдебургского права действовали органы самоуправления – магистраты и ратуши.

Судебная власть принадлежала административным органам. Гетман обладал высшей судебной властью, утверждал приговоры генерального и полковых судов.

3. Вхождение Украины
в состав Российского государства

Еще летом 1648 г. казацкая старшина обратилась за помощью к Москве. Однако в 1648 – 1650 г. Россия занимала выжидательную позицию, так как в самой России была сложная внутриполитическая обстановка, российское правительство боялось войны с Польшей, а также недооценивало силы восставших. Но уже в феврале 1651 г. состоялся Земский собор, участники которого единодушно высказались за необходимость поддержать Украину в ее борьбе. Вместе с тем конкретной помощи тогда оказано не было.

В марте 1653 г. послы Украины передали русскому царю Алексею Михайловичу просьбу гетмана Б. Хмельницкого о воссоединении Украины с Россией. Откликнувшись на эту просьбу, Земский собор 1 октября 1653 г. единогласно одобрил решение о вхождении Украины в состав Российского государства. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. на Войсковой раде, которая была созвана в Переяславе, выступил с обращением к украинскому народу Б. Хмельницкий. Переяславская рада, также как и Земский собор, приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Гетман от имени всего народа принял присягу «быти им с землями и с городами под государевою высокою рукою навеки неотступным». Посол России В. Бутурлин, в свою очередь, от имени царя вручил Б. Хмельницкому знаки гетманской власти и заверил, что будут сохранены все права и вольности населения Украины.

Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в «Статьях Богдана Хмельницкого», подписанных в Москве в марте 1654 г. В них перечислялись права и привилегии, пожалованные Войску Запорожскому, казацкой старшине, украинской шляхте и многим крупным городам. На Украине сохранялись военно-административные органы управления во главе с выборным гетманом и продолжало действовать местное право.

Таким образом, в январе – марте 1654 г. было юридически закреплено присоединение Украины к Российскому государству. В состав России вошли Левобережная и Слободская Украина, Киев и Запорожье. Правобережная Украина была присоединена только в конце XVIII в., после разделов Речи Посполитой.

В современной историко-правовой науке данные события оцениваются неоднозначно. Ряд исследователей подчеркивают, что решение Переяславской рады выражало «вековые стремления и надежды украинского народа к тесному союзу с русским и белорусским народами» и, следовательно, говорят об «исторически неизбежном и прогрессивном воссоединении двух братских народов в границах единого государства». Они подчеркивают, что в результате воссоединения было уничтожено чужеземное порабощение, украинцы объединились с близким по культуре и вере русским народом. Другие исследователи, в первую очередь представители как дореволюционной, так и современной украинской науки, полагают, что решение Б.Хмельницкого, навязанное им Переяславской раде, не соответствовало интересам украинского народа, о чем, на их взгляд, ярко свидетельствует последующая руссификаторская политика российского правительства по отношению к Украине.

4. Статус Украины в составе
Российского государства
во второй половине ХVII – ХVIII веков

Особый (автономный) статус Украины подтверждался договорными статьями, которые заключались гетманами с царским правительством. В соответствии с данными актами на Украине сохранялось гетманское правление и административное, судебное и военное устройство, сложившиеся в годы освободительной войны.

Взаимоотношения Украины с центральным правительством во многом зависели именно от гетмана (недаром территорию Левобережной Украины именовали «Гетманщиной»). Гетман осуществлял на Украине верховное управление и суд. Он избирался на казацкой раде и утверждался царским правительством. После утверждения избранному гетману вручали символы власти – булаву, бунчук, знамя (хоругвь) и литавры. Каждый гетман после избрания подписывал договорные статьи с царским правительством, давал присягу на верность московскому царю, был обязан проводить единую с Россией внешнюю политику.

Войсковая Рада, на которой обсуждались важнейшие вопросы и избирался гетман, фактически являлась общественным органом, так как ее статус не был подтвержден законодательством. Собиралась Рада по мере необходимости, иногда – по воле гетмана. Постепенно Войсковые рады широкого состава перестали созываться совсем, их функции выполняла старшинская рада, состоявшая из членов генеральной, полковой и сотенной старшины.

Большое влияние на политику гетмана оказывала так называемая генеральная старшина (правительство), состоявшая из тех же должностных лиц, что и во времена освободительной войны. Чины генеральной старшины первоначально были выборными, но в XVIII в. они стали назначаться по представлению гетмана царским указом. Также в XVIII в. особую роль в управлении стала играть Генеральная войсковая канцелярия (канцелярия гетмана).

В административном отношении Украина сохранила принцип территориального полкового деления, пришедшего на смену польскому образцу деления на «староства» и «поветы». Вся территория делилась на полки (всего таких полков было десять). Полки возглавляли полковники, которые управляли с помощью полковой казачьей старшины (писаря, обозного, есаула, хорунжего). Каждый полк подразделялся на сотни (от 7 до 20 сотен в каждом полку) во главе с сотниками. В сотни входили сельские громады – поселения свободных крестьян – не казаков со своим самоуправлением, и курени, казаки которых выбирали атаманов. В городах, где казачье население превышало численность других сословий, управляли городовые атаманы, которые подчинялись сотникам. Местные административно-военные должности считались выборными, однако в большинстве случаев замещались по усмотрению вышестоящих властей из числа представителей казачьей старшины. В 1715 г. выборность полковой и сотенной старшины была полностью отменена.

 

Формально гетман управлял также Слободской Украиной и Запорожской Сечью, но на деле его власть в этих регионах была чисто номинальной, так как они поддерживали непосредственные связи с царским правительством и имели свои органы самоуправления. В Запорожье, например, властные полномочия осуществляли войсковая рада и выборная старшина (Кош). Основными военными, административными, судебными делами Запорожской Сечи ведали кошевой атаман, судья, писарь и есаул, а все иные военные чиновники выполняли их волю. В административно-территориальном отношении Сечь делилась на округа (паланки). Администрации округов (полковники и паланковые старшины) располагались в слободах. Запорожское войско делилось на курени, находившиеся в ведении выборных куренных атаманов. В Слободской Украине существовало полковое и сотенное деление, но полки подчинялись Разрядному, а с 1688 г. Посольскому приказам через белгородских воевод.

Непосредственный контроль за деятельностью украинских властей первоначально осуществлял Посольский приказ, а с 1663 г. – специально созданный территориальный Малороссийский приказ. Только Малороссийский приказ имел право от имени царя давать согласие на избрание нового гетмана и генеральной старшины. На генеральной раде предусматривалось обязательное присутствие представителей приказа, контролировавших выборы гетмана. Через приказ осуществлялась переписка царя с гетманами (от имени царя в приказе составлялись указы, инструкции, письма). В резиденции гетмана почти всегда находились представители приказа, наблюдая за действиями гетманской администрации. В крупнейшие города назначались российские воеводы и помещались российские военные гарнизоны.

Еще во второй половине XVII в. наметилась тенденция к постепенной ликвидации царизмом особенностей административного устройства на Украине, что вызывало вполне объяснимое недовольство среди казацкой старшины. Не учитывая данного обстоятельства, нельзя понять сущность так называемой «Руины» – деятельности гетманов после смерти в 1657 г. Богдана Хмельницкого, направленной на пересмотр решений Переяславской рады. Гетман Иван Выговский заключил с поляками Гадячский договор 1658 г., который отменял постановление Переяславской рады. Симпатизировал полякам и сын Богдана Хмельницкого – Юрий, ставший гетманом после Выговского. Гетман Иван Степанович Мазепа (1687 – 1708), нарушив клятву верности России, пытался добиться отделения Украины от Российского государства. Он мыслил Украину в составе некоей федерации, опиравшейся на поддержку Швеции и, отчасти, Польши. На практике, однако, этим планам не суждено было воплотиться в действительность.

После измены Мазепы российское правительство начало более активную борьбу с гетманским правлением. При гетмане с 1709 г. появляется должность российского резидента, представлявшего интересы российского правительства и осуществлявшего соответствующий контроль. В 1722 г. на базе Малороссийского приказа был образован новый контрольно-распорядительный орган – Малороссийская коллегия. Процедура избрания гетмана на некоторое время была отменена (с 1722 г.), а затем превратилась в пустую формальность. На пост гетмана подбирали людей, которые не могли противодействовать проведению в жизнь политики ограничения и последующей ликвидации автономии Украины. Такими людьми были гетманы Иван Скоропадский, Павел Полуботок, Даниил Апостол. Весьма примечательно, что после смерти гетмана Д. Апостола вплоть до 1750 г. гетмана не избирали, а Украиной управляло так называемое «Правление гетманского уряда», состоявшее из царских чиновников и представителей старшины Последний гетман Кирилл Григорьевич Разумовский (1750 – 1764) был полностью подконтролен российскому правительству, а затем «добровольно» отрекся от гетманства. Таким образом, в 1764 г. институт гетманской власти был окончательно упразднен, а для управления Украиной создана новая Малороссийская коллегия во главе с президентом, обладавшим полномочиями генерал-губернатора. Президентом коллегии и генерал-губернатором края стал граф П. А. Румянцев.

В целом в 60 – 80-е гг. XVIII в. царское правительство шаг за шагом разрушало старое политико-административное управление Украины, ломало порядки казачьего самоуправления, пресекая любые попытки вернуть хотя бы малейшие права из былой самостоятельности украинских земель. Упразднив полковое и сотенное деление, российские власти ввели на Украине губернское и уездное административно-территориальное деление. Были образованы наместничества – Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Харьковское. Существовавшие в украинских городах выборные органы самоуправления (магистраты во главе с войтами) были ликвидированы. Упразднялась Запорожская Сечь. В 1783 г. П. А. Румянцев провел военную реформу, вследствие которой казачье войско соединялось с регулярными кавалерийскими полками русской армии. Казаки, не включенные в регулярную кавалерию, получили статус государственных крестьян. На Украину было распространено законодательство о крепостном праве.

В результате разделов Польши (1772, 1793, 1795 гг.) в состав России вошли земли Правобережной Украины (Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Волынь), где было также введено крепостное право и созданы в соответствии с российским законодательством новые административные органы.

Упразднив самоуправление Украины, власти стремились минимизировать отрицательные последствия данного шага путем привлечения на свою сторону украинской старшины. В итоге старшина в большинстве своем была удовлетворена новыми земельными пожалованиями, закреплением за ней феодально-зависимых крестьян, сословных привилегий русского дворянства, и, смирившись с потерей автономии, стала поддерживать политику царского правительства.




2016-09-16 631 Обсуждений (0)
Тема 7. Государство и право Украины в XVII – XVIII веках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Государство и право Украины в XVII – XVIII веках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (631)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)