Кавказские женщины тщательно следили за своей внешностью. Находки туалетных принадлежностей в погребальных комплексах носят массовый
характер. Археологически засвидетельствовано, что аланки использовали румяна из охры. Сохранившиеся в накосниках волосы имеют оттенок, характерный для волос, окрашенных хной. В одном из погребений Змейского катакомбного могильника найдены останки мужчины с сохранившейся ярко-рыжей бородой. Возможно, мужчины тоже использовали хну при уходе за своей внешностью.
Что же отражали бронзовые зеркала, принадлежавшие прекрасным аланкам?
Севаста Константина IX Мономаха, которая вначале была заложницей, происходила из царского аланского рода, отличалась «белоснежной кожей и прекрасными лучистыми глазами» [Михаил Пселл, 1978, с. 116]. Нежность женской кожи и шеи подчеркнута и в нартском эпосе: «Как раз в это время жена нарта Сослана пила воду, и вода в ее горле была виднее, чем даже сквозь стенки стакана» [Нарты, 1989, с. 370].
О неподражаемой красоте Марии, сестры аланского царя Дургулеля Борены, которая вначале была женой византийского императора Михаила VII Дуки, а впоследствии НикифораШ Вотаниата, с восхищением пишут многие византийские авторы, которые говорят, что без украшений она была прекрасней, чем когда по необходимости их надевала [Михаил Пселл, 1978, с. 192].
Анна Комнина, которая до восьми лет воспитывалась при дворе Марии Аланской, очень образно и поэтично описывает ее внешность: «А была она высокой и стройной, как кипарис, кожа у нее была бела, как снег, а лицо, не идеально круглой формы, имело оттенок весеннего цветка или розы. Кто из людей мог описать сияние ее очей? Ее поднятые высоко брови были золотистыми, а глаза голубыми. Рука художника нередко воспроизводила краски цветов, которые несут с собой времена года, но чары императрицы, сияние ее красоты, любезность и обаяние ее нрава, казалось, были недоступны ни описанию, ни изображению. Ни Апеллес, ни Фидий, ни какой-либо другой скульптор никогда не создавали подобных статуй. Как говорят, голова Горгоны превращала всех смотрящих на нее в камни, всякий же, кто случайно видел или неожиданно встречал императрицу, открывал в изумлении рот, в безмолвии оставался стоять на месте, терял способность мыслить и чувствовать. Такой соразмерности членов и частей тела, такого соответствия целого частям, а частей целому никто никогда не видел в человеке. Это была одухотворенная статуя, милая взору людей, любящих прекрасное, или же сама Любовь, облаченная плотью и сошедшая в этот земной мир» [Анна Комнина, 1996, с. 119].
Даже мумифицированные останки в аланских скальных погребениях позволяют судить о красоте этих людей. «На руке и ноге кожа белого цвета, местами мягкая... Красивая изящная нога небольшого размера указывает, что принадлежала она женщине из какого-нибудь высшего сословия. Длинный ноготь на мизинце правой руки также свидетельствует, что рука эта служила когда-то не простому рабочему человеку... Правильно развитый череп и кости лица свидетельствуют, что покойник был кавказской расы, а хорошо сохранившийся нос с горбинкою и большие глаза дают выразительные и мягкие черты лица очень красивого человека» — так описал Г.Н.Прозрителев алан-скую мумию, поступившую в Музей народов Северного Кавказа [Прозрителев, 1913, с. 1].
Рис, 23. Детские шелковые рубашечки. Крой этой одежды подобен крою мужского кафтана: приталенный и дающий свободу руке. Основная ткань — китайская камка, отделка — согдийский шелк. Могильник Мощевая Балка (находка В.Н.Каминского, И.В.Каминской)Fig. 23. Children's silk shirts. The clothes are constructed similar to the pattern of man's kaftan: tight-waisted and with loose sleeves. The principal fabric used is Chinese damask trimmed with Sogdiana silk. From burial mound oj Moschevaya Balka (excav. by V.N.Kaminski, I.V.Kaminskaya)
Рис. 24- Детский кафтанчик выполнен из отбеленного холста, рукава — из более грубого холста, подбит мехом, который образовал опушку вокруг горловины. Могильник Мощевая Балка (находка В.Н.Каминского, И. В. Каминской)Fig. 24. A child's little kaftan is made of bleached canvas, while the sleeves are of coarser canvas; it is lined with fur that forms a circle around the neck. From the burial mound ofMoschevaya Balka (excav. by V.N.Kaminski, I.V.Kaminskaya)
Римский историк Аммиан Марцеллин описывает алан IV в. как высоких ростом, красивых, с русыми волосами, грозным и свирепым взором (см. [Кулаковский, 1899, с. 20]).
«Среди племен этих мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более красивых мужчин и более прекрасных женщин, более стройных, более тонких в поясе, с более ясной линией бедер и ягодиц, и вообще нет народа лучшей внешности, чем этот. Наедине их женщины, как
описывают, отличаются сладостностью», — отмечал в X в. арабский историк и путешественник Масуди (цит. по [Минор-ский, 1963, с. 206]).
Попробуем приоткрыть секреты красоты средневековых жительниц Северного Кавказа. При уходе за своей внешностью они, очевидно, использовали различные растения. Большинство из них и сегодня произрастает на территории Северного Кавказа. Ярко-рыжие волосы, о которых пишут многие авторы, конечно, могли быть окрашены хной, которую привозили из Ирана. Но население Северного Кавказа, очевидно, пользовалось не только импортным красителем. Для этой цели можно было применять ряд местных растений. В каштановый цвет
волосы окрашивали с помощью древесных опилок и листьев самшита. Если приготовить краску из цветов недотроги, то цвет волос получится красным.
Очевидно, что аланки, славившиеся своей свежей и нежной кожей, умывались отварами особых трав. Верхушки стеблей манжетки придают увядающей коже блеск и свежесть. Лицо будет свежим и румяным, если использовать молодило. Защищает от загара, сохраняя кожу чистой и белой, водный настой корневищ купены. Большое количество растений могло быть использовано в качестве румян. Это вербейник, синяк или румянка, красный сок мари, корни молодых растений воробейника, собранного ранней весной, и др. Интересно растение бедренец, сок которого вызывает покраснение щек (см. [Гроссгейм, 1946, с. 368]).