Вторая половина XIV — XV век
О костюме коренных жителей Северного Кавказа можно судить по находкам в средневековых погребальных памятниках, которые локализуются на территориях современных Карачаево-Черкесии, Осетии, Кабардино-Балкарии. Различий в базовых формах костюма, его убранстве и аксессуарах не выявлено, что указывает на единство формирования костюма для всех народов, населяющих эту территорию. В XIII-XV вв. прослеживается генетическая связь костюмов населения Предкавказья с описанной одеждой предшествующих периодов. В трех пещерных склепах Дзивгиса XIII-XV вв. зафиксированы комплексы мужской, женской и детской одежды. Костюм мужчины и женщины, независимо от возраста, состоял из плечевой одежды типа бешмета и нательной рубахи. Поясной одеждой служили штаны, а также чулки и ноговицы. Обувь носили кожаную. Головные уборы представлены многослойными колпаками.
Нижняя рубаха была не распашной, а с осевым разрезом и округлой горловиной, оформленной бейкой или стоячим воротником. В качестве отделки использовалась цветная ткань или кожа. Застежка состояла из матерчатых пуговиц или металлических бубенчиков и воздушных петель. В двух случаях отмечены рубахи с косым воротом. При этом застежка-бубенчик находилась с левой стороны. Стоячий воротник и планка выполнялись из цветной ткани. Длина рубах не зафиксирована. Верхняя одежда, сшитая главным образом из холста, имела распашной покрой, была отрезной и собранной по линии талии в мелкую сборку. Часто эту линию подчеркивали пришитой к ней орнаментированной тканью или тканью другого цвета. На более ранних образцах в Змейском могильнике Х-ХПвв. эта линия отмечена бубенчиками, а на кафтане из Подорванной Балки VII-IX вв. — холщовым шнуром. В Х-ХП вв. ворот у мужских кафтанов, как правило, был отложной и только один раз отмечен стоячий. Все женские кафтаны имели стоячий воротник. Доя VII-IX вв. характерна одежда без воротников с треугольным вырезом, отделанным металлическими заклепками в два ряда. Такой вырез в 1879г. зафиксирован в Подорванной Балке В.БАнтоновичем: края треугольного выреза были отделаны ремешком с пришитыми к нему металлическими пуговицами [Уварова, 1900, с. 172]. Рукава кафтанов длинные, вшивные в прямую пройму. В одном случае в мужском погребении зафиксирована длина рукава, закрывающая кисти рук Верхняя одежда обычно застегивалась до пояса. Для ее декора использовались бубенчики. Начиная с половецкого времени благодаря отрезному характеру одежды женское платье на Северном Кавказе носили с поясом. В Х-ХП вв. поясами служили ленты, шнурки, холщовая ткань, свернутая в виде пояса; иногда в качестве дополнения использовали металлические пряжки. В XIII-XVBB. продолжают бытовать женские пояса из шелковой ленты, но они уже украшены металлическим набором. Тогда же встречаются полностью металлические пояса [Левашева, 1953, с. 194]. Кафтаны того времени подпоясывали тесьмой, плетеным шнуром, полоской холста, завязанной бантом, или матерчатым ремешком с пряжкой. Воротники, манжеты и низ одежды отделывались кожей. Несколько видов плечевой одежды XIII-XV вв. было найдено исключительно в женских захоронениях. Короткая безрукавка из белого холста застегивалась на бубенчики. По плечам и планке вставлена цветная ткань. Низ безрукавки отделан золоченой кожей. Подобный вид одежды, встреченный в Змейском могильнике Х-ХН вв., как отмечалось выше, возможно, выполнял функции корсета. Оригинальный вид одежды был найден в Дзивгисском могильнике. Это длинная верхняя плечевая одежда без воротника и рукавов, сшитая из холста, окрашенного в синий цвет. Перед до низа отделан кожей, спинка, сшитая из отдельных полос, имеет кокетку. Подкладка этой одежды сделана из светлого холста. Без фотографии и чертежей сложно представить себе, имела ли она пройму или представляла собой род накидки. Подобное одеяние было на обнаруженной в этом же могильнике куколке, прикрепленной к поясу девочки, одетой в белую безрукавку. Торс куклы сделан из гусиного пера, а голова — из холста, на который намотан тюрбан из синей ткани. Такие головные уборы зафиксированы и во взрослых погребениях. Одежда куклы — нераспашная холщовая рубаха, полочка и спинка которой отделаны вшитыми в основ-
ную ткань прямоугольными вставками синего цвета со швом по центру. Подол рубахи оторочен шелком. На плечи куколки наброшена накидка из отдельных полос неокрашенного холста, по покрою напоминающая бурку. Судя по характеру расположения нитей, а также по сохранившимся швам между холстом и кожаной отделкой, первоначально эти полосы бьши сшиты в единое целое. Ворот сзади напоминает кокетку и переходит на полочках в кожаную отделку, спускающуюся до низа. Т.Б.Мамукаев отметил на погребенной в Даргавских склепах XVII-XIX вв. «шелковую накидку типа пыльника», но, судя по его реконструкции, она имела короткие рукава [Мамукаев, 1980, с. 108]. Данный вид одежды в этнографическом материале не фиксируется. Верхнюю плечевую одежду XIII-XV вв. реконструировала ЕС.Видонова по материалам Белореченских курганов. Это два вида кафтанов. Первый — короткий до колен, приталенно-расклешенного силуэта с перекидными плечами и осевым разрезом. Он имеет застежку из пуговиц и воздушных петель, изготовленных из плетеных шнуров и галунов, выполняющих декоративную функцию. Пройма прямая, широкая, рукав не зафиксирован. В.ПЛевашева находит аналогии этому виду одежды в мужском бешмете адыго-черкесов XIX-ХХвв. В Белореченских курганах такой покрой встречается как в мужских, так и в женских захоронениях. Второй вид кафтана обнаружен в женских захоронениях. Он длиной до пят, прямого силуэта, в бока вставлены клинья широкой частью вверх. Плечи сшивные. Рукава с широкой проймой, соответствующей ширине ткани (56см, с кромками 58см), книзу сужались и значительно превышали длину руки. Рукав имел разрез, который застегивался, как и осевой разрез халата, на серебряные пуговицы и воздушные петли из плетеного шнура; последний использовался и в качестве декоративных нашивок ниже талии. Кафтаны, найденные в Белореченских курганах, выполнены из импортных шелковых и парчовых тканей на шелковой основе, а женский халат сшит из дорогого аксамитного бархата итальянского производства. В.ПЛевашева связывает этот халат с адыгейским этнографическим материалом, который «дает разрезные рукава на старинной верхней одежде» [Левашева, 1953, с. 187-191]. Однако разрезные рукава, встречающиеся в кавказском этнографическом материале, иного характера. В них разрез делался с противоположной — внутренней стороны по осевой линии. В данном же случае речь идет скорее всего о влиянии монгольской моды. Разрезные рукава широко бытовали в костюме монголов в конце XIII — начале XIV в. Подобный прием изображен художником Лю Гуантао в сцене охоты хана Хубилая [Smith, Van Goveng, 1979, p. 196-197]. В качестве поясной одежды в этот период бытуют штаны с ромбовидной вставкой между штанинами и верхним рубцом, в который продет шнурок. Длина штанов различна, от длинных до коротких (65 см). К штанинам в области колена пришивались подвязки из холста или кожи для фиксации ноговиц. Этот прием сохраняется одинаковым для мужских и женских штанов начиная с VII в., когда он был археологически засвидетельствован в Предкавказье, и вплоть до этнографического костюма XIX — начала XX в. В Дзивгисском могильнике зафиксирована следующая обувь: мягкие сапожки, ноговицы и чувяки, аналогичные по покрою тем, которые носили в VII-IX вв., а также обувь с острыми длинными носами, аналогичная образцам Х-ХП вв. из Змейского катакомбного могильника.
1 Могильник был исследован в 1993 г. Б.ХАтабиевым.
была одета в нательную рубашку, штаны, платье-кафтан, кожаные чулки, сапоги и конусообразную шапочку. Аналогичный набор обнаружен на погребенной в Махческе: тройное одеяние, чулки, чувяки, ноговицы и головной убор. Такие же комплексы встречаются в Дзивгисе, Белореченской и Даргавсе. Материал Дзивгисских и Даргавских склепов не имеет четкой стратиграфии, поэтому невозможно разделить комплексы хронологически. Но относительно одежды наблюдается единство, т.е. на протяжении всего хронологического периода бытования этих памятников, определенного В.ХТменовым как XIII — начало XIX в. [Тменов, 1969, с. 156], отмечается в целом единый набор мужского и женского костюмов, единый крой, совпадающий с более ранними периодами. Поздние варианты одежды определяются вырезной проймой, швом по линии плеча, шалевым оформлением ворота. Эти инновации, более характерные для женской одежды, наблюдаются, по замечаниям этнографов, с конца XIX в. Особенно наглядно связь форм костюмов XIV-XVBB. с этнографическими ансамблями прослеживается в находках из курганного могильника у селения Зарагиж в Кабардино-Балкарии. Обнаруженный там женский костюм состоял из нижнего платья, сшитого из шелка полотняного переплетения бордово-фиолетового цвета. Сохранилась только верхняя часть платья. Лиф имел разрез от шеи до талии, который застегивался встык; мелкие пуговки были пришиты к правой полочке через 1,4см, петли — к левой. Петли выполнены из плетеного шнура (две основные нити оплетались третьей в технике обметочного шва). Разрез между полочками закрывался вставленным в правую полочку двойным кантом (из того же шелка), который располагался непосредственно под застежкой. Кант вшивался между основной тканью платья и подкладкой под вышивку. Стежки длиной 0,5мм проложены по краю разреза практически без зазоров. Вокруг разреза вертикально располагалась вышивка серебряной с позолотой нитью вприкреп. Она представляла собой стилизованный растительно-геометрический орнамент. Верхнее платье, как и в этнографическом женском костюме, было приталенное, распашное с треугольным вырезом на груди, в котором был виден лиф нижнего платья с застежкой и вышивкой. Оно застегивалось на восемь серебряных пуговиц, семь из которых были овальной формы, филигранной работы, со вставками из темного камня и бирюзы. Восьмая была утеряна и заменена пуговицей шаровидной формы с витыми полосами. Вместо вставки из камня она украшена пирамидкой из четырех металлических шариков. Шелковый пояс с пришитыми накладными бронзовыми прорезными бляшками конструктивно дополнял платье. На спине к ткани пояса пришита бронзовая длинная прямоугольная пластина с орнаментом, нанесенным пуансоном. Пояс застегивался слева направо. Его наконечник и пряжка выполнены из бронзы. При помощи другой пряжки к нему крепились кожаные сумочки сложных форм, отделанные вышивкой и аппликацией. Очевидно, они выполняли роль амулетниц и подвешивались к поясу с левой стороны. Ткань верхнего платья представляла собой жесткий шелк темно-синего цвета с декоративным узором, выполненным на полотняной основе жаккардовым многослойным переплетением. Ее лицевая поверхность отделана нитями желтого цвета с металлическим блеском, похожими на золотые. Отделочные нити из шелка, они спирально оплетены по всей длине полоской металла желтого цвета. Эти нити уложены параллельно и на отдельных участках ткани закреплены стежками из шелковых нитей серо-черного цвета, расположен-
ными в четыре ряда в шахматном порядке. Таким образом, получается геометрический рисунок, переходящий на других участках в петлевую проработку, где петлевой настил образует каждая четвертая нить (диаметр петли — 3 мм). Вокруг петлевого рисунка проходит ворсовый контур, состоящий из густо выступающих шелковых волокон черного цвета (равномерно обрезанные концы закрепляющих нитей). Толщина ткани на плоском участке — 0,65 мм, на петлевом— 0,92мм, на ворсовом — 0,75мм. Количество нитей на 10мм с изнаночной стороны: по основе — 28, по утку — 66. На лицевой стороне плотность ткани (на 10мм) по основе составляет 14 нитей (оплетенных золотом). Толщина нитей утка — 0,01мм, основы — 0,03мм, оплетенных золотом нитей — 0,15 мм. Все нити, образующие ткань, в одно сложение, с правосторонней круткой (Z). Декор состоит из растительных узоров, сгруппированных непарными мотивами, что маскирует раппорт и образует сложную композицию, которая заполняет все пространство ткани. Очевидно, данный образец следует связать с импортом из Италии, которая занимала в XV-XVI вв. ведущее место в Европе по производству шелковых тканей. Верхнее платье выполнено из петельчатого аксамита — парчовой ткани из шелка и пряденых золотых нитей, узор которой образован петлями. Лучшие по качеству аксамиты изготовляли в Венеции. В технологическом отношении этому образцу наиболее близок итальянский аксамит XVII в. из собрания Государственного Исторического музея, на котором представлен сложный цветок с петельчатой и геометрической разработкой (см. [Восточные и европейские ткани, с. 24]). Головной убор в этом ансамбле представляет собой конусовидную шапочку, выполненную из ткани, аналогичной материи верхнего платья, с серебряным конусообразным навершием в виде стержня с лунницей. К луннице с помощью колечка прикреплено треугольное украшение с тремя ромбовидными подвесками. Войлочная основа шапочки выполняла, вероятно, роль каркаса. Верх шапочки декорирован серебряными украшениями, которые расположены по окружности и конструктивно поддерживают втулку стержня. В другом погребении у села Зарагиж на умершей женщине было обнаружено серебряное украшение на цепочке в виде двух последовательно соединенных подвесок с футляром. Последний представляет собой цилиндр с полусферическими крышками и декорирован растительным орнаментом. От футляра вниз спускаются цепочки, оканчивающиеся металлическими подпрямоугольными пластинами. Интересно, что это украшение надевали не через голову, а крепили к платью в области горловины. Возможно, футляр был предназначен для текстов молитв. Такие футляры — дууа — бытовали в этнографическом кавказском костюме. Таким образом, зарагижский комплекс женского костюма устанавливает прямые параллели с одеждой предшествующего времени и этнографическим платьем. Рис. 60. Трансформация одежды VII-XVee. VII-X вв. Головные уборы: 1 — Общий вид головного убора женщины-матери. Мощевая Балка, Подорванная Балка. 2 — Шапка с накосником. Мощевая Балка, Подорванная Балка, Амгата. 3 — Платок. Амгата. 4 — Глубокая округлая шапочка из шелковой ткани с опушкой надо лбом. Мощевая Балка. 5 — Шлемовидный головной убор с кожаной аппликацией и меховой цветной опушкой. Подорванная Балка. 6 —Диадема из шерстяной ткани с нашитыми индикациями. Мощевая Балка. 7 — Глубокая округлая шапочка из шелковой ткани с опушкой надолбом, переходящей к ушкам. Подорванная Балка. 8 — Шапочка овальная из четырех клиньев. Мощевая Балка. 9 —Шапочка овальная плетеная. Подорванная Балка. 10 —Шапочка овальная с нашитыми бронзовыми бляшками. Адиюх. 11 — Шапочка овальная с нашитыми бронзовыми бляшками и брошью — триквестром. Старокорсунская. 12—Холщовый убор с узлом. Эшкакон. 13 — Шлемовидный головной убор из шелковой ткани с кувшинами на кожаной основе. Мощевая Балка. 14—Холщовый шлемовидный убор. Подорванная Балка. 15 —Округлая глубокая шапка. Мощевая Балка. 16—Шапочка типа тюбетейки. Подорванная Балка. 17 — Шапочка типа тюбетейки с цветной меховой опушкой. Подорванная Балка. Плечевая одежда. Женская и детская: 1 —Женское платье туникообразного покроя с запазушным карманом. Мощевая Балка, Подорванная Балка, Амгата. 2 —Детская рубашка-курточка. Подорванная Балка. 3 —Детская нижняя рубашка. Подорванная Балка. 4 —Детский холщовый кафтанчик. Мощевая Балка. Мужская:1, 2—Холщовый кафтан. Подорванная Балка. Мощевая Балка. 3 — Оформление V-образного выреза на кафтане. Подорванная Балка. Поясная одежда и обувь: 1 —Короткие холщовые штаны с широким шагом. Подорванная Балка. Мощевая Балка. 2 — Сапожок-амулет. Подорванная Балка. 3 — Кожаный башмак. Подорванная Балка. 4 —Кожаный сапог. Подорванная Балка. 5 —Кожаный носок. Подорванная Балка. 6 —Кожаный башмачок, отделанный шелком. Подорванная Балка. 7 —Высокий кожаный сапог. Хасаут. 8 — Холщовый чулок. XI-XII вв. Головные уборы: 1 — Венчик, орнаментированный нашивными бляшками и бубенчиками. Змейская. 2 — Глубокий головной убор, орнаметированный металлическими бусинками и бубенчиками. Змейская. 3 — Колпакообразный головной убор, орнаментированный бусами, бляшками и бубенчиками. Змейская. 4 — Шлемообразный кожаный головной убор. Рим-Гора. 5 — Головной убор, украшенный кожаной перекрещивающейся лентой с нашитыми на нее бронзовыми бляшками. Плечевая одежда. Женская: 1 —Платье приталенно-расклешенного силуэта с шарфом. Змейская. 2—Короткая безрукавка. Змейская. 3—Платье, отделанное вышивкой растительными мотивами металлическими бусинками. Рим-Гора. Мужская:1 — Кожаный халат с золоченой кожаной аппликацией и короткий кафтан из шерстяной ткани. Змейская. 2 — Кафтан, отделанный бронзовыми бубенчиками. Змейская, 3 — Кожаная юбка бельдек. Змейская. Поясная одежда и обувь: 1 — Кожаные сапоги, покрытые холщовой тканью и обшитые бубенчиками. Змейская. 2 — Кожаные сапоги с кожаной аппликацией. Рим-Гора. 3 — Кожаная обувь, декорированная бронзовыми бусинками. XJII-XVee. Головные уборы. Женские: 1 —Конусообразный головной убор, украшенный серебряной лентой и серебряными пластинами с височными подвесками. Карт-Джурт. 2 —Конусообразный головной убор с металлическим венчиком. Натухайская. 3 — Конусообразный головной убор с навершием —лунницей, орнаментированный серебряными пластинами и подвеской. Зарагиж. 4 — Конусообразный головной убор с навершием—лунницей. Белореченская. 5—Глубокий округлый головной убор. Махческ. Мужские:1—Убор типа тюбетейки. Белореченская. Зарагиж. 2 — Меховая шапка. Белореченская. 3 — Шапка из четырех клиньев. Даргавс. 4 — Меховая шапка. Даргавс. Плечевая одежда. Женская: 1 — Нижняя рубаза, Даргавс. 2 — Кафтан приталенно-расклешенного силуэта со стоячим воротником. Дзивгис. 3 —Детское платье. Дзивгис. 4 — Приталенно-расклешенное, распашное платье. Зарагиж. 5 — Короткая безрукавка. Дзивгис. Мужская: 1—Холщовый кафтан. Дзивгис. 2—Холщовый кафтан с V-образным вырезом, отделанный кожей. Дзивгис. 3 — Стеганая одежда. Даргавс. 4 — Кафтан (спинка). Даргавс. Поясная одежда и обувь: 1 — Короткие штаны с завязками. Дзивгис. 2 —Длинные штаны. Даргавс. 3 — Кожаные сапоги. Дзивгис. 4 — Кожаные башмаки и носки. Дзивгис. 5, б, 9 — Кожаные башмаки. Даргавс. 7 —Ноговицы. Даргавс. 8 — Общий вид женской обуви. Даргавс. Fig. 60. Transformation of clothes in the 7th-15th cc. Глава 3
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |