Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН



2016-09-16 546 Обсуждений (0)
КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной работе костюм рассматривается в целом — как источник, обла­дающий информационным полем, и там, где это было возможно, показаны содержащиеся в нем сведения о культуре и истории народов Северного Кавказа в эпоху средних веков.

С точки зрения этнографии костюмы бывают бытовые, праздничные и обрядовые. Провести такое разделение для археологических комплексов до­вольно сложно из-за того, что материал происходит из погребальных памятни­ков. Однако необходимо принять во внимание следующий факт: праздничным, как правило, становится костюм, выполненный из более дорогого материала, чем бытовой, и с более дорогими украшениями. Надевают его в исключитель­ных случаях, может быть, всего один или несколько раз (свадьба, похороны), тем самым праздничный костюм переходит в разряд обрядового [Богатырев, 1971, с. 307-309]. Праздничный костюм, а обрядовый в особенности, предпо­лагает консервативность и статичность форм, выработанных в результате экономического, эстетического и интеллектуального развития народа. Процесс творческого развития костюма народов Северного Кавказа наблюдается в пе­риод средневековья. Таким образом, имеющиеся археологические артефакты можно рассматривать как соответствующие формам общеупотребительного костюма.

Костюм выполняет несколько функций. Основная из них — практическая. Он должен соответствовать климату и занятиям населения. Другая важная функция — эстетическая. Костюму также присуща знаковая функция. Отражая различные сферы общественной жизни, он выступает как знак, или символ. В VII-XIV вв. в качестве знаковых можно рассматривать отдельные его элемен­ты. Например, символом изменения социального статуса женщины являлась, прежде всего, смена головного убора. Положение воина в дружинной иерархии можно было определить по навершию на головном уборе и поясному набору. Большое количество шелка в одежде выделяло вождя из рядовых общинни­ков. Цвет как символ социального статуса играл важную роль и в древности, и в средние века.

В других элементах костюма — тканях, украшениях, амулетах и аксессуа­рах — преобладают не символическая, а практическая или эстетическая функ­ции. Но и эти детали наделены информацией об экономических и духовных сферах общественной жизни.

В рамках знаковой системы костюма выделяется функция региональной принадлежности. Для средневековья вычленить ее трудно, так как Северный Кавказ входил в область широкого распространения и довольно долгого бы­тования тюркской моды. Но тем не менее эта функция стала доминирующей в этнографическом комплексе. Для культуры народов Северного Кавказа кос­тюм стал этнорегиональным символом. Поэтому можно говорить именно о его региональной, а не национальной принадлежности. Здесь на довольно боль­шой территории представители различных народов считают «своим» по суще­ству одинаковый комплекс, включающий различные этнические пласты. Этот факт является важным показателем культурной общности Северокавказского региона.

Весь комплекс костюма народов Северного Кавказа формировался в русле культурогенеза. Изменение старых и возникновение новых форм костюмного ансамбля проходили в процессе взаимодействия местного кавказского субстра­та и многочисленных пришлых ираноязычных и тюркоязычных племен.

С одной стороны, в кавказском средневековом костюме отразилась сущ­ность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры.



С другой — костюмный комплекс достаточно полно вобрал в себя составляю­щие феномена складывания культуры народов Северного Кавказа — традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровнях.

Основную роль на диахронном уровне культурогенеза играла этническая принадлежность носителей соответствующих культур. Информация на диа­хронном уровне передается как культурная традиция народа, его творческое наследие, облеченное в словесную и материально-изобразительную форму. «Наличием этих непрерывных диахронных инфосвязей между сменяющими друг друга последовательными поколениями этноса обусловлена его преемст­венность и стабильность во времени, передача этнической традиции в течение веков» [Арутюнов, 1989, с. 21].

На диахронном уровне передаются взаимодействующие между собой мо­ноэтнические традиции. Часто бывает сложно отделить временные напласто­вания и точно их датировать, ибо традиции сохраняются, развиваются и пере­даются из поколения в поколение с глубокой древности. Например, мотив шубы, сшитой из человеческих бород, усов и скальпов, отраженный в нартском эпосе, уходит своими корнями в древнеиранскую культуру, носителями которой в Предкавказье были скифы, сарматы и аланы.

Та же линия развития может быть прослежена и на другом материале. По сей день в осетинских семьях хранятся и передаются по наследству своеобразные пеналы — бинат-и-хицау («домик домового», покровителя семьи и очага), которые бытовали у алан, а генетически связаны еще со скифской порой. Содержание пенала — сладкий плод или бусина — считается приношением домовому. В одном из таких пеналов в могильнике Мощевая Балка были обна­ружены остатки мочала, в которое заворачивали бусину. Как отмечает ААИерусалимская, мочало было связано с различными гаданиями у иранских народов, и прежде всего у скифов. Это позволило исследователю предположить, что культ домового был перенесен в долину реки Лабы иранскими (аланскими) племенами [Иерусалимская, 1978, с. 109].

Костюм с наибольшей очевидностью показывает, что культурогенез являет­ся сложным и протяженным во времени процессом. На его синхронном уровне происходит трансформация полиэтнических инноваций. В комплексе поли­этнического взаимодействия на Северном Кавказе в эпоху средневековья вы­деляются несколько основных компонентов: местный (автохтонные культу­ры, аланы), исламский (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия), степной центральноазиатский (авары, согдийцы, половцы, монголы) и византийский. Эпизодическими импульсами были влияния Китая и Италии.

Для понимания роли костюма в процессе взаимодействия традиции и инно­ваций как феномена культурогенеза необходимо определить статус этих поня­тий. По мнению СААрутюнова, традиции могут существовать без инноваций, но не наоборот, «традиция необходима для самого существования общества, инновация — для его развития» [Арутюнов, 1989, с. 161).

Мужской костюмный ансамбль VII в. представляет собой результат синтеза степных центральноазиатских (древнетюркских), иранских, а также местных компонентов. Прежде чем предстать как окончательно сложившийся ансамбль (XVIII — первая половина XIX в.), северокавказский костюм претерпел воздей­ствие со стороны половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок-османов и персов. Между тем крой как основа одежды часто оставался неизменным и передавался из поколения в поколение.

Непосредственные контакты со степняками-половцами и взаимовлияние разных социокультурных систем стало мощным инновационным импульсом для изменения покроя традиционного аланского женского платья, что в даль­нейшем отразилось в оформлении женской верхней одежды, которая по крою была максимально схожа с мужской.

Процесс взаимодействия традиций и инноваций более наглядно просле­живается в изменении кроя одежды, чем ее декора. На украшения, непосред­ственно с одеждой не связанные, этот процесс влияет в меньшей степени, так как они подвержены моде и более подвижны. В то же время амулеты и та­лисманы сохраняют свои формы и функции на протяжении веков. Существуют три основных типа трансформации инноваций: спонтанная, стимулированная



и прямое заимствование. В костюме кавказских народов присутствуют все три типа. Например башлыкообразная форма головных уборов переходит из VII-Х в XI-XII вв. Однако крой их упрощается. Теперь они состоят из двух деталей, а не из четырех, как ранее. А в XI-XII вв. появляется большое количе­ство холщовых тканей местной выделки, окрашенных в различные цвета, что свидетельствует о расширении знаний и навыков по использованию различ­ных красителей. В данных примерах речь идет о спонтанной трансформации, когда инновация возникает в костюме за счет его собственного развития.

Косвенное воздействие выразилось в замене шелковыми нашивками метал­лических нашивных украшений, традиция которых прослеживается в кавказ­ском костюме с сарматского времени. Возможно, на некоторый период металл был вытеснен драгоценным шелком, и лишь памятники X-XI вв. говорят о воз­рождении давней традиции.

Торговля шелком, очевидно, стимулировала развитие такого приема декора, как аппликация золоченой кожей по коже, а впоследствии и техники золотого шитья, которая позволила имитировать парчу, ценившуюся на вес золота.

Роль прямых заимствований особенно усиливается в период функциони­рования на Северном Кавказе части Великого Шелкового пути. В аланском платье появляются элементы восточной и византийской моды. Инновации, полученные в результате прямого заимствования, не всегда становятся тради­цией. Некоторые из них приживаются, но меняют форму, как это случилось с тюркскими безрукавками, трансформировавшимися в кавказском костюме в корсет. Однако изменение формы в данном случае не повлекло за собой изме­нения функций данного вида одежды. Другие элементы средневекового костю­ма, возникшие в результате заимствования (нашивные шелковые украшения или распашные юбки — бельдек), дальнейшего развития в традиционном костюме не получили.

Смену покроя женского платья во второй половине XI в. следует рассматри­вать как внешнее проявление процессов изменения материальной культуры в результате взаимовлияния разных социокультурных систем и непосредствен­ного контакта местного населения со степняками-половцами.

Процесс восприятия инноваций зависит от уровня социально-экономи­ческого развития, достигнутого местным обществом. Легче воспринимался тот импульс, который совпадал с тенденциями внутреннего развития. Костюм на­глядно иллюстрирует это явление на примере применения в VII-Х вв. византий­ских нашивных украшений, заимствованных рядовыми общинниками у верхуш­ки общества, которые использовали в своей одежде подарки от византийского двора (парадные облачения, ткани и различные нашивки). В данном случае речь идет о престижно-знаковой функции инновации, когда культура-донор на шкале престижных оценок стоит выше, чем культура-реципиент. Аланы заимствовали не просто декор, а символы царской власти, что было для местной аристократии особенно важно в пору становления государственности. Однако распространение тюркской моды в средние века на довольно широкой терри­тории, включая не только страны, где проживали варвары, но Византию и Иран, свидетельствует о том, что реальное развитие культуры-донора не всегда опе­режает развитие культуры-реципиента. «Например, культура кочевников, сама по себе сравнительно невысокая, в силу причин политического или конкретно-исторического характера может восприниматься как престижная и референт­ная различными слоями более развитых оседлых обществ» [Арутюнов, 1989, с. 186] из-за их политического и военного господства.

На культурогенез этого периода повлияла конкретная историческая обста­новка, в определенной мере отразившаяся и в костюме.

Народы Северного Кавказа стали широко применять шелк благодаря пере­мещению трассы Великого Шелкового пути на перевалы Кавказа в обход Ирана. Уровень экономического развития алан в VII-Х вв. был таковым, что только количество в костюме шелковых тканей, являвшихся предметом роскоши, при однотипности всего остального, могло указать на наличие социальной диф­ференциации общества.

На процесс восприятия костюмом инноваций большое влияние оказывал характер межэтнических отношений. Очевидно, что между местными народами


Северного Кавказа и половцами установились тесные торговые, производ­ственные и культурные отношения. Не исключается также факт одновремен­ного проживания различных этносов на одной территории. Мирный характер их взаимодействия и возможность совместной деятельности обусловили взаи­мовлияние разных социокультурных систем.

Эти контакты, носившие обоюдный характер, вызвали серьезные изменения в общей структуре общественной жизни местных народов. «Изменение костю­ма является лишь частью изменения всей структуры бытия, изменения, которое требует не сохранения прежних функций костюма, а вызывает появление новых функций. И так как костюм со своими функциями является лишь частью общей структуры, основывающейся, в частности, на мировоззрении нации, на эколо­гической системе и тд., то ясно, что искусственно сохранять одну из частей структуры, изменившейся в целом, нельзя» [Богатырев, 1971, с. 335].

В период VII-XTV вв. на всей территории Северного Кавказа не выявлено ка­ких либо принципиальных различий в формировании костюма. Все это говорит о том, что в средние века костюм формировался в сходных природно-хо-зяйственных и социально-экономических условиях. Таким образом, как суть процесса взаимодействия традиций и инноваций в историческом контексте культурный синтез отразился в развитии костюма, который иллюстрирует общность корней и судеб народов Северного Кавказа. В этой связи Северокав­казский регион следует рассматривать как культурно-исторический ландшафт, который характеризуется общностью территории и природно-климатических условий, определяющих сходное хозяйственно-экономическое развитие его частей, а также общностью базового культурного субстрата и воздействующих на него инновационных процессов.



БИБЛИОГРАФИЯ

Абаев, 1949 —АбаевВ.И. Происхождение и культурное прошлое осетин по данным языка и фольклора. — Т. 1. — М.-Л, 1949.

Абаев, 1989 — АбаевВ.И. Мартовский эпос осетин // «Нарты»: Осетинский героический эпос. -Т. 1.-М, 1989.

Александров, 1966 — Александров В.Г. Анатомия растений. — М., 1966.

Алексеева Е.М., 1982 — Алексеева ЕМ. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. — Вып. Г1-12. — М., 1982.

Алексеева ЕЛ., 1964 — Алексеева ЕЛ. Материальная культура черкесов в средние века: (Поданным археологии) //Труды КЧНИИ. — Вып. IV. — Ставрополь, 1964.

Алибегашвили, 1989 — Атшбегашвили Г. Светский портрет в грузинской средневековой живописи. — Тб., 1989.

Альбаум, 1975 — Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. — Таш., 1975.

Амин ал-Холи, 1962 — Амин ал-Холи. Связь между Нилом и Волгой. — М., 1962.

Анна Комнина, 1996 — Анна Комнина. Алексиада. — СПб., 1996.

Арманд, 1975 — АрмандДЛ. Наука о ландшафте. — М., 1975.

Армянские источники, 1985. — Армянские источники об аланах. — Вып. I. — Ер., 1985.

Артамонов, 1962 — АртамоновМ.И. История хазар. — Л., 1962.

Арутюнов, 1989 — Арутюнов С А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. — М., 1989.

Арутюнов, Жуковская, 1987 — Арутюнов СЛ, Жуковская Н.Л. «Святые реликвии»: миф и действительность. — М., 1987.

Атаев, 1963 —АтаевД.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье: (По материалам археологических раскопок в Аварии). — Махачкала, 1963.

Багаев, 1973 — БагаевМ.Х. Раннесредневековые птицевидные бляхи из Дайского могиль­ника // Кавказ и Восточная Европа в древности. — М., 1973.

Баркова, 1973 — БарковаЛ.Л. Алтайские курганы // Краткий путеводитель по выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири». — Л., 1973.

Беленицкий, 1973 — БеленицкийАМ. Монументальное искусство Пенджикента. — М., 1973.

Бентковский, 1869 — Бентковский И. Одежда калмыков Болыпедербентовского Улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. — Вып. 2. — Ставро­поль, 1869.

Бентович, 1980 — Бентович И.Б. Одежда раннесредневековой средней Азии: (По данным стенных росписей VI-VIII вв.) // Страны и народы Востока. — Вып. 22. Средняя и Цен­тральная Азия. География. Этнография. История. Кн. 2. — М., 1980.

Берестенев, Флексер, Лукьянова, 1982 — Берестенев В.А, ФлексерЛА, ЛукьяноваЛ.М. Макроструктура волокон и элементарных нитей и особенности их разрушения. — М., 1982.

Берладина, I960 — Берладина К.А Народная вышивка Северной Осетии//Известия СОНИИ. Археология, этнография. — Т. XXII. — Вып. IV. — Орджоникидзе, I960.

Бессонова, 1983 — Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. — Киев, 1983.

Биджелов, 1992 — БиджеловБ.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. — Владикавказ, 1992.

Биджиев, 1983 —БиджиевХ.Х. Хумаринское городище. — Черкесск, 1983.

Бларамберг, 1992 — БларамбергИ. Кавказская рукопись. — Ставрополь, 1992.

Богатырев, 1971 — Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

Богуславская, 1972 —БогуславскаяИ.Я. Русская народная вышивка. — М., 1972.

Брун, Тильке, 1996 —БрунВ., ТилькеМ. История костюма: От древности до Нового време­ни.—М., 1996.

Вагнер, 1969 — Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбове (XII в.) — М., 1969.

Васильев, 1998 — ВасильевДВ. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордын-ского времени //Древности Волго-Донских степей. — Вып. 6. — Волгоград, 1998.

Васильева, 1991 —ВасильеваГ.П. Ювелирные украшения как источник для этногенетиче-ских исследований: (По материалам Туркмении) // Проблемы этногенеза и этниче­ской истории народов Средней Азии и Казахстана. — Вып. III. — М., 1991.

Вахушти, 1904 — Царевич Вахушти. География Грузии. — Тифлис, 1904.

Витденбаум, 1864 — ВитденбаумЕ. Воспоминания кавказского офицера. — М., 1864.

Восточные и европейские ткани. — Восточные и европейские ткани в собрании Государ­ственного Исторического музея. Каталог. ГИМ. — М., б.г.

Гаген-Торн, 1933 —Гаген-ТорнН.И. Магическое значение волос и головных уборов в сва­дебных обрядах Восточной Европы // СЭ. — 1933. — № 5-6.

Гадло, 1979 — ГадлоАБ. Этническая история Северного Кавказа ГУ-Х вв. — Л., 1979.

Галонифонтибус, 1980 — Галонифонтибус, Иоанн де. Сведения о народах Кавказа. — Баку, 1980.

Гамрекели, 1959 — Гамрекели В.Н. Двалы и Двалетия в I-XIV вв. — Тб., 1959.


f

I

Герасимова, в печати— Герасимова ММ. Палеонтологические материалы из кочевниче­ских памятников курганного могильника Джухта-2 // Материалы по изучению исто-рико-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 2 (в печати).

Геродот. — Геродот. История. — Л., 1972.

Гёте, 1957 — ГётеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М, 1957.

Гиляровская, 1954 —ГиляровскаяН. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л., 1954.

Горелик, 1985 — ГореликМ.В. К этнической идентификации персонажей, изображенных на предметах Амударьинского клада // Художественные памятники и проблемы куль­туры Востока. — Л., 1985.

Горелик, 1993 — Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. — М., 1993.

Горелик, 1997 —ГореликМ.В. Комплекс скифского мужского костюма и его место в ком­плексах костюма ираноязычных народов VI—IV веков до н.э. // Базы данных по исто­рии Евразии в средние века. — М., 1997.

Греков, Якубовский, 1950 — Греков БА, ЯкубовскийАЮ. Золотая Орда и ее падение.— М., 1950.

Гроссгейм, 1946 — Гроссгейм АЛ Растительные ресурсы Кавказа. — Баку, 1946.

Гумилев, 1993 —ГумилевЛ.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности: (Ландшафт и этнос) // Ритмы Евразии. — Вып. IV. — М., 1993.

Гуриев, 1982 — Гуриев ТА Проблемы нартиады. — Орджоникидзе, 1982.

Далгат, 1972 —Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. — М., 1972.

Деопик, 1961 —ДеопикВ.Б. Классификация бус Северного Кавказа IV—V вв. // СА. — 1961. — №3.

Дешериев, 1963 —ДешериевЮ.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских язы­ков и проблемы происхождения и исторического развития горных кавказских наро­дов. — Грозный, 1963.

Джангар — Джангар. Калмыцкий героический эпос. — М., 1990.

Догузов, 1987 —ДогузовКГ. Византийско-аланские отношения (VI-XII вв.). — Тб., 1987.

Доде, 1991 —ДодеЗ.В. Аланский женский головной убор из могильника Подорванная Балка в Нижнем Архызе // Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии.— Черкесск, 1991.

Доде, 1993— Доде З.В. Средневековый костюм Предкавказья как исторический источник по истории региона в VII-XIV вв. Автореф. канд. дис. — М., 1993.

Доде, 1994а — ДодеЗ.В. Находки в могильнике Подорванная Балка как свидетельства функционирования Шелкового пути // Международное сотрудничество археологов на великих торговых и культурных путях древности и средневековья. — Кисловодск, 1994.

Доде, 19946 —ДодеЗ.В. Костюмы персонажей Кяфарской гробницы // Аланская гробница XI века. — Ставрополь, 1994.

Доде, 1996— Доде З.В. Об одном аспекте изучения тюркской проблематики в советской исторической науке // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. — М., 1996.

Доде, 1997а —Доде З.В. Средневековый костюм народов Предкавказья в контексте Нарт-ского эпоса // Научная мысль Кавказа. — 1997. — № 1.

Доде, 19976— Доде З.В. Художественно-этнографические экспедиции 20-х гг. XX в. по Северному Кавказу // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рож­дения Т.М.Минаевой. — Ставрополь, 1997.

Доде, 1998 —ДодеЗ.В. Энциклопедия в рисунках // Наука в России. — 1998. — № 2.

Дьяконова, 1980 — Дьяконова Н.В. К истории одежды в Восточном Туркестане II-VII вв. // Страны и народы Востока. — Вып. 22. — М., 1980.

Дюмезиль, 1990 —ДюмезильЖ. Скифы и нарты. — М., 1990.

Жуковская, 1988 — Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры мон­голов. - М., 1988.

Жуковский, 1971 —Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. — Л., 1971.

Зиапур, 1965 —ЗиапурД. Одежда иранцев с древности до конца династии Сасанидов.— Тегеран, 1965 (на перс. яз.).

Иакинф, 1828 — Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. — Т. I. — Ч. 1-2. — СПб., 1828.

Иерусалимская, 1963 — ИерусалимскаяАА К вопросу о культурных связях в раннем средневековье: (Несколько шелковых тканей из Мощевой Балки) // Сборник ГЭ.— Вып. XXIV. -Л., 1963.

Иерусалимская, 1967 — Иерусалимская АА О Северо-Кавказском Шелковом пути в раннем средневековье // СА. — 1967. — № 2.

Иерусалимская, 1972а— Иерусалимская АА Великий Шелковый путь и Северный Кав­каз. — Л., 1972.

Иерусалимская, 19726 — Иерусалимская АА К сложению школы художественного шелко­ткачества в Согде // Средняя Азия и Иран. — Л., 1972.

Иерусалимская, 1975 — Иерусалимская АА. Западные ткани на Дальнем Востоке: (Элли­низм и раннее средневековье) //Культура и искусство Индии и стран Дальнего Восто­ка.-Л., 1975.



 



Иерусалимская, 1978 — Иерусалимская АЛ. Аланский мир на Шелковом пути // Культура Востока: Древность и раннее средневековье. — Л., 1978.

Иерусалимская, 1983 — Иерусалимская АЛ. Археологические параллели этнографически засвидетельствованным культам Кавказа: (По материалам могильника Мощевая Бал­ка)//СЭ.-1983.-№ 1.

Иерусалимская, 1992 — Иерусалимская АЛ. Кавказ на Шелковом пути. — СПб., 1992.

История народов Северного Кавказа, 1988 — История народов Северного Кавказа с древ­нейших времен до конца XVIII века. — М., 1988.

Кавказ, 1966 — Кавказ. — М., 1966.

Каминская, 1989 — Каминская И.В. Отчет о раскопках могильника в Отрадненском районе Краснодарского края в 1989 году. — Краснодар, 1989.

Каминский, 1984 — Каминский В.Н, Раннесредневековые аланские катакомбы на средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1984.

Карачаевцы, 1978 — Карачаевцы. — Черкесск, 1978.

Катамура, 1986 — Катамура Тэиуро. Каталог выставки тканей коллекции Тацумура. — Асахи, 1986 (на яп. яз.).

Клочко, 1979 — КпочкоЛ.С. Реконструкц1я сюфських головних жшочих убор!в за мате-р!алами Червоноперекопських кургашв // Археолога. — 1979. — № 31.

Клочко, 1982 — ЮючкоЛ.С. Новые материалы к реконструкции головного убора скифя-нок //Древности степной Скифии. — Киев, 1982.

Клочко, 1986 — ЮючкоЛ.С. Реконструтодо конусопод!бних головних убор!в сшфянок // Археолопя. — 1986. — № 56.

Клочко, 1992а — ЮючкоЛ.С. Сшфский жшочий костюм: Автореф. канд. дис. — Киев, 1992.

Клочко, 19926 - ЮючкоЛ.С. Скифская обувь // РА. - 1992. — № 1.

Клочко, Гребенников, 1982 —ЮючкоЛ.С, ГребенниковЮ.С. Скифский калаф IVв. до н.э.: Материалы по хронологии археологических памятников Украины. — Киев, 1982.

Ковалевская, 1970 — Ковалевская В.Б. К изучению орнаментики наборных поясов VI-IX вв. как знаковой системы // Статистико-комбинаторные методы в археологии. — М., 1970.

Ковалевская, 1972 — Ковалевская В.Б. Башкирия и евразийские степи IV—IX веков (По ма­териалам поясных наборов) // Проблемы археологии и древней истории угров. — М., 1972.

Кондаков, 1906 — Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. - СПб., 1906.

Кондаков, 1929 — Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. — Прага, 1929.

Кононов, 1978— Кононов Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов //Тюркологический сборник 1974. — М., 1978.

Константин Багрянородный, 1991 — Константин Багрянородный. Об управлении импе­рией.-М., 1991.

Криминалистическое исследование, 1983 — Криминалистическое исследование волокни­стых материалов и изделий из них. — Вып. И. Исследование текстильных волокон. — М., 1983.

Кроткое, 1915 — Кроткое АЛ. Раскопки на Увеке в 1913 году // Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. — Вып. 32. — Саратов, 1915.

Крупное, 1947 — Крупное ЕМ. К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным // УЗ КНИИ. — Т. II. — Нальчик, 1947.

Кузнецов, 1958 — Кузнецов ВЛ Полный научный отчет Северо-Кавказской экспедиции 1957 года о работах в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР. — М., 1958.

Кузнецов, 1959 — Кузнецов ВЛ К вопросу о позднеаланскои культуре Северного Кавказа // СА.-1959.-№2.

Кузнецов, 1961 — Кузнецов ВЛ Средневековые дольменообразные склепы Верхнего При-кубанья // КСИА. - Вып. 85. - М., 1961.

Кузнецов, 1963 — Кузнецов ВЛ. Исследования Змейского катакомбного могильника в 1958 году // МИА. - № 114. - М., 1963.

Кузнецов, 1984а — Кузнецов ВЛ Зодчество феодальной Алании. — Орджоникидзе, 1984.

Кузнецов, 19846 —КузнецовВЛ. Очерки истории алан. — Орджоникидзе, 1984.

Кузнецов, 1985 — Кузнецов ВЛ. Алания и Византия // Археология и традиционная этно­графия Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1985.

Кузнецов, 1988 — Кузнецов ВЛ Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика иссле­дования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. — Орджо­никидзе, 1988.

Кузнецов, 1992 — Кузнецов ВЛ Очерки истории алан. — Владикавказ, 1992.

Кузнецова, 1982 — КузнецоваАЯ. Народное искусство карачаевцев и балкарцев.— Нальчик, 1982.

Кулаковский, 1899 — Куликовский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. — Киев, 1899.

Купцов, 1975 — Купцов ЛИ. Введение в географию культурных растений. — М., 1975.

Кусаева, 1956 — КусаеваСС. Некоторые итоги археологических раскопок могильника в станице Змейской // Известия СОНИИ. - Т. XVII. - Орджоникидзе, 1956.



Кюнер, 1961 —КюнерН.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — М., 1961.

Лавров, 1952 —ЛавровЛ.И. Развитие земледелия на северо-западном Кавказе с древней­ших времен до середины XVIII века // Материалы по истории земледелия СССР. — Вып. I. - М., 1952.

Лавров, 1959 —ЛавровЛ.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследо­вания и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. — М., 1959.

Левашева, 1953 — ЛевашеваВ.П. Белореченские курганы // Труды ГИМ. — Т. 22. — Архео­логический сборник — М., 1953.

Лесик, Буянов, 1954 — Лесик Б.В^ Буянов В.И. Первичная обработка конопли. — М., 1954.

Лобачева, 1991 —ЛобачеваН.П. Народная одежда, как источник по этногенезу: (К вопросу об этногенетических связях народов Средней Азии и Казахстана) // Проблемы этно­генеза и этнической истории Средней Азии и Казахстана. — Вып. 3. — М., 1991.

Львова, I960 — Львова З.Н. Стеклянные бусы и браслеты из Саркела-Белой Вежи // МИА. — № 75. - М., I960.

Маврикий Стратег, 1903 — Маврикий Стратег. Тактика и стратегия. Пер. капитана Цы-бышева.-СПб., 1903.

Магомедов, 1983 — МагомедовМ.Г. Образование Хазарского каганата. — М., 1983.

Макарова, Плетнева, 1983 — Макарова Т.И, Плетнева СА. Пояс знатного воина из Сарке-ла//СА.-1983.-№2.

Мамукаев, 1968 — Мамукаев ИМ. Могильник Курнаят в Кабардино-Балкарии // АО. — М., 1968.

Мамукаев, 1980 — Мамукаев Т.Е. К этнографии и антропологии Города мертвых // Вопро­сы осетинской археологии и этнографии. — Т. XXXVI. — Вып. 1. — Орджоникидзе, 1980.

Марковин, 1961 — Маркович В.И. Пещеры — родовые усыпальницы в Шатоевской котло­вине (Чечня) // КСИА. - № 86. - М., 1961.

Марковин, 1983 — МарковичВ.И. Византийская ткань с золотым шитьем из Сентинского храма // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1983.

Массой, 1989 — Массой В.М. Первые цивилизации. — Л., 1989.

Массой, 1990а— Массой В.М. Великий Шелковый путь как инструмент экономической и интеллектуальной интеграции // Формирование и развитие трасс Великого Шелково­го пути в Центральной Азии в древности и в средневековье: Тезисы докладов Между­народного семинара ЮНЕСКО. — Самарканд, 1990.

Массой, 19906 —МассойВ.М. Исторические реконструкции в археологии. — Фрунзе, 1990.

Махова, 1979 —МаховаЕ.И. Некоторые элементы киргизского национального костюма // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.

Мень, 1991 —МенъА. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. — М., — СПб., 1991.

Мешкерис, 1979 — МешкерисВ.А Женские чалмообразные головные уборы на кушанских статуэтках // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.

Мизиев, 1964 — МизиевИ.М. Средневековый могильник Байрым у селения Верхний Чегем // Сборник студенческих работ Кабардино-Балкарского Университета. — Нальчик, 1964.

Мизиев, 1968 —Мизиев ИМ. Могильник Курнаят в Кабардино-Балкарии //АО. — М., 1968.

Миллер, 1882 — МиллерВ.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // ЖМНП. — Ч. ССХХХП. - СПб., 1882.

Миллер, 1893 — Миллер В.Ф. Отголоски Кавказских верований на могильных памятни­ках // МАК - Вып. III. - М., 1893.

Милорадович, 1963 —МилорадовичО.В. Христианский могильник на городище Джулат // МИА. - № 14. - М., 1963.

Минаева, 1954 —Минаева Т.М. Археологические памятники Черкесии // Труды ЧНИИ. — Вып. 2. — Черкесск, 1954.

Минаева, 1955 —Минаева Т.М. Городище Адиюх в Черкесии // КСИИМК — Вып. 60. — М., 1955.

Минкевич, 1968 —МинкевичИА Растениеводство. — М., 1968.

Минорский, 1963 — Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI веков. — М., 1963.

Миронова, 1984 — Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск, 1984.

Мирошина, 1980 —Мирошина Т.В. Скифские калафы // СА. — 1980. — № 1.

Михаил Пселл, 1978 — Михаил Пселл. Хронография. — М., 1978.

Моравчик, 1931 —МоравчикЮ. Происхождение слова «tzitzakon» // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Семинарием Н.П.Кондакова. — Т. V. — Прага, 1931.

Мошкова, Максименко, 1971 — Мошкова М.Г., Максименко В.Е. Отчет о работе Багаевской экспедиции в 1971 году. — М., 1971.

Мыськов, 1995 —МыськовЕ.П. О некоторых типах головных уборов населения Золотой Орды // РА. - 1995. - № 2.

Намазов, 1988 — Намазов Э.С «Китаб-и-дэдэм Коркут» как источник для изучения этикета огузов // Этикет у народов Передней Азии. — М., 1988.

Нарты, 1957 — Нарты: Кабардинский эпос. — М., 1957.



Нарты, 1974 — Нарты: Адыгский героический эпос. — М., 1974.

Нарты, 1975 — Нарты: Абазинский народный эпос. — Черкесск, 1975.

Нарты, 1989 — Нарты: Осетинский героический эпос. — Т. 2. — М., 1989.

Нефляшева, 1989 — Нефляшева НА Цветовая символика адыгского девичьего костюма и

легенды об амазонках // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1989. Охонько, 1994 — ОхонькоНА. Семантика изображений аланской гробницы XI в. Кяфар-

ского городища // Аланская гробница XI века. — Ставрополь, 1994. Патрик, 1967—Патрик А Армянская одежда с древнейших времен до наших дней.—

Ер., 1967. Петров-Водкин, 1982 — Петров-Водкин К.С. Хлыновск Пространство Эвклида. Самаркан-

дия. — М., 1982. Плано Карпини, 1957— Плана Карпини, Джованни делъ. История монгалов * Рубрук,

Гилъом де. Путешествие в восточные страны. — М., 1957. Плетнева, 1958 — Плетнева С А Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях //

МИА. - № 62. - Т. 1. - М.-Л, 1958.

Плетнева, 1967 — Плетнева С А От кочевий к городам. — М., 1967. Плетнева, 1974— Плетнева С'А Половецкие каменные изваяния // САИ. — Вып. Е 4—2. —

М., 1974.

Плетнева, 1999 — Плетнева С А Очерки хазарской археологии. — М., 1999. Приступа, 1973 — ПриступаАА Основные сырьевые растения и их использование. — Л.,

1973. Прозрителев, 1913 — Прозрителев Т.Н. Мумии балкарских могильников Терской области,

Нальчикского округа // Труды Ставропольской Ученой Архивной Комиссии. —

Ставрополь, 1913. — Вып. 5. Прохорова, 1992 — Прохорова ТА, ГугуевВ.К. Богатое сарматское погребение в кургане 10

Кобяковского могильника // СА. — 1992. — № 1. Равдоникас, 1972 — Равдоникас Т.Д. О некоторых типах аланской одежды Х-ХИ веков //

КЭС. - Вып. V. — М., 1972.

Равдоникас, 1990 — Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа. V в. до н.э. — конец XVII в.: (Античность и средневековье). — Л.,

1990. Распопова, 1970 — РаспоповаВ.И. Согдийский город и кочевая степь в VII—VIII вв.//

КСИА. - Вып. 22. - М., 1970. Распопова, 1980 — Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.—

Л., 1980.

Рикман, 1986 — РикманЭА Одежда народов Восточной Европы в раннем железном ве­ке: Скифы, сарматы и гето-даки // Древняя одежда народов Восточной Европы. — М.,

1986. Рубрук, 1957 — Плано Карпини, Джованни делъ. История монгалов * Рубрук, Гилъом де.

Путешествие в восточные страны. — М., 1957. Руденко, 1951 —РуденкоС.И. Сокровища Пазырыкских курганов // По следам древних

культур. — М., 1951. Руденко, I960 — Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. —

М.-Л, I960. Рунич, 1963 — РуничАП. Катакомбные могильники в районе Кисловодска // СА. — 1963. —

№3. Рунич, 1971 — РуничАП. Скальные захоронения в окрестностях Кисловодска//СА.—

1971.-№2. Самарина, 1999 — СамаринаЛ.В. Цвет в традиционной культуре Карачая и Балкарии:

(К проблеме истоков формирования традиции) // Карачаевцы и балкарцы': Этногра­фия. История. Археология. — М., 1999-Семенов, 1957 — СеменовЛ.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры //

Нартский эпос Материалы совещания 19-20 октября 1956 года. — Орджоникидзе,

1957.

Сизов, 1956 — Сизов И А. К истории льноводства в СССР. — М., 1956. Симоненко, 1992 — СимоненкоАВ. Фарзой и Инисмей — аорсы или аланы?//ВДИ. —

1992.-№3.

Синская, 1969 — СинскаяЕ.Н. Историческая география культурной флоры. — Л., 1969. Слово о пол,ку Игореве — Слово о полку Игореве. Пер. ВАЖуковского. — Куйбышев,

1974. Смешко, 1979 — Смешко Т.Н. Ткани в одежде киргизов: (Вторая половина XIX —начало

XX в.) // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.

Смирнов, 1951 — СмирновК.Ф. Агачкалинский могильник — памятник хазарской культу­ры Дагестана // КСИИМК - Вып. 38. - М., 1951. Смирнова, 1978 — СмирноваЯ.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного

Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. — М., 1978. Соболев, 1934 — Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. — М.-Л., 1934. Степи Евразии — Степи Евразии в эпоху средневековья. — М., 1981. Студенецкая, 1989 — Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. —

М., 1989.

11 — 4520


Сухарева, 1979 — Сухарева О А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. - М., 1979.

Сын медведя Батыр — Сын медведя Батыр //Адыгейские народные сказки. — Майкоп, 1953.

Сычев, 1973 — СычевДВ. Из истории монгольского костюма. — Элиста, 1973.

Сычев Л.П., Сычев ВЛ., 1975 —СычевЛ.П, СычевВ.Л. Китайский костюм: Символика, исто­рия, трактовка в литературе и искусстве. — М., 1975.

Тизенгаузен, 1884 — Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золо­той Орды. - Т. I. — СПб., 1884



2016-09-16 546 Обсуждений (0)
КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (546)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)