КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
В данной работе костюм рассматривается в целом — как источник, обладающий информационным полем, и там, где это было возможно, показаны содержащиеся в нем сведения о культуре и истории народов Северного Кавказа в эпоху средних веков. С точки зрения этнографии костюмы бывают бытовые, праздничные и обрядовые. Провести такое разделение для археологических комплексов довольно сложно из-за того, что материал происходит из погребальных памятников. Однако необходимо принять во внимание следующий факт: праздничным, как правило, становится костюм, выполненный из более дорогого материала, чем бытовой, и с более дорогими украшениями. Надевают его в исключительных случаях, может быть, всего один или несколько раз (свадьба, похороны), тем самым праздничный костюм переходит в разряд обрядового [Богатырев, 1971, с. 307-309]. Праздничный костюм, а обрядовый в особенности, предполагает консервативность и статичность форм, выработанных в результате экономического, эстетического и интеллектуального развития народа. Процесс творческого развития костюма народов Северного Кавказа наблюдается в период средневековья. Таким образом, имеющиеся археологические артефакты можно рассматривать как соответствующие формам общеупотребительного костюма. Костюм выполняет несколько функций. Основная из них — практическая. Он должен соответствовать климату и занятиям населения. Другая важная функция — эстетическая. Костюму также присуща знаковая функция. Отражая различные сферы общественной жизни, он выступает как знак, или символ. В VII-XIV вв. в качестве знаковых можно рассматривать отдельные его элементы. Например, символом изменения социального статуса женщины являлась, прежде всего, смена головного убора. Положение воина в дружинной иерархии можно было определить по навершию на головном уборе и поясному набору. Большое количество шелка в одежде выделяло вождя из рядовых общинников. Цвет как символ социального статуса играл важную роль и в древности, и в средние века. В других элементах костюма — тканях, украшениях, амулетах и аксессуарах — преобладают не символическая, а практическая или эстетическая функции. Но и эти детали наделены информацией об экономических и духовных сферах общественной жизни. В рамках знаковой системы костюма выделяется функция региональной принадлежности. Для средневековья вычленить ее трудно, так как Северный Кавказ входил в область широкого распространения и довольно долгого бытования тюркской моды. Но тем не менее эта функция стала доминирующей в этнографическом комплексе. Для культуры народов Северного Кавказа костюм стал этнорегиональным символом. Поэтому можно говорить именно о его региональной, а не национальной принадлежности. Здесь на довольно большой территории представители различных народов считают «своим» по существу одинаковый комплекс, включающий различные этнические пласты. Этот факт является важным показателем культурной общности Северокавказского региона. Весь комплекс костюма народов Северного Кавказа формировался в русле культурогенеза. Изменение старых и возникновение новых форм костюмного ансамбля проходили в процессе взаимодействия местного кавказского субстрата и многочисленных пришлых ираноязычных и тюркоязычных племен. С одной стороны, в кавказском средневековом костюме отразилась сущность культурогенеза как процесса постоянного самообновления культуры. С другой — костюмный комплекс достаточно полно вобрал в себя составляющие феномена складывания культуры народов Северного Кавказа — традиции и инновации, взаимодействующие на диахронном и синхронном уровнях. Основную роль на диахронном уровне культурогенеза играла этническая принадлежность носителей соответствующих культур. Информация на диахронном уровне передается как культурная традиция народа, его творческое наследие, облеченное в словесную и материально-изобразительную форму. «Наличием этих непрерывных диахронных инфосвязей между сменяющими друг друга последовательными поколениями этноса обусловлена его преемственность и стабильность во времени, передача этнической традиции в течение веков» [Арутюнов, 1989, с. 21]. На диахронном уровне передаются взаимодействующие между собой моноэтнические традиции. Часто бывает сложно отделить временные напластования и точно их датировать, ибо традиции сохраняются, развиваются и передаются из поколения в поколение с глубокой древности. Например, мотив шубы, сшитой из человеческих бород, усов и скальпов, отраженный в нартском эпосе, уходит своими корнями в древнеиранскую культуру, носителями которой в Предкавказье были скифы, сарматы и аланы. Та же линия развития может быть прослежена и на другом материале. По сей день в осетинских семьях хранятся и передаются по наследству своеобразные пеналы — бинат-и-хицау («домик домового», покровителя семьи и очага), которые бытовали у алан, а генетически связаны еще со скифской порой. Содержание пенала — сладкий плод или бусина — считается приношением домовому. В одном из таких пеналов в могильнике Мощевая Балка были обнаружены остатки мочала, в которое заворачивали бусину. Как отмечает ААИерусалимская, мочало было связано с различными гаданиями у иранских народов, и прежде всего у скифов. Это позволило исследователю предположить, что культ домового был перенесен в долину реки Лабы иранскими (аланскими) племенами [Иерусалимская, 1978, с. 109]. Костюм с наибольшей очевидностью показывает, что культурогенез является сложным и протяженным во времени процессом. На его синхронном уровне происходит трансформация полиэтнических инноваций. В комплексе полиэтнического взаимодействия на Северном Кавказе в эпоху средневековья выделяются несколько основных компонентов: местный (автохтонные культуры, аланы), исламский (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия), степной центральноазиатский (авары, согдийцы, половцы, монголы) и византийский. Эпизодическими импульсами были влияния Китая и Италии. Для понимания роли костюма в процессе взаимодействия традиции и инноваций как феномена культурогенеза необходимо определить статус этих понятий. По мнению СААрутюнова, традиции могут существовать без инноваций, но не наоборот, «традиция необходима для самого существования общества, инновация — для его развития» [Арутюнов, 1989, с. 161). Мужской костюмный ансамбль VII в. представляет собой результат синтеза степных центральноазиатских (древнетюркских), иранских, а также местных компонентов. Прежде чем предстать как окончательно сложившийся ансамбль (XVIII — первая половина XIX в.), северокавказский костюм претерпел воздействие со стороны половцев, монголо-татар, турок-сельджуков, турок-османов и персов. Между тем крой как основа одежды часто оставался неизменным и передавался из поколения в поколение. Непосредственные контакты со степняками-половцами и взаимовлияние разных социокультурных систем стало мощным инновационным импульсом для изменения покроя традиционного аланского женского платья, что в дальнейшем отразилось в оформлении женской верхней одежды, которая по крою была максимально схожа с мужской. Процесс взаимодействия традиций и инноваций более наглядно прослеживается в изменении кроя одежды, чем ее декора. На украшения, непосредственно с одеждой не связанные, этот процесс влияет в меньшей степени, так как они подвержены моде и более подвижны. В то же время амулеты и талисманы сохраняют свои формы и функции на протяжении веков. Существуют три основных типа трансформации инноваций: спонтанная, стимулированная и прямое заимствование. В костюме кавказских народов присутствуют все три типа. Например башлыкообразная форма головных уборов переходит из VII-Х в XI-XII вв. Однако крой их упрощается. Теперь они состоят из двух деталей, а не из четырех, как ранее. А в XI-XII вв. появляется большое количество холщовых тканей местной выделки, окрашенных в различные цвета, что свидетельствует о расширении знаний и навыков по использованию различных красителей. В данных примерах речь идет о спонтанной трансформации, когда инновация возникает в костюме за счет его собственного развития. Косвенное воздействие выразилось в замене шелковыми нашивками металлических нашивных украшений, традиция которых прослеживается в кавказском костюме с сарматского времени. Возможно, на некоторый период металл был вытеснен драгоценным шелком, и лишь памятники X-XI вв. говорят о возрождении давней традиции. Торговля шелком, очевидно, стимулировала развитие такого приема декора, как аппликация золоченой кожей по коже, а впоследствии и техники золотого шитья, которая позволила имитировать парчу, ценившуюся на вес золота. Роль прямых заимствований особенно усиливается в период функционирования на Северном Кавказе части Великого Шелкового пути. В аланском платье появляются элементы восточной и византийской моды. Инновации, полученные в результате прямого заимствования, не всегда становятся традицией. Некоторые из них приживаются, но меняют форму, как это случилось с тюркскими безрукавками, трансформировавшимися в кавказском костюме в корсет. Однако изменение формы в данном случае не повлекло за собой изменения функций данного вида одежды. Другие элементы средневекового костюма, возникшие в результате заимствования (нашивные шелковые украшения или распашные юбки — бельдек), дальнейшего развития в традиционном костюме не получили. Смену покроя женского платья во второй половине XI в. следует рассматривать как внешнее проявление процессов изменения материальной культуры в результате взаимовлияния разных социокультурных систем и непосредственного контакта местного населения со степняками-половцами. Процесс восприятия инноваций зависит от уровня социально-экономического развития, достигнутого местным обществом. Легче воспринимался тот импульс, который совпадал с тенденциями внутреннего развития. Костюм наглядно иллюстрирует это явление на примере применения в VII-Х вв. византийских нашивных украшений, заимствованных рядовыми общинниками у верхушки общества, которые использовали в своей одежде подарки от византийского двора (парадные облачения, ткани и различные нашивки). В данном случае речь идет о престижно-знаковой функции инновации, когда культура-донор на шкале престижных оценок стоит выше, чем культура-реципиент. Аланы заимствовали не просто декор, а символы царской власти, что было для местной аристократии особенно важно в пору становления государственности. Однако распространение тюркской моды в средние века на довольно широкой территории, включая не только страны, где проживали варвары, но Византию и Иран, свидетельствует о том, что реальное развитие культуры-донора не всегда опережает развитие культуры-реципиента. «Например, культура кочевников, сама по себе сравнительно невысокая, в силу причин политического или конкретно-исторического характера может восприниматься как престижная и референтная различными слоями более развитых оседлых обществ» [Арутюнов, 1989, с. 186] из-за их политического и военного господства. На культурогенез этого периода повлияла конкретная историческая обстановка, в определенной мере отразившаяся и в костюме. Народы Северного Кавказа стали широко применять шелк благодаря перемещению трассы Великого Шелкового пути на перевалы Кавказа в обход Ирана. Уровень экономического развития алан в VII-Х вв. был таковым, что только количество в костюме шелковых тканей, являвшихся предметом роскоши, при однотипности всего остального, могло указать на наличие социальной дифференциации общества. На процесс восприятия костюмом инноваций большое влияние оказывал характер межэтнических отношений. Очевидно, что между местными народами Северного Кавказа и половцами установились тесные торговые, производственные и культурные отношения. Не исключается также факт одновременного проживания различных этносов на одной территории. Мирный характер их взаимодействия и возможность совместной деятельности обусловили взаимовлияние разных социокультурных систем. Эти контакты, носившие обоюдный характер, вызвали серьезные изменения в общей структуре общественной жизни местных народов. «Изменение костюма является лишь частью изменения всей структуры бытия, изменения, которое требует не сохранения прежних функций костюма, а вызывает появление новых функций. И так как костюм со своими функциями является лишь частью общей структуры, основывающейся, в частности, на мировоззрении нации, на экологической системе и тд., то ясно, что искусственно сохранять одну из частей структуры, изменившейся в целом, нельзя» [Богатырев, 1971, с. 335]. В период VII-XTV вв. на всей территории Северного Кавказа не выявлено каких либо принципиальных различий в формировании костюма. Все это говорит о том, что в средние века костюм формировался в сходных природно-хо-зяйственных и социально-экономических условиях. Таким образом, как суть процесса взаимодействия традиций и инноваций в историческом контексте культурный синтез отразился в развитии костюма, который иллюстрирует общность корней и судеб народов Северного Кавказа. В этой связи Северокавказский регион следует рассматривать как культурно-исторический ландшафт, который характеризуется общностью территории и природно-климатических условий, определяющих сходное хозяйственно-экономическое развитие его частей, а также общностью базового культурного субстрата и воздействующих на него инновационных процессов. БИБЛИОГРАФИЯ Абаев, 1949 —АбаевВ.И. Происхождение и культурное прошлое осетин по данным языка и фольклора. — Т. 1. — М.-Л, 1949. Абаев, 1989 — АбаевВ.И. Мартовский эпос осетин // «Нарты»: Осетинский героический эпос. -Т. 1.-М, 1989. Александров, 1966 — Александров В.Г. Анатомия растений. — М., 1966. Алексеева Е.М., 1982 — Алексеева ЕМ. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. — Вып. Г1-12. — М., 1982. Алексеева ЕЛ., 1964 — Алексеева ЕЛ. Материальная культура черкесов в средние века: (Поданным археологии) //Труды КЧНИИ. — Вып. IV. — Ставрополь, 1964. Алибегашвили, 1989 — Атшбегашвили Г. Светский портрет в грузинской средневековой живописи. — Тб., 1989. Альбаум, 1975 — Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. — Таш., 1975. Амин ал-Холи, 1962 — Амин ал-Холи. Связь между Нилом и Волгой. — М., 1962. Анна Комнина, 1996 — Анна Комнина. Алексиада. — СПб., 1996. Арманд, 1975 — АрмандДЛ. Наука о ландшафте. — М., 1975. Армянские источники, 1985. — Армянские источники об аланах. — Вып. I. — Ер., 1985. Артамонов, 1962 — АртамоновМ.И. История хазар. — Л., 1962. Арутюнов, 1989 — Арутюнов С А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. — М., 1989. Арутюнов, Жуковская, 1987 — Арутюнов СЛ, Жуковская Н.Л. «Святые реликвии»: миф и действительность. — М., 1987. Атаев, 1963 —АтаевД.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье: (По материалам археологических раскопок в Аварии). — Махачкала, 1963. Багаев, 1973 — БагаевМ.Х. Раннесредневековые птицевидные бляхи из Дайского могильника // Кавказ и Восточная Европа в древности. — М., 1973. Баркова, 1973 — БарковаЛ.Л. Алтайские курганы // Краткий путеводитель по выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири». — Л., 1973. Беленицкий, 1973 — БеленицкийАМ. Монументальное искусство Пенджикента. — М., 1973. Бентковский, 1869 — Бентковский И. Одежда калмыков Болыпедербентовского Улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. — Вып. 2. — Ставрополь, 1869. Бентович, 1980 — Бентович И.Б. Одежда раннесредневековой средней Азии: (По данным стенных росписей VI-VIII вв.) // Страны и народы Востока. — Вып. 22. Средняя и Центральная Азия. География. Этнография. История. Кн. 2. — М., 1980. Берестенев, Флексер, Лукьянова, 1982 — Берестенев В.А, ФлексерЛА, ЛукьяноваЛ.М. Макроструктура волокон и элементарных нитей и особенности их разрушения. — М., 1982. Берладина, I960 — Берладина К.А Народная вышивка Северной Осетии//Известия СОНИИ. Археология, этнография. — Т. XXII. — Вып. IV. — Орджоникидзе, I960. Бессонова, 1983 — Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. — Киев, 1983. Биджелов, 1992 — БиджеловБ.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин. — Владикавказ, 1992. Биджиев, 1983 —БиджиевХ.Х. Хумаринское городище. — Черкесск, 1983. Бларамберг, 1992 — БларамбергИ. Кавказская рукопись. — Ставрополь, 1992. Богатырев, 1971 — Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971. Богуславская, 1972 —БогуславскаяИ.Я. Русская народная вышивка. — М., 1972. Брун, Тильке, 1996 —БрунВ., ТилькеМ. История костюма: От древности до Нового времени.—М., 1996. Вагнер, 1969 — Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбове (XII в.) — М., 1969. Васильев, 1998 — ВасильевДВ. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордын-ского времени //Древности Волго-Донских степей. — Вып. 6. — Волгоград, 1998. Васильева, 1991 —ВасильеваГ.П. Ювелирные украшения как источник для этногенетиче-ских исследований: (По материалам Туркмении) // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. — Вып. III. — М., 1991. Вахушти, 1904 — Царевич Вахушти. География Грузии. — Тифлис, 1904. Витденбаум, 1864 — ВитденбаумЕ. Воспоминания кавказского офицера. — М., 1864. Восточные и европейские ткани. — Восточные и европейские ткани в собрании Государственного Исторического музея. Каталог. ГИМ. — М., б.г. Гаген-Торн, 1933 —Гаген-ТорнН.И. Магическое значение волос и головных уборов в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. — 1933. — № 5-6. Гадло, 1979 — ГадлоАБ. Этническая история Северного Кавказа ГУ-Х вв. — Л., 1979. Галонифонтибус, 1980 — Галонифонтибус, Иоанн де. Сведения о народах Кавказа. — Баку, 1980. Гамрекели, 1959 — Гамрекели В.Н. Двалы и Двалетия в I-XIV вв. — Тб., 1959.
Герасимова, в печати— Герасимова ММ. Палеонтологические материалы из кочевнических памятников курганного могильника Джухта-2 // Материалы по изучению исто-рико-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 2 (в печати). Геродот. — Геродот. История. — Л., 1972. Гёте, 1957 — ГётеИ.В. Избранные сочинения по естествознанию. — М, 1957. Гиляровская, 1954 —ГиляровскаяН. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л., 1954. Горелик, 1985 — ГореликМ.В. К этнической идентификации персонажей, изображенных на предметах Амударьинского клада // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. — Л., 1985. Горелик, 1993 — Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. — М., 1993. Горелик, 1997 —ГореликМ.В. Комплекс скифского мужского костюма и его место в комплексах костюма ираноязычных народов VI—IV веков до н.э. // Базы данных по истории Евразии в средние века. — М., 1997. Греков, Якубовский, 1950 — Греков БА, ЯкубовскийАЮ. Золотая Орда и ее падение.— М., 1950. Гроссгейм, 1946 — Гроссгейм АЛ Растительные ресурсы Кавказа. — Баку, 1946. Гумилев, 1993 —ГумилевЛ.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности: (Ландшафт и этнос) // Ритмы Евразии. — Вып. IV. — М., 1993. Гуриев, 1982 — Гуриев ТА Проблемы нартиады. — Орджоникидзе, 1982. Далгат, 1972 —Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. — М., 1972. Деопик, 1961 —ДеопикВ.Б. Классификация бус Северного Кавказа IV—V вв. // СА. — 1961. — №3. Дешериев, 1963 —ДешериевЮ.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горных кавказских народов. — Грозный, 1963. Джангар — Джангар. Калмыцкий героический эпос. — М., 1990. Догузов, 1987 —ДогузовКГ. Византийско-аланские отношения (VI-XII вв.). — Тб., 1987. Доде, 1991 —ДодеЗ.В. Аланский женский головной убор из могильника Подорванная Балка в Нижнем Архызе // Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии.— Черкесск, 1991. Доде, 1993— Доде З.В. Средневековый костюм Предкавказья как исторический источник по истории региона в VII-XIV вв. Автореф. канд. дис. — М., 1993. Доде, 1994а — ДодеЗ.В. Находки в могильнике Подорванная Балка как свидетельства функционирования Шелкового пути // Международное сотрудничество археологов на великих торговых и культурных путях древности и средневековья. — Кисловодск, 1994. Доде, 19946 —ДодеЗ.В. Костюмы персонажей Кяфарской гробницы // Аланская гробница XI века. — Ставрополь, 1994. Доде, 1996— Доде З.В. Об одном аспекте изучения тюркской проблематики в советской исторической науке // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа. — М., 1996. Доде, 1997а —Доде З.В. Средневековый костюм народов Предкавказья в контексте Нарт-ского эпоса // Научная мысль Кавказа. — 1997. — № 1. Доде, 19976— Доде З.В. Художественно-этнографические экспедиции 20-х гг. XX в. по Северному Кавказу // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Т.М.Минаевой. — Ставрополь, 1997. Доде, 1998 —ДодеЗ.В. Энциклопедия в рисунках // Наука в России. — 1998. — № 2. Дьяконова, 1980 — Дьяконова Н.В. К истории одежды в Восточном Туркестане II-VII вв. // Страны и народы Востока. — Вып. 22. — М., 1980. Дюмезиль, 1990 —ДюмезильЖ. Скифы и нарты. — М., 1990. Жуковская, 1988 — Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М., 1988. Жуковский, 1971 —Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. — Л., 1971. Зиапур, 1965 —ЗиапурД. Одежда иранцев с древности до конца династии Сасанидов.— Тегеран, 1965 (на перс. яз.). Иакинф, 1828 — Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. — Т. I. — Ч. 1-2. — СПб., 1828. Иерусалимская, 1963 — ИерусалимскаяАА К вопросу о культурных связях в раннем средневековье: (Несколько шелковых тканей из Мощевой Балки) // Сборник ГЭ.— Вып. XXIV. -Л., 1963. Иерусалимская, 1967 — Иерусалимская АА О Северо-Кавказском Шелковом пути в раннем средневековье // СА. — 1967. — № 2. Иерусалимская, 1972а— Иерусалимская АА Великий Шелковый путь и Северный Кавказ. — Л., 1972. Иерусалимская, 19726 — Иерусалимская АА К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде // Средняя Азия и Иран. — Л., 1972. Иерусалимская, 1975 — Иерусалимская АА. Западные ткани на Дальнем Востоке: (Эллинизм и раннее средневековье) //Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока.-Л., 1975.
Иерусалимская, 1978 — Иерусалимская АЛ. Аланский мир на Шелковом пути // Культура Востока: Древность и раннее средневековье. — Л., 1978. Иерусалимская, 1983 — Иерусалимская АЛ. Археологические параллели этнографически засвидетельствованным культам Кавказа: (По материалам могильника Мощевая Балка)//СЭ.-1983.-№ 1. Иерусалимская, 1992 — Иерусалимская АЛ. Кавказ на Шелковом пути. — СПб., 1992. История народов Северного Кавказа, 1988 — История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. — М., 1988. Кавказ, 1966 — Кавказ. — М., 1966. Каминская, 1989 — Каминская И.В. Отчет о раскопках могильника в Отрадненском районе Краснодарского края в 1989 году. — Краснодар, 1989. Каминский, 1984 — Каминский В.Н, Раннесредневековые аланские катакомбы на средней Кубани // Вопросы археологии и этнографии Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1984. Карачаевцы, 1978 — Карачаевцы. — Черкесск, 1978. Катамура, 1986 — Катамура Тэиуро. Каталог выставки тканей коллекции Тацумура. — Асахи, 1986 (на яп. яз.). Клочко, 1979 — КпочкоЛ.С. Реконструкц1я сюфських головних жшочих убор!в за мате-р!алами Червоноперекопських кургашв // Археолога. — 1979. — № 31. Клочко, 1982 — ЮючкоЛ.С. Новые материалы к реконструкции головного убора скифя-нок //Древности степной Скифии. — Киев, 1982. Клочко, 1986 — ЮючкоЛ.С. Реконструтодо конусопод!бних головних убор!в сшфянок // Археолопя. — 1986. — № 56. Клочко, 1992а — ЮючкоЛ.С. Сшфский жшочий костюм: Автореф. канд. дис. — Киев, 1992. Клочко, 19926 - ЮючкоЛ.С. Скифская обувь // РА. - 1992. — № 1. Клочко, Гребенников, 1982 —ЮючкоЛ.С, ГребенниковЮ.С. Скифский калаф IVв. до н.э.: Материалы по хронологии археологических памятников Украины. — Киев, 1982. Ковалевская, 1970 — Ковалевская В.Б. К изучению орнаментики наборных поясов VI-IX вв. как знаковой системы // Статистико-комбинаторные методы в археологии. — М., 1970. Ковалевская, 1972 — Ковалевская В.Б. Башкирия и евразийские степи IV—IX веков (По материалам поясных наборов) // Проблемы археологии и древней истории угров. — М., 1972. Кондаков, 1906 — Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. - СПб., 1906. Кондаков, 1929 — Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. — Прага, 1929. Кононов, 1978— Кононов Н. Способы и термины определения стран света у тюркских народов //Тюркологический сборник 1974. — М., 1978. Константин Багрянородный, 1991 — Константин Багрянородный. Об управлении империей.-М., 1991. Криминалистическое исследование, 1983 — Криминалистическое исследование волокнистых материалов и изделий из них. — Вып. И. Исследование текстильных волокон. — М., 1983. Кроткое, 1915 — Кроткое АЛ. Раскопки на Увеке в 1913 году // Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии. — Вып. 32. — Саратов, 1915. Крупное, 1947 — Крупное ЕМ. К вопросу о культурных связях населения Северного Кавказа по археологическим данным // УЗ КНИИ. — Т. II. — Нальчик, 1947. Кузнецов, 1958 — Кузнецов ВЛ Полный научный отчет Северо-Кавказской экспедиции 1957 года о работах в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР. — М., 1958. Кузнецов, 1959 — Кузнецов ВЛ К вопросу о позднеаланскои культуре Северного Кавказа // СА.-1959.-№2. Кузнецов, 1961 — Кузнецов ВЛ Средневековые дольменообразные склепы Верхнего При-кубанья // КСИА. - Вып. 85. - М., 1961. Кузнецов, 1963 — Кузнецов ВЛ. Исследования Змейского катакомбного могильника в 1958 году // МИА. - № 114. - М., 1963. Кузнецов, 1984а — Кузнецов ВЛ Зодчество феодальной Алании. — Орджоникидзе, 1984. Кузнецов, 19846 —КузнецовВЛ. Очерки истории алан. — Орджоникидзе, 1984. Кузнецов, 1985 — Кузнецов ВЛ. Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. — Орджоникидзе, 1985. Кузнецов, 1988 — Кузнецов ВЛ Дургулель Великий и Нижний Архыз // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. — Орджоникидзе, 1988. Кузнецов, 1992 — Кузнецов ВЛ Очерки истории алан. — Владикавказ, 1992. Кузнецова, 1982 — КузнецоваАЯ. Народное искусство карачаевцев и балкарцев.— Нальчик, 1982. Кулаковский, 1899 — Куликовский Ю. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. — Киев, 1899. Купцов, 1975 — Купцов ЛИ. Введение в географию культурных растений. — М., 1975. Кусаева, 1956 — КусаеваСС. Некоторые итоги археологических раскопок могильника в станице Змейской // Известия СОНИИ. - Т. XVII. - Орджоникидзе, 1956. Кюнер, 1961 —КюнерН.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. — М., 1961. Лавров, 1952 —ЛавровЛ.И. Развитие земледелия на северо-западном Кавказе с древнейших времен до середины XVIII века // Материалы по истории земледелия СССР. — Вып. I. - М., 1952. Лавров, 1959 —ЛавровЛ.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. — М., 1959. Левашева, 1953 — ЛевашеваВ.П. Белореченские курганы // Труды ГИМ. — Т. 22. — Археологический сборник — М., 1953. Лесик, Буянов, 1954 — Лесик Б.В^ Буянов В.И. Первичная обработка конопли. — М., 1954. Лобачева, 1991 —ЛобачеваН.П. Народная одежда, как источник по этногенезу: (К вопросу об этногенетических связях народов Средней Азии и Казахстана) // Проблемы этногенеза и этнической истории Средней Азии и Казахстана. — Вып. 3. — М., 1991. Львова, I960 — Львова З.Н. Стеклянные бусы и браслеты из Саркела-Белой Вежи // МИА. — № 75. - М., I960. Маврикий Стратег, 1903 — Маврикий Стратег. Тактика и стратегия. Пер. капитана Цы-бышева.-СПб., 1903. Магомедов, 1983 — МагомедовМ.Г. Образование Хазарского каганата. — М., 1983. Макарова, Плетнева, 1983 — Макарова Т.И, Плетнева СА. Пояс знатного воина из Сарке-ла//СА.-1983.-№2. Мамукаев, 1968 — Мамукаев ИМ. Могильник Курнаят в Кабардино-Балкарии // АО. — М., 1968. Мамукаев, 1980 — Мамукаев Т.Е. К этнографии и антропологии Города мертвых // Вопросы осетинской археологии и этнографии. — Т. XXXVI. — Вып. 1. — Орджоникидзе, 1980. Марковин, 1961 — Маркович В.И. Пещеры — родовые усыпальницы в Шатоевской котловине (Чечня) // КСИА. - № 86. - М., 1961. Марковин, 1983 — МарковичВ.И. Византийская ткань с золотым шитьем из Сентинского храма // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1983. Массой, 1989 — Массой В.М. Первые цивилизации. — Л., 1989. Массой, 1990а— Массой В.М. Великий Шелковый путь как инструмент экономической и интеллектуальной интеграции // Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и в средневековье: Тезисы докладов Международного семинара ЮНЕСКО. — Самарканд, 1990. Массой, 19906 —МассойВ.М. Исторические реконструкции в археологии. — Фрунзе, 1990. Махова, 1979 —МаховаЕ.И. Некоторые элементы киргизского национального костюма // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979. Мень, 1991 —МенъА. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. — М., — СПб., 1991. Мешкерис, 1979 — МешкерисВ.А Женские чалмообразные головные уборы на кушанских статуэтках // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979. Мизиев, 1964 — МизиевИ.М. Средневековый могильник Байрым у селения Верхний Чегем // Сборник студенческих работ Кабардино-Балкарского Университета. — Нальчик, 1964. Мизиев, 1968 —Мизиев ИМ. Могильник Курнаят в Кабардино-Балкарии //АО. — М., 1968. Миллер, 1882 — МиллерВ.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин // ЖМНП. — Ч. ССХХХП. - СПб., 1882. Миллер, 1893 — Миллер В.Ф. Отголоски Кавказских верований на могильных памятниках // МАК - Вып. III. - М., 1893. Милорадович, 1963 —МилорадовичО.В. Христианский могильник на городище Джулат // МИА. - № 14. - М., 1963. Минаева, 1954 —Минаева Т.М. Археологические памятники Черкесии // Труды ЧНИИ. — Вып. 2. — Черкесск, 1954. Минаева, 1955 —Минаева Т.М. Городище Адиюх в Черкесии // КСИИМК — Вып. 60. — М., 1955. Минкевич, 1968 —МинкевичИА Растениеводство. — М., 1968. Минорский, 1963 — Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI веков. — М., 1963. Миронова, 1984 — Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск, 1984. Мирошина, 1980 —Мирошина Т.В. Скифские калафы // СА. — 1980. — № 1. Михаил Пселл, 1978 — Михаил Пселл. Хронография. — М., 1978. Моравчик, 1931 —МоравчикЮ. Происхождение слова «tzitzakon» // Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый Семинарием Н.П.Кондакова. — Т. V. — Прага, 1931. Мошкова, Максименко, 1971 — Мошкова М.Г., Максименко В.Е. Отчет о работе Багаевской экспедиции в 1971 году. — М., 1971. Мыськов, 1995 —МыськовЕ.П. О некоторых типах головных уборов населения Золотой Орды // РА. - 1995. - № 2. Намазов, 1988 — Намазов Э.С «Китаб-и-дэдэм Коркут» как источник для изучения этикета огузов // Этикет у народов Передней Азии. — М., 1988. Нарты, 1957 — Нарты: Кабардинский эпос. — М., 1957. Нарты, 1974 — Нарты: Адыгский героический эпос. — М., 1974. Нарты, 1975 — Нарты: Абазинский народный эпос. — Черкесск, 1975. Нарты, 1989 — Нарты: Осетинский героический эпос. — Т. 2. — М., 1989. Нефляшева, 1989 — Нефляшева НА Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках // Культура и быт адыгов. — Майкоп, 1989. Охонько, 1994 — ОхонькоНА. Семантика изображений аланской гробницы XI в. Кяфар- ского городища // Аланская гробница XI века. — Ставрополь, 1994. Патрик, 1967—Патрик А Армянская одежда с древнейших времен до наших дней.— Ер., 1967. Петров-Водкин, 1982 — Петров-Водкин К.С. Хлыновск Пространство Эвклида. Самаркан- дия. — М., 1982. Плано Карпини, 1957— Плана Карпини, Джованни делъ. История монгалов * Рубрук, Гилъом де. Путешествие в восточные страны. — М., 1957. Плетнева, 1958 — Плетнева С А Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. - № 62. - Т. 1. - М.-Л, 1958. Плетнева, 1967 — Плетнева С А От кочевий к городам. — М., 1967. Плетнева, 1974— Плетнева С'А Половецкие каменные изваяния // САИ. — Вып. Е 4—2. — М., 1974. Плетнева, 1999 — Плетнева С А Очерки хазарской археологии. — М., 1999. Приступа, 1973 — ПриступаАА Основные сырьевые растения и их использование. — Л., 1973. Прозрителев, 1913 — Прозрителев Т.Н. Мумии балкарских могильников Терской области, Нальчикского округа // Труды Ставропольской Ученой Архивной Комиссии. — Ставрополь, 1913. — Вып. 5. Прохорова, 1992 — Прохорова ТА, ГугуевВ.К. Богатое сарматское погребение в кургане 10 Кобяковского могильника // СА. — 1992. — № 1. Равдоникас, 1972 — Равдоникас Т.Д. О некоторых типах аланской одежды Х-ХИ веков // КЭС. - Вып. V. — М., 1972. Равдоникас, 1990 — Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа. V в. до н.э. — конец XVII в.: (Античность и средневековье). — Л., 1990. Распопова, 1970 — РаспоповаВ.И. Согдийский город и кочевая степь в VII—VIII вв.// КСИА. - Вып. 22. - М., 1970. Распопова, 1980 — Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.— Л., 1980. Рикман, 1986 — РикманЭА Одежда народов Восточной Европы в раннем железном веке: Скифы, сарматы и гето-даки // Древняя одежда народов Восточной Европы. — М., 1986. Рубрук, 1957 — Плано Карпини, Джованни делъ. История монгалов * Рубрук, Гилъом де. Путешествие в восточные страны. — М., 1957. Руденко, 1951 —РуденкоС.И. Сокровища Пазырыкских курганов // По следам древних культур. — М., 1951. Руденко, I960 — Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. — М.-Л, I960. Рунич, 1963 — РуничАП. Катакомбные могильники в районе Кисловодска // СА. — 1963. — №3. Рунич, 1971 — РуничАП. Скальные захоронения в окрестностях Кисловодска//СА.— 1971.-№2. Самарина, 1999 — СамаринаЛ.В. Цвет в традиционной культуре Карачая и Балкарии: (К проблеме истоков формирования традиции) // Карачаевцы и балкарцы': Этнография. История. Археология. — М., 1999-Семенов, 1957 — СеменовЛ.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос Материалы совещания 19-20 октября 1956 года. — Орджоникидзе, 1957. Сизов, 1956 — Сизов И А. К истории льноводства в СССР. — М., 1956. Симоненко, 1992 — СимоненкоАВ. Фарзой и Инисмей — аорсы или аланы?//ВДИ. — 1992.-№3. Синская, 1969 — СинскаяЕ.Н. Историческая география культурной флоры. — Л., 1969. Слово о пол,ку Игореве — Слово о полку Игореве. Пер. ВАЖуковского. — Куйбышев, 1974. Смешко, 1979 — Смешко Т.Н. Ткани в одежде киргизов: (Вторая половина XIX —начало XX в.) // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979. Смирнов, 1951 — СмирновК.Ф. Агачкалинский могильник — памятник хазарской культуры Дагестана // КСИИМК - Вып. 38. - М., 1951. Смирнова, 1978 — СмирноваЯ.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. — М., 1978. Соболев, 1934 — Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. — М.-Л., 1934. Степи Евразии — Степи Евразии в эпоху средневековья. — М., 1981. Студенецкая, 1989 — Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. — М., 1989. 11 — 4520 Сухарева, 1979 — Сухарева О А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. - М., 1979. Сын медведя Батыр — Сын медведя Батыр //Адыгейские народные сказки. — Майкоп, 1953. Сычев, 1973 — СычевДВ. Из истории монгольского костюма. — Элиста, 1973. Сычев Л.П., Сычев ВЛ., 1975 —СычевЛ.П, СычевВ.Л. Китайский костюм: Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. — М., 1975. Тизенгаузен, 1884 — Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. - Т. I. — СПб., 1884
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |