Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 88. Наказания за нарушение установленного порядка. Глава 13



2016-09-16 340 Обсуждений (0)
Раздел 88. Наказания за нарушение установленного порядка. Глава 13 0.00 из 5.00 0 оценок




Если кто заставляет брахмана есть недозволенное, то за это следует высший вид штрафа сахаса. Если это делается в отношении кшатрия, то взимается средний вид, в отношении вайшия – низший вид и в отношении шудры –
54 пан. Те, кто сами едят неподобающее, должны быть изгнаны из страны. Если кто вторгается в чужой дом днем, то за это следует низший вид штрафа сахаса, если же ночью – средний вид. Если же кто вторгается (в чужой дом) днем или ночью с оружием, то за это следует высший вид указанного штрафа.

(Артхашастра. Книга третья. Область деятельности судей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mylektsii.ru/2-60114.html (дата обращения 05.01.2016); Артхашастра. Книга четветая. Об устранении препятствий
[на пути к общественному порядку] // Блохина И.Р., Жалменова О.П. История государства и права зарубежных стран.Ч. I. Древний мир, Средние века: Модульное пособие для студентов юридического факультета АНО. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р.Державина, 2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2048205-pall.html (дата обращения 06.01.2016)

ЦИНЬСКОЕ УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ

Древнекитайский правовой памятник. Относится ко второй половине III в. до н.э.

(Извлечения)

А совершил кражу, стоимость украденного составляет 1000 монет. Б знал о краже, но полученная им доля не составляет и 1 монеты. Какому наказанию должен быть подвергнут Б? – Такому же, что и А.

А и Б первоначально не были знакомы. А отправился, чтобы обокрасть
В, но, прибыв на место, увидел, что туда же с той же целью прибыл Б. Договорившись, они украли имущества на 400 монет каждый, после чего разошлись, унеся с собой украденное. Если бы они договорились о краже предварительно, то каждому полагалось бы наказание, соответствующее общей сумме стоимости украденного. Если же сговора не было, каждый отвечает за кражу своей доли.

Простолюдин А украл козу, на шее которой была веревка стоимостью
в 1 монету. Какому наказанию должен быть подвергнут А? – А крал козу, а веревка помимо его желания оказалась привязанной к ее шее. (Поэтому) наказание не должно превышать (того, которое полагается за кражу) козы.

А донес на Б о том, что тот украл быка. В действительности Б украл козу,
а не быка. Какое наказание полагается А? – (Он должен отвечать) за не подтвердившийся донос.

А донес на Б о том, что тот украл быка и со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б не крал быка и не ранил человека. Какое наказание полагается А? – Если он сделал это умышленно, то (должен отвечать как) за клевету; если же злого умысла не было, (он должен отвечать) за не подтвердившийся донос.

Нанесение ранения со злодейским умыслом с помощью дубинки. Что называется дубинкой? (Любой) деревянный (предмет), с помощью которого можно нанести увечье, считается дубинкой.

А ранил человека со злодейским умыслом, а чиновник вынес решение
о наказании его за нанесение ранения в драке. Должен ли понести наказание чиновник? – Он должен получить порицание.

А донес на Б о том, что тот со злодейским умыслом ранил человека. В действительности Б со злодейским умыслом убил, а не ранил. А полагается вознаграждение, чему оно должно быть равно? – Вознаграждение должно быть равно 2 лянам.

Некто донес на раба и рабыню, принадлежащих другому человеку, о том, что они украли 110 монет, и задержал их. От кого он должен получить вознаграждение – от казны или от хозяина? – Он должен получить вознаграждение от казны.

Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться
к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятака? – Нет, не должен.

Если отец украл у сына, это не рассматривается в качестве кражи.

(Циньское уложение о наказаниях // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2728394-p10.html (дата обращения 12.12.2016)

ЦИНЬСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(Извлечения)

а. Лучше всего, если при разборе дела удается установить улики и записать показания, не прибегая к мерам физического воздействия для выяснения обстоятельств преступления...

Во время допроса необходимо, прежде всего, внимательно выслушать
показания и записать их, предоставив допрашиваемому излагать суть дела
как можно более подробно. Даже если становится ясным, что [дающий показания] лжет, не следует сразу же уличать его. Только после того, как показания полностью записаны и в них обнаруживаются противоречия, следует уличить [допрашиваемого]. После этого вновь выслушивают и записывают объяснения и снова уличают его в том, что составляет противоречие [в показаниях]. Если [допрашиваемый] был полностью уличен и неоднократно давал ложные показания, но, тем не менее, отказывается признать себя виновным, к нему в соответствии с законом следует применить меры физического воздействия.
В этом случае в деле делается запись: «Поскольку имярек неоднократно менял показания и противоречил самому себе, его допросили с применением палок».

б. Заявление: «Простолюдин Б из такой-то общины сообщает: «Вечером
в моем доме лежал принадлежавший мне халат на подкладке. Двери были заперты. Я с женой спал на втором этаже. Встав сегодня поутру и открыв двери, чтобы взять халат, я обнаружил, что кто-то проделал дыру в стене дома и проник в комнату. Халата на месте не оказалось. Кто были люди, совершившие кражу, и сколько их было, мне не известно. Из остального имущества ничего
не пропало, о чем и заявляю».

Следует приказать линши имярек[14] отправиться для расследования и задержания преступников.

Докладная записка линши имярек: «Вместе с... и тюремным служкой таким-то прибыл в дом Б. Осмотрел дом Б вместе с поручителем Г. Комната расположена с восточной стороны спальни и обращена на юг. В комнате имеется дверь. Позади комнаты находится маленькая зала. В средней части стены комнаты имеется свежая дыра, через которую можно проникнуть в комнату, высотой в 2 чи 3 цуня и шириной в 2 чи 5 цуней... В комнате и снаружи ее, около дыры, есть следы коленей и рук, общим числом по шесть каждого вида. Снаружи у стены обнаружено четыре следа циньских туфель с завязками длиной
в 1 чи 2 цуня и шириной носка 4 цуня, шириной посередине 5 цуней и задника
3 цуня. По следам можно установить, что туфли были поношенными. К северу от дома проходит стена усадьбы высотой 7 чи, а к северу за стеной – переулок... За стеной усадьбы земля твердая и следов там обнаружить не удалось. Поэтому не известно, сколько было воров и в каком направлении они скрылись. В северо-восточном углу комнаты находится сундучок, плетенный из бамбука.
Он стоит в 4 чи от восточной и северной стен, высотой в 1 чи. Пострадавший показал, что халат находился в сундуке. При допросе [свидетель] В показал:
«Б сшил себе этот халат во втором месяце. На халат пошло 50 чи ткани. Подкладка была шелковая. Шелковой ваты пошло 5 цзиней и еще 5 чи цветного шелка на обшивку края и ворота халата. Кто был вор и когда совершено преступление, не знаю...» При допросе простолюдина Г из того же пятка, что и Б, тот показал: «Видел, что у Б был халат на подкладке, с обшитым краем полы
и ворота, новый. Но какая была подкладка и при каких обстоятельствах халат пропал, не знаю». На этом основании была установлена стоимость [пропавшего] халата».

(Циньское руководство по расследованию уголовных преступлений // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.А. Крашенинникова. Т. 1: Древний мир и Средние века / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. – М.: Норма, 2007 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://refdb.ru/look/2728394-p10.html (дата обращения 12.12.2016)

ЗАКОНЫ МАНУ

Законы Ману – древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), приписываемый традицией легендарному прародителю человечества – Ману. Является одной из девятнадцати дхармашастр. Составлены во II в. до н.э. – II в. н.э.

(Извлечения)

Глава VIII

1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон,3. относящиеся к восемнадцати отделам, – по отдельности, ежедневно,
посредством умозаключений, [основанных] на обычаях страны и указаниях шастр.4. Из них первое – неуплата долга, [затем] заклад, продажа чужого, соучастие в [торговом или другом] объединении неотдача данного, 5. неуплата жалованья, нарушение соглашения отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом, 6. дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража,
насилие, а также прелюбодеяние,7. дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад – эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.8. Основываясь на вечной дхарме, надо решать дела людей спорящих главным образом по этим [восемнадцати] поводам.9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями, пусть разбирает дела того [царя], сидя или стоя.11. То место, где сидят три брахмана, знающие Веду, и назначенный царем ученый брахман, называют «судом Брахмы».20. По желанию царя толкователем дхармы [может быть] брахман, живущий своим происхождением, [но неученый] или только называющий себя брахманом, [хотя его происхождение неизвестно], но шудра – никогда.21. Страна того царя, для которого шудра с его ведома выносит определение дхармы, гибнет, как корова в трясине.22. Та страна, которая населена главным образом шудрами, полная неверующими, лишенная дваждырожденных, – быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.23. Заняв место в суде, [надлежаще] одетый, сосредоточенный, почтив хранителей мира, [царь] может приступить к рассмотрению дел.24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать все дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.25. Внутреннее настроение людей надо узнавать по внешним признакам: по звукам [голоса], цвету [лица], движениям, глазам и жестам.26. По выражению лица, по движениям, походке, жестам, речи, по изменению [выражения] глаз и лица улавливается сокровенная мысль.27. Царю полагается охранять имущество ребенка – наследство и прочее, – пока он не вернется [из дома гуру] или не выйдет из малолетства.28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.29. Добродетельному царю надо наказывать как воров тех родственников, которые захватывают [их имущество] при их жизни.30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся; до истечения трех лет – может получить хозяин, после – может забрать царь.31. Тот, кто скажет: «Это мое», – должен быть проверен согласно правилу; [только] сообщив внешний вид, число и т. д., хозяин получает право на это имущество.32. Не знающий правильно место, время, цвет, форму и размер утерянного заслуживает штрафа, равного [по стоимости] тому [утерянному].33. Затем царь, помня дхарму благочестивых, может взять шестую часть найденного утерянного, десятую или даже двенадцатую.34. Утерянное, [а затем] найденное имущество следует оставить на попечение [особых] слуг; кого он при этом обличит как воров, тех надо приказать лишить жизни посредством слона.35. Если какой-нибудь человек правильно скажет о [найденном] кладе: «Это мое», – царь может взять у него шестую или двенадцатую часть.36. Но говорящий неправду заслуживает штрафа [в размере] восьмой части его имущества, или – с учетом того [найденного] клада – на меньшую часть.37. Ученый же брахман, найдя [скрытое] ранее сокровище, может взять его даже полностью, так как он властитель всего.38. Но если царь найдет какое-либо старинное сокровище, скрытое в земле, то он, отдав половину дваждырожденным, может половину поместить в сокровищницу.39. Царь получает половину старинных кладов и руд, [найденных] в земле, вследствие охраны [страны] и так как он властитель земли.40. Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает [на себя] вину вора.43. Пусть ни сам царь, ни его слуга не побуждают [других] начинать тяжбу и не прекращает ни в коем случае иска, предъявленного другим.44. Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования.45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска], себя самого, свидетеля, место, время и обстоятельства. 46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее [обычаям] страны, семей и каст, надо устанавливать [в качестве закона]. 47. По ходатайству кредитора о возвращении ценности, [данной] должнику, надо доказанную ценность заставить передать от должника кредитору.48. Какими средствами кредитор может получить свое имущество, теми средствами, принуждая, пусть [царь] заставляет должника уплатить. 49. Дхармой, судебным преследованием, хитростью, принуждением и пятым – силой можно добиваться получения данного [взаймы] имущества. 50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника свое имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро.51. Отрицающего, [что он брал в долг] имущество, но уличенного, надо заставить отдать имущество кредитора и небольшую часть в виде штрафа в соответствии с возможностями [должника]. 52. При запирательстве должника, которому в суде сказано: «Отдай», – истцу полагается указать место или привести [иное] доказательство.53. [Истец], который указывает неправильное место, а указав, отпирается, кто не замечает противоречивого значения более ранних и более поздних [своих показаний].54. Кто, объявив доказательство, увиливает, [кто], спрошенный о деле, [ранее] должным образом изложенном, не придерживается твердо [прежних показаний], 55. кто разговаривает со свидетелями в месте, где нельзя разговаривать, кто не желает [отвечать] на поставленный вопрос и удаляется,56. [кто], спрошенный: «Говори», – не говорит, [ранее] сказанное, не подтверждает и не знает предшествующее и последующее, тот лишается имущества, [на которое претендует].57. Если сказав: «У меня имеются свидетели», – и спрошенный: «Укажи», – не указывает, судья по этим причинам объявляет его лишенным [права
на иск].58. Если истец не говорит, он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если [ответчик] в течение полутора месяцев не оправдается, он проигрывает дело.59. Тот, кто лживо отвергает какой-либо иск или какой-нибудь [лживо] подтверждает, oбa они, поступающие вопреки дхарме, должны быть царем принуждены уплатить двойной [по сравнению с суммой иска] штраф.60. [Ответчик], приведенный истцом, будучи спрошен, и отрицающий [справедливость иска], должен быть изобличен по крайней мере тремя свидетелями в присутствии брахмана, назначенного царем.61. [Теперь] я расскажу про свидетелей, которые должны быть представляемы кредиторами при судебных разбирательствах, а также о том, как ими должна говориться правда.62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшьи
и шудры, вызванные истцом, достойны давать показания, а не всякий, – кроме крайних обстоятельств.63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.64. Не должны допускаться [в свидетели] ни заинтересованные в иске,
ни родственники, ни соучастник, ни враги, ни [ранее] изобличенные, ни пораженные болезнями, ни опороченные. 65. Не может быть допущен в качестве свидетеля ни царь, ни ремесленник, ни актер, ни знаток Веды, ни изучающий Веду, ни отрекшийся от мирских уз,66. ни раб, ни осуждаемый людьми, ни дасью, ни предающийся недозволенным занятиям, ни старец, ни дитя, ни низкорожденный, ни лишенный какого-либо органа чувств,67. ни бедствующий, ни пьяный, ни безумный, ни мучимый голодом и жаждой, ни изнуренный усталостью, ни мучимый любовью, ни гневающийся,
ни вор.68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – такие же дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные.69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся [при событии] во внутреннем покое, в лесу,
а также при опасности для жизни.70. При отсутствии [надлежащих свидетелей, показание] должно быть дано ребенком, стариком, учеником или даже родственником, рабом или слугой.71. Но показание детей, стариков, больных, говорящих при допросе неверно, следует считать ненадежным, так же как [людей] со смятенным рассудком.72. Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом не надо проверять свидетелей [слишком тщательно].73. При разногласиях [в показаниях] свидетелей царю следует предпочесть [мнение] большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными – брахманов.74. Свидетельское показание, [основанное на] виденном своими глазами или слышанном, – считается важным; при этом свидетель, говорящий истину, не лишается дхармы и имущества.75. Свидетель, в благородном суде говорящий другое, чем видел и слышал, после смерти низвергается в преисподнюю и лишается неба.76. Даже если [кто-то], не привлеченный [как свидетель], увидит или услышит что-либо, то, будучи спрошен, пусть говорит так, как видел, как слышал.77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие [многие мужчины], не отягощенные пороками, но не женщины, [хотя бы и] честные, даже если их много, – вследствие непостоянства женского ума.78. Что [свидетели] говорят естественно, то должно быть принято к судопроизводству; поэтому то, что они говорят иначе, в соответствии с дхармой непригодно.102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также
к [брахманам] – ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам. 103. Человек, из благочестивого побуждения говорящий при разборе дела иначе, чем он знает, не лишается неба и мира; такую речь называют божественной.104. Если вследствие правдивого показания может быть [причинена] смерть шудре, вайшье, кшатрию или брахману, должно говорить неправду, ибо такая [неправда] предпочитается истине. 107. Человек, который, не будучи больным, в течение трех полумесяцев
не дает показания относительно долга и тому подобного, пусть ответит за этот долг и [уплатит] десятую часть всего.108. Свидетель, давший показание, у которого в течение семи дней случится болезнь, пожар или смерть родственника, должен быть принужден уплатить долг и штраф.109. При отсутствии свидетелей в тяжбах между двумя спорящими сторонами [судья], не знающий точно истину, может заставить открыть [ее] даже клятвой.111. Умному человеку не следует давать клятву ложно, ибо дающий ложную клятву погибает после смерти и здесь.112. Нет преступления, вызывающего потерю касты, при [ложной] клятве
в случаях, касающихся женщин, браков, корма для коров, топлива [для жертвоприношения] и оказания помощи брахману.113. Надо заставить клясться брахмана [своей] правдивостью, кшатрия – колесницами и оружием, вайшью – коровами, зерном и золотом, шудру – всеми тяжкими преступлениями.114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности. 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и [с кем] вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.117. В каком бы споре ни было сделано ложное показание, надо решение отменить, а исполненное считать неисполненным.118. Показание, [данное] из жадности, по глупости, из страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считается неверным.119. Виды наказания для того, кто дает ложное показание по одной из этих причин, я изложу в должном порядке.120. [Тот, кто лжесвидетельствовал] из жадности, должен быть оштрафован тысячью [пан], из глупости – низшим штрафом, из страха – двойным средним штрафом, из дружбы – учетверенным низшим,121. из любви – удесятеренным низшим, из гнева – двойным высшим,
из невежества – двумя полными сотнями [пан] и из беспечности – сотней.123. Виновных в лжесвидетельстве членов трех варн справедливому царю надо, оштрафовав, изгнать, брахмана – только изгнать.124. Ману, происшедший от Самосущего, назвал десять объектов наказания, но брахман может удалиться невредимым. 125. [Эти объекты]: орган деторождения, чрево, язык, обе руки и пятое – обе ноги, [а также] глаз, нос, оба уха, имущество и туловище.126. Узнав причину, а также место и время по правде, и рассмотрев состояние [виновного] и [суть] преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны.129. Сначала следует сделать замечание, после него – выговор, третьим [идет] штраф, [и только] после этого высшее – телесное наказание.130. Но если он не может удержать их даже телесным наказанием, тогда следует применить к ним все это – четыре [вида наказаний] вместе.138. Двести пятьдесят пан считаются первым штрафом, пять[сот] должно считать средним, тысяча – высшим.139. Если [в суде] признано, что долг следует вернуть, [должник] обязан [уплатить в виде штрафа] пять со ста; если он отрицает [и его обличат], – вдвое: таково предписание Ману.140. Ростовщик может получать процент, увеличивающий богатство, установленный Васиштхой – брать восьмидесятую часть со ста в месяц.141. Или, помня дхарму добродетельных людей, может брать два со ста
[в месяц], ибо берущий два со ста не делается грешником ради выгоды.142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн. 143. Но если залог приносит прибыль, не полагается получать процента
за ссуду; отдача и продажа [такого] залога не может иметь место, [даже при] хранении в течение длительного времени.144. Залог нельзя использовать против воли [должника]; использующий [его так] – теряет процент или обязан удовлетворить [должника уплатой] стоимости; иначе он будет [считаться] похитителем залога.145. Ни залог, ни вклад не теряются с течением времени; они оба подлежат возвращению, хотя бы долго оставались [у принявшего на хранение].146. [Предметы], используемые с согласия [должника] – корова, верблюд, верховая лошадь и [животное], приученное к работе, – никогда не пропадают для него.147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другими в течение десяти лет, он не имеет права получить это [обратно].148. Если [собственность] того, [кто] не слабоумен и совершеннолетен, использовалась с [его] ведома, она согласно обычаю потеряна для него; пользователь имеет право на это имущество. 149. Залог, граница земли, имущество детей, вклад, открытый или запечатанный, женщины, собственность царя и имущество знатока Веды не потеряны вследствие пользования [другими].150. Кто, неразумный, использует залог без разрешения хозяина, тот как вознаграждение за его использование должен уступить половинный процент.151. Процент по денежной ссуде, [и долг], внесенные вместе, не [могут] превышать удвоенной [суммы долга]: для зерна, плодов, шерсти и вьючных животных – не [могут] превышать упятеренной.152. Добавочный [процент] к установленному обычаем, противоречащий [закону], не действителен; это объявили ростовщичеством; [заимодавец] имеет право на пять со ста. 153. Не полагается брать процент ни более года, ни неодобренного,
ни сложного процента, ни периодического процента, ни установленного, ни телесного. 154. Кто, не будучи в состоянии уплатить долг [в условленный срок], желает опять заключить сделку, тот, уплатив долговой процент, может возобновить договор.155. Если [должник] возобновляет [договор], не уплатив деньги, он должен дать столько, сколько составляет [возросший] процент.156. Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке [доставки] и нарушивший [условия относительно] места
и срока не получает вознаграждения.157. Какую цену установят знающие морские путешествия и понимающие толк в месте, сроке и товаре, та в этом случае [и считается законной] при оплате.158. Человеку, который поручился здесь за явку [в суд] кого-либо
и не обеспечил его явки, полагается возместить долг из своего добра.159. [Долг отца] из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения,
из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины сын платить
не обязан.160. Это только что упомянутое правило применяется к поручительству при явке [в суд]; если гарантировавший уплату умер, надо заставить уплатить даже наследников.161. На каком основании кредитор может потом требовать после смерти [поручителя у наследника] долг поручившегося, – [но] без [условия] уплаты [долга], – дела которого хорошо известны? 162. Если поручитель получал деньги с того, за кого он поручился, достаточные для уплаты, то пусть уплатит [наследник поручителя], получивший их: таково правило.163. Договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим [от болезни и т.д.], рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, – недействителен. 164. Соглашение, даже будучи подкрепленным [письменными документами, дачей залога и т. д.], не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие [его] – все, где виден обман, надо отменить.166. Если должник умер, а расход произведен для его семьи, [долг] должен быть уплачен родственниками, даже разделившимися, из [принадлежащей им] собственности. 167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему [в доме], – живущему в своей стране или вне ее, – не полагается отказываться от него.168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению – все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося [уплаты долга] по произволу, должен быть принужден царем уплатить четвертую часть [долга в качестве штрафа] и сумму долга тому [кредитору).177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное [долгу] даже работой, [если он] равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.178. Согласно этому правилу царю надо справедливо решать дела людей, спорящих между собой, доказанные свидетелями и [прочими] данными.179. Разумному следует вручать вклад [человеку] родовитому, хорошего поведения, знающему дхарму, правдивому, имеющему много родственников, богатому, почтенному.180. В каком виде человек вручает какую-либо вещь в руки другого,
в том же виде она должна быть получена [обратно собственником]; как вручено, так [должно быть и] возвращено. 181. Кто не возвращает вкладчику вклад по его просьбе, должен быть допрошен судьей в отсутствие вкладчика.182. При отсутствии свидетелей [надо проверить ответчика] при посредстве шпионов соответствующего возраста и наружности, действительно поместив у него золото [под тем или иным] предлогом.183. Если он возвращает обратно [вклад] в том виде в каком был вручен, тогда не подтверждается ничто из того в чем он обвинялся врагами.184. Но если он не возвращает им то золото, как полагается, тогда он должен быть силой принужден возвратить оба [вклада]: таково правило дхармы.185. Открытый или запечатанный вклад не должен быть возвращаем близкому родственнику [вкладчика при жизни последнего], ибо, если [этот получатель вклада] умрет, [не возвратив его собственнику], оба [вклада] пропадают, но если не умрет – не пропадают.186. Кто сам возвращает вклад родственнику умершего [вкладчика], тот не должен преследоваться [по суду] ни царем, ни родственниками вкладчика.187. [В сомнительных случаях] надо стараться получить этот предмет без хитрости, дружественно или, справившись относительно поведения [принесшего вклад], следует уладить дело соглашением.188. Это правило касается урегулирования всех [дел] с от крытыми вкладами; при запечатанном вкладе [принявшего вклад] не следует подвергать
[порицанию], если он ничего не взял из него.189. Если [вклад] украден ворами, унесен водой или сожжен огнем, [принявший вклад] может ничего не возвращать, если он из [вклада] ничего не взял.190. Присваивающего вклад и [требующего его, но на самом деле]
не внесшего, надо проверять всеми способами, а также ведийскими клятвами.191. Тот, кто не возвращает вклад, и тот, кто требует [его], не вручив, – оба они должны быть наказаны, как воры, и принуждены заплатить штраф, равный [стоимости предмета, удержанного или потребованного].192. Царю полагается заставить уплатить штраф, равный [вкладу, как] присваивающего открытый вклад, так, равным образом, и присваивающегозапечатанный вклад.193. Тот, кто обманом присваивает имущество другого, должен быть публично наказан разными [видами] телесного наказания вместе с соучастниками.194. Каким вклад был дан кем-либо в присутствии свидетелей, таким он
и должен оказаться [при возвращении]; лгущий подлежит штрафу.195. Если [что-либо] дано наедине или получено наедине, наедине же должно быть возвращено: как вручено, так [должно быть и] возвращено.196. Царю следует принимать решение относительно имущества, заложенного или данного [в пользование], милостиво, не причиняя ущерба принявшему заклад.197. Кто продает собственность другого, не будучи собственником
и без согласия собственника, того вора, [даже] мнящего себя не вором, не следует допускать к даче свидетельских показаний.198. Если [он – родственник, то он должен быть оштрафован на шестьсот [пан]; [если] не родственник [и] не может представить оправданий, то он навлекает на себя вину воровства.199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.200. Где пользование очевидно, но не видно права на владение, там право на владение [должно быть] доказательством [собственности] – не пользование: таково правило.201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.202. Если подлинный [продавец] не может быть представлен, [покупатель], будучи оправдан публичной продажей, отпускается царем без наказания,
[а прежний собственник], лишившийся вещи, получает [ее].203. Не должно продавать [товара], смешанного с другим, ни плохого качества, ни недостаточного [по весу], ни не имеющегося в наличии, ни скрытого.204. Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману.205. Кто выдает [девушку замуж], предварительно объявив её недостатки, будет ли она безумной, прокаженной или потерявшей девственность, тот
не подлежит наказанию.206. Если [один из] жрецов, избранных для жертвоприношения, оставляет свое служение [по болезни и т.д.], ему должна быть дана другими доля [вознаграждения], соответствующая [сделанной им] работе.207. Оставляющий свое служение, когда жертвенные дары [уже] розданы, пусть получает всю долю, а заканчивает служение, выставив заместителя.208. Но если [особое] вознаграждение установлено за разные части обряда, следует ли именно тому, [кто] исполняет каждую [часть], получать их или полагается пользоваться всем?209. Адхварью пусть получает колесницу, брахмадхана – лошадь, хотар – также лошадь, удгатар – повозку, [используемую] для покупки [сомы].210. Главные жрецы среди всех, имеющие право на половину, [получают] половину, следующие [четыре] – половину этого, имеющие право на третью часть – треть, имеющие право на четвертую часть – четверть.211. В соответствие с этим правилом должно производиться распределение доли в этом мире людьми, исполняющими свои работы совместно.212. Если кем-нибудь деньги были даны для [исполнения] дхармы кому-нибудь, просившему их, а потом они использованы не по назначению, дарение не считается таковым.213. Но если [получатель] вследствие гордости или жадности отказывается возвратить их, он должен быть принужден Царем уплатить суварну как искупление за это воровство.214. Таким образом, о невозвращении данного изложено полностью согласно дхарме; теперь я расскажу о неуплате жалованья.215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал,
и его жалованье не должно быть уплачено ему.216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет [работу], как ранее было условлено, он может получить жалованье даже [по прошествии] очень долгого времени.217. Больной он или здоровый, [но] если условленную работу он не сделал, жалованье ему не должно выдаваться, даже за работу [только] немного незаконченную.218. Таким образом, дхарма относительно неуплаты жалованья за [невыполненную] работу изложена полностью; теперь я изложу дхарму относительно нарушителей договора.219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, с деревней или округом, нарушает [его] из жадности, царю следует
изгнать из страны.220. Схватив нарушителя соглашения, надо заставить его уплатить шесть нишка, четыре суварны и серебряную щатаману. 221. Справедливому царю следует применять это [вышеупомянутое] правило о наказаниях к нарушающим соглашение с деревнями и родовыми общинами.222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжение десяти дней.223. Но по прошествии десяти дней он не может ни отдать, ни потребовать вернуть; получающий и отдающий должны быть оштрафованы царем на шестьсот [пан].224. Кто выдает девушку, имеющую недостатки, не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан.225. Но тот человек, который по злобе скажет про девушку: «Она не девушка, и не докажет ее вины, подлежит штрафу в сто пан.226. Брачные мантры установлены только для девушек, но нигде среди людей для недевушек, так как они лишены законных обрядов.227. Брачные мантры – определяющее свидетельство замужества, но действенность их признается [только] после седьмого шага.228. Если у кого-либо в этом мире остается сожаление по поводу какой-либо совершенной сделки, царю следует удерживать его на законном пути согласно вышеизложенному правилу.229. [Теперь] я изложу, как должно, в соответствии с дхармой [правила решения] спора между хозяевами и пастухами при пренебрежительном отношении к скоту.230. Днем ответственность за сохранность [скота лежит] на пастухе, ночью – на хозяине, [если скот находится] в его доме; если иначе, – ответственность [полностью] лежит на пастухе.231. Пастух, получающий вознаграждение в виде молока, может с разрешения хозяина доить одну лучшую [корову] из десяти для своего прокормления; таково пусть будет жалованье пастуха при отсутствии другого вознаграждения.232. [Животное] вследствие отсутствия заботы со стороны пастуха, утерянное, пораженное червями, загрызенное собаками, умершее в яме [при падении], полагается возмещать именно пастухам.233. Пастух не обязан возмещать уведенное ворами, если он поднимал тревогу, и если он объявит своему хозяину время и место.234. Если животные пали, ему полагается представить хозяину уши, шкуры, хвосты, мочевые пузыри, сухожилия, желчь и показать его отличительные знаки.235. Если козы и овцы окружены волками, но пастух не идет [к ним на помощь], и волк, напав, умертвит какую-нибудь, вина за это [ложится] на пастуха.236. Но если кого-нибудь из этих [овец и коз], пасущихся стадом в лесу, волк, неожиданно бросившись, умертвит, то в этом случае пастух не виноват.237. Со всех сторон деревни надо иметь пространство общей земли в сто дханус, или в три броска палки, у города – втрое больше.238. Если скотина потравит здесь неогороженный хлеб, царь в этом случае пусть не наказывает пастухов.239. [Владельцу поля] надо устроить здесь изгородь, через которую не мог бы смотреть верблюд, и заделать всякое отверстие, через которое собака или свинья могли бы просунуть голову.240. [Если скот], сопровождаемый пастухом, [причиняет вред] на огороженном поле, [расположенном] около дороги или же вблизи селения, [пастух] должен быть оштрафован; скот, не сопровождаемый пастухом, пусть отгоняет [владелец участка].241. [При потраве] на других полях [за каждую голову] скота должно заплатить штраф в одну пану с четвертью; [стоимость испорченного] урожая должна быть возмещена владельцу поля во всех случаях: таково установленное правило.242. Ману объявил, что не должно платить штраф за [убыток, причинен


2016-09-16 340 Обсуждений (0)
Раздел 88. Наказания за нарушение установленного порядка. Глава 13 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 88. Наказания за нарушение установленного порядка. Глава 13

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)