Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. По уровням организации живого



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
II. По уровням организации живого 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Введение. Организация жизни на Земле. Место человека в природе. Биологические предпосылки его жизнедеятельности.

Краткое содержание

Предмет биологии. Биология как наука о живой природе планеты, об общих закономерностях жизненных явлений и механизмах жизнедеятельности и развития живых организмов. История и современный этап развития биологии. Биологические науки, их задачи, объекты и уровни познания. Связь биологии с другими естественными науками. Генетика, паразитология и хронобиология как общебиологические дисциплины. Исторический метод и системный подход - основа познания общих законов природы.

Человек - центральный объект современной биологии. Биосоциальная природа человека как отражение эволюционно обусловленной иерархии живой природы. Человек - единство уникального и универсального. Значение биологического наследия человека в современных условиях жизни. Значение биологии как фундаментальной науки в понимании единства человечества и биосферы Земли. Возрастающая роль познания биологических механизмов жизнедеятельности человека в связи с научно-техническим прогрессом, успехами биологических наук, ростом технической вооруженности медицины. Задачи биологии человека как базисной дисциплины в системе естественнонаучной и профессиональной подготовки врача. Медико-биологические аспекты экологических проблем человека. Значение генетического и экологического подходов к изучению развития и жизнедеятельности человека в формировании науки о здоровье и развитии профилактической медицины.

Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Второй закон термодинамики в приложении к открытым системам (И.Пригожин). Понятие энтропии и негэнтропии. Системность и организованность живой природы Земли. Дискретность и целостность. Живые существа - дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Фундаментальные свойства живых систем (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение) и атрибуты жизни: обмен веществ, энергии, раздражимость, гомеостаз, размножение, наследственность и изменчивость. Уровни организации живого (биологических систем). Проявления фундаментальных свойств живого на основных эволюционно обусловленных уровнях организации: молекулярно-генети-ческий, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Закономерности и механизмы жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации для медицины.

 

План

Предмет и методы биологии. Межпредметные связи.

Уровни организации живой материи

Основные свойства живых систем

Основные биологические методы

Значение биологии

Основы цитологии. История изучения клетки. Клеточная теория.

Основные положения клеточной теории Шванна

Основные положения современной клеточной теории

Предмет и методы биологии.

Биология (от греческого bios – жизнь, logos – учение, наука) – комплекс наук о жизни, её формах и закономерностях развития.

Термин введён в 1802 году французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком.

Предметом изучения биологии является многообразие вымерших и ныне населяющих землю живых существ, их строение, функции, происхождение, индивидуальное развитие, эволюцию, распространение на земле и взаимоотношение друг с другом. Дисциплины науки, которые являются биологическими можно классифицировать в зависимости от определённых подходов:

I. По объектам изучения

-вирусология

-микробиология

-ботаника

-зоология

-антропология

В каждой из перечисленных наук можно выделить частные

-микология (наука о грибах)

-альгология (наука о водорослях)

-бриология (наука о мхах)

-дендрология (наука о деревьях и кустарниках)

-энтомология (наука о насекомых)

-орнитология (наука о птицах)

-гепертология (наука о земноводных и пресмыкающихся)

-гельминтология (наука о паразитических червях)

И т.д.

Каждая из пяти названных наук делится так же на:

-морфология (наука о внешнем строении)

-анатомия (наука о внутреннем строении)

-физиология (наука о функциях)

-генетику (наука о наследственности и изменчивости)

-эволюцию (историческое развитие)

И т.д.

II. По уровням организации живого

-Молекулярная биология (молекулы и атомы)

-Цитология (наука о клетке)

-Гистология (наука о тканях)

-Анатомия (наука о внутреннем строении организма)

-Популяционная генетика и эволюция

-Биогеоценология (наука о сообществах живых организмов)

III. Науки о развитии живой материи:

-Эмбриология (наука о предзародышевом развитии, оплодотворении, зародышевом и личиночном развитии организма)

-Теория эволюции и эволюционное учение (комплекс знаний об историческом развитии живой природы)

IV. Науки о коллективной жизни:

-Этология (наука о поведении)

-Экология (наука об отношениях различных организмов между чобой и окружающей средой)

-Биогеография (наука о географическом распространении организмов)

V. По фактору времени:

-Палеонтология (наука о жизни в прошлые геологические времена (эпохи))

-Неотология (развитие жизни в настоящее время)

VI. По методам исследований:

-Биохимия (изучает химическое строение веществ и химические реакции организма)

-Биофизика (изучает физические процессы организма)

-Биометрия (математическая обработка биологических данных)



2016-09-17 519 Обсуждений (0)
II. По уровням организации живого 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. По уровням организации живого

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)