Факторы влияния на организацию –это движущие силы, которые влияют на производственно-хозяйственную деятельность организации и обеспечивают определенный уровень полученных результатов.
Факторы определяют любые процессы, которые происходят в организации, их можно классифицировать за двумя признаками:
· уровень влияния (макроуровень, микроуровень);
· среда влияния (внутреннее, внешнее).
По уровню влияния выделяют:
· микроэкономические факторы(целые, структура, задача, технология, работники, ресурсы, партии, поставщики, потребителе, конкуренты и т.п.), которые осуществляют влияние на уровне предприятий;
· макроэкономические факторы(законодательные акты, государственные органы власти, система экономических отношений в государстве, состояние экономики, международные события, международное окружение, научно-технический прогресс, политические обстоятельства, социально-культурные обстоятельства, особенности международных экономических отношений), которые осуществляют влияние на уровне областей и государства.
По признаку среды влияния выделяют:
· факторы внутреннего среды организации (формируют организацию из середины);
· факторы внешнего среды организации (связанные с рассмотрением организации как открытой системы).
В зависимости от того, как на предприятии осуществляется производственно-хозяйственная деятельность, факторы внутреннего и внешнего среды могут совершать как положительное, так и негативное влияние.
Внутренняя среда организации определяется внутренними факторами, то есть ситуационными движущими силами внутри организации. Основными факторами внутреннего среды в любой организации есть цели, структура, задача, технология, работники и ресурсы, табл. 1.1.
Факторы внешнего среды целесообразно разделять на две группы:
· прямого действия, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации и зависят от этой деятельности);
· косвенного действия, которые влияют не непосредственно, а через определенные механизмы и взаимоотношения).
Характеристика факторов внешнего среды прямой действия приведена в табл. 1.2, где представлено и примеры влияния факторов на организацию и обратного влияния организации на факторы.
Таблица 1.1
Характеристика факторов внутренней среды организации
Факторы
| Содержание факторов внутренней
среды организации
|
|
|
Цели
| Конкретное конечное состояние (ожидаемый результат) деятельности организации. Различаются по продолжительности и содержанию.
|
Структура
| Взаимоотношения уровней управления и видов работ, которые выполняют службы или подразделы, планирование производственных и административных помещений и т.п.
|
Задача
| Виды работ, которые необходимо выполнить определенным образом и в обусловленный срок. Это работа с предметами работы, орудиями работы, информацией, людьми и т.п.
|
Технология
| Джоан Вудворд разделила технологии на три группы: 1) технологии мелкосерийного и индивидуального (единичного) производства; 2) технологии массового или многосерийного производства; 3) технологии беспрерывного производства.
Согласно подходу Д. Томпсона можно выделить: 1) многозвенные технологии; 2) посреднические технологии; 3) интенсивные технологии. В Украине существуют индивидуальные, серийные, массовые технологии.
|
Работники
| Определяется способностями, квалификацией, одаренностью, образованием, нуждами, восприятием корпоративного духа, знаниями, поведением, отношением к работе, наличием качеств лидера.
|
Ресурсы
| Основные ресурсами для обеспечения производственной деятельности: материальные (сырье, материалы); финансовые (собственные средства, кредиты); информационные (результаты маркетинговых исследований) .
|
Таблица 1.2
Характеристика факторов внешнего среды организации прямой действия
Факторы
| Характеристика факторов
|
Влияние факторов на организацию
| Влияние организации на факторы
|
|
|
|
Потребители
| Любая организация в рыночных условиях ориентируется на обеспечение потребностей потребителей.
| Организация может влиять на формирование спроса и вкусов потребителей.
|
Поставщики
| Поставщики обеспечивают организацию необходимыми входными ресурсами.
| Организация выбирает поставщиков и может предъявлять требования к ним.
|
Конкуренты
| Поощряют организацию постоянно совершенствовать свою деятельность для роста уровня конкурентоспособности.
| Улучшение параметров продукции позволяет существенным образом влиять на своих конкурентов.
|
Гос. органы власти
| Это Верховная Рада Украины, Администрация Президента Украины, КМ Украины, Нац. банк Украины, Гос. налоговая администрация, Таможенная служба.
| Организации могут вносить определенные предложения гос. органам власти, подавать жалобы и т.п.
|
Инфраструктура
| Содержит финансовые учреждения, транспортные соединения, связь и т.п. Влияет на скорость и качество расчетов, перевозок, получение информации.
| Организация может быть задействована в развитии инфраструктуры региона, подавать предложения по ее усовершенствования и т.п.
|
Законодательные
акты
| Любая организация в Украине функционирует на началах базовых законодательных актов.
| Организации могут предлагать изменения в законодательные акты.
|
Профсоюзы, партии и другие
общественные организации
| Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства.
| Организация может отвергать условия профсоюзов, не принимать отдельные требования.
|
Характерные особенности факторов внешней среды косвенного влияния дано в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Характеристика факторов внешней среды организации косвенного влияния
Факторы косвенного действия
| Характеристика факторов внешней среды косвенного влияния
| Примеры влияния факторов внешнего среды косвенного влияния
|
|
|
|
Международные события
| Политические события происходящие в мире
| Разные виды ограничений, запрета, эмбарго и т.п.
|
Международное окружение
| Характеризует экономическое, политическое, социальное положение стран, с контрагентами которых сотрудничает предприятие
| Если одна из соседних государств применила экономические санкции к нашей стране, то в ответ она может также ввести определенные экономические ограничения.
|
Научно-технический прогресс (НТП)
| Это процесс развития науки и техники, который предопределяет глубокие превращения во всех слоях общества.
| Предприятием внедряется новая современная технологическая линия и оно становится серьезным конкурентом для всех организаций, которые работают на рынке.
|
Политические обстоятельства
| Обстоятельства, которые сложились в формировании государственного устройства.
| Накануне парламентских выборов политики принимают благоприятные для предприятий законы.
|
Социально-культурные обстоятельства
| Отображают уровень культуры в стране, доходы на душу населения, социальную стабильность.
| Уровень культуры и доходов населения будет содействовать формированию качества рабочей силы.
|
Состояние экономики
| Совокупность условий страны, курс валют, уровень инфляции ставки банковского процента.
| Если условия становятся плохими, то компании могут добиваться улучшения ситуации.
|