Развитие науки об управлении людьми в процессе производства
Изучение литературных источников дало возможность выделить шесть основных этапов развития менеджмента: Этап развития науки об управлении людьми в процессе производства, базировался на повышении эффективности деятельности организации на началах усовершенствования производственных процессов и операций. На этом этапе менеджеров более всего волновали технические подходы, которые касаются не только машин, станков, оборудование, всех видов технологий, но и управленческих знаний, организационных структур, методов производственного планирования, образов расположения рабочих мест, приемов и привычек работы, уровня квалификации и подготовки рабочей силы. Этот этап характеризуется развитием школы научного управления, классической (административной) школы управления, «фордизма» и др. Школа научного управления (1855–1920) –связанная с роботами Фредерика Тейлора, Френка и Лиілиан Гилбрет, Генри Ганта. Они осуществляли исследование на уровне организации, фактически создали и обосновали производственный менеджмент, занимались наблюдениями, замерами и анализом операций ручной работы, стимулированием трудовой активности, нормированием работы и т.п. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915),начав работать учеником в механической мастерской, прошел все должностные ступеньки от молодого служащего к главному инженеру большого металлургического завода. Вместе с тем занимался научной деятельностью. Исследование Тейлора из проблем научной организации производства стали фактически первой попыткой создать науку управления. Его работы начали развитие менеджмента в США, а потом и в других странах. Основное внимание сосредоточивал на изучении и с помощью наблюдения и хронометража движений рабочих, разработке рекомендаций относительно ликвидации непроизводительных расходов людской энергии и повышение эффективности работы. В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.) и «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) Ф.Тейлор разработал ряд методов научной организации работы, которые базировались на началах хронометража, стандартизации приемов и орудий работы. Тейлор выделил принципы научного управления: измерение работы, разделение труда, мотивация, индивидуальный и производственный процесс, составление программ стимулирования, роль профсоюзов, развитие управленческого мышления, правила и стандарты менеджмента, составление задач-инструкций, роль менеджмента, игнорирование профсоюзов. Ключевые идеи научного управления: научные методы анализа работы для определения лучших (рациональных) путей изготовления продукции; акцент на задачах отбору, обучение рабочим; зарождение кооперации между рабочими и менеджерами. Главная заслуга Ф. Тейлора заключается в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования работы, стандартизировал трудовые операции, ввел научные подходы подбора, расстановка и стимулирование работников. Генри Гант (1861-1919) – последователь и ученик Ф.У. Тейлора. Г. Гонт запатентовал десятки технологически- конструкторских изобретений, занимался организацией работы рабочих и управленцев, акцентировал внимание на общности интересов, сотрудничестве руководителей и подчиненных, научном отборе кадров, прогрессивных прудах, инструкций для рабочих. Считал одной из основных функций руководителей – обучение подчиненным, вследствие чего у работников должны формироваться т.н. «привычки производства»: трудолюбие, кооперация, четкость, максимальное использование работником своих способностей, постоянное стремление повышать квалификацию. Френк Гилбрет (1868-1924) и Лилиан Гилбрет (1878-1972) – супруги, работы которых относительно улучшения изучения движений рабочих заложили фундамент для современного разработки стандартов работы, а также принципов стимулирования работы с помощью заработной платы. Они разработали и использовали для исследования операций рабочих большое многообразие устройств и механизмов. Первыми применили фотоаппарат и кинокамеру, изобрели микрохронометр – часы с секундной стрелкой, способен зафиксировать время с точностью до 1/2000 минуты. Дж.Гилбрети широко использовали для записей трудового процесса графики и диаграммы, развили систему «белых карточек» для персонала, которая формировала базу для системы оценивания достижений, большое значение предоставляли написанию инструкций для противодействия безалаберщины и недоразумением. Начали исследование утомленности работников и ее влияния на здоровье и производительность. Целью их исследований было полная реализация потенциала человека, развитие методов работы, усовершенствование инструментов, создание здоровой психологической атмосферы в коллективе. Не менее яркими представителями школы научного управления есть Чарльз Беббидж, Даниэль Маккалум, Гаррисон Эмерсон, Александр Богданов и прочие. Чарльз Беббидж (1792-1871) – представитель школы научного управления, который родился в семье зажиточного банкира, отличался феноменальным интеллектом и изобретательностью. Первый в мире изобрел «аналитическую машину» – предшественник цифровой вычислительной машины, которая работала на перфорированных картах. Гаринхтон Эмерсон (1853-1931) – известный американский инженер, рационализатор. Образование получил в Баварском политехническом университете в городе Мюнхене. Основные положения научных разработок Г. Эмерсона изложенные в его книге «Двенадцать принципов производительности» ( 1912 г.). К основным принципам производительности работы относил: четко определенные цели, здравый смысл, использование консультаций, жесткую дисциплину, справедливость во всех сферах, систематический учет, планирование и определение путей выполнения работ, нормы и графики выполнения работы, стандартизацию условий работы, нормирование операций, письменные Инструкции, вознаграждения за эффективность работы. Александр Богданов (Малиновский) (1873-1928) – российский экономист, философ, политический деятель, ученый-природовед. Закончил медицинский факультет Харьковского университета. Погиб вследствие проведенного на себе медицинского эксперимента. Один из основателей тектологии – науки об общих законах организации. Основные идеи относительно создания этой науки изложил в работе «Общая организационная наука». Отдельные положения тектологии (принцип обратной связи, моделирование и прочие) активно использовались в дальнейшем в других науках, в частности – в кибернетике. Является автором таких работ: «Короткий курс экономической науки», «Начальный курс политической экономии в вопросах». Школа «фордизма» (1899–1945).ее основатель Генри Форд Классическая (административная) школа управления (1920-1950)начатая Анри Файолем,которого часто называют отцом менеджмента. Занималась изучением роли и функций менеджеров. Анри Файоль (1841-1925) – французский инженер и научный работник. После истечения в 1860 г. горной школы начал работать в большом металлургической компании «Комаболь». В центре этой системы – административная доктрина, которая определяла суть административных функций, их назначение, принципы административного управления. Основные теоретические выводы А. Файоля относительно проблем усовершенствования управления изложены в его работах «Общее и промышленное управления», «Научная организация работы», «Положительное управление». А. Файоль выделил шесть видов деятельности промышленных предприятий: 1) техническая деятельность (производство, обработка); 2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен); 3) финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала); 4) деятельность, направленная на обеспечение безопасности собственности, персонала; 5) учетная деятельность; 6) управленческая (административная) деятельность. А. Файоль подчеркивал, что управления – это отделенная деятельность, в осуществимые которой принимают участие руководители и работники организации. При этом руководитель должен владеть определенными чертами, а именно: физические качества (здоровье, сила, речь); умственные качества (способность понимать и изучать, оценивать, адаптироваться); моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, фактичность, достоинство); общее образование (общий уровень эрудиции и интеллекта); специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и другие знания, которые касаются выполняемых функций); опыт работы. А. Файоль выделил в управлении пять основных функций: планирование, организация, распорядительство, координирование и контролирование. На началах разработок А. Файоля в 20-х гг. были сформулированы понятия организационной структуры управления, элементы которой является системой взаимосвязей, непрерывных взаимосвязанных действий, функций управления. А. Фасоль разработал 14 принципов менеджмента:разделение труда, полномочие и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности, подчинение личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия управления, порядок, справедливость, стабильность рабочего места, инициатива, корпоративный дух. Этой школой было впервые разработано и обоснованно теоретические принципы менеджмента и определена приоритетная роль менеджера как руководителя и организатора. Ключевые идеи: иерархия решает взаимоотношения между должностями; правила и регуляторы специализированной деятельности каждой должности; централизация решений на высших уровнях управления. Ярким представителем классической школы управления полагает Липделл Уирвик (1881-1983.).В 50-те гг. Л. Уирвик (извлек международное признание; в сфере усовершенствования методов управления, в 1956 г. стал советником индийского правительства по вопросам подготовки руководящих кадров. Наиболее известной работой есть «Значения рационализации». Под рационализацией понималась совокупность организационных и технических методов, которые призваны снизить к минимуму потери разных видов ресурсов. К таким методам Л. Уирвик относил: научную организацию работы, стандартизацию материалов и изделий, упрощение производственных процессов, оптимизацию систем транспорта и маркетинга.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |