Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Лингвистическая разминка. Орфография. Какие слова пишутся через дефис?



2016-09-17 636 Обсуждений (0)
I. Лингвистическая разминка. Орфография. Какие слова пишутся через дефис? 0.00 из 5.00 0 оценок




Орфография. Какие слова пишутся через дефис?

1) юго...западный, 2) бок... о... бок, 3) железно...дорожный, 4) чуть... чуть, 5) как... будто, 6) светло... зеленый, 7) русско... английский. (Ответ: 1, 4, 6, 7.)

 

II. Проверка домашнего задания

— В чем смысловое отличие прямой речи от косвенной? (Косвенная речь отличается по интонации: она теряет эмоциональность, оттенки смысла, так как не передает всех особенностей прямой речи.)

Упр. 402: чтение преобразованных предложений («по цепочке»).

 

III. Работа над речевыми нормами

Упр. 403.

Примечание. Часто в предложениях с косвенной речью неправомерно употребляют указательное местоимение «то»: Он сказал то, что не придет сегодня. Мне сказали то, что я должен оформить документы. Уберем частицу «то», и предложение будет исправлено.

Сравним: Он сказал то, чего никто не ожидал. Мне сказали то, что меня удивило. В этих предложениях указательное местоимение «то» необходимо: на него падает логическое ударение, оно несет смысловую нагрузку, является членом предложения (дополнением). Кроме того, последние два предложения не содержат косвенную речь. Местоимение «то» заменяет информацию о чужой речи, но не раскрывает ее.

 

IV. Творческий диктант по теме «Прямая и косвенная речь»

Записать предложения, перестроить их; объяснить постановку знаков препинания:

1. «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним». (Слова автора перенести в конец предложения.)

2. Недаром говорится: дома и стены помогают. (Записать в виде Предложения с косвенной речью.)

3. Водитель автобуса попросил: «Уважаемые пассажиры! Оплатите Проезд!» (Записать как предложение с косвенной речью.)

4. Сотрудник Гидрометцентра сообщил, что в ближайшие дни погода существенно не изменится. (Записать как предложение с прямой речью, разорванное словами автора.)

5. Мама сказала, что очень волновалась за меня. (Записать как предложение с прямой речью; передать в прямой речи эмоции, заменить глагол речи в словах автора.)

Примечание. Отметим, что предложение № 13 желательно записать без оформления прямой речи, так как оно передает поговорку, то есть сообщение, имеющее обобщающее значение.

 

Домашнее задание

§ 36; выписать из художественного текста предложения с прямой речью, переделать в предложения с косвенной речью.

 

Урок 92. Цитаты и знаки препинания при них

Цель урока: углубить знания о сферах применения прямой и косвенной речи; обучить навыкам правильного цитирования; закрепить пунктуационные умения и навыки.

Методические приемы: выразительное чтение, объяснение учителя, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: искусство, большинство, режиссер, карнавал, комитет, решение, пьеса, иллюстрированный, композитор, прототип, интеллектуальный, эрудиция, беллетристика, консерватория, концерт, панорама.

 

II. Проверка домашнего задания

Ученики по очереди читают выписанные из художественного текста предложения с прямой речью, переделанные в предложения с косвенной речью.

 

III. Изучение темы «Цитаты и знаки препинания при них»

1. Упр. 404: сопоставление предложений с прямой речью и с цитатой.

2. Пояснение учителя.

Цитатой является и первое предложение: Он писал: «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Это полная, дословная цитата, оформленная как прямая речь. Во втором предложении применено частичное цитирование: «одеждой всех фактов, всех мыслей». Это далеко не единственные способы цитирования.

3. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Чтение § 37 (с. 184-185).

4. Вопросы на усвоение материала:

— О каких способах цитирования вы узнали? (Если цитата приводится не полностью, на месте пропущенных слов ставится многоточие.)

— Попробуйте оформить высказывание М. Горького как неполную цитату. (Он писал: «Слово — одежда всех фактов...»)

Обратим внимание учеников, что в случае многоточия за кавычками не нужен никакой знак.

— Как цитируется стихотворный текст?

5. Дополнения учителя:

1) Стихотворный текст может цитироваться и в строку: В стихотворении «19 октября» 1825 года, находясь в ссылке, Пушкин обращается к своим лицейским товарищам: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен...» Одна стихотворная строка отделяется от другой двумя косыми чертами и пишется с прописной буквы.

2) Особо следует сказать о цитировании в эпиграфах. Цитата в этом случае пишется без кавычек, примыкая к правой стороне листа, а ссылка на автора дается ниже и тоже примыкает к правой стороне листа:

Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. С. Пушкин)

 

IV. Тренировочные упражнения

1. Упр. 405:

1) комментированное письмо;

2) обсуждение одного из высказываний Л. Н. Толстого (предложения № 1 и 2) по вариантам: ученикам дается несколько минут на подготовку выступления-рассуждения. Эту работу можно делать индивидуально или в парах.

Пример выступления

У человека есть только обязанности (Л. Толстой)

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился к самосовершенствованию, к простоте, добру и правде. Своими афоризмами он поучает людей. Но все его сентенции относятся, прежде всего, к нему самому. Он был требователен и беспощаден к себе, поэтому имел право учить других.

Вы скажете, что у человека есть не только обязанности, но и права. Конечно, это так. Афоризм Толстого касается только обязанностей, потому что писатель хочет подчеркнуть их важность для человека. Обязанности дисциплинируют, обязанности делают человека более чутким к другим людям, обязанности воспитывают чувство ответственности.

Человек обязан своим родителям рождением, воспитанием; обязан хорошо воспитать прежде всего самого себя, а потом и своих детей, обязан, если потребуется, защитить своих родных, свою страну.

2. Упр. 406 (I, II)— устно разобрать, записать в виде предложений с цитатами.

 

Домашнее задание

§ 37; упр. 407; подготовить выступление-рассуждение по одному из высказываний упр. 406 (I); ответить на вопросы для повторения (с. 189).

 



2016-09-17 636 Обсуждений (0)
I. Лингвистическая разминка. Орфография. Какие слова пишутся через дефис? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Лингвистическая разминка. Орфография. Какие слова пишутся через дефис?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)