Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Закрепление темы «Обращение»



2016-09-17 507 Обсуждений (0)
III. Закрепление темы «Обращение» 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Объяснительный диктант: запись предложений под диктовку, объяснение знаков препинания, роли обращений:

1) Отъезжающие, займите места в вагоне!

2) Мерзни, мерзни, волчий хвост!

3) Сыпь ты, черемуха, снегом!

4) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

5) Вася, голубчик, куда же ты спрятался?

6) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

7) Граждане! Все на выборы!

8) Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска.

9) Чего тебе надобно, старче?

Остановимся подробнее на последнем примере. Что значит слово «старче»? (Старик.) Почему Пушкин употребил такую странную форму слова?

Учитель пояснит, что раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой, звательный падеж. «Старче» и есть форма звательного падежа. Другие примеры следов звательного падежа в современной речи: «други» (вместо «друзья»), «Отче наш» («отец»). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа — сокращенная форма слова: «мам», «Тань», «бабуль», «Дим» и т. д. Она применима только в разговорной речи.

2. Обращения в поэтической речи (межпредметные связи).

Упр.: 359—устно.

Комментарий учителя

Тип односоставных предложений — назывные.

Обращения придают стихотворению А. К. Толстого торжественность, возвышенный пафос, это подчеркивается и восклицательной интонацией обращений. Односоставные назывные предложения составляют остальной текст стихотворения. Их роль заключается в создании образа вечности, постоянства, неизменности, широты (поле, небо, степь), воли, раздолья и в то же время движения (бег, ветер). Эти предложения передают и простор, и звуки (крик орлиных стай, волчий голос, свист полночный соловья), содержат символические образы (конь, орел, волк, соловей). Так в небольшом по объему стихотворении лаконично, но полно и объемно дана картина родины.

Отметим примеры в поэтической речи размытости границ между назывными предложениями, в которых основа выражается именительным падежом существительного, и обращениями. Например, фраза «Край ты мой, родимый край...» может вызвать двойное толкование. Всё же первая строка — обращения, следующие три строки — назывные предложения.

3. Речевой этикет.

Упр. 360 — комментированное письмо.

 

Домашнее задание. § 32, упр. 361.

 

Урок 81. Вводные слова и вводные предложения.

Знаки препинания при них

Цель урока: дать понятие о вводных словах и предложениях, их значениях, их роли в тексте, показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.

Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: в каких словах пишется буква а:

1) к...нонада, 2) ск...кать, 3) прил...жение, 4) держ...т слово, 5) выр...внять грядку, 6) заг...реть, 7) веселая к...мпания, 8) карн...вал, 9) з...ря, 10) тяжело дыш...щий? (Ответ: 1, 2, 4, 8, 9, 10.)

II. Проверка домашнего задания

Упр. 361: 1) чтение первых предложений писем (предложения с обращениями); 2) Чтение предложений с обращениями из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, ответы на вопросы.

 

III. Повторение тем «Обособление второстепенных членов», «Обращение: обращения в поэтическом тексте»

Задание: записать строфы из стихотворений Ф. И. Тютчева, расставить знаки препинания, объяснить их. После этого — самопроверка: ученики проверяют написанное по открытым учителем текстам, записанным на доске.

1) Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

2) Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

 

IV. Изучение темы «Вводные слова и вводные предложения»

1. Сопоставительный анализ предложений из упр. 362.

Комментарий учителя

Сравнение предложений явно демонстрирует, какие слова являются членами предложения, а какие введены в предложение для выражения степени уверенности или чувства. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает, и называются вводными. Они именно вводятся в предложения, не являясь его членами.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника: § 33, с. 163-164.

3. Составление развернутого плана параграфа.

Вводные слова и предложения:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) не являются членами предложения;

3) могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей;

4) выделяются интонацией, а на письме — выделительными знаками препинания;

4. Значение вводных слов в речи.

Упр. 363: выразительное чтение, ответы на вопросы:

— Какие вводные слова встретились вам в стихотворении А. Кушнера?

— Как автор оценивает роль вводных слов в речи? Почему «от них кружится голова»?

— Как автор определяет значение вводных слов?

— Выручали ли вас вводные слова?

Комментарий учителя

Автор стихотворения «Вводные слова», А. Кушнер, определяет значение вводных слов как важное, хотя они и «замедляют речь», «мешают суть сберечь». Вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной — например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чем мы говорим. Вводные слова могут даже выручить человека в сложной ситуации.



2016-09-17 507 Обсуждений (0)
III. Закрепление темы «Обращение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Закрепление темы «Обращение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)