Пояснения к ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. СРАВНЕНИЕ ДВУХ СЕРИЙ ИЗМЕРЕНИЙ. Заданы результаты двух серий измерений (две случайные выборки).
I. Обработка результатов экспериментов.
1. Записать выборку объема n=n1+n2 в виде группированного статистического ряда. Для этого интервал, содержащий все элементы выборки, разбить на k непересекающихся интервалов. Вычислить частоты, частости. Найти эмпирическую функцию распределения и построить ее график. 2. Построить гистограмму и полигон частот группированной выборки. 3. Найти моду и медиану объединённой выборки по группированному статистическому ряду, сравнить их с модой и медианой негруппированного статистического ряда этой выборки.
II. ТОЧЕЧHЫE OЦEHKИ ПAPAMETPOB. Найти по каждой серии оценку математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения.
III. ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ. Построить доверительные интервалы для полученных оценок при заданной доверительной вероятности (надежности) Р = 0.95.
IV. ПРОBEPKA CTATИCTИЧECKИX ГИПОТЕЗ. Проверить: 1. Гипотезу о равенстве дисперсий ( критерий Фишера ); 2. Гипотезу о равенстве математических ожиданий ( критерий Стьюдента ); 3. Гипотезу о нормальном распределении объединенных данных двух выборок ( c2-критерий Пирсона).
При проверке гипотез с помощью критериев Фишера и Стьюдента рассчитать сводные значения оценок математического ожидания, дисперсии и среднеквадратического отклонения, а также оценку среднеквадратического отклонения по объединенной выборке объема n=n1+n2. Для проверки гипотезы с помощью критерия Пирсона рассчитать границы интервалов равной вероятности Р = По всем гипотезам сделать выводы.
Условие варианта содержит:
· число измерений n; · результаты измерений первой и второй серий; · L - число интервалов равной вероятности для проверки гипотезы Пирсона. При выполнении работы принять следующие обозначения:
S1, S2 – оценка среднеквадратического отклонения по 1 и 2 сериям;
Sоб – оценка стандартного отклонения по объединенным данным; F* – вычисленное значение критерия Фишера; T* – вычисленное значение критерия Стьюдента;
В конце задания необходимо сделать выводы по гипотезам и привести окончательные числовые результаты в виде таблицы:
Пояснения к ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ 1.
I. Обработка результатов эксперимента. Одной из основных задач математической статистики является сбор и группировка статистических сведений, полученных в результате наблюдений или эксперимента. Совокупность данных называется выборкой, их количество – объемом выборки, разность между большим и меньшим элементами – размахом выборки. При достаточно большом объеме выборки неудобно представлять наблюдения перечислением. В этом случае используется понятие статистического ряда или группированного статистического ряда. В данной работе необходимо рассмотреть выборку объема n = n1 + n2, где n1 – число данных по первой серии измерений, n2 – по второй серии и записать ее в виде группированного статистического ряда. Для этого интервал, соответствующий размаху выборки и содержащий все ее элементы, разбить на k непересекающихся интервалов (kнаходится по формуле
По результатам второго и последнего столбца таблицы строят график эмпирической функции распределения, а по результатам второго и четвертого – полигон частот. Для построения гистограммы дополнительно вычисляют плотности частот
II. Точечные оценки параметров. Точечной оценкой неизвестного параметра называют приближенное значение этого параметра, полученное по данным выборки, вычисленное с помощью определенных формул и описанное одним числом. Пусть в результате эксперимента проведены две серии измерений и в каждой серии получены n значений: x1, x2, …, xn. Для каждой серии измерений необходимо рассчитать статистическое среднее
где n – число измерений в каждой серии, равное n1 или n2. При вычислении статистической дисперсии Таким образом, на первом этапе выполнения работы должны быть получены 6 точечных оценок: для первой серии - При выборке малого объема точечная оценка может серьезно отличаться от оцениваемого параметра, т.е. приводить к грубым ошибкам. Поэтому при небольшом объеме выборки следует пользоваться интервальными оценками.
III. Интервальные оценки параметров.
Интервальной называют оценку, которая определяется двумя числами – границами интервала. Интервальная оценка связана с понятием доверительного интервала. Для построения доверительного интервала необходимо знать вероятность попадания в этот интервал. Она называется надежностью, в данной работе задается Р=0.95. Число a=1–Р=0.05 называется уровнем значимости. Необходимо построить доверительные интервалы по каждой серии измерений для математического ожидания и среднеквадратического отклонения, предполагая, что результаты измерений независимы и имеют нормальное распределение с одинаковыми параметрами m и s. Для математического ожидания доверительный интервал имеет вид:
где При построении доверительного интервала для среднеквадратического отклонения используют известный результат для дисперсии. Выполнив соответствующие преобразования, получают интервал:
где В работе рассчитываются границы доверительных интервалов для оценок m1, s1 первой серии измерений и для m2, s2 второй серии.
Замечание: вычисляемое математическое ожидание может рассматриваться как приближение истинного значения измеряемой величины, а стандартное отклонение характеризует абсолютную погрешность измерений. Доверительные интервалы показывают степень близости полученных оценок к истинным значениям соответствующих величин.
IV. Проверка гипотез.
Во многих случаях результаты наблюдений используются для проверки предположений относительно различных свойств и параметров распределения генеральной совокупности. Такие предположения называются статистическими гипотезами. Правило, по которому принимают решение принять или отклонить поставленную гипотезу, называется критерием. В работе проверяются 3 гипотезы: о равенстве дисперсий (критерий Фишера), о равенстве математических ожиданий (критерий Стьюдента) и о нормальности распределения объединенных данных (
1.Проверить гипотезу о равенстве дисперсий (критерий Фишера). Проверяемая гипотеза Н0 –дисперсии обеих серий равны. Пусть
Замечание: сравнивая дисперсии, определяем, одинакова ли погрешность измерений в двух сериях.
2.Проверить гипотезу о равенстве математических ожиданий (критерий Стьюдента). Проверяемая гипотеза Н0 – математические ожидания обеих серий равны. Пусть а). Гипотеза о равенстве дисперсий принимается (не отклоняется). Составим статистику – отношение Стьюдента Если | T | > Tтабл(p, k), то гипотезу о равенстве математических ожиданий отвергают, как противоречащую результатам эксперимента, в противном случае – гипотезу принимают. в). Гипотеза о равенстве дисперсий отклоняется. В этом случае статистика – отношение Стьюдента имеет вид Полученное значение T* необходимо сравнить с вычисленной по таблице квантилью распределения Стьюдента Tтабл(p, k), где р = Далее проверка проводится так же, как в случае а). После проверки гипотезы необходимо вычислить сводную оценку математического ожидания по формуле: Замечание: если гипотеза о равенстве математических ожиданий принимается, то это можно трактовать как принадлежность обеих выборок одной и той же нормальной совокупности.
3.Проверить гипотезу о нормальном распределении объединенных данных из двух серий (критерий Пирсона или Проверяемая гипотеза Н0 – генеральная совокупность распределена нормально. По объединенной выборке наблюдений необходимо найти оценки параметров предполагаемого нормального распределения:
Полученное значение необходимо сравнить с табличной квантилью распределения Пирсона
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |