Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и классификации малых групп



2016-09-17 466 Обсуждений (0)
Функции и классификации малых групп 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время известно около пятидесяти оснований для классификации.

Американский психолог М. Шоу распределил малые группы по шести категориям в зависимости от привлекательности аспектов групповой жизни для авторов, давших определения: 1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом; 2) мотивация членов группы;3) групповые цели; 4) организационные (структурньые) характеристики группы; 5) взаимосвязь; 6) взаимодействие членов группы.

Ч. Кули подразделял малые группы на первичные и вторичные (нет непосредственных контактов, для общения используются посредники, например, средства связи).

Э. Мэйо предложил деление малых групп на формальные (создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций) и неформальные (возникают и действуют вне рамок официальных организаций). Неформальная группа может создаваться внутри формальной, а может возникнуть и сама по себе.

Третья классификация подразделяет малые группы на референтные группы членства. Она введена Г. Хайменом,

Референтная группа – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В этой группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.

Нереферентная группа – малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.

Антиреферентная группа– группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает или отвергает.

Существует еще деление на открытые—закрытые группы. В основе лежит степень открытости группы влияниям общества. Закрытость часто используется обществом для достижения задач, не считаясь с последствиями закрытости для ее членов (например, полярные экспедиции).

Функции: Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

 

21.Динамические процессы в малой группе

Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен ионно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решенгруппового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиция, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива — в социально-психологическом разрезе — могут быть поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

 

22. Большие социальные группы — общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные не меньше и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь. Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам. социальные слои и классы, профес­сионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др.

 

23. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

 

24. слухи относятся к числу наиболее распространенных массовых явлений в больших группах, хотя они имеют и более широкое распространение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. Паника есть стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха

Социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими:

• слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Информация о не­значимом или значимом только для узкого круга людей обыч­но широко не распространяется;

• слухи возникают в условиях неопределенности, когда инфор­мация совсем отсутствует, или явно недостаточна, или проти­воречива и тем самым порождает неопределенность;

• важное условие, способствующее зарождению и распростране­нию слухов, — политическая и экономическая нестабильность в обществе. Нестабильность, особенно резко меняющиеся ус­ловия, порождает массовую тревогу, состояние общего дис­комфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей;

• благоприятным фактором порождения слухов становится же­лание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жиз­ни, узнав информацию о необычном явлении, человек стре­мится передать ее другим людям - это очень благоприятная почва для зарождения слухов.

Наиболее важными характеристиками паники выступают сле­дующие:

паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

паника вызывается чувством неуправляемого страха, основан­ного на реальной или мнимой угрозе;

паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорганизо­ванное состояние и поведение людей;

для людей в паническом состоянии характерна так называемая "поведенческая неопределенность" (состояние растерянности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Известно, что паника возникает далеко не во всяком скопле­нии людей; решающим становится сочетание многих условий, действие различных факторов. К числу наиболее важных из них необходимо отнести следующие:

психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей в случаях опасности или в результате продолжи­тельного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярной угрозой террористических актов). Такая атмосфера является предпанической, предшест­вующей и способствующей возникновению паники; один из решающих факторов — наличие возбуждающих и сти­мулирующих панику слухов, например подогревающих пред­стоящую опасность или степень ее негативных последствий (в последнее время источником распространения слухов могут быть средства массовой информации);

значимыми оказываются личностные качества людей, их пред­расположенность и склонность к панике. Важным условием возникновения паники становится критическая доля таких людей в большой группе. Иногда достаточно и одного процента па­никующих, чтобы заразить паникой многочисленную группу людей;

• паника возникает при стечении не только общих, но и разно­образных частных и конкретных условий жизни большой группы в каждый конкретный период времени. Такие стечения об­стоятельств предусматривать сложнее всего ввиду многочис­ленности характеристик физической и социальной среды.

25. У. Джемс к личности относит все, что человек считает своим. Он выделяет четыре подструктуры личности: материальное Я (тело, одежда, имущество), социальное Я (социальные роли и взаимодействия, общение), духовное Я (процессы сознания, способности) и чистое Я или чувство личной идентичности, основой которой служат органические ощущения.

З. Фрейд постулировал наличие трех подструктур личности: ид, эго, суперэго. Энергетическим источником личности является ид как носитель инстинктов жизни, сексуальных инстинктов или либидо и инстинкта смерти. Инстинкты имеют организменную природу и нуждаются в разрядке, ид подчиняется принципу удовольствия. Эго призвано осуществлять действия по удовлетворению инстинктов и координировать их с реальностью, с требованиями социума, суперэго, эго подчиняется принципу реальности. Эго является носителем защитных механизмов личности, призванных уменьшить напряжение, связанное с возможностью наказания и чувством вины.

К.-Г. Юнг ввел в психологию понятие о коллективном бессознательном, содержанием которого являются архетипы, главные из которых Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость, последовательная интеграция архетипов составляет процесс индивидуации или становления собой, самореализации, развитии целостности. Юнг создал также свою типологию личности по параметрам экстраверсия – интроверсия, ощущение – интуиция, эмоциональный – рациональный.

Основные понятия теории личности А. Адлера – это комплекс неполноценности, социальный интерес, стиль жизни. С детства все люди переживают комплекс неполноценности, вызванный реальными или мнимыми недостатками. Комплекс неполноценности невыносим, человек стремится преодолеть его, предпринимая для этого активные усилия. Конструктивность подобных попыток зависит от согласованности личных и общественных целей или социального интереса. Сочетание усилий по преодолению комплекса неполноценности и социального интереса представляет собой основную характеристику личности – стиль жизни.

Согласно Э. Фромму основной характеристикой личности является разрыв между свободой и безопасностью. Для того, чтобы избежать свободы человек использует такие негативные стратегии, как авторитаризм, деструктивность, подчинение, но существует и позитивная свобода, проявляющаяся в любви и труде. Фромм выделил пять экзистенциальных потребностей человека: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичность, потребность в системе взглядов и преданности.К. Хорни выделила десять невротических потребностей личности, сопровождающих ощущение базальной тревоги: потребность в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Для преодоления тревоги используются также межличностные стратегии – ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный тип), против людей (враждебный тип).В представлении о личности Ф. Перлза выделяются два типа движущих сил: финальные цели биологической природы (голод, секс, выживание, дыхание) и социальные роли, служащие лишь средством удовлетворения первых. Принимая социальные средства за конечные цели человек трансформирует свою природную сущность в псевдосоциальное существо. Здоровая личность не обременяется социальными ролями, не стремится приспособиться к обществу и отвечает только за себя и свою жизнь.



2016-09-17 466 Обсуждений (0)
Функции и классификации малых групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и классификации малых групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)