Основные категории специальной педагогики
Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.
Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.
Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.
Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.
Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..
Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.
Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.
Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.
Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.
Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Принципы:
Исходя из того, что социальная педагогика как наука связана с целым комплексом других наук, а по своей структуре социально-педагогическая деятельность является универсальным видом деятельности, можно выделить несколько групп принципов социальной педагогики:
• общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие;
• общие принципы общественных (социальных) наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость;
• основные специфические принципы социальной педагогики: целостность, природосообразность, гуманизм, культуросообразность.
Принцип целостности отражает связь социального воспитания с другими факторами, определяющими развитие ребенка. Он дает обоснование процессу гармоничного развития человека как существа биосоциального и экзистенциального. Принцип целостности в социальной педагогике означает достижение единства всех условий, обеспечивающих эффективность социального развития личности:
1) конструирование социально-педагогического процесса и воспитательных отношений на основе личностно ориентированного подхода к развитию каждого воспитанника:
2) использование междисциплинарного подхода на основе интеграции разных областей научного знания;
3) использование потенциала развития ребенка и возможностей конкретного микросоциума в ходе социально-педагогического процесса,
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов. Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека. Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий.
Этот принцип предполагает, что любой педагогический процесс, в каких бы условиях он ни проводился, требует соблюдения определенных условий:
1) не вредить здоровью ребенка, но укреплять и поддерживать его физическое и психическое здоровье, воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
2) активизировать собственную позицию ребенка как равноправного участника педагогического процесса, содействовать самообразованию, самовоспитанию;
3) учитывать зоны ближайшего и актуального развития, определяющие индивидуальные и возрастные возможности конкретного ребенка;
4) при осуществлении педагогических отношений следовать логике: от простого к сложному, от незнания к знанию, от понятного к непонятному.
Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.
Принцип гуманизма является инвариантным компонентом отношения человека к другим людям, к обществу на всех исторических этапах развития цивилизации.
Принцип гуманизма имеет прочное существование в истории человечества и лежит в основе формирования социально-педагогической деятельности в устойчивые формы социализирующей практики, в основе которой — признание человека высшей целью и смыслом существования общества.
В связи с этим человек, имеющий проблемы в интеллектуальной, физической, психической сфере, рассматривается как объект особой общественной заботы и помощи, целью которой является обеспечение ему возможно более полной интеграции в общество, а само отношение общества к таким людям становится критерием уровня его развития.
Сущность принципа гуманизма состоит в приоритетах общечеловеческих ценностей в личностно ориентированном педагогическом процессе. Принцип кулътуросообразности предполагает максимальное использование культуры той среды, в которой происходит педагогический процесс.
Для реализации данного принципа необходимо соблюдение следующих условий:
1) понимать социально-педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность;
2) максимально использовать региональную и конфессиональную культуру, народные и семейные традиции;
3) обеспечивать единство национального и интернационального воспитания.
Эти основные принципы социальной педагогики взаимосвязаны. Их практическая реализация предполагает анализ и синтез конкретных задач, тщательный отбор содержания, методов, средств и форм, соблюдение необходимых условий при осуществлении социально-педагогической деятельности.