Алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел «столбиком».
Сочетательное свойство умножения. Группировка множителей. Умножение суммы на число и числа на сумму. Умножение многозначного числа на однозначное и двузначное. Запись умножения «в столбик».
Деление как действие, обратное умножению. Табличные случаи деления. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Решение уравнений с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым. Кратное сравнение чисел и величин.
Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Деление суммы и разности на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Действия первой и второй ступеней. Порядок выполнения действий. Нахождение значения выражения в несколько действий со скобками и без скобок.
Вычисления и проверка вычислений с помощью калькулятора.
Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Текстовые задачи (36ч.)
Простые арифметические сюжетные задачи на умножение и деление, их решение. Использование графического моделирования при решении задач на умножение и деление. Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на умножение и деление с помощью уравнений.
Составные задачи на все действия. Решение составных задач по «шагам» (действиям) и одним выражением.
Задачи с недостающими данными. Различные способы их преобразования в задачи с полными данными.
Задачи с избыточными данными. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Геометрические фигуры (10ч.)
Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные; разносторонние и равнобедренные. Равносторонний треугольник как частный случай равнобедренного. Высота треугольника.
Задачи на разрезание и составление геометрических фигур.
Знакомство с кубом и его изображением на плоскости. Развертка куба.
Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге и с помощью чертежных инструментов.
Геометрические величины (14ч.)
Единица длины - километр. Соотношение между километром и метром (1км=1000м).
Единица длины - миллиметр. Соотношение между метром и миллиметром (1м=1000мм), дециметр и миллиметром (1дм=100мм), сантиметром и миллиметром (1см=10мм).
Понятие о площади. Сравнение площадей фигур без их измерения.
Измерение площадей с помощью произвольных мерок. Измерение площади с помощью палетки. Знакомство с общепринятыми единицами площади: квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром, квадратным километром квадратным миллиметром. Другие единицы площади (ар или «сотка», гектар). Соотношение между единицами площади, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Определение площади прямоугольника непосредственным измерением, измерением с помощью палетки и вычислением на основе измерения длины и ширины.
Сравнение углов без измерения и с помощью измерения.
Работа с данными (20ч.)
Таблица разрядов и классов. Использование «разрядной» таблицы для выполнения действий сложения и вычитания. Табличная форма краткой записи арифметической текстовой (сюжетной) задачи. Изображение данных с помощью столбчатых или полосчатых диаграмм. Использование диаграмм сравнения (столбчатых или полосчатых) для решения задач на кратное или разностное сравнение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Математика»
Обучающиеся научатся:
· читать и записывать все числа в пределах первых двух классов;
· представлять изученные числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
· сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
· производить вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
· применять сочетательное свойство умножения;
· выполнять группировку множителей;
· применять правило умножения числа на сумму и суммы на число;
· применять правило деления суммы на число;
· воспроизводить правила умножения и деления с нулём и единицей;
· находить значения числовых выражений со скобками и без скобок в 2-4 действия;
· воспроизводить и применять правила нахождения неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого;
· выполнять сложение и вычитание многозначных чисел «столбиком»;
· выполнять устно умножение двузначного числа на однозначное;
· выполнять устно деление двузначного числа на однозначное и двузначного на двузначное;
· использовать калькулятор для проведения и проверки правильности вычислений;
· применять изученные ранее свойства арифметических действий для выполнения и упрощения вычислений;
· распознавать правило, по которому может быть составлена данная числовая последовательность;
· распознавать виды треугольников по величине углов и по длине сторон;
· строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
· строить прямоугольник заданного параметра;
· строить окружность заданного радиуса;
· чертить с помощью циркуля окружности и проводить в них с помощью линейки радиусы и диаметры; использовать соотношение между радиусом и диаметром одной окружности для решения задач;
· определять площадь прямоугольника измерением и вычислением; использовать формулу площади прямоугольника;
· применять единицы длины – километр и миллиметр и соотношения между ними и метром;
· применять единицы площади – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный километр и соотношения между ними;
· выражать площадь фигуры, используя разные единицы площади;
· изображать куб на плоскости; строить его модель на основе развёртки;
· составлять и использовать краткую запись задачи в табличной форме;
· решать простые задачи на умножение и деление;
· использовать столбчатую диаграмму для представления данных и решения задач на кратное сравнение или разностное сравнение;
· решать и записывать решение составных задач по действиям и одним выражением;
· осуществлять поиск необходимых данных по справочной и учебной литературе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· понимать возможность неограниченного расширения таблицы разрядов и классов;
· использовать разрядную таблицу для задания чисел и выполнения действий сложения и вычитания;
· воспроизводить сочетательное свойство умножения;
· воспроизводить правила умножения числа на сумму и суммы на число;
· воспроизводить правило деления суммы на число;
· обосновывать невозможность деления на 0;
· формулировать правило, с помощью которого может быть составлена данная последовательность;
· понимать строение ряда целых неотрицательных чисел и его геометрическую интерпретацию;
· понимать количественный смысл арифметических действий и взаимосвязь между ними;
· выполнять измерение величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
· сравнивать площади фигур с помощью разрезания фигуры на части и составления фигуры из частей; употреблять термины «равносоставленные» и «равновеликие» фигуры;
· строить и использовать при решении задач высоту треугольника;
· применять другие единицы площади; использовать вариативные модели одной и той же задачи;
· понимать алгоритмический характер решения текстовой задачи;
· находить необходимые данные, используя различные информационные источники.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков
| Содержание (тема урока)
| Характеристика видов деятельности ученика
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
|
| Инструктаж по технике безопасности. Начнем с повторения. Поразрядное сравнение чисел. Табличные случаи умножения. Решение задач
| Выполнение арифметических вычислений.
Моделирование ситуации арифметическими и геометрическими средствами.
|
1неделя
| |
| Начнем с повторения. Окружность, диаметр. Прямой угол. Геометрические фигуры
|
|
| Начнем с повторения. Сравнение именованных чисел. «Круглые» числа. Табличные случаи умножения. Решение задач
|
|
| Умножение и деление
| Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения.
Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами.
Характеристикасвойства куба.
| |
| Табличные случаи деления
| 2неделя
|
|
| Учимся решать задачи
|
|
| Комплексная диагностическая работа
|
|
| Плоские поверхности и плоскость.
|
|
| Изображения на плоскости
| 3неделя
|
|
| Куб и его изображение.
|
|
| Поупражняемся в изображении куба
|
|
| Входная контрольная работа
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Счет сотнями и «круглое» число сотен
| Выборспособа сравнения объектов, проведение сравнения.
Сравнивание чисел по классам и разрядам.
Моделированиеситуации, требующее перехода от одних единиц измерения к другим.
Оцениваниеправильности составления числовой последовательности.
Исследованиеситуации, требующее сравнения чисел и величин, их упорядочения.
| 4неделя
| |
| Десять сотен, или тысяча
|
|
| Разряд единиц тысяч
|
|
| Названия четырехзначных чисел
|
|
| Разряд десятков тысяч
| 5неделя
|
|
| Разряд сотен тысяч
|
|
| Класс единиц и класс тысяч
|
|
| Таблица разрядов и классов
|
|
| Поразрядное сравнение многозначных чисел
| 6неделя
|
|
| Математический диктант. Поупражняемся в вычислениях и сравнении чисел
| |
| Работа над ошибками математического диктанта. Метр и километр
| Измерениевеличины различными способами. Сравнивание и упорядочивание предметов по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.
Соотнесениемежду собой единиц измерения однородных величин.
|
|
| Килограмм и грамм
|
|
| Килограмм и тонна
| 7неделя
|
|
| Центнер и тонна
|
|
| Поупражняемся в вычислении и сравнении величин
|
|
| Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание четырёхзначных чисел. Единицы длины и единицы массы»
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Таблица и краткая запись задачи
| Сравниваниеразных способов вычислений, выбор удобного.
Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.).
Моделированиеизученных арифметических зависимостей.
| 8неделя
| |
| Алгоритм сложения столбиком
|
|
| Алгоритм вычитания столбиком
|
|
| Составные задачи на сложение и вычитание
|
|
| Поупражняемся в вычислениях столбиком
| 9неделя
|
|
|
| Умножение «круглого» числа на однозначное
| Сравниваниеразных способов вычислений, выбор удобного.
Моделированиеизученных арифметических зависимостей.
Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.).
Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
| |
| Умножение «круглого» числа на однозначное. Закрепление
|
|
| Умножение суммы на число
|
|
| Умножение многозначного числа на однозначное
| 10неделя
|
|
| Запись умножения в строчку и столбиком
|
|
| Вычисления с помощью калькулятора
|
|
| Сочетательное свойство умножения
|
|
| Группировка множителей
| 11неделя
|
|
| Умножение числа на произведение
|
|
| Математический диктант. Поупражняемся в вычислениях
|
|
| Работа над ошибками математического диктанта. Кратное сравнение чисел и величин
| Планированиерешения задачи.
Выборнаиболее целесообразного способа решения текстовой задачи.
Объяснениевыбора арифметических действий для решения.
Действиепо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Выборспособа решения задачи.
Использованиегеометрических образов в ходе решения задачи.
Наблюдение за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).
| |
| Задачи на кратное сравнение
| 12неделя
|
|
| Задачи на кратное сравнение. Подготовка к контрольной работе
|
|
| Контрольная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное. Задачи на кратное сравнение»
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Поупражняемся в сравнении чисел и величин
|
|
| Сантиметр и миллиметр
| 13неделя
|
|
| Миллиметр и дециметр
|
|
| Миллиметр и метр.
|
|
| Поупражняемся в измерении и вычислении длин
|
|
| Изображение чисел на числовом луче
| 14неделя
|
|
| Изображение данных с помощью диаграммы
|
|
| Диаграмма и решение задач.
|
|
|
| Учимся решать задачи
|
|
| Контрольная работа за полугодие
| 15неделя
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Как сравнить углы
| Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами.
Характеристикасвойств геометрических фигур.
Сравниваниегеометрических фигур по форме.
|
|
| Как измерить угол
| |
| Поупражняемся в измерении и сравнении углов
|
|
| Прямоугольный треугольник
| 16неделя
|
|
| Тупоугольный треугольник
|
|
| Остроугольный треугольник
|
|
|
| Разносторонние и равнобедренные треугольники
|
|
| Равнобедренные и равносторонние треугольники.
| 17неделя
|
|
| Поупражняемся в построении треугольников
|
|
| Составные задачи на все действия
|
|
| Инструктаж по охране труда.
Составные задачи на все действия
| Накапливание и использование опыта решения разнообразных математических задач. Нахождение, обнаружениеи устранение ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
| |
| Натуральный ряд чисел и числовые последовательности
| 18неделя
|
|
| Работа с данными
|
|
| Контрольная работа по теме: «Величины. Геометрические фигуры»
|
|
| Умножение на однозначное число столбиком. Работа над ошибками контрольной работы
| Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения.
Моделированиеизученных арифметических зависимостей.
Составлениеинструкций, плана решения, алгоритма выполнения задания. Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Использованиеразличных приёмов проверки правильности вычисления результата действия.
| |
| Умножение на число 10
| 19неделя
|
|
| Умножение на «круглое» двузначное число
|
|
| Умножение числа на сумму
|
|
| Умножение на двузначное число
|
|
| Запись умножения на двузначное число столбиком
| 20неделя
|
|
| Запись умножения на двузначное число столбиком. Повторение
|
|
| Поупражняемся в умножении столбиком и повторим пройденное
|
|
| Как найти неизвестный множитель
|
|
| Как найти неизвестный делитель
| 21неделя
|
|
| Как найти неизвестное делимое
| Сравниваниеразных способов вычисления, выбор удобного.
Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения.
Использованиематематической терминологии при записи и выполнении арифметического действия деления.
Моделированиеизученных арифметических зависимостей.
Прогнозированиерезультата вычисления.
Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
| |
| Контрольная работа по теме: «Умножение многозначных чисел»
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Учимся решать задачи с помощью уравнения
|
|
| Свойства деления. Деление на число 1
| 22неделя
|
|
| Свойства деления. Деление числа на само себя
|
|
| Свойства деления. Деление числа 0 на натуральное число
|
|
| Делить на 0 нельзя!
|
|
| Деление суммы на число
| 23неделя
|
|
| Деление разности на число
|
|
| Математический диктант. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное
|
|
| Контрольная работа по теме: «Деление многозначных чисел»
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Поупражняемся в использовании свойств деления и повторим пройденное
| 24неделя
|
|
| Какая площадь больше?
| Измерениегеометрических величин различными способами.
Сравнивание и упорядочивание предметов по разным признакам.
Соотнесениемежду собой единиц измерения однородных величин.
Упорядочивание величин.
Нахождение доли величины.
Презентацииразличных способов рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения.
Исследованиепредметов окружающего мира, сопоставлениеих с геометрическими формами.
Характеристикасвойства геометрических фигур.
Сравниваниегеометрических фигур по форме.
|
|
| Квадратный сантиметр
|
|
| Измерение площади многоугольника
|
|
| Измерение площади с помощью палетки.
| 25неделя
|
|
| Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное
|
|
| Контрольная работа за 3 четверть
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Умножение на число 100
|
|
| Квадратный дециметр и квадратный сантиметр
| 26неделя
|
|
| Квадратный метр и квадратный дециметр
|
|
| Квадратный метр и квадратный сантиметр
|
|
| Вычисления с помощью калькулятора
|
|
| Задачи с недостающими данными
| 27неделя
|
|
| Как получить недостающие данные
|
|
| Умножение на число 1000
|
|
| Квадратный километр и квадратный метр
|
|
| Квадратный миллиметр и квадратный сантиметр
| 28неделя
|
|
| Квадратный миллиметр и квадратный дециметр
|
|
| Квадратный миллиметр и квадратный метр
|
|
| Поупражняемся в использовании единиц площади
|
|
| Вычисление площади прямоугольника
| 29неделя
|
|
| Поупражняемся в вычислении площадей и повторим пройденное
|
|
| Контрольная работа по теме: «Единицы площади. Площадь прямоугольника»
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Задачи с избыточными данными
| Выборнаиболее целесообразного способа решения текстовой задачи.
Объяснениевыбора арифметических действий для решения.
Действиепо заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Презентацияразличных способов рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).
| |
| Диагностическая комплексная работа
|
30неделя
|
|
| Разные задачи
|
|
| Выбор рационального пути решения
|
|
| Учимся формулировать и решать задачи
|
|
| Увеличение и уменьшение в одно и то же число раз
| Сравниваниеразных способов вычисления, выбор удобного.
Моделированиеситуации, иллюстрирующее арифметическое действие и ход его выполнения.
Использованиематематической терминологии при записи и выполнении арифметического действия деления.
Моделированиеизученных арифметических зависимостей.
Составлениеинструкции, плана решения, алгоритма выполнения задания. Прогнозированиерезультата вычисления.
Контролирование и осуществлениепошагового контроля правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Сравниваниегеометрических фигур по форме.
| 31неделя
| |
| Делении «круглых» десятков на число 10
|
|
| Деление «круглых» сотен на число 100
|
|
| Деление «круглых» тысяч на число 1000
|
|
| Устное деление двузначного числа на однозначное
| 32неделя
|
|
| Устное деление двузначного числа на двузначное. Повторение
|
|
| Поупражняемся в устном выполнении деления и повторим пройденное
|
|
| Построение симметричных фигур
|
|
| Итоговая контрольная работа за год
| 33неделя
|
|
| Работа над ошибками контрольной работы. Составление и разрезание фигур
|
|
| Равносоставленные и равновеликие фигуры
|
|
| Высота треугольника
|
|
| Считаем до 1000000
| Выборспособа сравнения объектов, проведение сравнения.
Сравнивание чисел по классам и разрядам.
Моделированиеситуации, требующее перехода от одних единиц измерения к другим.
Выполнениегеометрических построений.
| 34неделя
|
|
| Действия первой и второй ступени
|
|
| Измеряем. Вычисляем. Сравниваем
|
|
| Геометрия на бумаге в клетку
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания школьного
методического объединения
учителей от _____________ № ____
_____________ С.Б.Чичаева
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ Е.И. Сергиенко
«_____»______________2015г.
|
|