Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8 Основы уголовного права РК



2016-09-17 527 Обсуждений (0)
Тема 8 Основы уголовного права РК 0.00 из 5.00 0 оценок




Уголовное право— это совокупность правовых норм, определяющих, какие действия являются общественно опасными или преступными, и устанавливающих, какие наказания должны применяться к лицам, их совершившим.

Уголовное право состоит из двух частей—Общей и Особенной. Нормы, устанавливающие принципы и общие положения уголовного права, имеющие важное значение для всех уголовно-правовых норм, образуют Общую часть. Сюда входят положения о целях и задачах уголовного, закона, пределах его действия, преступлении, невменяемости, наказании и освобождении от него, о принудительных мерах медицинского характера. Особенную часть составляют нормы уголовного права, определяющие содержание отдельных видов преступлений и устанавливающие виды, и размеры наказания за их совершение. В их число входят размешенные в определенной системе нормы, предусматривающие уголовную ответственность за государственные преступления, преступления против собственности; жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; политических и трудовых прав граждан; экономические преступления; должностные преступления; преступления против правосудия, порядка управления, общественной безопасности, общественного порядка, воинские преступления.

Основополагающим принципом уголовного праваявляется, принцип личной и виновной ответственности, заключающейся в том, что за преступление уголовную ответственность и наказание несет только то лицо, которое виновато вего совершении. Ответственность за преступление не может, быть переложена ни на какое другое лицо. Важным принципом уголовного права является индивидуализация уголовной ответственности, состоящая в точном определении характера, степени общественной опасности конкретного преступления и назначении наказания в полном соответствии с обстоятельствами дела и учетом личности виновного.

Уголовное наказание применяется только по приговору суда, и ни один орган государственной власти, кроме суда, не имеет права рассматривать уголовные дела и назначать уголовное наказание. Это важная гарантия против необоснованного привлечения граждан к судебной ответственности. Все изложенные принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Совокупность их и определяет социальное содержание уголовного права. Лица, совершившие преступления подлежат уголовной ответственности по уголовному законодательству места совершения преступления. Преступлениемпризнается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный или государственный строй, собственность, личность, ~ политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее направопорядок, общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Преступление характеризуется такими признаками как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость. Определяющим признаком преступления является общественная опасность, заключающаяся в том, что данное деяние по своему характеру и последствиям причиняет или может причинить существенный вред интересам общества в целом и в тоже время интересам каждого гражданина и поэтому опасно для государства. Не все преступления в одинаковой степени общественно опасны. Степень общественной опасности зависит оттого, против, каких охраняемых законом интересов или благ оно направлено (независимость и могущество Родины, жизнь, здоровье человека), в каких условиях и каким способом оно совершено (военное время; боевая обстановка; умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью), от тяжести наступивших последствий (смерть больного, которому не была оказана помощь лицом медперсонала), от характера субъективного отношения виновного к своему действию (умышленное убийство, убийство по неосторожности), а также от мотивов, цели преступления и особенностей личности преступника. Виновность как признак преступления означает, что общественно опасное деяние только тогда считается преступным, когда оно совершается под контролем сознания и воли данного человека. Таким образом, преступление по уголовному праву признается только общественно опасное, предусмотренное законом виновное деяние (действие или бездействие).

Совокупность установленных законом признаков, характеризующих деяние как преступление, называется составом преступления.

Состав преступления слагается из четырех элементов: а) объект преступления, б) объективная сторона преступления, в) субъект преступления и г) субъективная сторона преступления.

А) Объектпреступления — это то, на что направлено преступное деяние, чему наносится вред преступлением. Например, при измене Родине объектом преступления являются государственная независимость, территориальная неприкосновенность или военная мощь, при убийстве — жизнь человека, при нанесении телесных повреждений — здоровье человека и т.д.

Б) Объективная сторона преступления— внешняя форма проявления преступного деяния (общественно опасного действия или бездействия), его вредные результаты и причинная, связь между действием и наступившим преступным результатом. Например, с объективной стороны измена Родине выражается в таких деяниях, как переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу, отказ возвратиться из-за границы в РК, наступила ответственность за измену Родине, достаточно совершения, хотя одного из перечисленных деяний. Как видно, измена Родине может быть совершена как путем действия (переход на сторону врага, бегство за границу), так и путем бездействия (отказ возвратиться из-за границы). Объективная сторона преступления включает также место, время, способы и средства совершения преступного деяния. В) Субъект преступления — лицо, которое совершило общественно опасное деяние. По уголовному праву субъектом преступления может быть только физическое лицо (человек, а не вещь, организация и т. п.). Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает с 16-летнего возраста. За отдельные преступления, исчерпывающий перечень которых содержится в законе (например, убийство, изнасилование, грабеж), уголовная ответственность наступает с 14 лет. К уголовной ответственности могут быть привлечены только вменяемые лица. Научно-практический комментарий УК РК трактует понятие вменяемости как способность липа отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Невменяемость — это такое психическое состояние лица в момент совершения общественно опасного деяния, которое исключает возможность вменения ему в вину этого деяния.

Г) Субъективнаясторона преступления (его внутренняя, психическая сторона) заключается в психическом отношении лица к совершаемому им деянию и его общественно опасным последствиям. Складывается субъективная сторона из вины, мотива преступления и цели его совершения. Вина — это психическое отношение преступника к совершенному деянию и его последствиям. Уголовное законодательство различает две формы вины: умысел и неосторожность.

К субъективной стороне относятся также мотив и цель преступления. Мотив — это осознанное побуждение лица, совершая общественно опасное деяние (например, завладение чужим имуществом, нажива, месть т. д.). Мотив и цель преступления также учитываются при квалификации преступления, определении вида и размера уголовного наказания.

Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния. В ряде случаев действия лица внешне имеют все признаки преступления, но в действительности не являются таковым ввиду особых обстоятельств, вызвавших его. Уголовное законодательство к таким обстоятельствам относит необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Наказание по уголовному праву — это особая форма государственного принуждения, применяемая судом от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и выражающая отрицательную морально-политическую и юридическую оценку преступника и его деяния. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Наказание является не только карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами.

Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. К лицам, совершившим преступление, могут применяться следующие, предусмотренные законом наказания: Лишение свободы — изоляция достигшего совершеннолетия осужденного в специальных местах заключения. Лишение свободы устанавливается на срок от 3 месяцев до 10 лет, а за преступления, повлекшие особо тяжкие последствия, и особо опасным рецидивистом в случаях, прямо предусмотренных законом, — не свыше 25 лет. Такими преступлениями являются, например, измена Родине, шпионаж, бандитизм, разбой, умышленное убийство, групповое изнасилование и др. При назначении наказания лицу, не достигшему до совершения преступления 18-летнего возраста, срок лишения свободы не может превышать 10 лет. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательно-трудовых колониях общего или усиленного режима.

Исправительные работы без лишения свободы назначаются на срок от 1 месяца до 2 лет и отбываются в соответствии с приговором суда либо по месту жительства осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими, применением исправительных работ, но в районе жительства осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не более 20 %.

Условное осуждение — это акт, направленный на достижение главной цели уголовного наказания — его исправления и перевоспитания. Достижения этой цели неразрывно связано также с активным воспитательным воздействием на осужденного со стороны в его трудового коллектива, товарищей по работе. Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок до 5 лет в качестве основного или дополнительного наказания в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штраф — денежное взыскание в доход государства, налагаемое судом в случаях и пределах, установленных кодексом. Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести совершенного преступления с учетом имущественного положения виновного.

Кроме перечисленных основных видов уголовного наказания к осужденным могут применяться и дополнительные в виде конфискации имущества, лишения воинского или специального звания, а также лишения родительских прав.

В виде исключительной меры наказания, впредь до ее полной отмены, уголовный закон допускает применение смертной казни — расстрела. Не могут быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие до совершения преступления 18-летнего возраста, женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, а также к моменту вынесения или исполнения приговора.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РК.

Согласно законе о борьбе коррупцией, коррупционные правонарушения и ответственность за них состоит из восьми статей: требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций (ст. 8); меры финансового контроля (ст. 9), деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций (ст. 10), недопустимость совместной службы близких родственников (ст. 11), правонарушения, создающие условия для коррупции и ответственность за них (ст. 12); (продолжение) коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ (ст. 13), сроки наложения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции (ст. 13-1); ответственность лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения (ст.17).

Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Статья 334-1. Заведомо ложная информация о факте коррупционного правонарушения: Сообщение органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложной информации о факте коррупционного правонарушения— влечет штраф в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей либо административный арест сроком до тридцати суток.

Статья 533-1. «Получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом»:

1. Получение лицом, уполномоченным на выполнение го-сударственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций либо приравненного к нему лица, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, — влечет штраф в размере трехсот месячных расчетных показателей.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф в размере четырехсот месячных расчетных показателей.

Уголовный ответственность

Статья 41 «Лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью», пункт 1 примечания статьи: «коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные:

1) пунктом г) части 3 статьи 176 — «Присвоение или растрата чужого имущества»;
2) пунктом а) части 3 статьи 193 — «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем»;
3) пунктом а) части 3 статьи 209 — «Экономическая контрабанда"
4) статьей 307 — «Злоупотребление должностными полномочиями»:
5) пунктом в) части 4 статьи 308 — «Превышение власти или должностных полномочий»;
6) статьей 310 — «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»;
7) статьей 310 — «Получение взятки»;
8) статьей 312 — «Дача взятки»;
9) статьей 313 — «Посредничество во взяточничестве»;
10) статьей 314 — «Служебный подлог»;
11) статьей 315 — «Бездействие по службе»;
12) статьей 380 — «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти»

Каждое отдельное правонарушение конкретно, оно совершается конкретным лицом, в определённом месте и времени, противоречит действующему правовому предписанию, характеризуется точно определёнными признаками.

Человек, в своём поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них. Однако, несоблюдение ряда норм вызывает применение различных санкций в отношении лица их нарушившего. Применение санкций регламентируется различными документами, принятыми в данном обществе, с учётом его особенностей.

Понятие коррупционного преступления не закреплено в уголовном законе, однако законодателем дан исчерпывающий их перечень, избежав, таким образом, раскрытия самого понятия коррупционного преступления.

В соответствии с примечанием к ст.307 УК РК коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные:

1) п. “г” ч.3 ст. 176 УК РК “Присвоение или растрата вверенного чужого имущества”;

2) п. «в» ч.2 ст.192 УК РК «Лжепредпринимательство»;

3) п. “а” ч.3 ст. 193 УК РК “Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем”;

4) п. “а” ч.3 ст. 209 УК РК “Экономическая контрабанда”;

5) ст. 307 УК РК “Злоупотребление должностными полномочиями”;

6) п. “в” ч.4 ст.308 УК РК “Превышение власти или должностных полномочий”;

7) ст. 310 УК РК “Незаконное участие в предпринимательской деятельности”;

8) ст. 311 УК РК “Получение взятки”;

9) ст. 312 УК РК “Дача взятки”;

10) ст. 313 УК РК “Посредничество во взяточничестве”;

11) ст. 314 УК РК “Служебный подлог”;

12) ст. 315 УК РК “Бездействие по службе”;

13) ст. 380 УК РК “Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти”.

Общепризнанно, что, имея важное значение для построения системы Особенной части Уголовного кодекса, правильной квалификации общественно опасного деяния, родовой объект представляет собой группу однородных благ (интересов), на которые посягает однородная группа преступлений.

Понятие родового объекта преступлений против интересов государственной службы и государственного управления в некоторой мере исследовано и не вызывало у правоведов значительных разногласий. Родовой объект должностных преступлений большинством ученых определялся как “правильная деятельность государственного аппарата”[83, с. 25].

Вместе с тем в связи с изменениями в уголовном законодательстве Глава 13 озвучена как “Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления”, а в примечании к ст. 307 УК РК определен исчерпывающий перечень коррупционных преступлений. Законодательное закрепление данного перечня поставило в первую очередь перед теоретиками и практиками ряд неоднозначных вопросов, касающихся единого родового объекта коррупционных преступлений, их признаков, и вообще, возможно ли по причине разноплановости и расположения в различных главах Особенной части УК выработать единое понятие коррупционного преступления, которое охватывало бы приведенный выше перечень коррупционных преступлений. Данную задачу необходимо разрешить для правильной квалификации преступлений, отграничения от смежных составов, дальнейшего совершенствования уголовного законодательства.

В данном случае, хотя квалификация коррупционного преступления проводится по всем элементам, тем не менее ключевым является вопрос об объекте коррупционных преступлений, предопределяющий решение остальных проблем, который в наибольшей мере определяет сущность и социальную природу, степень общественной опасности коррупционного преступления.

Ряд преступлений, предусмотренных в УК РК, нарушает или угрожает нарушением не одному, а нескольким общественным отношениям. Одновременное поражение преступлением нескольких объектов Н.И. Коржанский называет конкуренцией непосредственных объектов. Конкуренция непосредственных объектов преступления порождается сложностью общественной жизни. В силу множественности и взаимозависимости общественных отношений, участником которых является один и тот же субъект, преступление, воздействуя на одно звено социальной связи, так или иначе, прямо или косвенно затрагивает другие, соприкасающиеся с ним отношения[84, с. 137-138]. При этом сущность объекта представляет собой, с одной стороны, определенную систему закономерных связей и отношений. Сущность объекта проявляется в ее многочисленных связях и отношениях[85, с. 17].

Так, родовым объектом ст.176 ч.3 п. г “Присвоение и растрата вверенного чужого имущества”, совершенные лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, являются не интересы государственной службы и государственного управления, а отношения собственности, в связи с чем некоторые исследователи коррупции высказывают мнение об исключении хищения (присвоения и растраты) из перечня коррупционных преступлений.

По мнению д.ю.н. К.Ш. Уканова, непосредственным объектом хищений выступает тот конкретный вид собственности (государственная, муниципальная, частная и др.), в котором находилось похищаемое имущество[86, с. 27]. Дополнительным же непосредственным объектом могут выступать интересы государственной службы и государственного управления, так как в п. г ч. 3 ст. 176 УК РК говорится о действиях лица, сопряженных с использованием им своих служебных полномочий, что подтверждает правоту законодателя о признании рассматриваемого состава коррупционным преступлением. Дополнительным объектом преступления являются те общественные отношения, посягательство на которые не составляет сущности данного преступления, но которые данное преступление изменяют наряду с основным объектом[87, с. 30-31].

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если такие действия сопряжены с использованием лицом своего служебного положения (п. “а” ч.3 ст. 193 УК РК), является также коррупционным преступлением. Родовым объектом являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, а основным непосредственным объектом – “установленный законодательством порядок совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом и их использование для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности”[88, с. 80]. Дополнительным же непосредственным объектом являются интересы государственной службы и государственного управления, так как действия лица сопряжены с использованием служебных полномочий.

Родовым объектом экономической контрабанды (п. “а” ч.4 ст. 209 УК РК) являются “общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления основанной на законе экономической деятельности”[89, с. 14]. Основным непосредственным объектом является финансовая деятельность государства. Дополнительным непосредственным объектом - правила перемещения через таможенную границу. Квалифицирующий признак экономической контрабанды, совершенное лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если деяния сопряжены с использованием им своего служебного положения посягает также и на интересы государственной службы и государственного управления которое является также дополнительным объектом.

Не вызывает сомнения, что родовым объектом Главы 13 являются “общественные отношения, обеспечивающие авторитет государственной службы, уважение и доверие к ней со стороны населения, законную деятельность государственного и общественного аппарата”[90, с. 89].

Основным непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК) является нормальная деятельность соответствующего звена государственной службы и государственного управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Поскольку злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершенного преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и другие интересы общества и государства и т.д.

Понятие основного непосредственного объекта превышения власти или должностных полномочий (п. в ч.4 ст.308 УК РК) можно сформулировать как “общественное отношение, содержанием которого является деятельность должностного лица по исполнению должностных полномочий в пределах, предоставленных ему действующим законом и основанными на нем подзаконными нормативными актами, направленная на реализацию задач и функций государственной власти и государственного управления”[91, с. 29].

Так же, как и при злоупотреблении, должностными полномочиями дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Непосредственным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления конкурентной предпринимательской деятельности[92, с. 8].

Непосредственным объектом взяточничества являются общественные отношения, которые составляют содержание нормальной деятельности государственного аппарата и аппарата местного самоуправления в отдельных его структурных подразделениях, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, войсках и воинских формированиях Республики Казахстан[93, с. 14].

По мнению Р.А. Барсуковой, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.314 УК РК, является порядок составления и выдачи субъектом официальных документов. Дополнительным непосредственным объектом служебного подлога являются права и законные интересы граждан, организаций, государства[94, с. 28].

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 315 “Бездействие по службе”, является нормальная деятельность соответствующего звена государственной службы и государственного управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Поскольку, как и в ст.307 УК РК, бездействие по службе приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершенного преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и другие интересы общества и государства и т.д.

В соответствии с п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан “О судебной практике по делам о воинских преступлениях” от 28 октября 2005 года объектом воинских преступлений, в том числе и ст.380 УК РК, признается установленный порядок прохождения воинской службы в ВС РК, в других войсках и воинских формированиях, что и определяет родовой объект рассматриваемого состава преступления.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов военного управления, установленный в ВС РК порядок осуществления должностных функций военными начальниками, всеми воинскими должностными лицами, отвечающие интересам воинской службы и обеспечения постоянной высокой боевой готовности войск. Дополнительным объектом могут быть личность военнослужащего, охраняемые законом права и свободы, интересы воинов либо военное имущество, общественные или государственные интересы[95, с. 102].

Особого внимания заслуживает предмет коррупционного преступления, который обязателен в ст. 176, 193, 309, 311-314 УК. Так, если определение предмета взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера не вызывает серьезных разногласий в теории и практике, то интересна полемика о получении взятки в виде предметов изъятых из гражданского оборота например, наркотических средств и психотропных веществ. По мнению Ю.И. Ляпунова, Б.В. Волженкина, Е.В. Курбатова и др., предметом получения взятки может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица несут ответственность и за незаконный оборот этих предметов[93, с. 16; 96, с. 73; 97, с. 196].

В условиях маргинализации социально незащищенных слоев населения в последние годы массовое явление стало приобретать проституция. В УК РК предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и сводничество (ст.ст. 270-271 УК), Законом Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми” от 2 марта 2006 года впервые в уголовное законодательство введено понятие эксплуатации, под которой также понимается занятие проституцией. Вполне понятно, что в случае принятия чиновником сексуальных услуг здесь имеет место аморальный поступок.

С другой стороны, если должностное лицо осведомлено о том, что сексуальные услуги оплачены, то это заставляет задуматься о наличии состава получения взятки, так как данная сексуальная услуга опосредованно носит материальный характер. Например, логичными представляются доводы А.К. Квициния: “Предметом взятки может быть все, чем можно подкупить должностное лицо и оказать на него влияние путем предоставления любых благ, услуг, независимо от того, материального или нематериального они свойства”[98, с. 19]. На наш взгляд, уголовная политика в ближайшем будущем должна развиваться в направлении расширения понятия предмета взятки по следующим основаниям:

Во-первых, при оплате взяткодателем услуг в интересах взяткополучателя девиантное поведение должностных лиц в данном случае является питательной средой для существования проституции (без спроса нет предложения);

Во-вторых, девиантное поведение должностных лиц, пользующихся платными сексуальными услугами, граничит с другими видами преступлений (ст. 122-123 УК РК);

В-третьих, половое либидо или инстинкт человека является его неотъемлемым психо-физиологическим свойством, так же, как и природное желание питаться, одеваться и т.д., то есть входит в потребностно-мотивационную сферу.

Однако указанное предложение носит сугубо теоретический характер, так как правоохранительные органы сегодня даже не могут эффективно противодействовать взяточничеству в привычном понимании его природы, не говоря уже о вышеприведенных примерах.

На основе проведенного анализа объекта коррупционного преступления, можно прийти к выводу, что единого родового объекта коррупционного преступления не существует ввиду многоплановости данных деяний. Вместе с тем, если не основным, то дополнительным объектом, так или иначе являются интересы государственной службы и государственного управления, что позволяет по объектам посягательства коррупционные преступления классифицировать на следующие виды:

1. Коррупционные преступления против собственности (п. “г” ч.3 ст.176 УК РК).

2. Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности (п. “а” ч.3 ст.193 и п. “а” ч.3 ст.209 УК РК).

3. Коррупционные преступления против интересов государственной службы и государственного управления (ст. 307, п. “в” ч.4 ст. 308, ст. 310-315 УК РК).

4. Воинские коррупционные преступления (ст. 380 УК РК).



2016-09-17 527 Обсуждений (0)
Тема 8 Основы уголовного права РК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8 Основы уголовного права РК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)