Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
В.В. Мархинин ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Кафедра философии и права
В.В. Мархинин
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебное пособие
Сургут
УДК 21 (075.8). ББК 86.2. Р36.
Карпин В.А., доктор медицинских наук, доктор философских наук, профессор
М 25 Мархинин В.В. История и философия науки : учеб. пособие / В. В. Мархинин ; Сургут. гос. ун- т ХМАО – Югры. – Сургут, 2015. – 860 с.
Предназначено для магистрантов и аспирантов по всем научным специальностям, изучающих дисциплину «История и философия науки».
© Мархинин В. В., 2015
Оглавление
Вводные замечания. 7 Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 8 Тема 1. Философия и наука. 8 1.1. Определение философии как проблема Нового времени: связь с проблемой взаимоотношений философии и науки 8 1.2. Философия как особый вид познавательной деятельности. 16 1.3. Философия как особый тип мировоззрения. 59 1.4. Философия как сфера культуры и социальный институт: функции философии. 80 1.5. Взаимоотношения философия и науки: теория и методология в философии и науке. 92 Тема 2. Философия науки: теоретические контуры.. 122 2.1. Предмет философии науки. 123 2.2. Наука как особый вид познавательной деятельности. 132 2.3. Наука как социальный институт и сфера культуры: функции науки. 143 2.4. Проблема генезиса науки: наука и преднаука. 156 Раздел II. ФИЛОСОФИЯ И ГЕНЕЗИС НАУКИ.. 173 Тема 3. Античная философия и преднаука в период досократиков (ранней философской классики) (конец 7 века – 5 век до н. э.). 175 3.1. Социокультурные условия возникновения и динамики философии и преднауки в период досократиков (к. VII – V в. до н.э.). 176 3.2. Ионийская натурфилософская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит). 188 3.3. Пифагорейская школа (Пифагор и Филолай). 194 3.4. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). 200 3.5. Натурфилософские учения о многоначальности природы (Анаксагор, Эмпедокл). 202 3.6. Атомисты (Левкипп и Демокрит). 206 3.7. Софистика как выражение потребности перехода к новому этапу в философии. Софисты (Протагор, Горгий) 211 Тема 4. Античная философия и преднаука в период высокой и поздней философской классики(конец 5 века до н.э. – 4 век до н.э.). 214 4.1. Социокультурная характеристика периода. 214 4.2. Высокая философская классика (Сократ, Платон). 215 4.3. Поздняя философская классика (Аристотель). 225 Тема 5. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (первая часть темы) 255 5.1. Социокультурная характеристика эпохи. 256 5.2. Панорама философских школ и учений эллинистически-римской эпохи, взятых в их отношении к преднауке (киренаики, киники, скептики, эпикурейцы, стоики, академики, перипатетики, эклектики, гностики, неоплатоники). 261 5.3. Обобщающая характеристика философской ситуации эллинистически-римской эпохи в еёзначении для развития преднауки. 310 Тема 6. Эллинистически-римская философия и преднаука (вт. пол. 4 в. до н.э. – 5 в. н.э.) (вторая часть темы) 323 6.1. Фактор государственной поддержки специальных отраслей знания. Египетская Александрия. 323 6.2. Математика. Теоретическое обобщение оснований и системы математического знания Евклидом и философия. 328 6.3. Физика. Физические теории Архимеда и философия. 334 6.4. Астрономия. Теории Гераклида Понтийского, Аристарха Самосского, Гиппарха, Птолемея и философия 340 6.5. Спор Симпликия и Иоанна Филопона по поводу физики Аристотеля. Физика Иоанна Филопона 359 Тема 7. Средневековая философия и преднаука (6 – 14 вв.). 370 7.1. Социокультурная характеристика эпохи. 370 7.2. Патристика в её отношении к философии. 379 7.3. Схоластика, философия и преднаучная мысль. 384 7.4. Итог: религиозно-философская мысль Средних веков в её значении для эволюции преднауки 410 Тема 8. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Первый этап (15 в. – сер.16 в.). 415 8.1. Социокультурная характеристика периода в целом и этапов возникновения науки. 415 8.2. Культура Возрождения – импульсы к научному творчеству. 418 8.3. Натурфилософское учение Николая Кузанского. 421 8.4. Гелиоцентрическое астрономическое учение Н. Коперника. 425 Тема 9. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Второй этап(сер. 16 в. – сер. 17в.). 434 9.1. Натурфилософское учение Джордано Бруно. 434 9.2. Философия, физика и астрономия Галилео Галилея. 438 9.3. Открытие законов движения планет Иоганном Кеплером.. 452 9.4. Учение Френсиса Бэкона и его роль в формировании науки. 459 9.5. Учение Рене Декарта и его роль в формировании науки. 467 9.6. Атомизм Гассенди в формировании науки. 479 Тема 10. От эпохи Возрождения к Новому времени: философия и возникновение науки. Третий, завершающий этап – создание Ньютоном физики как науки (сер. 17в. – конец 17 в.). 483 10.1. Ньютон – его биография и время, в которое возникла наука. 484 10.2. Наука и философия, научная методология. 490 10.3. Физико-механическая научная теория Ньютона и её метафизический горизонт. 497 Раздел III. Философские проблемы развития науки. 511 Тема 11. Концепции развития науки в рамках философии науки как особого направления в философии 511 11.1. От позитивистской к постпозитивистской философии науки. 511 11.2. Философия науки К. Поппера. 527 11.3. Философия науки И. Лакатоса. 548 11.4. Философия науки Т. Куна. 552 11.5. Философия науки П. Фейерабенда. 561 Тема 12. О специфике социально-гуманитарных наук. 571 12.1. Проект научного обществознания в позитивизме О. Конта. 571 12.2. Тема особенностей социальных и гуманитарных наук в классическом марксизме. 574 12.3. Специфика «наук о духе» в философии жизни В. Дильтея. 595 12.4. Специфика «наук о духе» или «наук о культуре» в неокантианстве В. Виндельбанда и Г. Риккерта 599 12.5. Социальные науки и «науки о культуре» в неокантианской «понимающей социологии» М. Вебера 604 12.6. Трактовка специфики социальных наук. 617 12.7. Проблема специфики социально-гуманитарных наук в структурной антропологии К. Леви-Строса 623 12.8. Специфика гуманитарного научного познания в философской герменевтике Х.-Г. Гадамера 648 12.9. О специфике социально-гуманитарных наук: концептуальное осмысления историко-философского опыта 680 Тема 13. Актуальные проблемы философии науки. 739 13.1. Стадии и типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука 740 13.2. Синергетика и синергетический подход в современной науке. 750 13.3. Экологическая этика и современная наука. 788 13.4. Гендерный подход в социально-гуманитарном познании. 823 Рекомендуемая учебная литература к курсу «История и философия науки». 856
Вводные замечания
В философии вообще и, соответственно, в философии науки – в частности принципиальное значение имеет определенная философская позиция в смысле принадлежности к определенному направлению – материализму или идеализму и, коль скоро мы не являемся сами создателями оригинального философского учения, – к определенному философскому течению. Неясность философской позиции ведет к эклектизму. Сказанное является мотивом для того, чтобы с самого начала объявить, с какой позиции читается данный курс. Наша позиция в плане принадлежности к определенному направлению философии – материализм, а в плане принадлежности к определенному философскому течению – марксизм. Поясним при этом, что принадлежность к данным направлению и течению, как, впрочем, и к любому другому, не исключает возможность критического отношения к тем или иным положениям учения его основателей – речь должна идти о верности духу, а не букве, основоположениям, а не буквально каждому положению. Неверно было бы также думать, что наша приверженность марксизму исключает согласие по тем или иным вопросам со сторонниками других философских течений: напротив, усвоение определенных идей из учений сторонников других позиций необходимо для развития любой данной философской позиции, в частности и проводимой в нашем курсе. Надо сказать также, что чтение данного курса с заявленной позиции не означает какого-либо запрета слушателям придерживаться любой другой философской позиции. Следует лишь понимать и знать тот материал, который дается в курсе, и квалифицированно владеть предпочтительной для самого слушателя философской позицией, уметь обоснованно трактовать с этой предпочтительной для него позиции проблемы философии науки.
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |