Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия в системе культуры. Проблема научности философии



2016-09-17 557 Обсуждений (0)
Философия в системе культуры. Проблема научности философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы раскрыть место и роль философии в системе культуры, следу­ет рассмотреть ее соотношение с другими явлениями духовной жизни – искусством, религией, наукой, а также охарактеризовать ее социальные функции.

Философия и искусство во многом едины, но существенно отли­чаются друг от друга. И философия, и искусство проявляют особый инте­рес к человеку, его духовному миру, формируют представление о жизнен­ных ценностях, смысле жизни, прекрасном и безобразном. В философии и искусстве выражена авторская позиция, предполагается многовариант­ность объяснения какого-либо события. Поэтому многие деятели искусства (особенно, писатели и поэты) склонны к философскому осмыслению мира. По мнению постмодернистов, произведения С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, А. Камю и других известных философов возникли на стыке философии, литературы, психологии, и в силу этого их трудно отнести к какому-либо определенному жанру.

Отличие философии от искусства в том, что она представляет теоре­тическое понятийное знание, она по сути своей рационалистична; в искус­стве преобладает художественное мышление, эмоциональные оценки в конкретная образность.

Еще Гегель обращал внимание на общность философии и религии. Они дают целостное представление о мире, в специфической форме связы­вают «конечное и бесконечное», имеют мировоззренческий смысл. Именно поэтому возможна религиозная философия и философствующая религия. Но вместе с тем философия и религия – различные формы духовной жиз­ни. Философия, используя логику, научный и практический опыт, доказы­вает и обосновывает свои положения, она критична н антндогматична и давно отказалась от претензий на абсолютное знание. Религия содержит совокупность догматов, не требующих доказательства, она во многом ало­гична и претендует на абсолютную истину. В отличие от религии филосо­фия опирается на разумные основания, даже если рассуждает об иррацио­нальном, а не на веру, основанную на эмоциях. Будучи теоретическим зна­нием, философия не нуждается в обрядовых действиях для поддержания своего существования.

Как уже отмечалось, наука возникает и развивается в недрах фило­софской мудрости. Впоследствии она отделяется от науки, сохраняя с ней некоторую общность: теоретическое объяснения мира, логическая обосно­ванность, стремление к истинному знанию. Но эта общность содержит в себе различие, т. к. в отличие от философии наука не ограничивается тео­рией и логическим обоснованием, а научный и философский поиск истины неоднозначны.

Рассмотрим подробнее некоторые отличия философии и науки.

1. Наука не имеет внутреннего единства, она распадается на множе­ство конкретных наук, каждая из которых имеет свой предмет и изучает определенную сферу природы или общества. Философия изучает мир в це­лом, она представляет мир как систему, элементы которого структурно ор­ганизованы. Даже постмодернизм, изображающий все существующее как «хаос», «мозаику» разрозненных элементов, предполагает некое единство разрозненного.

2. И наука, и философия дают знание общего, так как оперируют по­нятиями, категориями, принципами. Однако понятия философии имеют предельно общий характер («бытие», «материя», «сознание», «причин­ность»), научные понятия обобщают в пределах предмета данной науки («атом», «энергия», «масса», «инерция»).

3. Философские положения выводятся логически и не имеют экспе­риментального подтверждения. Наука не ограничивается логической аргу­ментацией, её законы и принципы имеют эмпирическое, прежде всего, экспериментальное обоснование.

4. Наука стремится к точности и однозначности, её проблемы решае­мы (нередко раз и навсегда). Различные концепции и решения проблемы признаются необходимыми лишь в процессе поиска истинного знания. Для философии характерен плюрализм – многовариантность решения одной и той же проблемы, который проявляется не только в процессе истории фи­лософии, но и на каждом конкретном этапе её развитая. Философские про­блемы вечны, они постоянно переосмысливаются в свете нового опыта и применительно к уникальной конкретной ситуации, их нельзя ни подтвер­дить, ни опровергнуть опытным путем.

5. Науке можно научиться, усвоив определённую сумму знаний. Цель изучения философии – не столько усвоение некой совокупности зна­ний, сколько развитие способности мышления, состоящей в умении само­стоятельно осмысливать общественные события, научные открытия, жиз­ненные ценности и вырабатывать логически обоснованную мировоззренческую позицию. Если наука дает ответы на вопросы, то философия – не всегда ответ, но всегда «вопрошание», «искусство нахождения истины».

6. Наука есть форма познания объективного мира, понимаемого как нечто внешнее по отношению к человеку, она максимально абстрагируется от субъективно – личностных моментов познания. Философия – личност­ное знание, «исповедь самого сочинителя» (Ф. Ницше), она является фор­мой рефлексии человека и направлена на изучение его внутреннего духов­ного опыта. Она есть «систематизированная, рациональная рефлексия че­ловека», представляющая «отражение общих основ человеческой деятель­ности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности» [1, с. 22].

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что философия занима­ет особое место в системе духовной культуры. Имея общие черты с други­ми видами интеллектуальной деятельности и взаимодействуя с ними, фи­лософия представляет своеобразную форму миропонимания, изучающую мир в целом в аспекте субъектно-объектного отношения. Она исследует природу (рисунок 1) и сущность мира, природу и сущность человека, сис­тему «человек мир».

Рисунок 1 – Что изучает философия.

Что касается проблемы научности философии, то не следует абсолю­тизировать научные знания и превращать его методы, проблемы, цели, язык в масштаб значимости и ценности познания. Приведенный выше сравнительный анализ философии и науки показывает, что философское и научное знание отличны по многим параметрам и потому нет необходимо­сти подтягивать философское знание до уровня науки. Надо изучать фило­софию в её духовном своеобразии и общественной значимости.

Для полноты картины отметим, что в современной литературе имеет место и другая точка зрения, согласно которой философия понимается как научное знание о мире на том основании, что она существует в рациональ­но-понятийной форме и ей присуща логическая доказательность, аксиома­тическое построение и т. д. [9, с. 12].

 



2016-09-17 557 Обсуждений (0)
Философия в системе культуры. Проблема научности философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия в системе культуры. Проблема научности философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)