Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фобии студентов 3 курса КГМУ



2016-09-17 429 Обсуждений (0)
Фобии студентов 3 курса КГМУ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В опросе на тему «Страхи общества XXI века» приняли участие студенты 3 курса КГМУ общей численностью 30 человек, среди которых преимущественно девушки (25 человек против 5). Средний возраст участников 19,5 лет. Как и в первых двух случаях изначально рассматриваем группу «Природных страхов человека», которым посвящены вопросы №1-5,7 на гистограмме (рис. 5).

 

Рис. 5. Соотношения ответов ДА/НЕТ в разделе анкеты «Природные страхи человека» среди студентов 3 курса КГМУ

 

У 66% студентов 3 курса распространена боязнь пауков и змей (вопрос №4) и можно с полной уверенностью сказать, что среди природных страхов этот занимает первое место во всех трех группах. Акрофобия (вопрос №7), аблутофобия и аэрофобия (вопрос №2) выявлена у 57% и 33% опрошенных в этой группе соответственно. С тревогой идут к стоматологу 37% респондентов (вопрос №1). Бронтофобии (вопрос №3) и никтофобии (вопрос №5) подвержены 26% и 30% респондентов соответственно.

Интересная тенденция наблюдается в группе социальных страхов человека. Местоположение страхов в условном топе осталось неизменным (рис. 6).

Рис. 6 Соотношения ответов ДА/НЕТ в разделе анкеты «Социальные страхи» среди студентов 3 курса КГМУ

Также как и в первых двух группах здесь доминирует страх перед экзаменом (80%). На втором месте с 66% голосов располагается боязнь публичных выступлений (вопрос №15). Клептофобия (вопрос №14) выявлена у 53% респондентов. Монофобия (вопрос №13) отмечается у 40% опрошенных. Также отмечается тенденция к снижению с возрастом страха потери устройства связи (вопрос №9) и в третьей группе опрошенных она достигает минимума – 33%. Демофобия и клаустрофобия набрали наименьшее количество голосов в опросе (10% и 23% соответственно).

Все полученные материалы были тщательным образом проанализированы и сведены в общую таблицу фобий (табл. 1).

Таблица 1

Таблица проявления страхов у студентов первых трех курсов Курского государственного медицинского университета.

Наименование вопроса Положительны ответы, %
1 курс 2 курс 3 курс
Испытываете ли Вы страх перед посещением стоматолога?
Боитесь ли Вы перемещений на воздушном или водном транспорте?
Внушает ли Вам страх грохот грома и сверкание молний?
Боитесь ли Вы собак, пауков или змей?
Испытываете ли Вы страх перед темнотой?
Боитесь ли Вы посещать массовые мероприятия (концерты, митинги, собрания и т.д.)?
Боитесь ли Вы высоты?
Испытываете страх перед экзаменами?
Боитесь ли вы остаться без мобильного устройства связи?
Боитесь ли Вы замкнутого пространства?
Испытываете ли Вы страх перед одиночеством?
Боитесь ли вы быть обокраденным?
Испытываете ли Вы страх перед выступлением на публику?

 

При анализе материала было выявлено несколько интересных закономерностей. С возрастом растет страх посещения стоматологов. Некоторые респонденты объяснили свой страх боязнью боли, звука стоматологического инструмента и печальным опытом посещения этого специалиста.

При перемещении на воздушном и водном транспорте человек попадает не типичную для него обстановку, где в силу своих анатомических особенностей он не может полностью контролировать ситуацию. Этому страху больше подвержены девушки, что объясняет низкий процент положительных ответов у студентов 2 курса, где в опросе участвовало большое количество юношей (14 человек из 40). Многие респонденты сказали, что боятся упасть. Грозы боятся по аналогичной причине – этот процесс неподвластен людям и им приходится с ним мириться и защищаться от него (молниеотводы). Этот страх также преобладает среди девушек. Некоторые из представителей пауков и змей ядовиты и не раз нападали на наших предков в прошлом. По этой причине в нашем организме генетически заложена информация о том, что змей и пауков следует опасаться, так как они могут причинить вред. Именно по этой причине многие резиденты не смогли объяснить почему они их боятся и лишь некоторые сказали, что боятся ядовитых укусов или же страх связан с неприятными воспоминаниями из детства.

Также прослеживается тенденция к усилению страха темноты с возрастом. Как пояснили респонденты, в темноте их пугает неизвестность, отсутствие контроля над ситуацией, наличие каких-либо потусторонних сил. Из объяснений становится понятно, что в основе этого страха две основные причины: одна – это чрезмерно развитый инстинкт самосохранения, который внушает человеку мысль, что в темноте на него может кто-то напасть, в вторая – чрезмерно богатая фантазия в совокупности с инфантильным мышлением, которое заставляет человека думать о потусторонних силах (привидениях, вампирах и т.д.).

В социальной группе тревог отчетливо выделяется только одна тенденция – это уменьшение зависимости от мобильного телефона с возрастом. Это связано с тем, что чем старше становится индивид, тем меньше он нуждается в большом круге общения, а все свои силы направляет на углубленное изучение того мира, в котором он живет и на свое самосовершенствование и для этого ему требуется свое личное время, в котором его никто не будет беспокоить и отвлекать. И если обратить внимание на студентов первых и последних курсов, то можно увидеть, что последние реже смеются и имеют наиболее озадаченный вид, так как подходит пора, когда человеку нужно самому решать свои проблемы без помощи коллектива.

В остальном в изученной группе все страхи преобладают в одинаковых пропорциях, и все они вызваны боязнью потерять свой социальный статус. Получил двойку на экзамене – возник риск отчисления, а, следовательно, потеря социального статуса. Опозорился на выступлении – испортил репутацию – потерял статус. В этой группе хочется отдельно выделить тревогу за свое имущество. Мне кажется, что эта фобия наиболее опасна сейчас, так как заставляет переживать людей за те вещи, которые по сути не играют важную роль в жизни. Половина опрошенных, независимо от пола боится быть обокраденной, так как связывает свое положение в обществе с наличием у себя дорогих вещей, но не уделяет внимания развитию своего внутреннего мира, который гораздо ценнее брендовых аксессуаров.

Почти половина опрошенных боится одиночества. У людей этот страх возникает по той причине, что они немного не уверены в себе и подсознательно считают, что с такими недостатками они никому не нужны. Такие, как правило, при первой же возможности женятся или выходят замуж, так как считают, что второго шанса может и не быть.

Из выше сказанного можно сделать один вывод: природные страхи человека всегда будут существовать в обществе, так как человек является неотъемлемой ее частью. А бороть эти страхи будут люди, стремящиеся разобраться в причине того или иного явления, вызывающего страх. Например, человек, знающий, что в средней полосе России наводнения исключены, никогда не станет бояться ливневого дождя.

 

Заключение

Настоящая работа посвящена одной из актуальных задач современности – страхам в обществе XXI века. Страхи играют важную роль в нашей жизни, как положительную, так и отрицательную. Положительная роль заключается в обеспечении безопасности человека за счет умеренного страха боли и потери жизни. Отрицательную роль страхи играют тогда, когда механизм самосохранения дает сбой и человек начинает бояться любой мелочи (боязнь темноты, воды, насекомых, управления автомобилем и т.д.). В этих случаях страхи мешают человеку в повседневной жизни и с ними нужно бороться с помощью врачей-психиатров. В настоящее время открыто и изучено множество фобий человечества и нам кажется, что всегда были врачи-психиатры и всегда они знали о многих фобиях и могли в любой ситуации помочь. Однако, психиатрия, как наука зародилась не так давно и обязана своим появлением на свет З. Фрейду, который первым из ученых-философов попытался объяснить понятие страха не с точки зрения философии, а с точки зрения науки. И это произошло на рубеже XIX и XX веков.

В рамках курсовой работы описан весь нелегкий путь, пройденный человечеством от простых размышлений о страхе до его научного обоснования и лечения.

Если в античности понятие страха было связано в основном с природными явлениями (засуха, наводнение и т.д.) и конечностью человеческого бытия, то в средневековье понятие страха приобрело религиозную окраску, что связано с развитием христианства и ислама в сильнейших мировых державах того времени. Популяризация религия привела к тому, что малограмотное население, стало опасаться кары небесной и начало слепо повиноваться религиозным канонам. Основной страх этого времени – отлучение от церкви и признание еретиком и как следствие попадание в ад. В этот период правители начали смекать, что религиозный страх можно использовать для управления людскими массами и пополнения казны (продажа индульгенций).

Н. Макиавелли первым из философов написал руководство, в котором говорится о том, как управлять государством используя страх жителей перед нарушением условных законов государства. Принципы Н. Макиавелли до сих пор успешно используются в современном мире.

Период Нового времени и классический философии рассматривает взаимоотношение страха и разума. В этот период впервые прозвучало предположение, о том, что попытка понять определенное явление, внушающее страх (например, наводнение) приводит к тому, что человечество начинает искать решение, позволяющее обезопасить себя и тем самым побороть страх (постройка дамбы). Этот период является отправной точкой постижения страха с точки зрения науки.

Философы иррационального периода начали заниматься изучением страхов каждого индивидуального человека, а не общества в целом, что было характерно для предшествующих ему этапов. Здесь же впервые, Ф. Ницше была высказана мысль, что слепое подчинение догматам тормозит развитие человечества и наделяет многими ужасами. Он призвал к тому, что каждый индивид должен развивать талант, который приобрел от природы на благо человечества.

Взгляды Ф. Ницше разделял З. Фрейд, который развил его учение о биологизации страхов. З. Фрейд впервые классифицировал страхи на рациональные и невротические и связал происхождение страхов с важными жизненными периодами, такими как рождение и либидо.

А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм в своих учениях широко опирались на концепцию З. Фрейда, но полностью не разделяли ее. Они уделяли большое внимание социальным аспектам страха. И считали, что корни всех тревог взрослой личности следует искать в детстве (например, во взаимоотношеньях между детьми и родителями).

Русский ученый Ю.В. Щербатых изучил учения своих предшественников и опираясь на их труды, выделил три основные группы страхов: биологическая, социальная и экзистенциальная. Он считает, что все эти три группы неразрывно связаны с собой, и чтобы помочь человеку справиться со своими страхами, необходимо искать их причины сразу в этих трех группах. По моему мнению, выводы Ю.В. Щербатых являются правильными, так как они охватывают сразу три неразрывные ипостаси человека: человека, как представителя животного мира, человека, как часть общества и человека как части духовного. А самое главное, что все эти учения учат нас не слепо повиноваться страху, а искать их причину, чтобы их преодолеть и стать совершеннее.

В ходе выполнения работы было выявлено, что страхи, описанные античными философами, актуальны и по сей день. Например, страх перед необъяснимыми явлениями с развитием цивилизации не исчез. Многие люди и в наши дни продолжают бояться темноты и потусторонних сил. Конечно некоторые страхи «растворились» во времени. Например, страх неурожая или грозы. Но с развитием науки и техники появились новые страхи (страхи перед посещением стоматолога, страх остаться без мобильной связи, аэрофобия).

 

 

Библиография

1. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1999. – 480 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Кристалл, 2003. – 464 с.

3. Бэкон Ф. О мудрости древних // Бэкон Ф. Соч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 233–236.

4. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 134–256.

5. Гольбах П.А. Преимущества общественной жизни // Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1963. С. 89 – 110.

6. Дамаскин И. Источник знания. М.: Просвещение, 2002. – 416 с.

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Русское слово, 1979. – 394 с.

8. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 122–214.

9. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М. Изд-во МГУ, 1994. – 262 с.

10. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная Революция, 1994. – 244 с.

11. Макиавелли Н. Государь. СПб.: Кристалл, 2003. – 324 с.

12. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ф. НицшеСоч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 566–624.

13. Ницше Ф. Так говорил Заратустра М.: Астрель, 2013. 320 с.

14. Платон. Аксиох // Платон. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 324–367.

15. Платон. Евтифрон // Платон. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 286–323.

16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Мысль, 1995. С. 259–370.

17. Гегель Г. Философия религии // Гегель Г. Соч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 2. С. 97–104.

18. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Культурная Революция, 1991. – 468 с.

19. Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Мысль, 1998. – 318 с.

20. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Просвещение, 1992. – 312 с.

21. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Русское слово, 2004. – 274 с.

22. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа. М.: Наука, 1993. – 344 с.

23. Щербатов М.М. Аничков Д.С. О пользе науки. М.: РХГИ, 2000. 448 с.

24. Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5. С. 57–69.

25. Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии: в 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 324–355.

26. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Просвещение, 1995. 268 с.

Приложение

Анкета

Дорогие друзья, предлагаю Вам поучаствовать в социологическом исследовании, разработанном для того, чтобы установить ‒ сохранились ли в современном обществе страхи, описанные древними мыслителями, и какие новые фобии приобрели люди XXI века. Возможно, именно Ваши ответы помогут разобраться в этих непростых вопросах.

Желаю удачи!

Пол

Возраст

Курс

1. Испытываете ли Вы страх перед посещением стоматолога[31]?

2. Боитесь ли Вы перемещений на воздушном или водном транспорте?

3. Внушает ли Вам страх грохот грома и сверкание молний?

4. Боитесь ли Вы собак, пауков или змей?

5. Испытываете ли Вы страх перед темнотой?

6. Боитесь ли Вы посещать массовые мероприятия (концерты, митинги, собрания и т.д.)?

7. Боитесь ли Вы высоты?

8. Испытываете ли Вы страх перед экзаменами?

9. Боитесь ли Вы остаться без мобильного устройства связи?

10. С какими из ваших страхов Вы справляетесь в повседневной жизни?

11. Какие из страхов вызывают у Вас панику?

12. Боитесь ли Вы замкнутого пространства?

13. Испытываете ли Вы страх перед одиночеством?

14. Боитесь ли Вы быть обокраденным?

15. Испытываете ли Вы страх перед выступлением на публику?


[1] См.: Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ф. НицшеСоч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 598–601.

[2] См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная Революция, 1994. С. 143–151.

[3] См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Просвещение, 1992. С. 24–26.

[4] См.: Щербатов М.М., Аничков Д.С. О пользе науки. М.: РХГИ, 2000. С. 237–245.

[5] См.: Платон. Аксиох // Платон. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 346–351.

[6] См.: Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии: в 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 334.

[7] См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Русское слово, 1979. С. 303–304.

[8] См.: Платон. Евтифрон // Платон. Соч.: в 4-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 314.

[9] См: Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1999. С. 317–320.

[10] См.: Дамаскин И. Источник знания. М.: Просвещение, 2002. С. 213– 216.

[11] См.: Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие православия в их творениях). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 56–62.

[12] См.: Макиавелли Н. Государь. СПб.: Кристалл, 2003. С. 101–103.

[13] См.: Бэкон Ф. О мудрости древних // Бэкон Ф. Соч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. С. 233–236.

[14] См.: Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 167–168.

[15] См.: Гольбах П.А. Преимущества общественной жизни // Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 т. М.: Мысль, 1963. Т. 2. С. 90.

 

[16] См.: Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. С. 160–162.

[17] См.: Гегель Г. Философия религии // Гегель Г. Соч.: в 2-х т. М.: Мысль, 1977. Т. 2. С. 97–104.

[18] См.: Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа. М.: Наука, 1993. С. 121–124.

[19] См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Астрель, 2013. С. 214–215.

[20] См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная Революция, 1994. С. 178–180.

[21] См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Просвещение, 1992. С. 58–61.

[22] См.: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения. М.: Мысль, 1995. С. 369–370.

[23] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Просвещение, 1995. С. 164–166.

 

[24] См.: Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Культурная Революция, 1991. С. 282–294.

[25] См.: Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб: Кристалл, 2003. С. 15–18.

[26] См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Русское слово, 2004. С. 205–211.

[27] См.: Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Мысль, 1998. С. 227–230.

[28] См.: Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха // Природа. 2000. № 5. С. 61.

[29] См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Русское слово, 2004. С. 196–201.

[30] См.: Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Мысль, 1998. С. 208–212.

[31] При ответе «ДА» желательно разъяснить, почему Вы этого боитесь. Относится ко всем вопросам.



2016-09-17 429 Обсуждений (0)
Фобии студентов 3 курса КГМУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фобии студентов 3 курса КГМУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)