Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Страх в историко-философском измерении



2016-09-17 420 Обсуждений (0)
Глава I. Страх в историко-философском измерении 0.00 из 5.00 0 оценок




СТРАХ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ

ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Автор:

Н.И. Хмаро — 8 группа 2 курса

лечебного факультета

Научный руководитель:

канд. филос. н., ст. преп. А.Г. Никулина

 

Дата сдачи курсовой работы: _______

Оценка: _______

Подпись руководителя: _______

 

Курск

2015 – 2016 учебный год


Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Страх в историко-философском измерении......................................... 7

§ 1. Античность: борьба разума со страхом ........................................... 7

§ 2. Теологические взгляды на проблему страха в Средневековье ....... 9

§ 3. «Разумный» подход к изучению страха в Новом времени и классической философии................................................................................................ 11

§ 4. Постижение иррациональной сущности страха и тревоги в неклассической философии................................................................................................ 18

Глава II. Психоанализ: от биологизации страха и тревоги к поиску социальных условий их возникновения.............................................................................................. 25

§ 1. Биологизация страха З. Фрейда....................................................... 25

§ 2. Поиски социальных аспектов страха в работах А. Адлера, К. Хорни и Э. Фромма.................................................................................................... 26

Современные представления о тревоге в работах Ю.В. Щербатых 30

Глава III. Наиболее распространенные страхи студентов КГМУ (интерпретация результатов социологического опроса, проведенного среди студентов КГМУ: «Страхи молодежи XXI века») ....................................................................................... 34

§ 1. Фобии студентов 1 курса КГМУ...................................................... 34

§ 2. Фобии студентов 2 курса КГМУ...................................................... 36

§ 3. Фобии студентов 3 курса КГМУ...................................................... 39

Заключение........................................................................................................ 44

Библиография.................................................................................................... 47

Приложение....................................................................................................... 49

 

 

Введение

Актуальность темы исследования.Вся наша повседневная жизнь сопровождается фобиями (от древне греч. φόβος, лат. fobos — «страх»). Это может быть страх перед экзаменом, высотой, замкнутым пространством или же каким-нибудь маленьким насекомым. Вне зависимости от предмета страха в некоторых ситуациях люди одинаково на него реагируют: нервничают, не могут контролировать свою речь и эмоции, впадают в ступор и т.д.

Многие ученые считают, что чувство страха присуще всем высшим живым существам на планете, но наивысшее его проявление наблюдается у человека, так как он обладает способностью к размышлению. У человека и животных есть два общих страха — страх неизведанного и страх смерти. Но есть одно отличие: животное боится только при прямом столкновении с опасностью, а человек в силу своей способности фантазирования и умения анализировать происходящее вокруг начинает бояться заранее.

Существуют самые разнообразные страхи: полезные, иррациональные и объяснимые, надуманные и оправданные. Иногда обычные страхи человека превращаются в невротическое расстройство, справиться с которым человек уже не в силах и для его преодоления необходима помощь психотерапевта.

Многие фобии человека имеют временный характер и проходят по мере взросления человека. Так, например, страх перед темнотой часто встречается у детей, но редко у взрослых.

Общие страхи характеры для каждой эпохи человечества. Древние люди боялись магии, колдунов, природных явлений и приносили жертвы, чтобы задобрить богов, а современные смотрят на все это с улыбкой, но боятся экономических, политических, идеологических проблем, которые могут нарушить их существующий уклад жизни и вывести из зоны комфорта. К одним из современных страхов можно назвать боязнь остаться без мобильной связи и интернета. И с полной уверенностью можно сказать, что вместе с эволюцией общества будут эволюционировать и его страхи.

Делая вывод из выше сказанного, можно с полной уверенностью сказать, что тема страхов была, есть и будет актуальной во все времена.

Объектом исследованияявляются философско-медицинские аспекты страха, апредметом исследованиявыступает страх как экзистенциал человеческого бытия.

Цель исследования — эксплицировать понятие страха как с точки зрения философии, так и с точки зрения клинической психологии, выявить сходства и различия взглядов на проблему, привести примеры распространенных фобий прошлого и современности.

Достижение поставленной цели требует решения серии исследовательских задач:

1) изучить эволюцию понятия фобия в различные эпохи философской мысли и установить момент перехода понятия страха из философии в клиническую психологию;

2) эксплицировать клинико-диагностические аспекты страхов в психологии;

3) исследовать фобии прошлого и настоящего, найти их сходства и различия;

4) провести социологический опрос на предмет выявления страхов среди студентов КГМУ.

Проблема страхов интересовала человека еще с древних времен. В то время люди боялись того, что они не могли объяснить (гроза, засуха и т.д.). Многообразие форм страха впервые попытались показать античные философы: Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Цицерон.

В Средневековье понятие страха было тесно связано с религией и выделялись два основных типа страхов – страх вследствие греха и душеспасительный «страх Божий». Размышления о страхах упоминаются в работах А. Августин «Исповедь», Ф. Аквинского «Святые отцы и учители Церкви». В эпоху Возрождения рассматриваются социально-политическое значение страха с целью использования его для как инструмента для управления подданными государства. Первым мыслителем, рассмотревшим страх с этой точки зрения, является Н. Макиавелли.

В эпоху Нового времени и Классической философии исследовали взаимоотношение страха и знания. Впервые были выдвинуты предположения о том, что страхи порождают ложные представления о действительности и в какой-то степени тормозят развитие общества. Проблемы страха упоминаются в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П.А. Гольбаха, И. Канта, Г. Гегеля. Эти авторы рассматривают также страх и как позитивный фактор, способствующий не только торможению развития, но и его ускорению при определенных условиях.

В иррациональном этапе философии страхов выделяются три мыслителя – А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и С. Кьеркегор. Философия А. Шопенгауэра посвящена размышлениям о страхе смерти, свойственном всему живому. В своей работе«Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа» он стремился доказать, что смерть не есть зло, так как она никак нам не касается. Ф. Ницше бросал вызов существующему порядку и вещей и считал, что догматизм неприемлем, так как заставляет человека испытывать страх перед общепринятыми законами и укладом жизни[1]. С. Кьеркегор пытается показать, что страх является индикатором будущих событий и что по мере взросления человека и приближении его к смерти страхи эволюционируют[2].

А философ-экзистенциалист М. Хайдеггер в трактате «Время и бытие» описывает ужас, как «выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция»[3]. Другими словами, ужас перед смертью позволяет человеку выходить за грани своей ограниченности существования. Ж.-П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» возлагает на человека ответственность за свое существование и считает, что тревога непосредственно связана с понятием свободы, как возможность выбора своего пути. А К. Ясперс в своем труде «Смысл и назначение истории» проблему страха рассматривает в рамках осмысления проблем будущего. Он считает, что, если человек в непривычных для него условиях берет инициативу в свои руки, он преодолевает страх, в противном случае страх подчиняет его себе.

В психоанализе З. Фрейд в «Введение в психоанализ: Лекции» впервые отделил реальный страх от невротического расстройства человека. Его концепции отличаются от биологизацией в объяснении появления страхов. С трудов З. Фрейда начинается изучения страха с точки зрения медицины.

А. Адлер, являющийся последователем З. Фрейда, в своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» объяснил появление тревоги из чувства неполноценности человека и его стремления к компенсации этого недостатка. Это чувство вызывает постоянную тревогу и заставляет человека искать себя в той области жизни, где он будет чувствовать свое превосходство над другими. К. Хорни считала, что корень тревоги человека следует искать в его раннем детстве, а страхи взрослого человека – это всего лишь развитые во времени детские фобии. И в работе «Невротическая личность нашего времени. Самоанализ» отметила, что проблемы взаимоотношения родителей и детей являются ключевой причиной развития тревожности.

В русской философии выделяют два направления, ориентированных на решение проблемы страха – религиозно-философское и просветительское. В первом случае понятие страха было близко с принципами патристики и описано в работе И.А. Ильина «Аксиомы религиозного опыта». Просветители Д.С. Аничков и М.М. Щербатов в труде «О пользе науки» считали, что все страхи человека возникают из-за незнания и чем ниже интеллект человека, тем больше у него страхов. И только путем просвещения человек может преодолеть свои страхи[4].


 

Глава I. Страх в историко-философском измерении



2016-09-17 420 Обсуждений (0)
Глава I. Страх в историко-философском измерении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Страх в историко-философском измерении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)