Тема 3.1. Процессы концентрации и кооперации в торговле
Содержание занятия
1. Значение процессов концентрации торговых организаций в отечественной торговле. 2. Горизонтальная и вертикальная интеграция крупномасштабного предпринимательства в торговле. 3. Формы объединения крупномасштабного предпринимательства на российском товарном рынке. 4. Организационно-правовые нормы и управление крупномасштабными объединениями.
Методические указания
В настоящее время отечественная торговля вышла на новый уровень интеграции: наблюдается объединение крупномасштабных торговых организаций, их кооперирование, диверсификация и конгломерация, слияние торгового, банковского и промышленного капитала. Эти процессы меняют соотношение сил на внутреннем рынке, повышают роль интеграции. Изучение данной темы ставит цель ознакомить студентов с сущностью и значением крупномасштабных объединений. Следует подробно рассмотреть организационные формы на внутреннем рынке, природу их образования, цели создания. Необходимо изучить, какое влияние оказывают крупные организации на развитие внутреннего рынка страны. В мировой практике сложились крупные организационные формы соответствующих их бизнес-стратегиям. Необходимо определить, какие организации соответствуют принципам интеграции, рассмотреть особенности их организации и управления.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чём состоит сущность концентрации торгового капитала и каково его значение для товарного рынка России? 2. Рассмотрите законодательные акты, регулирующие процессы концентр-ации капитала на внутреннем рынке страны. 3. Опишите цели процессов кооперации крупных торговых структур. 4. Опишите различия в условиях создания, управления и функционирования крупномасштабных интегрированных организаций. 5. Рассмотрите совместные предприятия как формы интеграции. Задание. Подготовьте сообщение на тему: «Процессы концентрации торгового капитала на современном этапе развития внутреннего рынка».
Тема 3.2. Роль торговых организаций в межотраслевых объединениях
Содержание занятия
1. Образование и область функционирования межотраслевых хозяйственных объединений. 2. Торговые дома как проводники коммерческо-посреднической деятельности в торговле. 3. Роль торговых домов в развитии межотраслевых торговых связей. 4. Финансово-промышленные группы и формы участия торговли в их деятельности.
Методические указания
Одним из направлений интеграции структур крупного бизнеса является образование групп для решения межотраслевых проблем. Роль этих групп в развитии рынка различна. Наиболее типичными групповыми образованиями являются торговые дома и финансово-промышленные группы. Целью данной темы является изучение цели, условий создания, функций этих групп, а так же формы участия в их деятельности торговых структур.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Каковы цели и условия образования межотраслевых добровольных объединений? 2. В чём заключается роль межотраслевых объединений в развитии внутреннего рынка страны? 3. Рассмотрите цель и условия создания объединений типа «Торговый дом». 4. Опишите права и обязанности участников Торгового дома. 5. Какую организационно-правовую форму может иметь Торговый дом? 6. Рассмотрите органы управления, модели организационного построения, основные структурные подразделения Торгового дома и их функции. 7. Дайте определение понятия «финансово-промышленная группа». 8. Какую роль играют ФПГ в развитии торговли? 9. В чём заключается роль государства в в регулировании деятельности межотраслевых объединений? Задание. Подготовьте сообщение на тему «Роль финансово-промышленных групп в развитии внутренней торговли».
ТЕСТЫ
1. Система размещения розничной торговой сети базируется на следующих трех принципах: а) равномерное размещение; б) групповое размещение; в) ступенчатое размещение; г) локальное размещение.
2. Розничная торговая сеть определяется как: а) имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказание торговых услуг; б) совокупность предприятий розничной торговли, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением; в) торговая сеть конкретной фирмы, организации, системы; г) совокупность стационарных и нестационарных видов торговых сетей.
3. Основой розничной торговой сети является: а) разносная и развозная торговля; б) стационарная сеть; в) фирменная торговая сеть производственного предприятия; г) магазины, павильоны, киоски и палатки.
4. Формат торговли — это: а) площадь торгового зала и количество рассчетно-кассовых узлов; б) совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов; в) форма обслуживания, представляемый сервис, часы работы; г) среднее количество покупок в день.
5. Магазины формата дискаунтер стали повсеместно появляться после … а) издания указа «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» и выхода на российские рынки иностранных сетей; б) после кризиса 1998г.
6. Горизонтальная кооперация это: а) объединения, слияние, кооперация или взаимодействие предприятий находящихся на одной хозяйственной ступени; б) объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта по цепочке создания стоимости.
7. Определите последовательность формирования розничных торговых сетей в России: а) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»; б) появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление магазинов формата «продуктовый бутик»; в) появление первых сетевых компаний и переход ряда предприятий от оптовой торговли к розничной, первое IPO, увеличение объемов сделок по слияниям и поглощениям, появление первого иностранного игрока, освоение торгового формата дискаунтер, появление и бурное развитие продовольственных рынков, появление региональных продуктовых сетей, появление гипермаркетов, формирование федеральных игроков отрасли, появление магазинов формата «продуктовый бутик».
8. К особенностям развития розничных сетей в РФ относятся следующие три положения: а) слабая экспансия иностранных сетей; б) избыток торговых площадей; в) отсутствие товаров под собственной маркой; г) региональная экспансия; д) размещение акций на бирже; е) отсутствие франчайзинга.
9. Собственные торговые марки, ориентированные на покупателей, чувствительных к цене, у которых преобладают рациональные мотивы покупки: а) марки эконом-класса; б) имиджевые (нишевые); в) инновационные собственные торговые марки.
10. Самая крупная транснациональная торговая сеть — это … а) Wal-Mart Stores, Inc.; б) Auchan group; в) Metro AG.
11. Риски для франчайзи: а) использование марки, завоевавшей популярность у потребителей и репутацию; б) вступление в апробированную бизнес-систему и использование ее конкурентных преимуществ; в) отказ выплаты роялти; г) ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию.
12. Выполнение отдельных функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и проч.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, производственно-технологичес-ких, маркетинговых) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения называется: а) аутсорсинг; б) концессия; в) аутстаффинг; г) контрактация.
13. RFM-анализ … а) позволяет сгруппировать объекты анализа по мере однородности анализируемых параметров путем применения коэффициента вариации; б) оценка структуры задолженности с целью выявления задолженности которую предприятие может погасить в ближайшей перспективе; в) анализ товарного ассортимента по частоте обращений, где основными критериями сегментации являются давность и частота обращений.
14. Категорийный менеджмент — это …: а) процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица; б) специфическая и определяющая структура всех и каждой организаций; в) умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей; г) деловая активность, посредством которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или пользователю.
15. Мерчандайзинг — это …: а) комплекс мер по увеличению объемов продаж; б) подготовка товаров к продаже, а также комплекс мер, направленных на привлечение внимания покупателей с помощью эффективного размещения товаров в торговом зале, размещения рекламных проспектов и плакатов; в) продвижение торговых марок непосредственно в торговых залах магазинов; г) развитие популярности торговых марок путем воздействия на потребителя.
16. Для оценки эффективности использования торговой площади магазина не используют … а) коэффициент установочной площади; б) коэффициент экспозиционной площади; в) коэффициент нагрузки на м2.
17. Снижение покупательной способности населения является ... а) положительной тенденцией изменения параметров спроса; б) отрицательной тенденцией изменения параметров спроса; в) положительным изменением в конкурентной среде; г) отрицательным изменением в конкурентной среде.
18. Доля товарооборота розничной сети в общем обороте розничной торговли страны падает, при этом оборот розничной торговли страны и товарооборот розничной сети растут. Возможно ли это? а) нет не возможно, т.к. товарооборот розничной сети растет; б) да возможно если товарооборот розничной сети растет меньшими темпами нежели оборот розничной торговли страны; в) по представленным данным выводы сделать нельзя.
19. ФАС заинтересуется деятельностью розничной сети если: а) ее доля на рынке превышает 25%; б) ее доля на рынке превышает 50%.
20. Сколько кассовых узлов устанавливается в жестком дискаунте? а) 2-6; б) 5-16; в) 5-10; г) 25-40.
21. Величина города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование его территории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и другие зоны), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда –– это … факторы, учитываемые при размещении магазинов. а) транспортные; б) градостроительные; в) социальные.
22. Расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения –– это … размещение. а) равномерное; б) групповое; в) ступенчатое.
23. Финансовый модуль автоматизируемой системы управления розничной сетью обычно содержит компоненты: а) «управление персоналом»; б) «управление складом»; в) «бухгалтерия», «работа с банками», «бюджетирование», «финансовое планирование».
24. Основой материально-технической базы розничной торговли является … а) торговая сеть; б) персонал; в) информация.
25. Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением –– это … . а) магазины; б) торговая сеть; в) компьютерная сеть.
26. По формам продажи различают следующие виды розничной торговой сети: а) стационарная и нестационарная; б) магазинная и внемагазинная; в) розничная и мелкорозничная.
27. По местоположению торговых объектов различают следующие виды розничной торговой сети: а) стационарная и нестационарная; б) магазинная и внемагазинная; в) розничная и мелкорозничная.
28. Расширение деятельности за счёт слияния или создания новых предприятий, производящих или оказывающих одни и те же услуги –– это … . а) диверсификация; б) вертикальная интеграция; в) горизонтальная интеграция.
29. Какой форме организации бизнеса в розничной торговле соответствует классификационный признак «единый контроль и управление всеми магазинами, входящими в корпоративную сеть»? а) ассоциированная торговля; б) многофилиальные компании (корпоративные сети); в) франчайзинг.
30. … называют такой способ её организации, при котором мелкие торговцы вступают в объединения с целью повышения своей конкурентоспособности и рентабельности бизнеса. а) ассоциированной торговлей; б) корпоративной сетью; в) франчайзингом.
31. Распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли –– это … а) вертикальная интеграция; б) диверсификация; в) горизонтальная интеграция.
32. Фирма, владеющая в нескольких странах производственными, торговыми и другими приносящими доход активами –– это … . а) торговый комплекс; б) межотраслевая диверсификация; в) транснациональная компания.
33. Стратегия … ориентирована на создание преимуществ на основе уникальности, максимального разнообразия и высокого качества продукции. а) стратегия диверсификации; б) стратегия лидерства в низких издержках; в) дифференциации.
34. По договору … одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т.д. а) коммерческой концессии; б) купли-продажи; в) поставки.
35. Система взаимоотношений, которая заключается в возмездной передаче одной стороной (франчайзером) другой стороне (франчайзи) товарного знака, технологии и другой коммерческой информации, использование которой будет способствовать росту франчайзи и надежному закреплению на рынке –– это … . а) франчайзинг; б) аренда; в) лизинг.
36. Продукция, выпускаемая под маркой и по заказу конкретной розничной сети –– это …. Часто носит название самой розничной компании («Рамстор», IKEA), но может иметь и собственное имя («Ромашкино» у «Перекрестка», Elenberg – у «Эльдорадо»). а) private Label (собственная или частная торговая марка); б) товарный знак; в) упаковка.
37. У одной сети … существовать несколько собственных торговых марок для разных категорий товаров или разных групп потребителей. а) может; б) не может; в) правильного ответа нет.
38. Под аутсорсингом понимают выполнение отдельных функций (произ-водственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и т.п.) или бизнес-процессов (организационных, финансово-экономических, произ-водственно-технологических, маркетинговых) внешней организацией, распола-гающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения. а) аутсорсингом; б) аутстаффингом; в) арендой.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ
1. Сущность процессов кооперации в торговле и их объективная необходимость. 2. Сущность, общность и различия процессов интеграции, концентрации, кооперации. 3. Интеграционные процессы на уровне объединений, предприятий и внутри фирм. 4. Роль малого предпринимательства в развитии торговли. 5. Факторы, обуславливающие создание объединений предприятий малого бизнеса. 6. Коммерческие и некоммерческие объединения, их сущность и условия образования в торговле. 7. Ассоциативные формы организации малых торговых предприятий, их разнообразие и роль в структуризации торговой сети. 8. Кооперативы как форма добровольного объединения предпринимателей в торговле. Виды и цели их создания, юридический статус. 9. Направления совместной деятельности членов кооператива и ее эффективность. 10. Права и обязанности членов кооперативов. 11. Формы управления кооперативами и ответственность их членов за результаты деятельности объединения. 12. Закупочные кооперативы предприятий малого бизнеса: цели создания, организационные особенности хозяйственно-экономическая деятельность, управление 13. Кооперация розничных торговцев: цели и сущность объединения, управление объединением. 14. Кооперация корпоративных структур: виды, цели, задачи. 15. Сбытовая кооперация корпоративных структур: создание совместных торговых представительств, взаимное использование сбытовых сетей, заключение соглашений картельного типа. 16. Цели и условия создания добровольных цепей, их отличительные особенности от ритейловых сетей. 17. Горизонтальные и вертикальные добровольные цепи. 18. Основные направления деятельности объединений, образованных в форме добровольных цепей. 19. Оптово-розничные объединения: цели их создания, направление деятельности, управление. 20. Обязательства членов оптово-розничных объединений, их права и обязанности. 21. Франчайзинг — как форма объединения малого бизнеса в торговле. 22. Сущность франчайзинга, его организационные основы. 23. Формы оплаты услуг франчайзинга. 24. Права и обязанности франчайзера и франчайзи. 25. Франшиза как вид соглашения. Стандарты франчайзинга. 26. Коммерческие интересы участников контрактного соглашения по типу франчайзинга. 27. Концентрационные процессы в сфере крупного торгового капитала и причины, их вызывающие. 28. Группирование крупных объединений, их сущность и отличительные признаки. 29. Крупномасштабные торговые корпорации и объединения малого бизнеса: их борьба за сегменты рынка. 30. Сущность и принципы межотраслевой интеграции, роль и место торговли в ней. 31. Объединения типа «Торговый дом». Цель их образования и характер деятельности. 32. Организационная сущность и юридический статус объединения по типу «Торговый дом» и его участники. 33. Финансово-промышленные группы (ФПГ), задачи их образования, область деятельности. Роль торгового капитала в ФПГ. 34. Ответственность членов Финансово-промышленной группы за результаты ее деятельности. 35. Роль государства в регулировании деятельности финансово-промышленной группы. 36. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции. 37. Уровни интеграции: полная, частичная, минимальная. 38. Органический рост и интеграция как пути развития организации: сущность, преимущества и недостатки. 39. Внутренняя интеграция: сущность и цели. 40. Особенности трактовки терминов «слияние», и «поглощение» в России и за рубежом. 41. Сущность и цели образования стратегических альянсов. 42. Структура и динамика рынка сделок слияния и поглощения. 43. Холдинг как вид объединения организаций.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |