Устойчивые сочетания слов
водой не разольёшь несложном обещать и не выполнить что-то в трёх соснах заблудиться обманывать
спустя рукава взяться за ум хранить молчание трудиться не покладая рук
Закончите предложение одним из приведённых выше устойчивых выражений.
_____________
3. Вставьте пропущенные буквы. Найдите устойчивые выражения и подчеркните их.
4. Вставьте пропущенные буквы.
Выберите и подчеркните устойчивое выражение, которым можно закончить высказывание гуся.
Все как на подбор. Один другого лучше. 5. Прочитайте текст. Найдите устойчивое выражение.
Мой младший братишка как-то захотел попить молока из кувшина, да не удержал его и уронил. Мама спрашивает, кто разбил, он или кот, а братишка молчит — воды в рот набрал Отметьте галочкой строчку с верным утверждением. И в прямом, и в переносном смысле. Проверочная работа 29
На странице букваря тридцать три богатыря. Тридцать три родных сестрицы на одной живут странице.
3. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
___________________________
Когда я был маленький, то боялся грозы. Мой дедушка отв _ чал в с _ мье за гром и молнии. Он поднимался на крышу нашего дома и длинным ш _ стом с привязанным на конце веником разг _ нял низкие серые тучи. Потом я перестал б_яться гр_зы. И дедушке выл _ зать на крышу стало не нужно. (С. Георгиев) Выберите из текста слова и соберите их в тематическую группу. Ненастье: _____
4. Ответьте письменно на вопрос. Дополните тематическую группу. Кем приходился дедушке рассказчик из текста задания 3? ___________________________ _____________
Семья: ______
Какие слова из загадки могут войти в эту тематическую группу? _____________ Проверочная работа 30 Состав слова 1. Дополните каждый ряд словом, которое должно отвечать на вопрос в скобках.
Весело, весёлый, веселиться, (что?) ____________
Краснота, покраснеть, (какие?) ____________
Рассказ, рассказчица, (что сделать?) ____________
Громкость, громкий, громыхать, (как?) ____________
2.Подчеркните однокоренные слова. Кот бежал своим к своим котятам, крот спешил к кротятам. (И. Сухин) К кому направляются эти животные? Допишите однокоренные слова, чтобы
В дописанных вами названиях детёнышей подчеркните общую часть.
Нет
От слова прыгать образуйте три родственных слова. _____________
4. Найдите в каждом прёдложении однокоренные слова. Рядом запишите цифрой их количество. Повар на жаркой кухне жарил в жаровне жаркое. __
Выделите общую часть слов перед корнем значком Нажарил, напёк, насолил, наварил. Засветло, затемно, заново, задолго.
5. Придумайте своё предложение, чтобы в нём было много слов с общим корнем - прыг- (-прыж-) ____________________
Проверочная работа 31
Метель, заметать, метёлка, отметить.
3. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
________________________________
4. Допишите в каждую строчку родственные слова.
____________________
Включите в эти ряды по одному родственному слову из текста задания 3.
6. Допишите в каждую группу однокоренное слово.
Смешной, смеяться, _______________________, смешинка, смешно. Гудок, гудеть, ________________________, гудящий, гуделка. Сладости, сладкое, _________________________, сладкая, сладко,
Проверочная работа 32 Приставка 1. Решите «уравнения», «вычислив» приставку. Впишите ответы. ___________ + морозить = заморозить.
___________ + скоро = нескоро.
___________ + город = пригород.
2. Запишите слова с противоположными по смыслу приставками. Приставки выделите значком Зайти — _________________________, въехать — _______________________,
выходить — ______________________, уезжать — _______________________.
Выпишите только слова с приставкой, которая означает «начать действие».
Забрать, засвистеть, закричать, загорать, засмеяться. __________________________ 3. Ответьте на вопросы. Правильные ответы отметьте галочкой.
Слова закончена и окончена— однокоренные? Да Нет
Да Нет
______________
5.Отметьте галочкой строчку, в которой во всех словах есть приставка.
Невозможный, недовольный, неправильный, негритянский.
Проверочная работа 33 Суффикс
человек — ___________________________, кот— ____________________________.
Брать под своё крылышко. Бросился в глазки. Держать носик по ветерку. _______
скрипач — _______________________________, певец — __________________________, работник — ______________________________, лётчик — _________________________. 4. Подчеркните в тексте имя собственное, в котором есть суффикс.
_______
Окончание 1. Определите, какая часть слова помогает связать в предложении слова по смыслу.
Это ____
2. Измените, где возможно слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Берёза — ___________________________, снег — ____________________________,
завод — ____________________________, капуста — _________________________,
посуда — ___________________________, машина — _________________________.
Уточните, какая часть слова изменилась. Выделите её значком
3. Измените слова, чтобы доказать: выделенные части слов — это окончания. Выдели окончания значком
Лопата — ______
Воробьи— _____
Субботний— ___
4. Отметьте галочкой ряд, в котором всех словах отделены только окончания.
Лисиц-а, капуст-а, посуд-а, приставк-а.
_____________
Проверочная работа 35 Части речи
1. Отметьте галочкой ряд, в котором все слова обозначают признак предмета. Народный, деревенский, вдруг, берёзовый. Здравствуйте, фамильный, языковой, ягодный.
2. В стихотворении Е. Ранеевой подчеркните все слова, которые обозначают действие предмета.
Влюблённые Мы пьём пепси-колу на пару и вместе поём под гитару.
В тексте задания 2 только одно слово обозначает признак предмета — это слово красивую.
Да, это так. Нет, это не так,
Допишите ещё три слова, отвечающие на вопрос какая?
4. Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Гвозди — ___________________________, газеты — _____________________________,
полки — ___________________________, футболки — ____________________________
влюблённые — _______________________________. 5. Прочитайте предложение. Из устойчивых выражений внизу выберите одно, которым можно его закончить. Запишите его.
Мой одноклассник всех победил на школьной олимпиаде по русскому языку, даже третьеклассников ____________________________.
Устойчивые выражения для выбора:курам на смех, заткнул за пояс, взялся за ум.
Проверочная работа 36
1. Прочитайте слова, которые принадлежат к одной тематической группе. Выберите и выпишите из них только имена существительные. __________________________
Ямы роет _______,
(По А. Кочергиной)
3. В задании 1 подчеркните все одушевлённые имена существительные. От двух из них, по своему выбору, образуйте форму множественного числа. Запишите.
_____________
Сидит белка на тележке,
кто? _______________________ что? ________________________
Допишите предложение.
Много мест, яблок, дел, солдат Пять мандарин, помидоров, апельсин.
Проверочная работа 37 Глагол
1. Определите, слов какой части речи больше всего в этом предложении. Правильный ответ из данных ниже подчеркните.
2. Выпишите сначала слова, обозначающие полезные действия, а затем — бесполезные.
Весь день Петров на верстаке строгал брусок рубанком, А Кадыков невдалеке пинал ногой жестянку. Петров пилил, сверлил, стругал, долбил, дробил, соединял И смастерил скворечник из струганных дощечек. А Кадыков стучал, бренчал, пылил, слонялся и пинал Жестянки, банки, кринки и... разорвал ботинки (По О. Григорьеву) Полезные действия: _______
Бесполезные действия: _______
3. Допишите глаголы с противоположным значением.
Над водой стоял туман. В море мылся великан.
Допишите слова, обозначающие действия. Мыло (что делало?) ___________________________.
5. Опишите рисунок, чтобы получился небольшой рассказ.
Проверочная работа 38
2. Прочитайте разговор двух учениц. наоборот, ___. Слова для выбора: умная, послушная ленивая, вялая, нерадивая, невнимательная, задумчивая, сонная. 3. Прочитайте скороговорки. Запишите по два прилагательных, используя слова для выбора. Купила Марусе бусы бабуся. Это ______________________ девочка. Из карманов у Аркашки вечно сыплются бумажки. Мила мылась мылом, намылилась — смыла. Это _____________________ девочка. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Это _____________________ мальчик.
Слова для выбора: вертлявая, нарядная, красивая, весёля, чистая, симпатичная, аккуратная, добрая, неряшливый, ленивый, расхлябанный, трудолюбивый. работящий, умный, проворный, толковый.
4. К каждому слову, обозначающему признак предмета, подберите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет, и запишите его.
(С. Георгиев) Это шуточный рассказ. Запишите так, чтобы выделенное сочетание слов стало одним прилагательным.
Проверочная работа 39
Зелёный, серебряный, золотой. И стали — гуськом — возвращаться назад. (По Н. Матвеевой)
_____________ В загадке нет предлогов. В загадке есть предлоги. Запишите цифрой количество глаголов в загадке. ____________________________
Как петух (в, на) _____ печи пироги печёт, Кошка (за, на) ______ окошке рубаху шьёт, Поросёнок (в, по) _____ступе горох толчёт, Конь (под, у) ______ крыльца (в, по) четыре копыта бьёт, Уточка (без, в) _____ сапожках избу метёт. 4.Напишете все возможные предлоги, которые могут использоваться по смыслу.
5. Прочитайте текст. Впишите в него подходящие по смыслу устойчивые выражения.
Поспорил я как-то с другом, что за ночь выучу большое стихотворение и с выражением расскажу его у доски, но прилёг на минуточку, уснул, а на следующий день ___________ _______.
Теперь ______________ дал обещание — выполни. Устойчивые выражения для выбора: держаться в тени, сбить с толку, с треском провалиться, зарубить на носу.
Проверочная работа 40
1. Запишите текст правильно. ____________________ 2. Прочитайте текст. Как вы думаете, что было потом?
Как вы считаете, какой это был человек? Напишите своё мнение. ____________________
1. Но лучше всего на бумажном л _ сточке писать закорючки, крючочки и точки. Всё это будет расти, как тр _ ва. И сами собой народятся сл _ ва. (По А. Сметанину)
2. Зап _ шите предложение кр_сиво. У мол _ дого льва растёт 6 _ льшая грива. 4. Прочитайте предложения. Составьте из них связный текст и запишите его.
______________
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |