Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повышение качества учебных курсов



2016-09-17 323 Обсуждений (0)
Повышение качества учебных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Переход на информационные технологии обучения предусматривает повышение качества читаемых курсов по следующим основным направлениям:

1) приведение их в соответствие с ГОС, современным состоянием науки и законодательства,

2) обеспечение их вариативности, как по глубине освещения материала, так и по широте охвата различных аспектов дисциплины;

3) оснащение комплектов методического обеспечения современными учебно-дидактическими средствами информационных технологий;

4) обеспечение регулярного обновления читаемых курсов.

Первое направление повышения качества обеспечивается уже самим фактом опубликования читаемого курса, а новые возможности информационных технологий позволяют регулярно и оперативно обновлять курс по мере развития соответствующей научной отрасли и совершенствования законодательства.

Как известно, бумажный формат ограничен по объему помещаемого в него учебного материала и не может обеспечить большую вариативность, его носитель имеет довольно высокую себестоимость. В формате электронном этих ограничений нет.

Бумажный вариант не может переиздаваться чаще, чем раз в два - три года, а правовые, экономические и социальные нормативы в современной России столько времени не сохраняет своей актуальности. Как известно, Государственная Дума в год принимают не одну сотню новых законов. Электронный формат может корректироваться и ежегодно и ежеквартально и даже еженедельно.

Электронный формат обладает многократно большими технологическими возможностями, позволяет применять разнообразные мультимедийные приемы – гипертекстовую свободу перемещений, включать видео и аудио фрагменты, анимацию и др.

В электронном формате могут применяться и новые обучающие технологии, в частности, методика обучающего тестирования, на основе которой создается тестовый тренажер, методика опорного конспекта. Обе эти технологии помимо прочтения теоретического курса, требуют его аналитического разбора, что обеспечивает концентрацию внимания и более эффективное запоминание.

Только электронный формат позволяет обеспечить высокую степень вариативности учебного курса. Электронный учебно-методический комплекс может быть выполнен с организацией разноуровнего изложения учебного материала:

- опорный конспект - это первый уровень детализации учебного материала. Он представляет собой краткое изложение базовых понятий, раскрывающих содержание учебной дисциплины. Он выполняется в виде конспективного изложения учебного материала каждой из тем курса в наглядной форме с применением структурно-логических схем, рисунков и т.д.;

- основной учебный курс– структурно организованный теоретический учебный документ, содержащий необходимый и достаточный объем учебного материала, его объем должен соответствовать общему количеству часов, предусмотренных для дисциплины учебным планом. Для среднего объема – 108 часов (три зачетных единицы) его объем может составлять 100-150 страниц печатного текста, а в электронном виде – 0,8 – 1,4 Мб. текста без иллюстраций.

- расширенный курс может представлять собой объемный фундаментальный учебник с детальным углубленным освещением учебного материала с примерами, подтверждающими теоретические положения, иллюстрированный схемами, графиками, таблицами и т.п. В электронной оболочке может быть выполнен в виде основного курса с помещенными в тексте активными кнопками «об этом подробнее», через которые вызываются дополнительные учебные материалы, более подробно раскрывающие необходимые теоретические положения, различные версии и концепции.

В комплект учебно-методического комплекса могут включаться хрестоматии, практикумы, а также полнотекстовые подборки электронных учебников, монографий, проблемных статей, полные тексты нормативно-правовых источников и комментариев к ним. В отдельных случаях могут создаваться альтернативные курсы, с предоставлением студенту права выбора.

В частности, так может быть построен комплекс дисциплины «Психология и педагогика», по которой в ГОС для ряда специальностей отсутствуют требования к его содержанию.

Данная дисциплина является синтетической, может быть многовариантной, и в настоящее время учеными разрабатываются в качестве самостоятельных направлений научного знания такие ее подотрасли, как социальная психология, политическая психология, юридическая психология, возростная (в том числе детская) психология, психология власти, психология общения и т.д.

Учитывая многоплановость данной дисциплины можно выделить и различные цели, которые могут послужить базовой основой для формирования содержания учебного курса:

1. Самопознание и самосовершенствование;

2. Самоактуализация.

3. Профессиональное совершенствование. Изучение психических свойств человека, социальных групп и социальных процессов с целью совершенной организации профессиональной деятельности в определенной специальной области.

4. Воспитание и обучение взрослых. Выполнение функций учителя и воспитателя (преподавателя среднего или высшего учебного заведения).

5. Воспитание и обучение собственных детей и внуков от момента их рождения (и даже несколько раньше).

Если учесть требования по содержанию данной дисциплины в стандартах для тех профессий, где специальные требования установлены, то основной из вышеназванных является третья цель и в какой-то степени – четвертая цель на ее начальном ознакомительном уровне реализации.

Поэтому основной курс лекций в рамках нашей Программы построен таким образом, чтобы в максимальной степени выполнить требование стандартов главным образом различных специальностей гуманитарной и социально-экономической направленности.

Вместе с этим реализация любой из иных указанных целей может иметь для конкретного студента не менее существенное значение и даже оказаться преобладающей. Имея в виду поощряемый в образовательном процессе принцип вариативности, созданный учебный комплекс предоставляет такую возможность выбора в виде различных вариантов курса лекций.

Безусловно, все собранные в данном комплексе учебные материалы, являются абсолютно необходимыми для изучения каждым человеком, получающим высшее образование, однако учебным планом, например для специальности «юриспруденция» на изучение и аттестацию по данной дисциплине отведено всего 90 часов учебного времени, включая лекционные, семинарские часы и часы самостоятельных занятий. За указанное время студенту не возможно освоить представленный учебный материал в полном объеме. Указанное противоречие возможно разрешить следующим образом:

студент выбирает один из четырех предоставленных ему вариантов учебного курса, за освоение которого вуз его и аттестует;

другие направления дисциплины студент изучает в качестве факультативных и по ним также может быть аттестован вузом;

изучение остальных направлений, а также углубление своих знаний в области психологии и педагогики студент может осуществить за пределами вузовского учебного процесса самостоятельно.

Он также сможет углубить и расширить свои знания в этой области с помощью дополнительных учебных и научных источников, приведенных в приложении к данному комплекту, а также ознакомившись с теми источниками, которые указаны в перечне рекомендуемой литературы. Учитывая, что современная система образования ориентирована на непрерывный процесс обучения в течение всей жизни человека, у каждого найдется при желании время для этого.



2016-09-17 323 Обсуждений (0)
Повышение качества учебных курсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повышение качества учебных курсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)