Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образцы этимологического анализа



2016-09-17 501 Обсуждений (0)
Образцы этимологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Пчела. Из общеславянского бьчела после утраты гласного звука ь и оглушения б перед ч. Бьчела является суффиксальным производным от того же корня, что и диалектное бучать – ‘жужжать, гудеть’, бык, букашка и т. д. (см.). Насекомое названо по характерному для него при полёте жужжанию.

Бык. Общеслав. Суффиксальное образование от звукоподражательного бы<*в(е)и-. Корень тот же, что в словах букашка (см.), пчела (см.). Животное получило своё название по издаваемому им мычанию.

Букашка. Собств.-рус. Образовано посредством суфф. -к- от букаш – ‘букашка’. Букаш – производное с суфф. -аш- от букъ – ‘глухой звук, жужжание’. Существительное букъ по структуре и значению аналогично словам зык (см. зычный). См. бык, пчела. Таким образом, первичный морфемный состав слова букашка следующий: бук-аш-к-а. Современный морфемный состав: букашк-а. В результате ухода из языка слов *букаш и *букъ в морфемной структуре слова букашка произошло опрощение.

Лекция №5

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (ДЕРИВАТОЛОГИЯ). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Цель – познакомить студентов с основными понятиями словообразования: словообразовательная мотивация, производящая база, словообразовательный формант, словообразовательный тип, словообразовательное гнездо.

Учебное время – 2 ч.

План

1. Мотивация. Мотивирующее и мотивированное слово (производное, дериват). Правила мотивации. Типы мотивации.

2. Словообразовательная структура деривата. Производящая база. Словообразовательный формант. Типы мотивации: непосредственная-опосредованная, единственная-неединственная.

3. Единицы системы словообразования. Дериват. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательная парадигма. Словообразовательное гнездо.

4. Словообразовательные типы

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985.

4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.

 

МОТИВАЦИЯ

Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные ‑ это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол → столик ‘маленький стол’, бел/ый → беле/ть ‘становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация ‑ это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом → домик ‘маленький дом’, сила → силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить → ходьба, удалой → удаль, смелый → смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено →разг. коленка).

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации, т е. второе не образовано от первого – и наоборот.

Одно из двух однокоренных слов, связанных отношениями словообразовательной мотивации, является мотивирующим (стол), а другое – мотивированным (столик). Мотивированность слова определяется четырьмя правилами, действующими в следующих случаях:

1. Значение одного слова определяется через значение другого:волк → волчонок (детеныш волка). В этом случае мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо звуковой отрезок, который и признается словообразующим аффиксальным морфом: лес →лес-ок, стоять → про-стоять.

2. Сопоставляемые однокоренные слова имеют различные лексические значения, а в основах их вычленяется одинаковое количество звуковых отрезков. В этом случае мотивированным является слово, семантически более сложное, значение которого определяется через другое сопоставляемое с ним слово: химия → химик ‘специалист по химии’, художник → художница ‘женщина-художник’.

3. Значения сопоставляемых однокоренных слов тождественны во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи. В этом случае: а) в парах «глагол - существительное, обозначающее то же действие» (рисовать → рисование, выходить → выход, скрипеть → скрип) и «прилагательное - существительное, обозначающее тот же признак» (смелый → смелость, изящный → изящество, синий → синь), независимо от длины основ сопоставляемых слов, мотивированным является существительное; б) в паре «прилагательное - наречие» мотивированным является слово, основа которого длиннее на какой-либо отрезок - словообразующий аффиксальный морф: 1): ср. сегодня → сегодня-шн-ий и смел-ый → смел-о, где -о - часть основы (суффикс).

Примечание. Исключение из правила составляют: 1) пары слов, состоящие из существительного, не имеющего суффикса со значением действия, и глагола с суффиксом -нича-, -ствова-, или -ова-/-ирова-/-изирова-/-изова-: в таких парах мотивированным является глагол, поскольку в современном языке с помощью этих суффиксов легко образуются глаголы от существительных со значением действия, а существительные со значением действия без помощи суффикса от таких глаголов не образуются: фокус → фокусничать, кощунство → кощунствовать, салют →- салютовать, ремонт → ремонтировать, террор → терроризировать; 2) пары, состоящие из существительного на -ств(о) и прилагательного, в котором после -ств- следует суффикс: мужество → мужественный, невежество →невежественный.

4. Одно из слов, находящихся в отношениях мотивации, стилистически нейтрально, а другое имеет какую-либо стилистическую окраску. В этом случае независимо от длины основ сопоставляемых слов мотивированным является стилистически окрашенное слово: корабельный → корабел (разг.), индивидуальный → индивидуал (разг.).

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях.

Словообразовательные отношения в отличие от лексических носят не индивидуальный, а групповой характер, т. е. повторяются во всех парах, входящих в один словообразовательный тип, имеют свойство воспроизводимости. Ср.: дядя: дядин = мама: мамин = папа: папин; смотреть: посматривать = глядеть : поглядывать = ходить: похаживать.

Семантика производного включает значение производящего. Ср.: брызгать и побрызгивать 'время от времени слегка брызгать'; брякать и побрякивать 'время от времени слегка брякать'; болеть и побаливать 'время от времени слегка болеть'; звякать и позвякивать "время от времени слегка звякать'; знобить и познабливать 'время от времени слегка знобить'ит. п. Эти словарные определения раскрывают лексические значения производных глаголов. Они отражают индивидуальную семантику каждого слова с помощью отсылки к значению производящего глагола.

Словообразовательно мотивированные слова всегда находятся в отношениях непосредственного контакта. В такой контакт вступают только члены словообразовательных пар. Поэтому к словообразовательной мотивации, как пишет И. С. Улуханов, не могут относиться опосредствованные мотивации, когда между непроизводным словом, т.е. вершиной словообр. гнезда и дериватом находятся промежуточные звенья (типа крахмал — накрахмалить при крахмал — крахмалить).

Словообразовательные мотивации делятся на основные и периферийные, прямые и переносные (Е. А. Земская) При основной мотивации основное (номинативное) значение производящего обычно целиком входит в семантику производного: дом — дом-ик 'маленький дом'; учитель — учи-тель-ствоватъ 'выполнять работу учителя'. При периферийной мотивации семантический элемент, общий для производящего и производного, в семантической структуре производного является периферийным, окраинным, необязательным: полковник — 'тот, кто командует значительным воинским подразделением, вт.ч. полком'; госпитализировать - 'помещать в любую больницу, в т. ч. в госпиталь'.

При прямой мотивации значение производных слов вытекает из прямого значения производящих: школа - школьник, белый - белить. Переносная мотивация характерна для производных, значение к-рых восходит к переносному значению базового слова: обезьянничать 'подражать кому-н., передразнивать кого-н., подобно обезьяне'; школьник 'ученик школы'- школьничать 'шалить, баловаться, вести себя, подобно шаловливому школьнику'. Значение таких слов выводимо из семантики их компонентов, но своеобразно, метафорически.

Особое место в сфере мотивации занимают полимотивированные слова. Это слова, мотивируемые несколькими производящими, т. е. обладающие множественностью (неединственностью) мотиваций. Напр., атлетический: 1) атлетика - атлетический (упражнения по атлетике - атлетические упражнения); 2) атлет — атлетический (телосложение атлета - атлетическое телосложение); педагогический: 1) педагогика — педагогический (лигп-ра по педагогике — педагогическая литра); 2) педагог - педагогический (совет педагогов - педагогический совет).



2016-09-17 501 Обсуждений (0)
Образцы этимологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образцы этимологического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (501)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)