Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП



2016-09-17 1444 Обсуждений (0)
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП 0.00 из 5.00 0 оценок




Словообразовательный тип – схема образования производных слов, характеризующихся общностью трёх элементов:

1) часть речи производящего слова;

2) словообразовательное средство (формант) и его словообразовательное значение;

3) способ словопроизводства.

Под словообразовательным значением понимается «обобщённое значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих». Например:

– производные горошина, снежинка, виноградина имеют словообразовательное значение «единичность»;

– производные запеть, закукарекать имеют словообразовательное значение «начинательность».

Производные тигрёнок, поварёнок, лисёнокотносятся к одному словообразовательному типу, имеющему следующие характеристики:

1) производящая база – основа существительных;

2) словообразовательный формант ‑ суффикс -ёнок/-онок со словообразовательным значением – ‘детскость’ («невзрослость»);

3) способ словообразования – суффиксальный.

Глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант - суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение ‘приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным’: седеть ‘становиться седым или седее’.


Лекция №6

МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

В СЛОВООБРАЗОВАНИИ.

Цель – познакомить студентов с морфонологическими явлениями: ли нейными и нелинейными преобразованиями мотивирующего слова.

Учебное время – 2 ч.

План

1. Понятие о морфонологических явлениях

2. Линейные преобразования производящей основы (мотивирующего слова): усечение и наращение основы

3. Нелинейные преобразования мотивирующего слова: чередование звуков и мена ударения. Диффузия. Интерфиксация.

1.

Морфонологические явления – это различные явления, наблюдающиеся на стыках морфем (морфемных швах), и некоторые другие изменения, происходящие в структуре производного слова; это изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. Преобразования имеют место: 1) преимущественно – перед суффиксальными морфами при суффиксальном способе словообразования и при смешанных способах словообразования с участием суффиксации (префиксально-суффиксальном, суффиксально-постфиксальном, суффиксально-сложном), в том числе в образованиях с нулевым суффиксом; 2) перед интерфиксальными морфами в сложных и суффиксально-сложных словах.

2.

Среди морфонологических преобразований основы мотивирующего слова различаются преобразования линейныеи нелинейные.

К линейным преобразованиям относится усечение или наращение основы за счет какого-либо отрезка (фонемы или сочетания фонем) в конце ее или (редко) в ее начале; например: широк-ий →шир-ота (усечение основы за счет конечного сочетания фонем |ок|), пе-ть – пев-учий (наращение основы за счет конечной согласной |в|), бездарн-ый – бездарь (усечение основы за счет конечной согласной |н|, являющейся суффиксальным морфом).

В подавляющем большинстве случаев линейные преобразования основы мотивирующего слова имеют место в ее финальной части (финали), т. е. в той части, которая непосредственно предшествует в самом мотивирующем слове словоизменительным аффиксам (например, в глаголе – флексиям наст. вр., суффиксу прош. вр.), а в соответствующем мотивированном слове – суффиксальному или интерфиксальному словообразовательному морфу.

В целях упорядочения морфонологического описания за исходную основу мотивирующего глагола, непосредственно морфонологически преобразуемую в структуре отглагольного слова, принимается основа на гласную. Так, к финали относится отрезок |а| инфинитивной основы глагола читать → чита-ть, чита-л, чита-тель (этот отрезок отсутствует, например, в слове чит-ка). К финальной части глагольной основы не относится постфикс –ся/-сь, находящийся после словоизменительных аффиксов, например: боя-ться, бо|j-y|-сь.

Усечение производящей основы – морфонологическое явление, заключающееся в неиспользовании при образовании производного слова финали (фонемы или группы фонем) производящей основы. Например:

Гласная |и| отсекается в основах глаголов: проходи-ть → проход, проход-ной; ошиби-ть-ся → ошиб-ка.

Гласная |е| отсекается в основах глаголов тереть – тёрка, жале-ть → жал-ость, реве-ть →рёв, тере-ть → тёр-ка, смотре-ть → смотр-ины, хотеть → добр-о-хот-ный.

Гласная |о| отсекается в основах глаголов боро-ть-ся → борь-ба, бор-ец: заколо-ть →закол-ка.

Гласная |у| отсекается в словообр. цепочках обману-ть → обман, обманывать; окуну-ть – окун-ать; просну-ть-ся – с-просон-ок; стыну-ть – стынь.

Регулярный характер носят также усечения исходной основы мотивирующего глагола за счет следующих финалей, состоящих из двух и более фонем и способных выступать в качестве самостоятельных суф. морфов глагольной основы.

Финаль |ну| : вздохну-ть – вздох, вышвырну-ть – вышвыр-ивать;

Финали |ова| и |ирова| отсекаются в основах глаголов наследова-ть – наслед-ник, колдова-ть – колд-ун, воркова-ть – ворк-отня, завидова-ть – завид-ный, рискова-ть – риск-нуть, препятствова-ть – препятств-ие, проповедова-ть – проповедь. Обе финали – -ова- и –ирова- – регулярно отсекаются перед иноязычными по происхождению суф. морфами –атор, -тор, -ор, -ер, -ант, -ент, -am, -аци|j|-, -ци|j|-, -енци|j|-, -и|j|- (в словах на –ия), -аж, -абельн-: организова-ть – организ-атор, рационализирова-ть – рационализ-атор; бракова-ть – брак-ёр, дирижирова-ть – дириж-ёр; публикова-ть – публик-ация, изолирова-ть – изол-яция; ревизова-ть – ревиз-ия, репрессирова-ть – репресс-ия; адресова-ть – адрес-ат, делегирова-ть – делег-ат; квартирова-ть – квартир-ант, спекулирова-ть – спекул-янт; претендова-ть – претенд-ент, абонирова-ть – абон-ент; саботирова-ть – сабот-аж; транспортирова-ть – транспорт-абельный.

В некоторых отглагольных образованиях исходная основа мотивирующего глагола усекается за счет не только гласной финали, но и предшествующей согласной, принадлежащей корню: кида-ть – ки-нуть, пряда-ть – пря-нуть, двига-ть – дви-нуть, трога-ть – тро-нуть, брызга-ть – брыз-нуть, тиска-ть – тис-нуть, прыска-ть – прыс-нуть, треска-ть-ся – трес-нуть, кувырка-ть-ся – кувыр-нуть-ся, трепета-ть – вс-трепе-нуть-ся, шепта-ть – шеп-нуть, плеска-ть – плес-нуть, полоска-ть – вс-полос-нуть, гляде-ть – гля-нуть, верте-ть – по-вер-нуть, спа-ть – за-с-нуть. В перечисленных глагольных корнях отсекаются согласные |д|, |д'|, |т|, |т'|, |г|, |к| и |п|.

Усечение основ глаголов за счет гласной финали |a| и предшествующей корневой согласной |j| перед суф. морфами –ва-, -л-, -|тj|: высе|ja|-ть – высе-вать, наве|ja|-ть – наве-вать, асе |ja|-ть – затевать, та|ja|-ть – та-лый, чу|ja|-ть – чу-тьё.

Уникальный характер носит усечение корневой согласной |т| перед суф. морфом –х(а) в случае свата-ть – сва-ха.

Имена существительные:

самбо → самбист: О – часть корня и не является флексией, потому что несклоняемое существительное,

кенгурукенгурёнок.

 

Наиболее распространенным способом наращения исходной основы мотивирующего глагола (основы на гласную) является наращение ее перед суф. морфами за счет тех согласных, которые формируют основу наст. вр. мотивирующего глагола: класть, кла-л – клад-ут; плести, плё-л – плет-ут;, жи-ть – жив-ут, жа-ть – жм-ут, зна-ть – не-знай-ка (разг.), зазна-ться – зазнай-ка, гре-ть – тело-грей-ка, гни-ть – гни|j-е|ние, ду-ть – ветро-дуй; кла-л – клад-ка, плё-л – плет-ение, е-л – ед-a; плы-ть – плыв-ун, оста-ться – остан-ки, уста-ть – не-устан-ный; рос, раст-ут – рост, раст-ение.

При наличии тех же чередований: мы-ть, мо|j-у|т – мой-щик; бри-ть, бре|j-у|т – брадо-брей; жа-ть, жн-ут – жн-ец; жа-ть, жм-ут – жм-ых).

Наращение за счет согласной |т|: ви-ть – вит-ок, проли-ть – крово-пролит-ный, сли-ть – слит-ный, би-ть – глино-бит-ный, бит-а, скры-ть – скрыт-ный, ны-ть – ныт-ик; гну-ть – гнут-арь (спец.), гнут-кий (обл.); пережи-ть – пережит-ок; оста-ть-ся – остат-ок; жа-ть – жат-ка, мя-ть – глино-мят-ный (спец.), смя-ть – в-смят-ку, нача-ть – начат-ки; заня-ть – занят-ный, объя-ть – не-объят-ный, поня-ть – понят-ливый; бы-ть – быт-ность, убы-ть – убыт-ок, сбы-ть – сбыт; разда-ть – раздат-очный. Такому же наращению подвергается основа на согласную в случае пас-ти – паст-ух, пасть-ба (устар. книжн.) паст-ырь и паст-ва.

Наращение за счет согласной |в|: ду-ть – стекло-дув; поши-ть – пошив, ли-ть – лив-ень, лив-мя; покры-ть – покров-ный, кры-ть – кров, омы-ть – омов-ение (книжн. устар.); пе-ть – пев-ун, пев-ец, пев-учий; ста-ть – ледо-став; клева-ть (асе-) – клюв.

Наращение за счет согласной |л|: вить-ся – вил-ок, асе-л-ся – рассел-ина, жи-ть – старо-жил, мя-ть – глино-мял.

Наращение за счет согласной |ж-жд|: оде-ть – одежд-а.

 

Постфикс –ся, входящий в состав основы мотивирующего глагола, отсутствует во всех отглагольных суффиксальных существительных, прилагательных, наречиях: срастаться – срастание, догадаться – догадка, бояться – боязнь, договориться – договоренность, заливаться – заливистый, застояться – застоялый, торопиться – второпях. НО: он всегда сохраняется в причастиях и деепричастиях, в том число в причастиях с адъективными значениями (например, небьющаяся посуда) и в субстантивированных причастиях (например, сущ. трудящиеся, учащиеся).

 

Существуют и др. виды наращений, о которых можно узнать в Грамматике-80.

 

3.

К нелинейным преобразованиям основы относятся чередование и мена ударения. Особое место занимает морфонологическое явление совмещения морфов на стыке мотивирующей основы и форманта.

Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.

Примеры чередований:

1) «заднеязычный (г, к, х) // шипящий (ж, ч, ш)»:

г//ж – нога → ножка,

к//ч – рука → ручка,

х//ш – сухой → сушить;

4) «парный твёрдый // парный мягкий»:

б//б’ – лоб → лобик,

в//в’ – новый → обновить,

д//д’ – гордый → гордиться,

з//з’ – заноза → занозить и т.д.;

4) «губной согласный (б, п, в, ф, м) // губной согласный + л’ (бл’, пл’, вл’, фл’, мл’)»:

в’//вл’ – осчастливить → осчастливленный,

м//мл’ – Рим → римлянин и т.д.;

4) другие виды чередований согласных:

с//ш – высокий → вышина,

ц//ч – заяц → заячий,

ск//щ – тоска → тощища,

з’//г’ – князь → княгиня,

д’//жд’ – водить → вождение

т’//ч – светить → свечение,

з//т’ – склероз → склеротик и т.д.;

5) «гласный // нуль звука» и «нуль звука // гласный»:

Ø//е – игрушка → игрушечка,

е//Ø – лев → львёнок,

о//Ø – лоб → лбище,

и//Ø – читать → чтение,

Ø//о – вилка → вилочка и т.д.;

6) «гласный // гласный»:

у//о – сухой → сохнуть,

и//о – надзирать → надзор и т.д..

Кроме того, в словах может наблюдаться историческое чередование звукосочетание «-им-, -ин- // гласный –а-, -я-»:

взимать → взять,

отжимать → отжать,

разнимать → разнять.

 

Наложение (интерференция, аппликация, диффузия) морфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например:

сосн(а) + -няк → сосняк (сос(н)няк),

лилов(ый) + -оват(ый) → лиловатый (лил(ов)оватый),

пальто + -ов(ый) → пальтовый (пальт(о)овый).

В зависимости от степени «общности» отрезка различают наложение полное (физик(а) + -ик → физик; физ(ик)ик) и частичное (такси + -ист → таксист; такс(и)ист).

 

 

Интерфиксация– морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:

 

пе(ть) + (в) + -ец → певец,

кофе + (й) + -н(ый) → кофейный,

Америк(а) + (ан) + -ск(ий) → американский,

Ялт(а) + (ин) + -ск(ий) → ялтинский.

 

Подобные межморфемные вставки называются интерфиксами.

Данной точки зрения придерживаются не все лингвисты. Противники подобной позиции интерфиксами называют только соединительные элементы в сложных словах (железн(о)дорожный, овощ(е)хранилище и др.). Отрезки –й-, -ан-, -ин-, -в-, рассмотренные выше, в таком случае считают наращением морфемы (например, американский – суффикс –анск). Подобный подход, как правило, находит применение в школьной практике.

 

Нередко образование производного слова сопровождается несколькими морфонологическими явлениями. Например:

шишк(а) + -к(а) → шишечка (чередование Ø//е в корне, чередование согласных (к//ч) на стыке корня и суффикса),

медведь + (ат) + -ин(а) → медвежатина (чередование согласных на стыке корня и суффикса (д’//ж), интерфиксация).

 

В некоторых случаях возможна неединственная интерпретация явлений морфемного шва. Например, образование прилагательного смоленский от основы топонима Смоленск посредством суффикса –ск- может быть объяснено двояко:

– суффикс присоединяется к усечённой основе (Смолен(ск) + -ск(ий) → смоленский);

– происходит полное наложение суффикса на финаль производящей основы (Смоленск + -ск(ий) → смолен(ск)ский).

 

Производные слова в ряде случаев отличаются от производящих не только наличием в них особого аффикса, но и измененным местом ударения: оно перемещается с одной морфемы на другую. Так, абстрактные имена существительные, образованные от прилагательных при помощи суффикса -от-, обычно переносят ударение на окончание: добрый →доброта, чистый →чистота, красный → краснота и т.п. Глаголы совершенного вида, образованные при помощи префикса вы-, как правило, во всех своих формах имеют ударение на префиксе: играть выиграть, писать выписать, лечить вылечить и др. Все эти морфонологические явления обычно не являются самостоятельными, а лишь сопровождают процессы словообразования в русском языке.

 

Литература

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17.

3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985.

4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58.

5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.

 



2016-09-17 1444 Обсуждений (0)
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)