СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТИП
Словообразовательный тип – схема образования производных слов, характеризующихся общностью трёх элементов: 1) часть речи производящего слова; 2) словообразовательное средство (формант) и его словообразовательное значение; 3) способ словопроизводства. Под словообразовательным значением понимается «обобщённое значение ряда мотивированных слов с одним и тем же формантом, отличающее все эти слова от их мотивирующих». Например: – производные горошина, снежинка, виноградина имеют словообразовательное значение «единичность»; – производные запеть, закукарекать имеют словообразовательное значение «начинательность». Производные тигрёнок, поварёнок, лисёнокотносятся к одному словообразовательному типу, имеющему следующие характеристики: 1) производящая база – основа существительных; 2) словообразовательный формант ‑ суффикс -ёнок/-онок со словообразовательным значением – ‘детскость’ («невзрослость»); 3) способ словообразования – суффиксальный. Глаголы седеть, смелеть, прочнеть относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются прилагательными (седой, смелый, прочный) и имеют один и тот же формант - суффикс -е(ть), означающий приобретение или усиление признака. Глаголы данного типа имеют словообразовательное значение ‘приобретать или усиливать признак, названный мотивирующим прилагательным’: седеть ‘становиться седым или седее’. Лекция №6 МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ. Цель – познакомить студентов с морфонологическими явлениями: ли нейными и нелинейными преобразованиями мотивирующего слова. Учебное время – 2 ч. План 1. Понятие о морфонологических явлениях 2. Линейные преобразования производящей основы (мотивирующего слова): усечение и наращение основы 3. Нелинейные преобразования мотивирующего слова: чередование звуков и мена ударения. Диффузия. Интерфиксация. 1. Морфонологические явления – это различные явления, наблюдающиеся на стыках морфем (морфемных швах), и некоторые другие изменения, происходящие в структуре производного слова; это изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. Преобразования имеют место: 1) преимущественно – перед суффиксальными морфами при суффиксальном способе словообразования и при смешанных способах словообразования с участием суффиксации (префиксально-суффиксальном, суффиксально-постфиксальном, суффиксально-сложном), в том числе в образованиях с нулевым суффиксом; 2) перед интерфиксальными морфами в сложных и суффиксально-сложных словах. 2. Среди морфонологических преобразований основы мотивирующего слова различаются преобразования линейныеи нелинейные. К линейным преобразованиям относится усечение или наращение основы за счет какого-либо отрезка (фонемы или сочетания фонем) в конце ее или (редко) в ее начале; например: широк-ий →шир-ота (усечение основы за счет конечного сочетания фонем |ок|), пе-ть – пев-учий (наращение основы за счет конечной согласной |в|), бездарн-ый – бездарь (усечение основы за счет конечной согласной |н|, являющейся суффиксальным морфом). В подавляющем большинстве случаев линейные преобразования основы мотивирующего слова имеют место в ее финальной части (финали), т. е. в той части, которая непосредственно предшествует в самом мотивирующем слове словоизменительным аффиксам (например, в глаголе – флексиям наст. вр., суффиксу прош. вр.), а в соответствующем мотивированном слове – суффиксальному или интерфиксальному словообразовательному морфу. В целях упорядочения морфонологического описания за исходную основу мотивирующего глагола, непосредственно морфонологически преобразуемую в структуре отглагольного слова, принимается основа на гласную. Так, к финали относится отрезок |а| инфинитивной основы глагола читать → чита-ть, чита-л, чита-тель (этот отрезок отсутствует, например, в слове чит-ка). К финальной части глагольной основы не относится постфикс –ся/-сь, находящийся после словоизменительных аффиксов, например: боя-ться, бо|j-y|-сь. Усечение производящей основы – морфонологическое явление, заключающееся в неиспользовании при образовании производного слова финали (фонемы или группы фонем) производящей основы. Например: Гласная |и| отсекается в основах глаголов: проходи-ть → проход, проход-ной; ошиби-ть-ся → ошиб-ка. Гласная |е| отсекается в основах глаголов тереть – тёрка, жале-ть → жал-ость, реве-ть →рёв, тере-ть → тёр-ка, смотре-ть → смотр-ины, хотеть → добр-о-хот-ный. Гласная |о| отсекается в основах глаголов боро-ть-ся → борь-ба, бор-ец: заколо-ть →закол-ка. Гласная |у| отсекается в словообр. цепочках обману-ть → обман, обманывать; окуну-ть – окун-ать; просну-ть-ся – с-просон-ок; стыну-ть – стынь. Регулярный характер носят также усечения исходной основы мотивирующего глагола за счет следующих финалей, состоящих из двух и более фонем и способных выступать в качестве самостоятельных суф. морфов глагольной основы. Финаль |ну| : вздохну-ть – вздох, вышвырну-ть – вышвыр-ивать; Финали |ова| и |ирова| отсекаются в основах глаголов наследова-ть – наслед-ник, колдова-ть – колд-ун, воркова-ть – ворк-отня, завидова-ть – завид-ный, рискова-ть – риск-нуть, препятствова-ть – препятств-ие, проповедова-ть – проповедь. Обе финали – -ова- и –ирова- – регулярно отсекаются перед иноязычными по происхождению суф. морфами –атор, -тор, -ор, -ер, -ант, -ент, -am, -аци|j|-, -ци|j|-, -енци|j|-, -и|j|- (в словах на –ия), -аж, -абельн-: организова-ть – организ-атор, рационализирова-ть – рационализ-атор; бракова-ть – брак-ёр, дирижирова-ть – дириж-ёр; публикова-ть – публик-ация, изолирова-ть – изол-яция; ревизова-ть – ревиз-ия, репрессирова-ть – репресс-ия; адресова-ть – адрес-ат, делегирова-ть – делег-ат; квартирова-ть – квартир-ант, спекулирова-ть – спекул-янт; претендова-ть – претенд-ент, абонирова-ть – абон-ент; саботирова-ть – сабот-аж; транспортирова-ть – транспорт-абельный. В некоторых отглагольных образованиях исходная основа мотивирующего глагола усекается за счет не только гласной финали, но и предшествующей согласной, принадлежащей корню: кида-ть – ки-нуть, пряда-ть – пря-нуть, двига-ть – дви-нуть, трога-ть – тро-нуть, брызга-ть – брыз-нуть, тиска-ть – тис-нуть, прыска-ть – прыс-нуть, треска-ть-ся – трес-нуть, кувырка-ть-ся – кувыр-нуть-ся, трепета-ть – вс-трепе-нуть-ся, шепта-ть – шеп-нуть, плеска-ть – плес-нуть, полоска-ть – вс-полос-нуть, гляде-ть – гля-нуть, верте-ть – по-вер-нуть, спа-ть – за-с-нуть. В перечисленных глагольных корнях отсекаются согласные |д|, |д'|, |т|, |т'|, |г|, |к| и |п|. Усечение основ глаголов за счет гласной финали |a| и предшествующей корневой согласной |j| перед суф. морфами –ва-, -л-, -|тj|: высе|ja|-ть – высе-вать, наве|ja|-ть – наве-вать, асе |ja|-ть – затевать, та|ja|-ть – та-лый, чу|ja|-ть – чу-тьё. Уникальный характер носит усечение корневой согласной |т| перед суф. морфом –х(а) в случае свата-ть – сва-ха. Имена существительные: самбо → самбист: О – часть корня и не является флексией, потому что несклоняемое существительное, кенгуру → кенгурёнок.
Наиболее распространенным способом наращения исходной основы мотивирующего глагола (основы на гласную) является наращение ее перед суф. морфами за счет тех согласных, которые формируют основу наст. вр. мотивирующего глагола: класть, кла-л – клад-ут; плести, плё-л – плет-ут;, жи-ть – жив-ут, жа-ть – жм-ут, зна-ть – не-знай-ка (разг.), зазна-ться – зазнай-ка, гре-ть – тело-грей-ка, гни-ть – гни|j-е|ние, ду-ть – ветро-дуй; кла-л – клад-ка, плё-л – плет-ение, е-л – ед-a; плы-ть – плыв-ун, оста-ться – остан-ки, уста-ть – не-устан-ный; рос, раст-ут – рост, раст-ение. При наличии тех же чередований: мы-ть, мо|j-у|т – мой-щик; бри-ть, бре|j-у|т – брадо-брей; жа-ть, жн-ут – жн-ец; жа-ть, жм-ут – жм-ых). Наращение за счет согласной |т|: ви-ть – вит-ок, проли-ть – крово-пролит-ный, сли-ть – слит-ный, би-ть – глино-бит-ный, бит-а, скры-ть – скрыт-ный, ны-ть – ныт-ик; гну-ть – гнут-арь (спец.), гнут-кий (обл.); пережи-ть – пережит-ок; оста-ть-ся – остат-ок; жа-ть – жат-ка, мя-ть – глино-мят-ный (спец.), смя-ть – в-смят-ку, нача-ть – начат-ки; заня-ть – занят-ный, объя-ть – не-объят-ный, поня-ть – понят-ливый; бы-ть – быт-ность, убы-ть – убыт-ок, сбы-ть – сбыт; разда-ть – раздат-очный. Такому же наращению подвергается основа на согласную в случае пас-ти – паст-ух, пасть-ба (устар. книжн.) паст-ырь и паст-ва. Наращение за счет согласной |в|: ду-ть – стекло-дув; поши-ть – пошив, ли-ть – лив-ень, лив-мя; покры-ть – покров-ный, кры-ть – кров, омы-ть – омов-ение (книжн. устар.); пе-ть – пев-ун, пев-ец, пев-учий; ста-ть – ледо-став; клева-ть (асе-) – клюв. Наращение за счет согласной |л|: вить-ся – вил-ок, асе-л-ся – рассел-ина, жи-ть – старо-жил, мя-ть – глино-мял. Наращение за счет согласной |ж-жд|: оде-ть – одежд-а.
Постфикс –ся, входящий в состав основы мотивирующего глагола, отсутствует во всех отглагольных суффиксальных существительных, прилагательных, наречиях: срастаться – срастание, догадаться – догадка, бояться – боязнь, договориться – договоренность, заливаться – заливистый, застояться – застоялый, торопиться – второпях. НО: он всегда сохраняется в причастиях и деепричастиях, в том число в причастиях с адъективными значениями (например, небьющаяся посуда) и в субстантивированных причастиях (например, сущ. трудящиеся, учащиеся).
Существуют и др. виды наращений, о которых можно узнать в Грамматике-80.
3. К нелинейным преобразованиям основы относятся чередование и мена ударения. Особое место занимает морфонологическое явление совмещения морфов на стыке мотивирующей основы и форманта. Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка. Примеры чередований: 1) «заднеязычный (г, к, х) // шипящий (ж, ч, ш)»: г//ж – нога → ножка, к//ч – рука → ручка, х//ш – сухой → сушить; 4) «парный твёрдый // парный мягкий»: б//б’ – лоб → лобик, в//в’ – новый → обновить, д//д’ – гордый → гордиться, з//з’ – заноза → занозить и т.д.; 4) «губной согласный (б, п, в, ф, м) // губной согласный + л’ (бл’, пл’, вл’, фл’, мл’)»: в’//вл’ – осчастливить → осчастливленный, м//мл’ – Рим → римлянин и т.д.; 4) другие виды чередований согласных: с//ш – высокий → вышина, ц//ч – заяц → заячий, ск//щ – тоска → тощища, з’//г’ – князь → княгиня, д’//жд’ – водить → вождение т’//ч – светить → свечение, з//т’ – склероз → склеротик и т.д.; 5) «гласный // нуль звука» и «нуль звука // гласный»: Ø//е – игрушка → игрушечка, е//Ø – лев → львёнок, о//Ø – лоб → лбище, и//Ø – читать → чтение, Ø//о – вилка → вилочка и т.д.; 6) «гласный // гласный»: у//о – сухой → сохнуть, и//о – надзирать → надзор и т.д.. Кроме того, в словах может наблюдаться историческое чередование звукосочетание «-им-, -ин- // гласный –а-, -я-»: взимать → взять, отжимать → отжать, разнимать → разнять.
Наложение (интерференция, аппликация, диффузия) морфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например: сосн(а) + -няк → сосняк (сос(н)няк), лилов(ый) + -оват(ый) → лиловатый (лил(ов)оватый), пальто + -ов(ый) → пальтовый (пальт(о)овый). В зависимости от степени «общности» отрезка различают наложение полное (физик(а) + -ик → физик; физ(ик)ик) и частичное (такси + -ист → таксист; такс(и)ист).
Интерфиксация– морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:
пе(ть) + (в) + -ец → певец, кофе + (й) + -н(ый) → кофейный, Америк(а) + (ан) + -ск(ий) → американский, Ялт(а) + (ин) + -ск(ий) → ялтинский.
Подобные межморфемные вставки называются интерфиксами. Данной точки зрения придерживаются не все лингвисты. Противники подобной позиции интерфиксами называют только соединительные элементы в сложных словах (железн(о)дорожный, овощ(е)хранилище и др.). Отрезки –й-, -ан-, -ин-, -в-, рассмотренные выше, в таком случае считают наращением морфемы (например, американский – суффикс –анск). Подобный подход, как правило, находит применение в школьной практике.
Нередко образование производного слова сопровождается несколькими морфонологическими явлениями. Например: шишк(а) + -к(а) → шишечка (чередование Ø//е в корне, чередование согласных (к//ч) на стыке корня и суффикса), медведь + (ат) + -ин(а) → медвежатина (чередование согласных на стыке корня и суффикса (д’//ж), интерфиксация).
В некоторых случаях возможна неединственная интерпретация явлений морфемного шва. Например, образование прилагательного смоленский от основы топонима Смоленск посредством суффикса –ск- может быть объяснено двояко: – суффикс присоединяется к усечённой основе (Смолен(ск) + -ск(ий) → смоленский); – происходит полное наложение суффикса на финаль производящей основы (Смоленск + -ск(ий) → смолен(ск)ский).
Производные слова в ряде случаев отличаются от производящих не только наличием в них особого аффикса, но и измененным местом ударения: оно перемещается с одной морфемы на другую. Так, абстрактные имена существительные, образованные от прилагательных при помощи суффикса -от-, обычно переносят ударение на окончание: добрый →доброта, чистый →чистота, красный → краснота и т.п. Глаголы совершенного вида, образованные при помощи префикса вы-, как правило, во всех своих формах имеют ударение на префиксе: играть → выиграть, писать → выписать, лечить → вылечить и др. Все эти морфонологические явления обычно не являются самостоятельными, а лишь сопровождают процессы словообразования в русском языке.
Литература 1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: Просвещение, 1973. — С. 14-17. 2. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 17. 3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. — М.: Русск. яз., 1985. 4. Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. — Киев.: «Радянська школа», 1978 — С. 56-58. 5. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 — С. 171-251.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |