Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ



2016-09-17 735 Обсуждений (0)
ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Простейшей единицей системы словообразования является производное слово (деривáт). Остальные единицы называются комплексными, так как состоят из 2 или более слов.

Словообразовательная пара – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например:

игр/а/ть → игрок,

чёрный и белый → чёрно-белый,

рисовать → нарисовать,

лес → лесистый,

иностранная фирма → инофирма,

шуметь → расшуметься,

выше указанный → вышеуказанный.

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности (мотивации), то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общую производящую базу и находятся от нее на расстоянии одного словообразовательного шага. Иными словами, сл. парадигма – это все дериваты, образованные от одного слова:

верблюд → верблюдица

верблюжонок

верблюжатина

верблюжий

Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодериватами. В словаре они находятся на одной вертикальной линии.

Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда (вершина) непроизводное, остальные слова – производные.

Образец словообразовательного гнёзда

В этом образце есть а) словообразовательные пары: жечь→жечься; жечь→жжение, жечь→жгучий; б) словообразовательные цепочки: жечь→выжечь→выжигать→выжигание и др. цепочки; в) словообразовательные парадигмы: самая крупная – первая вертикальная линия, дериваты образованы непосредственно от вершины гнезда, т. е. непроизводного слова:

жечь→ жечься

жжение

жгучий

выжечь

дожечь

зажечь

недожечь

ожечь

обжечь

пережечь

поджечь

Есть и более мелкие парадигмы (2 и 3 линии), образованные от производных слов:

обжечь → обжечься

обжигать → обжигаться

обжигание



2016-09-17 735 Обсуждений (0)
ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)