ЕДИНИЦЫ СИСТЕМЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Простейшей единицей системы словообразования является производное слово (деривáт). Остальные единицы называются комплексными, так как состоят из 2 или более слов. Словообразовательная пара – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например: игр/а/ть → игрок, чёрный и белый → чёрно-белый, рисовать → нарисовать, лес → лесистый, иностранная фирма → инофирма, шуметь → расшуметься, выше указанный → вышеуказанный. Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности (мотивации), то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например: учить → учитель → учительница, куда → никуда → никудышный → никудышно, греть → обогреть → обогревать → обогреватель, глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно. Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования. Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общую производящую базу и находятся от нее на расстоянии одного словообразовательного шага. Иными словами, сл. парадигма – это все дериваты, образованные от одного слова: верблюд → верблюдица верблюжонок верблюжатина верблюжий Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодериватами. В словаре они находятся на одной вертикальной линии. Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда (вершина) непроизводное, остальные слова – производные. Образец словообразовательного гнёзда В этом образце есть а) словообразовательные пары: жечь→жечься; жечь→жжение, жечь→жгучий; б) словообразовательные цепочки: жечь→выжечь→выжигать→выжигание и др. цепочки; в) словообразовательные парадигмы: самая крупная – первая вертикальная линия, дериваты образованы непосредственно от вершины гнезда, т. е. непроизводного слова: жечь→ жечься жжение жгучий выжечь дожечь зажечь недожечь ожечь обжечь пережечь поджечь Есть и более мелкие парадигмы (2 и 3 линии), образованные от производных слов: обжечь → обжечься обжигать → обжигаться обжигание
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |