ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из анализа рисунка 2.3 видно, что экспортные поставки увеличивались, что связано с неурожаем ячменя пивоваренного в странах СНГ и как следствие дефицитом солода. В 2014 гг. объемы поставок на внутренний и внешний рынки были примерно одинаковыми. Распределение солода ОАО “Белсолод“ по рынкам сбыта за 2013 год представлено на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Распределение солода ОАО ”Белсолод“ по рынкам сбыта в 2014 г., % Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Из рисунка 2.4 видно, что основным рынком сбыта солода является внутренний – рынок Республики Беларусь (удельный вес 49 % в 2014 г.). В таблице 2.5 представим основных потребителей солода на внутреннем рынке и внешнем рынке.
Таблица 2.5 – Основные потребители продукции ОАО ”Белсолод“
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Большинство предприятий пивной отрасли республики в рамках программы технического перевооружения внедряют новые технологии, современное оборудование и упаковочные материалы, что позволяет наращивать объемы производства, расширять ассортимент и улучшать качество выпускаемой продукции. Так как ОАО ”Белсолод“ – основной производитель и поставщик солода для отечественных пивоваренных организаций, то концентрация производства с применением современного оборудования и использования высококачественного сырья позволит ОАО ”Белсолод“ получить солод, отвечающий их требованиям. В свою очередь, использование отечественного солода позволит пивоварам снизить долю данного сырья в общей структуре импортируемого сырья. Определим конкурентоспособность ОАО ”Белсолод“ по сравнению с самым опасным конкурентом ОАО ”Русский солод“. Оценка признаков предприятий проводилась по пятибалльной шкале путём опроса сотрудников отдела маркетинга ОАО ”Русский солод“. В таблице 2.5 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“.
Таблица 2.5 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Белсолод“
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
В таблице 2.6 представлена оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“.
Таблица 2.6 – Оценка признаков предприятия ОАО ”Русский солод“
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Для построения многоугольника конкурентоспособности рассчитаем коэффициент вариации для определения однородности совокупности признаков предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ по формуле (2.1): ; (2.1)
где – среднее квадратичное отклонение; – средняя величина. Среднее квадратичное отклонение рассчитывается по формуле (2.2):
; (2.2)
Коэффициент вариации для ОАО ”Белсолод“:
;
.
Кв=0,20<0,30, следовательно совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа. Коэффициент вариации для ОАО ”Русский солод“:
Кв=0,22<0,30, следовательно, совокупность признаков является однородной и её можно использовать для анализа. Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО ”Белсолод“ и ОАО ”Русский солод“ представлен на рисунке 2.5. Из многоугольника конкурентоспособности видно, что ОАО ”Белсолод“ превосходит ОАО ”Русский солод“ по таким показателям как качество и надежность поставок; уступает по таким показателям как цена, сбыт, уровень рекламной деятельности, имидж предприятия, рыночная доля. По условиям поставок данные предприятия равны.
Рисунок 2.5 – Многоугольник конкурентоспособности предприятий ОАО”Белсолод“ и ОАО”Русский солод“ Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия Проведем макроэкономический анализ среды предприятия по методике РЕSТ – анализ. Цель использования методики РЕSТ-анализа: выявить важнейшие факторы макросреды предприятия, оказывающие на его деятельность и ее перспективы решающее значение. Основная идея методики: в составе макросреды предприятия можно выделить четыре основных их группы – политические, экономические, социальные и технологические факторы. Именно они должны подвергнуться анализу в первую очередь. Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз “дальнего окружения“, факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на предприятие – вероятность их реализации. Алгоритм применения методики представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных этапов: 1) в рамках макросреды предприятия выделяются четыре основных группы факторов – политические, экономические, социальные и технологические факторы. В рамках каждой из выделенных групп определяются частные факторы, которые могут быть важными с точки зрения влияния на деятельность предприятия. 2) внешняя среда предприятия подвергается анализу по четырем выделенным направлениям в контексте функционирования предприятия. Выделенные на предыдущем этапе частные факторы сопоставляются с деятельностью предприятия, и определяется их важность. Необходимо отметить, что деятельность предприятия рассматривается в данном случае целостно, без разделения на составляющие бизнес-портфеля. 3) производится оценка значимости проанализированных на предыдущем этапе факторов. 4) наиболее значимые факторы заносятся в четырехклеточную матрицу. 5) далее выделенные при помощи методики РЕSТ-анализа факторы макросреды предприятия подвергаются дальнейшему анализу при помощи специфических для каждого из них методов. 6) оценивается значимость выделенных при помощи методики РЕSТ-анализа факторов макросреды с точки зрения их влияния на предприятие с помощью матрицы «влияние на предприятие - вероятность реализации». Таким образом, из множества факторов макросреды предприятия методика РЕSТ-анализа позволяет выделить основные, при этом их выделение основано на эмпирических исследованиях важности различных факторов макросреды для результативности деятельности предприятия. Результаты анализа представим в виде матрицы PEST – анализа таблице 2.7. Таблица 2.7 – PEST- анализ среды ОАО “Белсолод“
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Проведенный PEST-анализ позволяет сделать вывод о том, что на деятельность предприятия оказывает влияние широкий круг факторов внешней среды, которые предприятие должно учитывать при разработке стратегии развития. В результате проведенного анализа можно выделить слабые и сильные стороны в развитии предприятия. К сильным сторонам относиться: -доминирующее положение ОАО “Белсолод“ как единственного и крупнейшего предприятия в Республике Беларусь по изготовлению солода; -увеличение объёма товарной продукции предприятия за рассматриваемый период как в действующих, так и в сопоставимых ценах; -широкая география поставок ОАО “Белсолод“ на внешний рынок. К слабым сторонам относиться: - рост себестоимости реализованной продукции, на что оказали влияние инфляционные процессы и рост цен на сырье, материалы и топливо; -судя по динамике рентабельности, эффективность основной деятельности предприятия немного снизилась, что обусловлено увеличением затрат по энергоносителям и процентам по кредиту на сырье; -темпы роста объемов продаж на внутреннем рынке отстают от аналогичного показателя на внешних рынках. Это связано также с усилением конкуренции на внутреннем рынке. Всё это требует от предприятия активизации мероприятий, направленных на развитие региональных продаж на территории РБ. В результате проведенного анализа внешней среды, можно сделать вывод, что 99% вариации прибыли предприятия объясняется влиянием следующих трёх факторов: количество посредников предприятия, доля внутреннего рынка, обновление ассортимента предприятия. Остальное же (1 %) остается необъясненным и может быть связано с влиянием других, неучтенных факторов. Таким образом, для совершенствования деятельности предприятия, необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях: повышение доли внутреннего рынка, совершенствование ассортимента и развитие товаропроводящей сети. Проанализировав маркетинговую деятельность ОАО ”Белсолод“, можно твердо сказать, что переходный период в процессе формирования рыночной экономики вызывает необходимость переориентации производства и реализации товаров на удовлетворение нужд и запросов потребителей. Действенным инструментом решения этой задачи является эффективный маркетинг, умелое использование которого обеспечивает не только эффективное производство нужных потребителям продукции и услуг, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Положительные стороны деятельности отдела маркетинга: - оперативность выполнения заявок потребителей; - контроль за соблюдением требований потребителей к качеству поставляемого солода; - своевременное рассмотрение, оперативное принятие решений по заявкам потребителей и заказчиков; - качественное и своевременное проведение процедур подготовки, заключения, исполнения договоров (контрактов); - проведение маркетинговых исследований в объемах и в сроки, установленные ”программой маркетинговой деятельности“; К отрицательным факторам можно отнести то, что сотрудники отдела не в силах повлиять на ситуацию, которую диктует рынок: как по цене, так и по качеству пивоваренного солода.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (772)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |