Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Конкуренция и монополия



2016-09-17 406 Обсуждений (0)
Тема 7. Конкуренция и монополия 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Цель:

§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.

§ Закрепление студентами знаний о механизме функционирования рыночной системы.

§ Усвоение студентами материала о:

- роли конкуренции в рыночном механизме

- различиях механизма совершенной и несовершенной конкуренции

- необходимости антимонопольного регулирования экономики.

3. Задачи обучения:

§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.

§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.

§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.

§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.

§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.

§ Формирование навыков работы с кейс-стади.

§ Привитие навыков передачи собственных мыслей через проведение дискуссии.

4. Основные вопросы темы:

1. Сущность конкуренции, ее экономическая роль.

2. Теория совершенной и несовершенной конкуренции.

3. Монополии и монополистическая конкуренция.

4. Антимонопольное регулирование экономики.

5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, дискуссия, контрольные тестовые задания.

Дискуссия

В Республике Казахстан существуют монопольные предприятия как Казахстанская Железная Дорога, Казахтелеком, Системы Центрального отопления. Центр отопления повысил цены на трифы на 80%. Как это повлияло на экономику государства и социально-экономическое состояние населения (в том числе на вашу семью)? Естественно ли это? Работает ли закон РК о борьбе с монополией?

Монополия ограничивает конкуренцию. Тогда почему государство допускает формирование и деятельность монополий?

6. Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

7. Контроль (тестовые вопросы)


1. Олигополия – это:

а) рынок свободной конкуренции

б) союз крупнейших капиталистов с целью извлечения монопольно высокой прибыли

в) рынок, на котором господствует несколько крупных фирм и производящих стандартизированные или дифференцированные товары

г) рынок свободной конкуренции, союз крупнейших капиталистов с целью извлечения монопольно высокой прибыли

д) господство одной крупной фирмы на рынке.

2. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов

б) продаются однородные товары

в) продаются дифференцированные товары

г) имеют высокий уровень технологии

д) кривой спроса на свой продукт.

3. Какая из этих характеристик противоречит понятию «конкурентный рынок»?

а) большое число продавцов

б) большое число покупателей

в) наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на товары

г) относительно легкое вхождение производителей на этот рынок

д) диффузия экономической власти.

4. В совокупности признаков системы совершенной (свободной) конкуренции не входит:

а) большое число участников и свобода доступа на рынок

б) наличие полной коммерческой информации

в) монопольное ценообразование

г) абсолютная мобильность всех видов ресурсов.

д) абсолютная однородность товаров.

5. Указать характерную ситуацию на рынке при олигополии:

а) один продавец против множества покупателей

б) одному покупателю противостоит множество продавцов

в) большому числу покупателей противостоит множество продавцов

г) небольшое число крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей

д) один продавец и один покупатель.

6.Указать характерную ситуацию на рынке при монополии:

а) один продавец против множества покупателей

б) одному покупателю противостоит множество продавцов

в) большому числу покупателей противостоит множество продавцов

г) небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей.

д) один продавец и один покупатель

7. Указать характерную ситуацию на рынке олигопсонии:

а) один продавец множества покупателей

б) одному покупателю противостоит множество продавцов

в) ограниченному числу покупателей противостоит множество продавцов

г) небольшое число достаточно крупных продавцов противостоит массе относительно мелких покупателей

д) один продавец и один покупатель.

8. Что не характерно для чистой монополии?

а) продавец – единственный производитель, отрасль – синоним одной фирмы

б) реализуемый продукт уникален, нет близких заменителей

в) относительная легкость вступления в рынок

г) контроль над ценами, объемами поставок на рынок

д) непреодолимые барьеры для входа на рынок.

9. Конкурентному рыночному механизму не свойственно следующее условие:

а) свобода деятельности хозяйствующих субъектов

б) свободное ценообразование

в) монопольное положение какого-то субъекта на рынке

г) конкуренция товаропроизводителей

д) минимальное участие государства в экономике.

10. Наличие одной бензоколонки в сельской местности приводит к:

а) монопсонии

б) монополии

в) олигополии

г) олигопсонии

д) любой ситуации на рынке.

11. Какой из названных признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли?

а) уровень прибыли ниже нормального уровня для данной экономики

б) неспособность фирм данной отрасли к расширению производства

в) невозможность другим предпринимателям «войти» в данную отрасль

г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем в экономике

д) свободный «вход» всех желающих в данную отрасль.

12. Понятию «конкурентный рынок» противоречит:

а) рассредоточение экономической власти

б) большое число продавцов

в) большое число покупателей

г) относительно легкое вхождение производителей на данный рынок

д) наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на данный товар.

13. Какой закон преследует демпинговую практику продаж?

а) антимонопольное законодательство

б) закон стоимости

в) налоговое законодательство

г) закон предложения

д) закон спроса.

14. Множество мелких фирм, выпускающих разнородную продукцию, соответствует:

а) монополии

б) совершенной конкуренции

в) олигополии

г) чистой конкуренции

д) монополистической конкуренции.

15. С точки зрения индивидуального предпринимателя конкуренция – это:

а) процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос населения

б) взаимозависимость предприятий

в) закрепление за субъектами рынка определенной экономической свободы

г) свобода перемещения капитала

д) рассредоточение экономической власти.


 



2016-09-17 406 Обсуждений (0)
Тема 7. Конкуренция и монополия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Конкуренция и монополия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)