Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


V. Алгоритм подготовки к занятию



2016-09-15 355 Обсуждений (0)
V. Алгоритм подготовки к занятию 0.00 из 5.00 0 оценок




Подготовка к занятию предполагает следующую последовательность действий:

- повторение лекционного материала по конспекту лекции;

- изучение структуры и содержания изучаемых проблем по схемам в альбоме схем по социологии;

- работа с соответствующими разделами тематического словаря для уточнения и уяснения содержания основных терминов и понятий;

- изучение методических рекомендаций для подготовки ответов на вопросы, представленные в плане семинара;

- чтение учебной литературы;

- чтение и конспектирование дополнительной рекомендованной литературы;

- получение социологической информации из интернет-ресурсов;

- обобщение прочитанного с выделением главного, формулированием выводов;

- подбор иллюстративного материала (примеры из истории и настоящего России, других стран, результаты прикладных социологических исследований, схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

- составление плана выступления (доклада) на семинарском занятии.

 

V. Составление плана выступления (доклада) на семинарском занятии.

План является необходимым элементом культуры выступления. Он предназначен для того, чтобы раскрыть внутреннюю логику рассматриваемой проблемы, дисциплинировать свою мысль и устную речь, обосновать определенную позицию, доказать выдвигаемый тезис. Для полного раскрытия вопроса семинарского занятия, конечно, потребовался бы обширный план, на реализацию которого не хватило бы всего отведенного для учебного занятия времени. Поэтому разработка плана – дело исключительно творческое. Представленный ниже вариант плана выступления (доклада) является наиболее полным и предполагает возможность творческого маневра в выборе и компоновке пунктов его содержания.

ПЛАН

1. Актуальность рассматриваемой проблемы (в кратких формулировках).

- краткая историческая справка;

- практическое значение;

- место проблемы среди других проблем социологии и ее теоретическое значение (методология, прогнозирование и т.д.).

2. Основное содержание проблемы.

- сущность рассматриваемого явления или процесса (дать определение, содержащее указание на главную функцию);

- структура явления/процесса;

- основные функции;

- формы проявления и типология;

- наличие дисфункций и пути их преодоления

- противоречия развития и основные направления их разрешения;

- основные тенденции развития (с выделением ведущей) .

3. Значение для социальной практики (по выбору: одна или несколько позиций в зависимости от темы).

- для решения глобальных проблем;

- для развития регионов;

- для жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей, групп;

- для совершенствования и оптимизации функционирования социальных институтов, организаций, в том числе деятельности правоохранительных органов;

- для жизнедеятельности служебного коллектива;

- для формирования собственной гражданской позиции;

- для своей будущей профессиональной деятельности;

- для развития личности.

3. Выводы (по принципу «что и требовалось доказать»).

- суть данного явления/процесса;

- его значение для социальной теории и практики, лично для себя.

В целях облегчения составления плана предлагается его вариант в виде приводимой ниже матрицы.

 

Вопрос №1. Предмет социологии
информация пункт плана Основные положения выступления   Примеры Данные статистики и социологических исследований
Актуальность   - -
Содержание      
Значение   -  
Выводы     - -

V1. Подготовка реферата (научной работы).

Выбор темы реферата. Тему следует выбирать, прежде всего, в соответствии

- с предлагаемой кафедрой тематикой рефератов, содержащейся в Планах семинаров и методических рекомендациях к ним,

- со своими интересами,

- с учетом собственного опыта выполнения письменных работ,

- с учетом наличия достаточного количества доступных публикаций и материалов, размещенных на сайтах интернета.

По согласованию с ведущим занятия преподавателем можно скорректировать название темы или в инициативном порядке предложить и написать реферат по своей теме.

Алгоритм подготовки реферата:

- ознакомление с источниками для определения информационного ресурса по предполагаемой теме;

- определение общей концепции ответа на главный вопрос темы;

- составление плана (см. рекомендации ниже);

- изучение источников с точки зрения использования их материалов для раскрытия отдельных пунктов плана;

- коррекция плана реферата;

- написание текста реферата.

Составление плана реферата. План может быть составлен по главам или по разделам. В общем виде план реферата содержит следующие пункты:

Введение.

Основная часть: Разделы или Главы с разбивкой по параграфам.

Заключение.

Список использованной литературы.

Для приобретения первичного опыта целесообразно разработать план по разделам. Он дает больше возможностей для маневра имеющимся материалом, особенно в тех случаях, когда изученная научная литература начинает требовать коррекции ранее выбранной логики и содержания. План, представленный главами, дает в этом плане меньше возможностей.

При составлении плана с выделением разделов целесообразно придерживаться методической триады: I. Раздел, как правило, посвящается общеметодологическим, общетеоретическим проблемам, служащим основой разработки темы; II. Раздел раскрывает частнотеоретические вопросы, т.е. касающиеся сущности изучаемого явления, ее проявлений, структурно-функциональных и прочих аспектов, в том числе, с использованием эмпирических данных; III. Раздел обычно конкретизирует выводы теории, применительно к практике (мировой, региональной, российской или конкретной сферы жизнедеятельности социума, общности и т.д.). В третьем разделе подготавливается материал и аргументация для выводов и практических рекомендаций, излагаемых в Заключении. При составлении плана с выделением глав следует руководствоваться общими рекомендациями распределения проблематики, представленными выше.

Во Введении обосновывается актуальность темы.

Основная часть должна раскрывать тему. Поэтому надо внимательно следить, чтобы ее содержание соответствовало плану. На основе анализа опубликованной литературы и других источников раскрываются вопросы, зафиксированные в плане, рассматриваются дискуссионные моменты, формулируется точка зрения автора. Каждый вопрос (раздел) завершается кратким вы­водом по существу исследуемой проблематики.

В Заключенииделаются выводы по теме в целом, указываются тенденции развития явлений и процессов, рассмотренных в реферате, направления решения проблем.

Список использованной литературы должен включать не менее 10 наименований. Список составляется в алфа­витном порядке по заглавной букве фамилии автора (фамилии первого из коллектива авторов) или названия источника с соблюдением установленных правил оформления библиографических данных. В нем указываются как те источники, на которые в тексте работы ссылается автор, так и все иные, изученные им при подготовке работы.

 

Оформление реферата

Реферат выполняется на одной стороне стандартных листов формата А4 (210х297 мм). Объем работы должен составлять 20-25 страниц машинописного или компьютерного текста.

Компьютерный текст набирается шрифтом Times New Roman, 14 размера с полуторным интервалом. Абзацный отступ – 1,25 (5 знаков). Напечатанный текст должен иметь поля: верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм, нижнее - 20 мм.

Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая приложения (номер указывается в середине верхнего поля), при этом титульный лист считается первой страницей, план работы – второй, введение – третьей и так далее. Нумерация проставляется, начиная с «Введения».

Заголовки пунктов плана (основной части работы) должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются.

 

Методические рекомендации подготовил:

Гусев Н.Н. – доцент, к.ф.н.

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры социологии и политологии "26 " мая 2016 года, протокол № .

 

Начальник кафедры

социологии и политологии,

профессор, д.ф.н.,

полковник полиции

В.Ю.Бельский

 



2016-09-15 355 Обсуждений (0)
V. Алгоритм подготовки к занятию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: V. Алгоритм подготовки к занятию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)