Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Кафедра социологии и политологии
ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ и РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ» На 2016/2017 учеб. г.
Москва - 2016 Введение Курс социологии, преподаваемый в Московском Университете МВД России имени В.Я. Кикотя, призван внести вклад в решение комплексной задачи – обеспечить обучающихся социальными знаниями и навыками, необходимыми для личностного становления и развития, осознанного и эффективного выполнения своих профессиональных функций. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в результате изучения дисциплины обучающийся должен приобрести в качестве компетенции способность ориентироваться в социальных процессах, что предполагает: знать: методологические основы социологии, основные функции социальных систем и причины дисфункций, стратификационную структуру общества и основные социальные институты, обеспечивающие социализацию личности и воспроизводство социальных отношений, стабильность и безопасность общества. уметь: применять социологические знания к различным социальным объектам для ориентирования в социальных явлениях и процессах жизни общества владеть: первичными навыками анализа и оценки общественно значимых проблем, социальных явлений и процессов с использованием социологических знаний. Планы и методические рекомендации к семинарам разработаны в соответствии с Рабочей учебной программой дисциплины «Социология». Тематический план курса “Социология” на 2016/2017 учебный год для очной формы обучения
Семинар Время - 4 часа Тема 1-2. Предмет и основные этапы развития социологии. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии. Цели занятия: - ознакомиться с теоретическими предпосылками и социальными детерминантами общественной потребности возникновения социологии; - составить представление о предмете и структуре социологии, ознакомиться с ее методами; - уяснить значение изучения социологии для развития общей культуры, воспитания гражданских и профессиональных качеств; - получить представление об основных направлениях социологии XIХ - начала ХХ в.в. и ознакомиться с содержанием наиболее значимых концепций этого периода; - составить представление о содержании основных современных социологических теорий; - способствовать формированию толерантного отношения к разнообразным подходам и точкам зрения в науке и повседневной жизни, избирательного методологического плюрализма в выработке собственной позиции в отношении проблем общественного развития. План: 1.Исторические условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. 2. Предмет социологии и ее место в системе общественных наук. 3. Классические школы социологии ХIХ - начала ХХ вв. 4. Основные направления западной социологической мысли в ХХ веке (макро - и микросоциологические теории). Темы рефератов и докладов: 1. Позитивизм как методологическая основа социологической науки X1X века. Концепция О.Конта. 2. Социологические концепции марксизма и позитивизма: сравнительный анализ. 3. "Понимающая социология" М.Вебера. 4. Социология в России в конце XIX - начале XX вв. 5. Структурно-функциональный метод в американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). 6. Теории конфликта в современной западной социологии. 7. Теории межличностного взаимодействия в западной социологии ХХ века.
Основная литература: Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебное пособие / Под ред. к.ф.н., доцента Лощакова Д.Г. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Московский университет МВД России, 2009.- Гл.1,2. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н., Лощаков Д.Г. Курганов С.И. Социология для юристов: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015.- Гл. 1-3. Бельский В.Ю., Гусев Н.Н. Социология в терминах и понятиях. – М.: Московский университет МВД России, 2012.Тема 1,2. Дополнительная литература: БИРЮКОВ С.В. О структуре социологии права (направления исследований в отечественной науке)// Социс, 2015, №9. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма.- М ., 2006. Горшков М.К. Общество – социология – власть: к вопросу о взаимодействии//Социс, 2012. №7. Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии (общеметодологический уровень)//Социс, 2010. № 5. Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии. М.:МГИМО-Университет, 2012. Попов Е.А. Социология права в системе наук об обществе и праве//Социс, 2012. №3. Попов Е.А. Учиться социологии и социально мыслить//Соц.-гуманитарные знания, 2012, №3. Романовский Н.В. О понятийном аппарате социологии//Социс, 2011. №2. Хоманс Д.К. Малый боевой корабль (к истокам теории социального обмена)// Социс, 2010. №4. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социологическое знание в социально-гуманитарной подготовке студентов//Социс, 2010. № 5. Методические рекомендации: При подготовке к первому вопросутемы рекомендуется придерживаться следующего плана: · причины появления общественной потребности в социальных знаниях · социально-исторические факторы, обусловившие возникновение социальной потребности в науке об обществе (уровень развития общества, исторические события конца ХУIII - начала ХIХ в.в. и др.) · вклад в становление научных знаний об обществе, внесенный мыслителями досоциологического этапа познания общества При изучении второго вопроса темы рекомендуется придерживаться следующей логической последовательности: · понятие объекта и предмета социологии · предметная область социологии (основные изучаемые проблемы) · взаимосвязь предметов социологии и других наук, изучающих общество (история, философия, юридические науки) При подготовке к третьему вопросу темы, рекомендуется придерживаться следующего плана: · понимание классического периода в развитии социологии, классические школы социологии · основополагающие идеи социологии О.Конта (понятие и содержание социальной статики и социальной динамики) · развитие позитивистской социологии в конце ХIХ - начале ХХ вв. (Г.Спенсер, Г. Тард, Ф. Тённис, Э.Дюркгейм) · основные положения марксистской социологической теории · сходство и различия марксистской и позитивистской методологий в социологии · "понимающая социология" М.Вебера; различие методологии позитивизма и антипозитивизма в социологии · значение идей классических социологических школ для понимания современных общественных процессов
Четвёртый вопрос темы предлагается изложить в следующей логической последовательности: · классификация основных направлений в социологии в постклассический период · развитие эмпирической социологии в первой половине ХХ века · развитие теоретической социологии: макро- и микросоциологическое направления · структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона: основные понятия и идеи · основные положения теории конфликта Р.Дарендорфа и Л. Козера · значение макросоциологических концепций для понимания сущности общества и происходящих в нем процессов · микросоциологическая теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау · основные понятия и идеи теории символического интеракционизма Дж. Г. Мида Семинар Время - 2 часа
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |