Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч) I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор слов. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика. Имя прилагательное (10 ч + 4 ч) I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имён прилагательных. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе. Глагол (29ч + 6ч) I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголом. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Морфологический разбор глагола. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов. III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч + 2ч) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. К концу 5 класса учащиеся должны уметь: речевая деятельность: аудирование: • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; • выделять основную мысль, структурные части исходного текста; чтение: • владеть техникой чтения; • выделять в тексте главную и второстепенную информацию; • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; • правильно расставлять логические ударения, паузы; • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; говорение: • доказательно отвечать на вопросы учителя; • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; письмо: • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; • создавать письменные высказывания разных типов речи; • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; • делить текст на абзацы; • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; • выражать свое отношение к предмету речи; • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении; фонетика и орфоэпия: • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова; • находить в художественном тексте явления звукописи; • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; • работать с орфоэпическим словарем; графика: • правильно произносить названия букв русского алфавита; • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова; морфемика: • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах; лексикология и фразеология: • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; • распределять слова на тематические группы; • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; • различать прямое и переносное значение слов; • отличать омонимы от многозначных слов; • подбирать синонимы и антонимы; • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; морфология: • различать части речи; • правильно указывать морфологические признаки имен существительных; • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения; • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков; орфография: • находить орфограммы в морфемах; • группировать слова по видам орфограмм; • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; • самостоятельно подбирать слова на изученные правила; синтаксис и пунктуация: • выделять словосочетания в предложении; • определять главное и зависимое слово; • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; • выделять основы предложений с двумя главными членами; • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; • составлять простые и сложные предложения изученных видов; • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |