Техника как объект философской рефлексии
1. Историческая эволюция понятия техники и его современной интерпретации. 2. Предмет и структура философии техники. Исторические и теоретические предпосылки к возникновению философии техники. 3. Технологический детерминизм. Технократия. Техноструктура. Экспертократия. 4. Функции техник. Её роль и статус в истории цивилизации. 5. Генезис и социодинамика техносфер.
1. Техника – . 2. Техника – совокупность умений, навыков, в какой-либо профессиональной сфере. 3. Техника – аппараты, технические устройства, приборы. Техника как знание, как объект, как процесс, как волеизъявление. 1 этап. 2 этап. Машинное производство с 17-18 века. Определённые функции ручного труба были переданы машинным механизмам. 3 этап. Механизация и автоматизация. 4 этап. Информационная и компьютерная техника. Основные причины возникновения философии техник: 1. Необходимость осмысления научно-технического прогресса 2. Необходимо было определить статус техники в общественной жизни. 3. Показать роль техники в общественных сферах жизни. Бэкон: «Знание – сила». В 60-е, 70-е годы 20-го века формируется философия техники. Философия техники – раздел философии, который изучает технику как социальный феномен в конкретном историческом аспекте. Впервые это понятие сал использовать немецкий философ Эрнст Кат. 1. Сущность и закономерность техники. 2. Статус и место техники в жизни общества. 3. Техника изучает трансформацию человека в условиях техногенной среды. 4. Функции техники. И так далее. Проблема технической реальности и технического знания. Техническую реальность и технические знание не следует противопоставлять друг другу. Человеческая деятельность с техникой (как-то так) – необходимо условие существования любого человека в современном обществе. Исходный металогический принцип философии техники – технологический детерминизм. Это концепция согласно которой техника и технология играют решающую роль во всех сферах социокультурной жизни. Постулаты: 1. Техника обладает автономией развития. 2. Развитие техники отождествляется с общественным прогрессом. 3. Технический процесс происходит мгновенно. Техницизм, с другой стороны антитехнитизм (не совсем точно, нужно уточнить). На основе техницизма формируется особый тип рациональности (инструментальность, формализм, затухание эмоциональность жизни человека). Хабермас: концепция о технической (экономическая) и коммуникативной рациональности. Техническая рациональность ведёт к тому, что повышается производительность труда, техника проникает во все сферы жизни. Но в этом нет возможности для развития человеческой личности. Коммуникативная рациональность – деятельность, основанная на взаимопонимании. Технократия – власть технических специалистов, то есть носителей технической рациональности, основанная на понятии техноструктуры. Понятие техностурктура было введено Гейлбрейтом. Концепция экспертократии. Начиная с 80-ых годов. Базируется на теории «Специалисты с высоким интеллектуальным творческим потенциалом». Эти эксперты стоят вне политики, вне экономики. Этот класс рассматривается как автономный и он критический настроен по отношению к традиционной структуре. Неотехнократизм – признание научно-технического прогресса как определяющего фактора при оценочном, корректирующем контроле или вмешательстве экспертов. 1. Деградация/деформация окружающей среды. 2. Деформация социальной среды. 3. Деформация самого человека. Техника. 1. Заполнение неполноценности. 2. Власть над природой и другими людьми. Ясперс: «Применяя силу природы над природой, техника выше природы». 3. Деятельность рассудка как основания техники. 4. Смысл техники. «Смысл техники в преодолении биологической неспециализированности человека». «В создании искусственной среды обитания». «В создании красоты, соразмерности, гармонии и условий, необходимых человеческой личности». Основные функции техники: 1. Прагматическая. 2. Преобразующая. 3. Мировоззренческая.
Философия техники 1. Проблема социальных последствий научно-технического прогресса. 2. Инженерная деятельность, мышление и формирование технократических представлений в развитии общества. 3. Проектирование, конструирование как виды инженерной деятельности. Научное открытие. Дизайн. 4. Виртуальная реальность как социокультурный элемент в информационном обществе.
Современный этап в развитии общества называется информационным обществом. Он характеризуется тем, что техника проявляется себя и используется буквально во всех сферах общественной жизни. Работник, ищущие смысл и прочее, могут считаться смутьянами на предприятиях 2-ой волны, но предприятия 3-ей волны не могут работать без них. 1) негативной влияние на эмоциональность человека; 2) машина подвергает человека процессу расчленения; 3) техника наносит страшные удары гуманистическим идеалам. Ясперс: 1) техника помогает в труде; 2) отчуждение труда как жизнедеятельности; 3) отчуждение людей друг от друга. Ясперс писал о таком демонизме техники. 1. Производственная сфера. Сохраняется отчуждение труда. 2. Социальная сфера. Стираются классовые различия, но происходит других социальных групп. Формируется и давно существует массовое общества. Очень хорошо охарактеризовал в работе «Восстание масс». «Массовое общество – совокупность лиц, невыделенных ничем, гордятся своей заурядностью, навязывают всем свою волю». В духовной сфере господствует массовая культура с её примитивностью, зрелищность, обращениям к инстинктам человека. Результатом массового общества и массовой культуры является утрата индивидуальности. Утрата подлинной духовности или сведение к религиозности и суевериям. Духовность – внутренний субъективный мир человек, мир его мыслей, чувств, переживаний, сомнений, мысли о себе самом. Упадок образования. Технические мышление формируется с развитием общества. Дальше оно совершенствуется. Основывается на смекалке, обыденном опыте ловкости человека. Инженер – специалист, занятый инженерной деятельность. К той деятельности относятся прикладные исследования, планирование, проектирование, изготовление технических сооружений, вопросы с ремонтом, обслуживанием, утилизацией. Инженерная деятельность ориентируется на науку. Причём эти научные знания опредмечиваются в технических объектах. Мировоззренческая позиция – техницизм и сциентизм. Сциентизм ориентируется на науку. Выделяются 4 основные типа профессионально мышления: 1) концептуальный – ум философа, логика математика; 2) 3) социальный; 4) производственно-технологический. Инженерное мышление – способ оперирования техническими понятиями и естественно-научными знаниями. Характерно для современно инженерного мышления отказ от потребительского отношения к природе. Новый тип цивилизации, связанный с компьютерной революцией, взывает к гуманизации общественной жизни. Оно имеет системный характер. Основные виды инженерной деятельности: проектирование и конструирование. Проектирование – деятельность человека по созданию проекта (прообраза) предполагаемого объекта. Результатом проектирования выражается в знаковой форме (тексты, чертежи, расчёты, модели и так далее). А результат конструирования выражается в материальной форме в виде опытного образца, с помощью которого уточняются, совершенствуются знаковые формы проектирования. Конструирование – деятельность по созданию материальных образов объектов для него характерны какие-то материальные объекты или натурные одели. Дизайн (содрано с английского языка – конструкция) – художественное конструирование промышленных объектов. Изобретение – новое достижение в процессе познания природы, установление закономерностей и свойств материального мира.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (677)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |