Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6. Государство как политический институт



2016-09-17 376 Обсуждений (0)
Лекция 6. Государство как политический институт 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Источники современной концепции государства – просветители, которые отделили государство от персоны правителя и народа. Идея делегирования для достижения общественного блага.

Современные подходы:

1) Правовое государство: система права, суверенитет публичной власти

2) Исторический с точки зрения эволюции

3) Социально-антропологический. (Вебер). Государство как тип социальной организации в контексте общества

4) Собственно-политологический.

- плюрализм. Основа государства – поиск компромисса между конкурирующими соц группами. Форма нахождения компромисса: разделение властей, выборы

- корпоративизм (Шмитт). Государство как единое целое. Несмотря на различные интересы, приоритет – государство. Централизованное государство вместе с корпорациями – рычаги власти. На постоянной основе корпорации принимают решения

- марксистский. Государство выражает интересы только господствующих классов. При чрезвычайных обстоятельствах – независимо от классовых интересов.

Территория, власть, народ – признаки государства, + наличие бюрократического аппарата, наличие символов государства, фискальная функция

Функции государства:

Внутренние:

- охранительная (охрана правопорядка)

- хозяйственная

- идеологическая

- социальная

Внешние:

- поддержание отношений с другими государствами и негосударственными международными структурами

- внешнеэкономическая

- военная (обеспечение национальной безопасности на своей территории, наступление, разведка, миротворчество, АТО)

Государство создает своим субъектам благоприятные условия для действий в рамках государственных институтов. Административные возможности государства могут быть ограничены доминирующими коллективными общностями.

Осуществление гос. Политики определяется формальными правилами, институциональным регулированием, способностью обеспечивать ресурсами.

Политические альтернативы конфликтующим группам для достижения компромисса. Приоритетное положение в отношении коллективной общности.

Функция распределения и перераспределения ресурсов.

Формы правления, типы гос. Устройства

Типы:

1) Унитарное государство (Египет, Франция, Великобритания)

2) Конфедерация. Центр наделяется полномочиями в зависимости от воли государств. Сосредоточие всех функций в руках центра власти. Административно-территориальные единицы не обладают политической независимостью

Управление территориями из центра – деконцентрация. Уполномоченные органы контролируют местную власть.

Децентрализация.

Автономные образования имеют больше полномочий.

3) Федеративное. Наличие двух государственных уровней, между которыми распределены полномочия.

Федеральный уровень – полнота суверенитета, внешний суверенитет.

Местная власть не имеет внешнего суверенитета.

Разграничение полномочий – договорный, конституционный

Каждый субъект имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов, подобно федеральному уровню.

Федерализм предполагает строгое распределение компетенций между федеральными органами и субъектами. Полномочные представители выявляют иногда несоответствие законодательств.

Тенденции развития:

- унитарные государства тяготеют к децентрализации. А федерации – наоборот.

Форма правления:

1) Монархия. Власть по наследству или ограниченному кругу лиц

- абсолютная (саудовская Аравия или Брюней)

- ограниченная (конституционная): дуалистические ограниченная. Кроме монарха – парламент издает законы, утверждает бюджет. Монарх – право вето в отношении любого решения, назначение и смещение кабмина (Марокоо)

Парламентская. Роль монарха крайне мала, в основном представительские функции

2) Республика.

- парламентская. Парламент – руководящий орган, формирует правительство, которое перед ним отвечает. Выбора одновременно решают вопрос и о составе парламента, и о составе правительства. Парламент может распустить прав-во. Глава парламента входит в Нижнюю палату, избирается всеобщим голосованием и может распустить нижнюю палату. Представительные функции – Президент, реальная власть – премьер-министр. Прав-во имеет право законодательной инициативы, а иногда – право вето на законопроекты. Право независимо от главы гос-ва.

- президентская. Строго соблюдается принцип разделения властей (США, Аргентина). Разграничение полномочий установлено конституцией. Исполнительная власть – Президент. Он одновременно и глава прав-ва, и глава гос-ва. Президент и парламент избираются независимо. Президент отвечает перед народом. Парл. Не имеет права отзыва президента (за исключением импичмента), но имеет всю полноту законодательной власти + бюджетные полномочия. Президент не в праве распускать парл. Есть право вето, которое парл. Может преодолеть. Президент избирается внепарламентским путем. Прав-во осуществляет вспомогательные функции, задачи ставит президент.

- смешанная. Велика роль Президента. Он избирается на всеобщих прямых выборах, назначает прав-во, которое опирается на парламентское большинство. Премьер-министр назначается президентом. Прав-во отвечает и перед парл., и перед Президентом. Партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства могут не совпадать. Президент может распустить парламент (Нижняя палата) и назначить новые выборы. Право вето на акты парламента. Имеет законодательную инициативу. Разные сроки нахождения у власти парламента и президента.

Тенденции развития современного гос-ва:

- сочетание правового и социального гос-ва

- дальнейшее разрешение противоречий между гуманистическими целями и реальным содержанием политических акций

- экологические проблемы

- ограничение испытания оружия массового поражения

- демография, миграция

- религиозные тенденции

- соотношение внешнего и внутреннего суверенитетов (Каталония)

- стадия постмодерна. Усиление нестандартных культурных образцов поведения.

- коммерциализация гос управления. Использование бизнес-механизмов.

- сетевые подходы. Гос-во как исполнитель инициатив общества.

 



2016-09-17 376 Обсуждений (0)
Лекция 6. Государство как политический институт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6. Государство как политический институт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)