Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутреняя конструкция и художественная структура книги



2016-09-17 950 Обсуждений (0)
Внутреняя конструкция и художественная структура книги 0.00 из 5.00 0 оценок




Титульный лист. Обычно титульный лист является первой страницей книжного блока. В таком виде он появился в конце XV века и был главным информационным элементом, содержащим сведения о книге.

Титульный лист содержит данные, рассчитанные в первую очередь на читателя, а также на книгопродавца, библиотекаря и библиографа. К таким данным относятся:

1)обозначение серии (если издание серийное);

2) фамилия автора (группы авторов);

3) название книги и подзаголовки, если они имеются;

4) издательское обозначение членения издания (если издание делится на отдельные тома, части, книги, выпуски и т.д.);

5) обозначения повторности и переработки издания;

6) указание языка, с которого книга переведена, и фамилия переводчика;

7)фамилия художника-иллюстратора;

8)название издательства;

9) место и год выпуска издания.

По характеру оформления титульный лист может быть: шрифтовым, декоративно-шрифтовым и сюжетным (иллюстрированным).

Композиция титульного листа должна отвечать общему смысловому и пространственному строю издания. Композиционная связь титула с обложкой или переплетом обычно ярко проявляется в расположении элементов, характере шрифта. Для более тесной связи титульного листа с внутренним оформлением все элементы его композиции строят в пределах выбранного для издания формата полосы набора.

Варианты композиционного построения титульного листа:

а)симметричное, которое создает устойчивую, стройную композицию (образцы изданий 17-19 вв.)

б) ассиметричное построение может быть нескольких видов:

- флаговое – все элементы титула выключены в один край по оси (вправо или влево).

- построение титула с несколькими осями для отдельных групп элементов титула;

- свободная верстка текста на титуле (без привязки к осевым линиям).

Авантитул. При наличии в книге титульного разворота первая страница остается свободной и называется авантитулом. На нем обычно помещают издательскую марку, эпиграф, посвящение, название или подзаголовок произведения, место издания, год и название издательства.

Титульный разворот. Различают одинарные, разворотные и двойные титульные листы. Одинарный титульный лист занимает первую страницу первой тетради издания. Титульный разворот занимает вторую и третью страницу издания в тех случаях, когда оформляют:

а) серийные издания;

б) многотомные собрания сочинений;

в) переводные издания;

г) юбилейные и подарочные издания.

В зависимости от типа и вида издания, характера оформления титульные развороты подразделяются на: контртитул-титул, фронтиспис-титул, иллюстрационный титульный разворот.

На двойных титульных листах текст или изображение начинается на левой стороне титульного разворота, а заканчиваются на правой.

Конртитултитул. Контртитул – дополнительный титул, применяемый, как правило, в многотомных переводных или подарочных изданиях. Размещается на левой стороне титульного разворота.

В многотомных изданиях на контртитуле помещают данные, которые принадлежат всему изданию, а на титуле – данные, которые относятся только к отдельному тому.

В переводных изданиях данные на контртитуле те же, что и на титульном листе, но набираются языком оригинала.

Фронтиспис-титул. Фронтиспис – (фр. – вступительная иллюстрация, ударение на последнем слоге). Как правило, иллюстрация в книге, помещенная на левой стороне титульного разворота.

Обычно эта иллюстрация носит обобщающий характер и выражает основную идею книги. Она иллюстрирует главное событие или отображает главное действующее лицо произведения. Часто на фронтисписе помещают портрет автора книги.

В научных изданиях на фронтисписе могут быть размещены фотографии, схемы и карты.

Иллюстрационный титульный разворотнасыщенный рисунком разворот, когда рисунок и текст создают единое композиционное поле. Активно используется в детской литературе.

Оборот титульного листа. На оборотной стороне титульного листа в верхнем левом углу размещают библиотечный шифр и классификационный индекс, в нижнем левом углу ISBN, в нижнем правом углу- конвенционный знак охраны авторского права ©.

В центре оборота титульного листа могут располагаться: имена авторов (четырех или более) имя составителя (составителей), имя ведущего редактора, художника-оформителя, аннотация, макет каталожной карточки, который по необходимости может быть перенесен на последнюю страницу издания.

Оборотная сторона титула и начальная полоса должна находиться в неразрывной композиционной связи.

Посвящение, эпиграф. Посвящением называют подпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается. Во всех случаях посвящение помещается после заглавия произведения до его текста.

Посвящение обычно набирают на сниженный формат и заверстывают на отдельной нечетной полосе после титула со спуском 1-2 кв. с чистым оборотом. Иногда заверстывается на первой текстовой полосе в счет спуска, но обязательно над всеми заголовками.

Эпиграф – это цитата, выражающая основную мысль книги, части или главы. Всегда набирается на зауженный формат шрифтом меньшего кегля, часто курсивом. В кавычки текст эпиграфа не заключают. Эпиграф ко всему произведению набирают на первой текстовой странице над первым заголовком за счёт спуска. Эпиграфы к частям и главам завёрстывают под названиями глав с достаточной отбивкой от рубрик и от текста.

Предисловие. Вступительная статья. Предисловие – элемент аппарата издание содержит информацию про значительность темы издания, его назначение и возможности использования, про отличие произведения от иных авторов на эту или подобную тему.

При наличии в издании нескольких предисловий порядок их размещения следующий: 1) предисловие издательства; 2) предисловие редактора; 3) предисловие автора к переводному изданию; 4) предисловие автора к оригинальному изданию.

Вступительная статья – часть аппарата издания, в которой раскрывается значимость книги в целом, ее связь с жизнью, дается краткая оценка, информация об авторе, его биографии и творчестве.

Предисловие и вступление набирают меньшим кеглем, чем основной текст, иногда не зауженный формат.

Шмуцтитул. Шмуцтитул помещается внутри книги (после титульного листа) в качестве рубрикационной ступени, делящей произведение на самые крупные части или разделы. Для шмуцтитула обычно отводится отдельный лист, на котором размещают заглавие части или раздела. На обороте листа иногда располагают шмуцтитульную иллюстрацию, или оставляют ее чистой.

В некоторых изданиях шмуцтитул заменяют «шапкой» — заголовком вверху полосы набора.

Чистую не заверстанную текстом полосу перед шмуцтитулом оставлять нельзя.

Начальная (спусковая) полоса. Начальная полоса в книге – это полоса набора, с которой начинается текст всей книги, главы или раздела. Начальная полоса называется спусковой, если текст на ней напечатан ниже верхней границы полосы набора. Незапечатанное пространство вверху текста называют спуском.

Существуют несколько видов конструкции начальной полосы:

1. Начальная полоса короче обычной полосы (открытый спуск). Воздух – это сигнал о начале новой части.

2. Начальная полоса такая же как все остальные, но на ней помещен крупный инициал.

3. Ширина начальной полосы уже остальных полос по внешнему или внутреннему полю.

4. Ширина полосы увеличена за счет внешнего бокового поля страницы.

Инициалыбывают чисто шрифтовые (наборные, рисованные), орнаментированные, декоративные, сюжетно-тематические и др.

В начальные полосы вводят образные элементы, связанные с содержанием книги.

Для оформления спуска используют типографские наборные линейки: светлые, двойные, узорные, составленные из наборных украшений или рисованные, орнаментальные, предметно-декоративные, эмблематические или сюжетно-тематические.

Основное назначение линейки в оформлении начальной полосы – быть верхней опорной линией полосы и выделять пробел спуска.

Рекомендованные пробелы спуска - 1:4 или 1:3 высоты полосы набора.

Заставка – распространенное средство оформления начальной полосы. С ее помощью можно настроить читателя на восприятие текста, вызвать ассоциации, близкие к литературному произведению, передать национальный колорит, дать представление об исторической эпохе.

Заставки бывают орнаментальными, эмблематическими, предметно-декоративными или сюжетно-тематическими.

Если начальных страниц в книге несколько, то размеры первого спуска должны соответствовать размерам остальных спусков.

При разном количестве строк заголовков на спуске используют следующие приемы оформления:

а) заголовки ставят не у текста, а посередине спускового пробела не на всю ширину полосы;

б) заголовок ставят «шапкой», в самом верху формата не на всю ширину полосы набора.

Концевая полоса. При наличии в книге нескольких глав или частей каждой последующей начальной полосе предшествует концевая полоса. Идеальное отношение текста к белому полю – 1:2 или 2:1.

Композиционное построение концевой полосы может иметь 3 варианта:

1) Свободное от текста место ничем не заполняется.

2) На свободном от текста месте помещается концовка.

3) Текст концевой полосы набирается в виде какой-либо фигуры.

По характеру концовки могут быть декоративными, орнаментальными, предметно-декоративными, предметно-эмблематическими, сюжетно-тематическими.

Обязательно должна учитываться зрительная тяжесть концовки, которая зависит как от размеров, насыщенности цветом, манеры выполнения, так и от величины оставшегося белого поля страницы.

Определенную сложность для оформления представляет разворот: концевая – начальная полосы. Такой разворот характерен диагональным расположением белых пробелов. Для установления оптимальных размеров этих пробелов используются художественные и технические средства оформления. В случаях, когда концовка и заставка носят сюжетно-тематический характер, они не должны вступать между собой в случайное сюжетной взаимодействие.

Текстовый разворот. Разворот, а не отдельные страницы, из которых он состоит – основа всех книжных композиций. Чтобы создать наилучшие условия для чтения текста, необходимо найти размеры и пропорции наборной полосы и обрамляющие ее поля.

Размер наборной полосы устанавливается от размера самой полосы, от кегля и гарнитуры шрифта, характера текста, условий пользования книгой. Форматы полос набора, раскладки полей книжных изданий даны в трех вариантах оформления. Варьируя гарнитуры, начертания, кегли шрифтов, размеры полей, ширину полосы набора и межстрочные расстояния, можно добиться разнообразного зрительного эффекта в композиции наборной полосы.

Большим своеобразием отличается композиция разворота, в котором наборные полосы состоят из нескольких колонок.

В композиции разворота необходимо учитывать наличие колонцифр, колонтитулов, рубрик на полях, маргинальных иллюстраций.

Колонцифра. Выбор шрифта и места для колонцифры (порядкового номера страницы) зависит от того, какова ее роль и назначение в издании.

В изданиях с несложной рубрикацией читатель редко пользуется колонцифрой для нахождения отдельных частей текста (детская, художественная литература, словари).

В учебных, справочных, научных изданиях колонцифра становится справочным элементом, поэтому ее можно выделять кеглем и начертанием шрифта, заметным расположением на странице.

Выбор места для колонцифры зависит и от общей конструкции книги. Колонцифра, расположенная на нижнем поле будет более заметна у внешнего края полосы набора, чем в центре. Колонцифры, заверстанные к корешковому полю, будут наименее заметны.

Колонцифры всех видов не ставят на титуле, контртитуле, фронтисписе, авантитуле, шмуцтитулах, на пустых полосах (оборот титула, шмуцтитула); на концевых полосах; на полосах с выпускными данными; полосах, полностью занятых иллюстрациями.

Колонцифры не ставят на вклейках, которые не входят в счет страниц издания.

Верхние колонцифры не ставят на спусковых полосах, нижние колонцифры не ставят на всех концевых полосах.

Колонтитул. Колонтитул – текстовые строки, помещенные над основным текстом каждой страницы издания. Они служат для облегчения пользования изданием, иногда – для улучшения его оформления.

На развороте на левой странице дают обычно менее подвижные заголовки (фамилии авторов, названия частей, глав), на правой – заголовки, меняющиеся в зависимости от изменения содержания текста на странице. В современных изданиях колонтитулы, которые имеют только декоративное значение (так называемые «мертвые») почти не используют. Колонтитулы с колонцифрами или без них всегда входят в размер полосы набора. Колонтитулы не размещают на всех титульных страницах издания, на пустых страницах, на начальных страницах издания со спуском.

Колонлинейки – это линейки или украшения, которые размещают над текстом, как элемент художественного оформления. Часто с колонлинейками компонуют колонцифры.

Норма. Сигнатура. Нормой называют краткое обозначение заказа (фамилия автора, первые слова названия или номер заказа) устанавливаемое на первой полосе каждого печатного листа (кроме первого) и облегчающее операцию комплектовки блоков.

Норму всегда набирают кг.6 любой гарнитуры и устанавливают в левом нижнем углу первой полосы печатного листа вслед за сигнатурой.

Сигнатура — это порядковый номер печатного листа издания, необходимый для облегчения выполнения типографских операций (печать, фальцовка, комплектовка блоков).Набирают цифрами кг.8 и устанавливают в левом нижнем углу первой и третьей полос каждого печатного листа. На третьей полосе листа после сигнатуры набирают без отбивки от неё звёздочку.

Содержание – оглавление. Содержание – перечень произведений в издании. Оглавление – перечень рубрик произведений.

Оглавление отражает общую архитектонику (построение) издания и его рубрикацию и помогает читателю быстро ознакомиться с составом и содержанием книги, найти нужную часть текста.

Логическое осмысление текста, учет читательской категории и условий работы над книгой должны помочь правильному подходу к оформлению издания.

От типа издания, его построения, объема и условий пользования зависит размещение оглавления — в начале или в конце книги.

В детских изданиях, художественной литературе содержание часто располагается в конце книги. В научных изданиях большого объема, учебных, справочных, энциклопедических изданиях оглавление располагают в начале издания.

Для более быстрого ознакомления с составом книги узловые рубрики содержания могут быть вынесены на сторонки футляра, суперобложки, обложки, форзац, титульный лист, шмуцтитулы и даже на начальные полосы.

Страница с выходными и выпускными данными. На концевой полосе, обычно в нижней её части печатаются следующие выходные сведения:

а) имя, отчество и фамилия автора или составителя;

б) заглавие;

в) имена лиц, принимавших участие в создании книги: инициалы и фамилии ведущего редактора, художника-оформителя, художественного редактора, технического редактора, корректора.

В выпускных данных помещают:

а) дата сдачи оригинала в набор;

б) дата подписания издания в печать;

в) формат издания в виде формата бумаги и доли листа;

г) вид и номер бумаги;

д) гарнитура;

е) вид печати.

ж) обьём книги в условных печатных листах, приведённых к формату 60х90;

з) обьём книги в учётных издательских листах;

и) тираж;

к) номер заказа полиграфического предприятия;

л) название и адрес издательства;

м) название и адрес полиграфического предприятия.



2016-09-17 950 Обсуждений (0)
Внутреняя конструкция и художественная структура книги 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутреняя конструкция и художественная структура книги

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (950)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)